Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:53, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности обучения русских студентов в немецких университетах в XVIII веке.
Задачи:
- определить общие показатели поездок русских студентов в немецкие университеты;
- охарактеризовать социальные связи русских студентов внутри немецких университетов, особенности университетских программ;
- выявить историю подготовки студенческих поездок.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….3
глава 1. Университеты германии XVIII века и зарождение связей с Россией
1.1. Система университетов Германии в XVIII веке……………….….7
1.2. Первые русские студенты (эпоха Петра I)…………………….....10
Глава 2. Русское студенчество в послепетровский период
2.1. Академические поездки…………………………………………...17
2.2. Поездки студентов из Малороссии…………………………….…22
2.3. Роль Кенигсбергского университета………………………….….25
Глава 3. Русские студенты в немецких университетах в царствование Екатерины II ……………………………………..…..28
Заключение…………………………………………………………….42
Список использованных источников и литературы..45
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
глава 1. Университеты германии XVIII века и зарождение связей с Россией
1.1. Система университетов Германии в XVIII веке……………….….7
1.2. Первые русские студенты (эпоха Петра I)…………………….....10
Глава 2. Русское студенчество в послепетровский период
2.1. Академические поездки…………………………………………...17
2.2. Поездки студентов из Малороссии…………………………….…22
2.3. Роль Кенигсбергского университета………………………….….25
Глава 3. Русские студенты в немецких университетах в царствование Екатерины II ……………………………………..…..28
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы..45
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Традиция обучения российских студентов в немецких университетах берет начало с петровских времен. Русские студенты появились за рубежом на полвека раньше создания первого университета в России - Московского - и на сто лет опередили возникновение системы университетского образования в России1.
В XVIII веке происходил процесс постепенного осознания русским обществом ценности и необходимости университетского образования, завершившийся складыванием системы российских университетов2. Этот процесс начался с петровских реформ, которые принесли в русскую жизнь представление об университете как о таком образовательном учреждении, которое способно влиять на развитие общества и государства2. А со второй половины XVIII в. университетский круг наук постепенно становился элементом воспитания просвещенного дворянства, а немецкие университеты стали рассматривались как место обучения кадров для русской науки3.
Проблемы изучения русского студенчества за границей и, в особенности, в Германии, неоднократно привлекали внимание исследователей4. Тем не менее, считать эту тему исчерпанной нельзя. В основном внимание авторов привлекали отдельные персоналии. Например, говоря о XVIII веке, это Ломоносов и Радищев. Однако необходимы более общие работы, которые учитывали бы всех русских студентов, учившихся в немецких университетах в рассматриваемый период и могли мы выявить некоторые тенденции и закономерности процесса5.
В первой половине XVIII столетия русские студенты обучались в 8 университетах Германии. Затем список немецких университетов, в которых обучались русские студенты, расширился. Наибольшее количество студентов в XVIII в. получало подготовку по медицине, на втором месте шел философский факультет, а юридический - на третьем место6.
Общее количество русских студентов в немецких университетах за период с 1698 по 1849 гг. составило 926 человек. Интересно заметить, что общее количество студентов, учившихся в Московском университете за XVIII век, примерно соответствует числу студентов той же эпохи за границей. Таким образом, уже одно это позволяет сделать вывод о весьма существенном вкладе немецких университетов в образование русского общества.
Объектом исследования служит университетское образование в Германии в XVIII в.
Предметом исследования: особенности обучения русских студентов в университетах Германии в в XVIII в.
Цель работы: изучить особенности обучения русских студентов в немецких университетах в XVIII веке.
Задачи:
- определить общие показатели поездок русских студентов в немецкие университеты;
- охарактеризовать социальные связи русских студентов внутри немецких университетов, особенности университетских программ;
- выявить историю подготовки студенческих поездок
Хронологически работа охватывает период с конца XVII до конца XVIII века. Начало периода обусловлено началом возникновения регулярных поездок русских студентов в немецкие университеты, которое падает на самый конец XVII века. Конец периода – изданием 9 апреля 1798 г. указа, запрещавшего обучение российских подданных в любых образовательных заведениях за границей.
Степень изученности темы.
