Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:27, дипломная работа
Анализ процесса перестройки, возглавляемой Михаилом Сергеевичем Горбачевым, ее достоинства и недостатки. Предпосылки экономического, социально-политического и международного кризиса в СССР накануне перестройки.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Предпосылки нового курса................................................................ 9
§ 1.1 Экономические предпосылки……………………………………………...9
§ 1.2 Социальные предпосылки……………………………………………….. 23
§ 1.3 Политические предпосылки……………………………………………... 33
§ 1.4 Международные предпосылки…………………………………………... 39
Глава II. Переход к перестройке……………………………………………. 48
§ 1.1 Гласность…………………………………………………………………. 48
§ 1.2 Новое политическое мышление………………………………………… 55
Заключение…………………………………………………………………….. 60
Список использованной литературы…………………………………………. 63
Возникновению работника индустриального общества соответствует новая система управления и производством, и общественной жизнью в целом. Такая традиционная мотивация к труду, как зарплата, перемещается с привычного первого-второго места на пятое-седьмое. На первый же план выходят содержание труда, возможность самореализации, перспективы профессионального и социального роста, психологический микроклимат в коллективе. Вместе с экономическим стимулированием все большую роль играет социальное регулирование деятельности людей, в том числе программы гуманизации труда и привлечения работников к управлению производством. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно, поскольку является непременным условием «производственного» прогресса, при котором происходит значительная трансформация традиционных социальных ролей: хозяин, администратор из «надсмотрщика», противостоящего наёмному персоналу, превращается в организатора творческой деятельности, «координатора серого вещества».11
Политический консерватизм, который существовал в СССР, парализовал жизнь общества, привёл к постепенному свёртыванию каких-либо экономических рычагов и замещению их административными методами хозяйствования.
Государственное
планирование доводилось до абсурда, что
нашло отражение в
Плохо объяснимая с сегодняшней точки зрения настоящая фетишизация самой идеи плана стала, прежде всего, следствием двух обстоятельств. Первое состояло в том, что наверху видели все признаки коррозии экономической системы: качество продукции основной массы товаров оставалось плохим, рентабельность высокой, а производительность труда низкой. Ресурсы и производственные мощности использовались крайне расточительно. Срочно требовалось найти выход из создавшегося положения. По заказу Совета Министров СССР в том же 1979 г. Был подготовлен аналитический доклад о состоянии и перспективах советской экономики. Документ, приготовленный на уровне заместителя Председателя Совета Министров СССР, содержал реальную картину тяжелого положения советской экономики и безрадостную перспективу ее развития. Все его положения подводили к необходимости экономической реформы в промышленности. Гнев и раздражение стали реакцией в Политбюро – академик В.А. Кириллин, заместитель Косыгина, руководивший подготовкой доклада, был снят с работы. Вскоре и сам Косыгин тяжело заболел, в начале 1980 г. ушел в отставку, а в декабре того же года его не стало.12
После окончательного утверждения идеологического консерватизма – и в этом состоял второй важный момент – сфера поиска приемлемых решений оказалась крайне сужена: ни о каких рыночных механизмах речь больше идти не могла, всё управление свелось к жёсткому администрированию, а правоверная следование идеологической догме окончательно вытеснило технократические и прагматические ценности. В этом «узком поле» консерватизм начинает лихорадочно агонизировать, а «спасательный круг» видится в ленинской идеи всеобщего и всеобъемлющего планирования, рождённой в годы военного коммунизма, которая приобретает поистине вселенский размах. Предприятия должны были руководствоваться новым «основным» показателем своей деятельности – объёмом нормативно-чистой продукции (НЧП), сменившим пресловутый «вал» (объём валовой продукции). Объём НЧП представлял собой часть оптовой цены изделия, которая включала заработную плату отчисления на социальное страхование и прибыль. Он должен был характеризировать результаты собственных усилий трудовых коллективов, стимулировать снижение материалоёмкости производства. На практике это привело к усложнению всей производственной системы, так как параллельно НЧП продолжали устанавливаться все прежние плановые показатели Кризис директивного планирования усугублялся и распространялся на все сферы жизни.13
А экономика продолжала развиваться экстенсивно, в её основе по-прежнему находились устаревшие, традиционные отрасли по производству продукции, в которых Советский Союз уже был «впереди планеты всей». СССР производил больше всех в мире стали, чугуна, кокса, железной и марганцевой руды. Устаревшие отрасли требовали колоссальных природных ресурсов – электроэнергии, металла, которые к тому же использовались не рационально, поэтому сырьевой сектор работал с перегрузками.14
Проблема усложнялась тем, что привычного за годы советской власти выхода из кризиса на путях экстенсивного развития экономики, больше не существовало. На рубеже 1970-80-х годов в стране добывалось всё больше и больше ресурсов. Так, добыча топлива с 1971 по 1980 г. увеличилась более чем в 4 раза газа более чем в 8 раз, а нефти почти в 7 раз. Нефть и газ лились на Запад настоящей рекой. Только от вывоза нефти страна поучала ежегодно около 16 млрд. долларов. Доля топлива и энергоносителей в общем объёме советского экспорта выросла с 15% в 1970 г. до 53% в 1985 г. Однако добывать топливо в северных районах страны становилось всё труднее, и в 1984 г. впервые годовая добыча нефти снизилась. Перспективы проедания ресурсов становились гораздо менее радужными. Падение цен на уголь и нефть на мировом рынке породило финансовый и бюджетный кризис в середине 1980-х годов.15
