Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:53, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности обучения русских студентов в немецких университетах в XVIII веке.
Задачи:
- определить общие показатели поездок русских студентов в немецкие университеты;
- охарактеризовать социальные связи русских студентов внутри немецких университетов, особенности университетских программ;
- выявить историю подготовки студенческих поездок.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….3
глава 1. Университеты германии XVIII века и зарождение связей с Россией
1.1. Система университетов Германии в XVIII веке……………….….7
1.2. Первые русские студенты (эпоха Петра I)…………………….....10
Глава 2. Русское студенчество в послепетровский период
2.1. Академические поездки…………………………………………...17
2.2. Поездки студентов из Малороссии…………………………….…22
2.3. Роль Кенигсбергского университета………………………….….25
Глава 3. Русские студенты в немецких университетах в царствование Екатерины II ……………………………………..…..28
Заключение…………………………………………………………….42
Список использованных источников и литературы..45
Таким образом, подлинный интерес к немецким университетам пробудился в русском обществе в середине XVIII в., первоначально в среде дворянства Малороссии. С этого времени пребывание в немецком университете вошло в круг образования российских дворян и было связано с восприятием ими особого идеала просвещенного человека, в который входило обязательное знакомство с науками. Для обучения дворянами выбирались именно те университеты, дух которых наиболее соответствовал идеям Просвещения. Обучение русских студентов в Германии носило, как правило, длительный характер, предполагало серьезное изучение университетских предметов и этим отличалось от образовательных путешествий дворян той же эпохи.
В начале царствования Екатерины
II правительство предпринимало
Основным результатом «золотой поры» русского студенчества за границей в екатерининское время явилось массовое приобщение нескольких сотен уроженцев России к европейскому университетскому образованию. Интенсивность поездок на учебу в немецкие университеты (до 25 человек за год) никогда не была столь высокой. Максимальное количество русских студентов, одновременно учившихся в университетах Священной Римской империи, Лейдене и Страсбурге, оценивается порядка 60 человек. В число этих студентов входили представители различных социальных групп: от элиты дворянства до низших сословий, которые получили достаточно широкие возможности учиться в Европе за государственный счет. Начало царствования Екатерины II ознаменовалось рядом государственных инициатив, направленных на подготовку целых групп студентов в немецких университетах для различных областей государственной службы. В последующие десятилетия инициатива проведения таких экспериментов перешла от императрицы и государственных органов к отдельным представителям высшей знати.
Важным новшеством в отношении русского дворянства второй половины XVIII в. к университетскому образованию было признание ценности в нем всего круга энциклопедических познаний, ознакомление с которыми должно предшествовать формированию навыков светского поведения, которые ранее считались главными в воспитании дворянина. При этом, выбор того или иного университета диктовался степенью развития в нем идей Просвещения. То же влекло в эти университеты и будущих русских ученых и врачей. Наконец, на студенческие поездки из России в немецкие университеты оказывали влияние важнейшие внешние события европейской истории - для начала рассматриваемого периода это последствия Семилетней войны, для его окончания - события Французской революции. Именно последние определили резкий поворот как в правительственной политике, так и в обществе.
Однако 1798 г. поездки студентов из России в немецкие университеты полностью прекратились. Наблюдая революционные изменения в Европе, русское правительство в конце XVIII в. сделало радикальный переход от политики стимулирования европейского образования в России к мысли о его вреде и опасности. Колебания от представлений о необходимости западной науки для успешного поступательного развития России до боязни разрушительного влияния связанных с этой наукой идей на существующий строй будут свойственны образовательной политике в течение всей первой половины XIX в.
Список использованных источников и литературы
Источники
Литература
1 Кузнецов Б.И. «За наукой в чужедальние края»: первые русские студенты за границей //Родина. 2000. №10. С.34-38
2 Захаров КВ., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994. С.49
3 Петров Ф. А. Формирование системы университетского образования в России. Т. 1-4- М., 2003
4 Обзор общих тем и подходов в изучении русских студентов за рубежом см.: Иванов А. Е. Русское академическое зарубежье XVIII — начала XX века (к поста новке научной проблемы) // Источники по истории адаптации российских эмигрантов в XIX—XX вв. М., 1997
5 Осипов В. И. Русские студенты Петербургской академии в немецких университетах в XVIII веке // Памятники культуры: Новые открытия: Ежегодник РАН. 1996. M., 1998. С.7-29
6 Кузнецов Б.И. «За наукой в чужедальние края»: первые русские студенты за границей //Родина. 2000. №10. С.34-38
7 Куприянов В. В. К. И. Щепин - доктор медицины XVIII в. М.; Л., 1953. – 166 с
8 Райков Б. Е. Академик Василий Зуев, его жизнь и труды. М.; Л., 1955. – 146 с.
9 Лукина Т. А. И. И. Лепехин. М.; Л., 1965. – 98 с.
10 Неверов Я. М. Из воспоминаний // Русское общество 1830-х гг. в мемуарах современников. М., 1991- С. 169-186.
11 Старцев А. И. Радищев. Годы испытаний. М., 1990; Сухомлинов М.И. Ломоносов-студент Марбургского университета // Русский вестник 1861 Т 31 С 121-165.