В отечественной историографии тема студенческих контактов с университетами Германии XVIII в. звучала в биографических трудах о выдающихся русских ученых, писателях, общественных деятелях. В 1950-60-е гг. вышли в свет монографии В.В. Куприянова7, Б.Е. Райкова8, Т.А. Лукиной, посвященные русским ученым XVIII в. К.И.Щепину, В.Ф. Зуеву, А.П. Протасову, И.И. Лепехину9, в которых освещался период их учебы в немецких университетах. Из многочисленных работ, затрагивающих проведенные в Германии студенческие годы М. В. Ломоносова, наиболее фундаментальными являются книги А. А. Морозова и М.И. Сухомлинова10. Новые архивные материалы по делу Радищева собрал в своей книге А. И. Старцев11. Серия книг посвящена русским академикам XVIII в., большая часть которых получала образование в немецких университетах59. В этих книгах авторами использованы отчеты студентов из архива Академии наук, обрисована среда немецких университетов, в которых те учились. В.И. Осипов систематизировал сведения об академических командировках12.
Современные отечественные исследователи ведут разыскания о заграничных поездках русских студентов в их различных аспектах: В.И.Осиповым представлен подробный обзор всех командировок студентов Петербургской Академии наук в немецкие университеты в течение XVIII в. на основе документов из академического архива. Ю.В.Костяшов и Г.В.Кретинин в книге «Петровское начало: Кенигсбергский университет и российское просвещение в XVIII в.» исследовали русских студентов в Кенигсбергском университете. А.Е.Иванову принадлежит постановка проблемы о «российском академическом зарубежье» как о феномене русской общественной жизни и культуры, начало которого он усматривает в XVIII в.13
В 2005 г. вышло в свет монографическое исследование Ю.А. Андреева.14
Источниковая база работы.
Публикации личных материалов, связанных с учебой русских студентов в Германии XVIII века, встречаются редко15. Мемуарным источником о жизни русских студентов в Лейпцигском университете в 1767-1771 гг. является произведение А.Н. Радищева «Житие Федора Васильевича Ушакова»16. Значительные по своей источниковой ценности публикации дневников и переписки русских студентов относятся уже к началу XIX века: это, прежде всего, вышедшие в серии «Архив братьев Тургеневых»17 дневники и переписка братьев Тургеневых.
глава 1. Университеты германии XVIII века и зарождение связей с Россией
1.1. Система университетов Германии в XVIII веке
К рубежу XVII-XVIII века, т.е. началу периода посещения немецких университетов русскими студентами, Германия подошла с развитой университетской системой, отличавшейся самой густой плотностью в Европе, и хотя и разделенной по конфессиональному и территориальному признаку, но сохранявшей очень устойчивые общие черты: система четырех факультетов, академические привилегии и ученые степени, близость и зависимость высшей школы от государства, т. е. всем тем, что объединяло немецкие университеты в единую систему18.
Основу этой системы составляли университеты, лежавшие на территории «Священной Римской империи германской нации» или, как она короче называлась в XVIII веке, Германская империя. Однако сеть немецких университетов была шире. Историки относят к ней еще, по крайней мере, три университета, игравших исключительно важную роль в образовательных поездках русских студентов: Кёнигсбергский университет, который, возникнув на территории Пруссии, объединенной затем с герцогством Бранденбург в одноименное королевство, лежал вне границ Священной Римской империи; Страсбургский университет, основанный в 1621 г. еще в составе империи, но с 1681 г. отошедший к Франции; и Лейденский университет, возникший в 1575 г. и лежавший на территории республики Соединенных Нидерландских штатов (Голландии).
С начала XVIII в. сложившаяся традиция направляла студентов из России в протестантскую часть Германии. При этом наибольшей привлекательностью пользовались те университеты, которые поддерживали внутри себя в XVIII в. принцип равного отношения к представителям всех конфессий: Галле, Гёттинген, голландский Лейден, французский Страсбург. В XVIII в. русские студенты, вероятно, именно по конфессиональным причинам обходили католические университеты, в особенности те, где правили иезуиты.
В XVIII веке в немецких землях насчитывалось 22 протестантских университета. Восемь из них - Гейдельберг, Эрфурт, Лейпциг, Росток, Грайфсвальд, Тюбинген, Франкфурт-на-Одере и Виттенберг - были основаны еще до Реформации19.
Длительное время крупнейшим протестантским университетом империи оставался Виттенберг, но он в XVIII в. постепенно клонился к закату. Еще девять немецких университетов были основаны в XVI-XVII вв. - Марбург, Кенигсберг, Иена, Гельмштедт, Герборн, Гиссен, Ринтельн, Альтдорф, а также Страсбург. После Тридцатилетней войны, когда многие немецкие государства пришли в упадок и преимущество в привлечении студентов оказалось на стороне наименее разоренных земель, возникли университеты в Киле и Дуйсбурге. В конце XVII и в ходе XVIII в. были основаны еще три университета, на облик которых уже непосредственно повлияли идеи Просвещения - Галле, Гёттинген и Эрланген.