«Нефтедоллары» доставались нелегко, а тратились расточительно. На валюту закупались товары народного потребления, продукты, машины и оборудование, которое использовалось далеко не с полной отдачей. Значительная часть бюджетных средств «омертвлялась» на складах, в незавершённом капитальном строительстве (так называемых долгостроях). Масштабы планирования развития экономики росли исключительно быстро, но не подкреплялись более или менее разумным экономическим обоснованием. Народное хозяйство в конце 1970-х годов «съедало» более половины государственного бюджета против трети в послевоенные годы. Стали сокращаться средства, выделенные на социальные и образовательные нужды. При Брежневе доля на просвещение в государственном бюджете была меньше, чем даже перед войной. В то же время расходы на содержание бюрократических и управленческих структур постоянно росли.16
Разговоры
о необходимости
Деревня традиционно выступала донором экстенсивного развития промышленности. Вместе с тем пагубность социального экспериментирования, которая стала ощущаться ещё в начале 1960-х годов, так и не была преодолена. Несмотря на небывалые в прежние годы капиталовложения в деревню и направляемые туда усилия, молодёжь продолжала уезжать в город. Средний возраст сельских жителей неуклонно повышался. Особенно тяжёлое положение складывалось в Нечерноземье – огромной территории России, охватывающей 29 областей и автономных республик, где сельское хозяйство и социальная жизнь вступили в стадию деградации, где ещё в марте 1974 г. ЦК Совета Министров СССР принял постановление «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР». Меры, щедро профинансированные, находились в рамках прежних подходов. Прежде всего предлагалось строить крупные производственные комплексы. На развитие социальной сферы и на инфраструктуру средств выделялось значительно меньше. Это вело к тому, что сами по себе основы сельского быта продолжали оставаться тяжёлыми и неблагоустроенными.
Ситуация
в аграрной сфере продолжала ухудшаться.
Добавился длинный список неурожайных
лет. Но объяснить людям постоянные
перебои с продуктами одними только природно-климатическими
факторами становилось сложнее. Брежневская
программа мелиорации сельского хозяйства,
призванная бороться с их негативными
последствиями, продвигалась туго, с многочисленными
огрехами: нарушением естественного водного
режима, засолением, эрозией почв, заболачиванием
и т.п. Наверху понимали, что с сельским
хозяйством надо что-то делать, но поиски
выхода из кризиса обычно были традиционными.
Прежде всего – назначить «дельного»
секретаря ЦК по сельскому хозяйству.
Им в конце 1978 г. стал секретарь Ставропольского
крайкома КПСС М.С. Горбачёв, предложивший
очередной «рецепт» оздоровления аграрной
сферы под именем «Продовольственной
программы», принятой в 1982 г.18 Суть
её состояла в «комплексном» использовании
всего арсенала административно-
Лояльное отношение к частнику не стало сенсацией: меры по поддержке личных подсобных хозяйств проводились с конца 1970-х годов. Были сняты административные ограничения на величину приусадебного участка, количество поголовья, было разрешено брать кредит на строительство домов. Однако подтверждение этого курса даже в документе такого уровня не изменило сути вещей: председатели и чиновники из РАПО чинили частнику всяческие препятствия, поскольку видели в личном хозяйстве «отвлечение» от колхозного труда. Работа в своём хозяйстве по-прежнему должна была проходить в свободное время. Конечно же, ни о каком восстановлении разрушенного традиционного сельского уклада речь не шла: сельская администрация не помогла в заготовке кормов для скота из личных хозяйств, на селе практически исчезли пастухи, постоянно возникали проблемы с транспортом, чтобы вывезти с огорода картошку и другие продукты. Таким образом, «поворот лицом» к частнику остался пустым звуком, поскольку сохранилось отчуждение крестьянина от земли и результатов труда.20
Вместе с тем деньги из госбюджета лились на село рекой: при Брежневе в сельское хозяйство было вложено около 70% всех советских инвестиций в эту сферу. Значительная их часть оседала в РАПО всех уровней, но и та, которая доходила до производителя, зачастую использовалась в личных целях, а не вкладывалась в производство. Из оплаченных бюджетом стройматериалов возводились личные дома, обустраивалось подворье, велись коммуникации, из колхозов и совхозов растаскивалось всё, что плохо лежало. Кроме того, после принятия Продовольственной программы государство, пытаясь хоть как-то стимулировать сдачу сельхозпродукции, выделяло колхозникам лимиты на приобретение легковых автомобилей, телевизоров, стиральных машин и прочего дефицита. На селе стали жить богаче, но при отсутствии, как и в прежние годы, хороших бытовых условий и дорог. Однако продуктов в стране от этого больше не становилось.21
Экономика страны была не только экстенсивна, но и предельно милитаризована, «работала» в основном на военно-промышленный комплекс (ВПК). Гонка вооружений оказала огромное деформирующее влияние на экономическое развитие и структуру производства. Наша страна была вынуждена вступить в соревнование по производству вооружений с потенциальным противникам, уступая ему по экономическим возможностям в 6-8 раз. СССР предстояло конкурировать с государством, занимающим исключительно благоприятное геополитическое и географическое положение, имеющим возможность опираться на интеллектуальный и технологический потенциал всего Запада.22 СССР же должен был обеспечивать свою защищённость на традиционном сухопутном театре военных действий и одновременно создать новые средства ведения войны, ставящие под угрозу территорию потенциального противника.23