12 Райков Б. Е. Академик Василий Зуев, его жизнь и труды. М.; Л., 1955; Лукина Т. А. А. П. Протасов - русский академик XVIII века. М.; Л., 1962; Лукина Т. А. И. И. Лепехин. М.; Л., 1965; Ушакова Н. Я., Фигуровский Н. А. В. М. Севергин. М., 1981. К ним примыкает книга о замечательном академическом студенте (правда, не ставшем академиком), враче и ботанике К. И. Щепине: Куприянов В. В. К. И. Щепин - доктор медицины XVIII в. М.; Л., 1953- Биографические материалы о других воспитанниках Академии наук, учившихся за границей, собраны в словаре Е. С. Кулябко «Замечательные питомцы Академического университета» (Л., 1977).
13 Русское академическое зарубежье XVIII - начала XX века (к постановке научной проблемы); Источники по истории адаптации российских эмигрантов в XIX-XX вв.» М., 1997
14 Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века / А.Ю. Андреев . – М. : ЗНАК, 2005 . – 432 с.
15 Иванов А. Е. Русское академическое зарубежье XVIII - начала XX века (к постановке научной проблемы) // Источники по истории адаптации российских эмигрантов в XIX-XX вв. М., 1997. С.184-213
16 Радищев А.Н. Житие Федора Васильевича Ушакова // Полное собрание сочинений. М.-Л., 1938. Т.1.
17 Тургенев А.И, Письма и дневник геттингенского периода (1802-1804) // Архив братьев Тургеневых. Вып.2. СПб, 1911; Тургенев Н.И. Дневники и письма. //Архив братьев Тургеневых. Вып.1. СПб., 1908.
18 Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. – М. : ЗНАК, 2005, с.57
19 Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. – М. : ЗНАК, 2005, с.59
20 Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. – М. : ЗНАК, 2005, с.61
21 Мюльпфорт Г. Система образования в Галле и ее значение для России // Немцы в России: русско-немецкие научные и культурные связи. СПб, 2000. С.159-169
22 Захаров КВ., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994, с.98
23 Кузнецов Б.И. «За наукой в чужедальние края»: первые русские студенты за границей //Родина. 2000. №10. С.34-38
24 ГузевичД., Гузевич И. Великое посольство. СПб., 2003, с.43
25 Кузнецова Н.И. Социальный эксперимент Петра I и формирование науки в России // Вопросы философии. 1989. №3. С.19-24
26 Богословский M. M. Петр I: Материалы к биографии. Т. 4- М., 1948. С. 304-306. См. также: Пыпин А. Н. Путешествия за границу времен Петра Великого // Вестник Европы. 1897- Кн. д. С. 248-249
27 Костяшов Ю. В., Кретинин Г. В. Петровское начало: Кёнигсбергский университет и российское просвещение в XVIII в. Калининград, 1999. С. 23
28 Гузевич Д., Гузевич И. Великое посольство. СПб., 2003. С.123.
29 Костяшов Ю. В., Кретинин Г. В. Петровское начало: Кёнигсбергский университет и российское просвещение в XVIII в. Калининград, 1999. С. 23
30 Мюльпфорт Г. Система образования в Галле и ее значение для России // Немцы в России: русско-немецкие научные и культурные связи. СПб, 2000. С.159-169
31 Кузнецов Б.И. «За наукой в чужедальние края»: первые русские студенты за границей //Родина. 2000. №10. С.34-38
32 Белокуров С. А., Зерцалов А. Н. Указ. соч. С. XXV
33 Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. – М. : ЗНАК, 2005, с.87
34 Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. – М. : ЗНАК, 2005, с.92
35 Морозов А.А. М.В.Ломоносов. Путь к зрелости. М.-Л., 1962, с.65
36 Кулябко Е. С. М.В.Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. М.-Л., 1962, с.9
37 Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. – М. : ЗНАК, 2005, с.112
38 Кулябко Е. С. М.В.Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. М.-Л., 1962, с.11
39 Там же, с.12
40 Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. – М. : ЗНАК, 2005, с.115
41 Кулябко Е. С. М.В.Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. М.-Л., 1962, с.13
42 Морозов А.А. М.В.Ломоносов. Путь к зрелости. М.-Л., 1962, с.70
43 Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. – М. : ЗНАК, 2005, с.118
44 Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. – М. : ЗНАК, 2005, с.119
45 Осипов В. И. Русские студенты Петербургской академии в немецких университетах в XVIII веке // Памятники культуры: Новые открытия: Ежегодник РАН. 1996. M., 1998. С. 12
46 Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. – М. : ЗНАК, 2005, с.123
47 Костяшов Ю. В., Кретинин Г. В. Петровское начало: Кёнигсбергский университет и российское просвещение в XVIII в. Калининград, 1999- С. 61
48 Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. – М. : ЗНАК, 2005, с.125
49 Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. – М. : ЗНАК, 2005, с.131
50 Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. – М. : ЗНАК, 2005, с.134
51 Там же, с.136
52 Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. – М. : ЗНАК, 2005, с.140
53 Там же, с.140
54 Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. – М. : ЗНАК, 2005, с.169
55 Старцев А. И. Радищев. Годы испытаний. М., 1990. С. 9
56 Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. – М. : ЗНАК, 2005, с.174
57 Старцев А. И. Радищев. Годы испытаний. М., 1990, с.102
58 Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. – М. : ЗНАК, 2005, с.179
59 Старцев А. И. Радищев. Годы испытаний. М., 1990, с.123
60 Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. – М. : ЗНАК, 2005, с.180
61 Старцев А. И. Радищев. Годы испытаний. М., 1990, с.125
62 Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. – М. : ЗНАК, 2005, с.190
63 Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. – М. : ЗНАК, 2005, с.197
64 Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половине XIX века. – М. : ЗНАК, 2005, с.201
Информация о работе Особенности обучения русских студентов в немецких университетах в XVIII веке