Значительная часть из названных университетов представляла собой «земельные образования», круг действия которых был ничтожен, а средневековые пережитки до того затрудняли развитие науки и преподавания, что лишали их какой бы то ни было привлекательности в глазах иностранных студентов. Совершенно ничтожными университетами, где в течение года слушали лекции всего не более 100 студентов, в этом смысле были Герборн, Ринтельн, Грайфсвальд, Дуйсбург - русских студентов в них попросту не могло быть, поскольку и своих собственных здесь едва хватало.
К малым университетам (с посещаемостью от 100 до 200 студентов) относились Киль, Альтдорф, Росток, Эрфурт, Гейдельберг, Франкфурт-на-Одере, Гиссен, Марбург, а также Эрланген. Единичные посещения в XVIII в. русскими студентами зафиксированы во всех этих университетах, но, как правило, это было связано с тем, что отпрыски российских немцев возвращались получать образование в те земли, откуда родом были их предки.
Среднюю группу немецких протестантских университетов, в которых число одновременно учившихся студентов составляло от 200 до 400 человек, образовывали Гельмштедт, Тюбинген, Страсбург, Кенигсберг и Виттенберг. У каждого из этих университетов были свои причины привлечения русских студентов.
Наконец, к четырем самым значительным по числу студентов университетам Германии, где в XVIII в. одновременно училось от 600 до 1000 человек, относились Лейпциг, Иена, Галле и Гёттинген. Географически они образовывали группу «средненемецких» университетов, находившихся между собой в тесной конкуренции, безусловно влиявших друг на друга и определявших, тем самым, пути дальнейшего развития немецких университетов20.
В католических университетах Священной Римской империи, которых на ее территории в XVIII в. насчитывалось 20, имелось всего два случая обучения русских студентов: в университетах Фрейбурга в Брайсгау и Вюрцбурга (Бавария). Только во второй четверти XIX в. действительно значимым для россиян станет посещение Мюнхенского университета.
Изменения в науке и философии XVIII века значительно повлияли на то, какой конкретный облик получил модернизированный университет. Первый из них был основан в Галле в 1694 г. прусским двором, а вторым в княжестве Ганновер открылся Гёттингенский университет в 1737 г.
Успехи науки и высшего образования, достигнутые в Галле начала XVIII века, вводили в немецкое университетское пространство новое представление о «модернизированном» университете, несшем идеи Просвещения, развивающем внутри себя науку и тесно связанном с текущей общественной жизнью и потребностями времени21. Лучший пример такого рода в XVIII в. показывает феномен Гёттингенского университета. Именно здесь впервые занятия наукой были соединены с «благородным образом жизни просвещенного человека», культивируемым как профессорами, так и студентами.
Рубеж XVIII-XIX вв. в культурной жизни Германии ознаменовался мощным интеллектуальным движением (неогуманизм), которое декларировало как наиболее достойное из занятий человека «чистую науку»22.
Итак, немецкие университеты к XIX в. прошел исторический путь от средневековой корпорации до «исследовательского университета», объединения ученых и студентов ради науки, которое оказало мощное воздействие на высшее образование в мировом масштабе и вывело немецкие высшие учебные заведения в лидеры новых научных направлений, генераторы идей и форм развития науки во всем мире. Особенно быстро менялся облик немецкого университетского пространства в XVIII - начале XIX в., когда здесь сначала появились два реформированных университета в Галле и Гёттингене, а затем рубежным событием явилось основание университета в Берлине.
1.2. Первые русские студенты (эпоха Петра I)
Первые русские студенты за границей могут быть отнесены ко времени Петра I23. Главным событием конца XVII в., определившим реформаторские планы и устремления Петра I, явилось Великое посольство24 (март 1697 г. - август 1698 г.), во время которого значительное количество русских людей знакомились с плодами развития европейской цивилизации, в том числе и в области образования.
22 ноября 1696 г. в Москве был объявлен указ, адресованный придворным, в котором им было «сказано в разные государства учиться всяким наукам». Списки отъезжающих составлял сам Петр, включив туда отпрысков видных боярских фамилий: Голицыных, Куракиных, Долгоруких, Шаховских, Волконских, Трубецких и др. Петра больше всего интересовало, чтобы посланные учиться в Европу вернулись морскими офицерами или кораблестроителями. Такие интересы определили и выбор стран для обучения - Голландия и Англия, к которым добавлены еще итальянские города, где можно было учиться не только мореплаванию, но и архитектуре25.
Информация о работе Особенности обучения русских студентов в немецких университетах в XVIII веке