Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:41, лекция
История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.
Населяли Могулистан племена: дулат, барлас, кереиты, канглы, уйсуни, кереиты и др. Господствующим было племя дулатов. Эмир дулатов Пуладчи в 1347–1348 гг. поставил первым ханом Могулистана чагатаида Тоглук-Тимура.
Верховным
собственником земли и
Существовали
формы условного землевладения
знати как икта, инджу, сойургал.
В кочевых районах земля
Политическая история Могулистана заполнена феодальными войнами, усобицами и отражением внешней агрессии.
Первый могульский хан Тоглук-Тимур для укрепления власти в государстве провел ряд административных, политических и экономических реформ, ислам использовал как орудие власти. В 1361 г. Тоглук-Тимур завоевал весь Мавераннахр.
При сыне Тоглук-Тимура Илияс-Ходже (1362–1380) в Могулистане начинается период феодальной раздробленности. Ильяс-Ходжа делал попытки усилить власть чагатаидов, но усиление междоусобной войны привело к раздроблению государства на отдельные владения — в Семиречье господствовал эмир дулатов Камар ад-Дин, в Илийской долине и Тарбагатае управлял Енге-торе, а племена канглы и карлуки остались на свободе.
В 70 – 80-х гг XV в. правителям Могулистана Хызр-ходже (1387–1389), Камар-ат-Дину, Енге торе и другим пришлось вести войну с эмиром Тимуром, который совершил около десятка грабительских набегов. В 1371–1372 гг. Тимур лично выступил в поход на Могулистан, дойдя до Сегиз-Игача в Прииссык-кулье, захватив большое количество пленных и добычу вернулся обратно. В 1375 г. Тимур дошел до Или, через Сайрам, Таласскую долину в глубь Семиречья.
В 1377 г. войска Тимура дважды разбили Камар-ад-Дина: в первый раз в предгорьях Каратау; второй — в Бочамском ущелье, на пути из Чуйской долины к озеру Иссык-Куль. К концу 80-х гг. XV в. сложился политический союз правителей Могулистана и Ак Орды против Тимура. В ответ Тимур предпринял два грабительских похода, наиболее тяжелых по своим последствиям для населения Казахстана: в 1389 г. — в Могулистан и в 1390–1391 гг. — в Ак Орду и Золотую Орду. В результате изнурительной борьбы Могулистан распался на уделы. Хан Могулистана Кызыр-кожа (1380–1399) вынужден был признать себя вассалом Тимура. В первой половине XV в. усилилась раздробленность, и тимуриды продолжали притязать на Семиречье и Кашгарию. При сыне Кызыр-кожи Мухаммед-хане (1408–1416) Могулистан стал вновь независимым от тимуридов. Ему даже удалось отвоевать долины рек Чу и Талас. На время утихли междоусобицы. Мухаммед хан упорно насаждал ислам.
Однако после его смерти в Могулистан вторглись ойраты (в среднеазиатских источниках они назывались калмаками). Борьбу с ними организовал Уаис-хан (1418–1428). Он вынужден был перенести свою ставку из Турфана в город Илибалык в Семиречье. После смерти Уалис-хана в Могулистане началась новая междоусобная война, в которой победителем вышел его сын Есен-буга (1433–1462). Все более обнаруживались признаки упадка Могулистана. В конце 50-х гг. XV в. в Семиречье откочевала из Восточного Дешт-и-Кыпчака часть родов во главе с султанами Жанибеком и Кереем. Есен-буга хан выделил им земли в долинах рек Чу и Таласа, где они и образовали Казахское ханство.
Во второй половине XV и начале XVI вв. последующие правители Могулистана пытались поправить положение, но постоянные войны за владения ослабили государство. Несколько укрепился Момулистан при Юнус-хане (1462–1487), но в 1472 г. он был разгромлен ойратами и бежал на Сырдарью, потерпел поражение и погиб. Последний из правителей Могулистана султан Саид-хан в 1514 г. основал в Восточном Туркестане новое государство Могулия.
Ослаблению
и распаду Могулистана
В начале XVI в. государство Могулистан прекратило свое существование. С 60-х гг. XV в. племена Семиречья вошли в состав Казахского ханства.
22. Образование и распад
В 20-х гг. XV в. на степных просторах Казахстана образовалось ханство Абулхаира. Это произошло в результате распада Ак Орды и междоусобной борьбы Джучидов, в результате которой погиб Барак хан (хан Ак Орды). Власть захватил потомок Шайбана 17-летний Абулхаир (1428–1468). Создав свое ханство, Абулхаир правил 40 лет.
Территория государства простиралась от Яика (Урала) на западе до Балхаша на востоке, от низовий Сырдарьи и Аральского моря на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере. Столицей сначала был город Тура (1428–1430), затем Орда-Базар (1430–1446) и, наконец, Сыгнак (1446–1468). Этнический состав ханства Абулхаира был представлен племенами кыпчаков, найманов, мангытов, карлуков, конгратов, канглов, уйсуней, уйгуров и др. В исторических источниках конца XIV- первой половины XV вв. население ханства известно под общим этнонимом «узбеки», а ханство Абулхаира имело и другие названия — «Государство кочевых узбеков» или «Узбекское ханство».
Для укрепления ханской власти и государства, а также в угоду поддерживающей его знати кочевых племен, Абулхаир вел завоевательные войны как в ханстве, так и за его пределами. В начале своего правления, в 30-е гг. XV в. Абулхаир вел военные действия против потомков Орда Еджена, побеждая их и захватывая новые земли. В результате Восточный Дешт-и-Кыпчак полностью перешел под власть Абулхаира. Утвердив власть в степных районах, Абулхаир хан стал совершать военные походы в южные области, с целью захвата и покорения новых земель. В 1430 г. он захватил Хорезм, Орда-Базар, разграбил Ургенч. В 1446 г. ему удалось отобрать у тимуридов и ак-ординских ханов присырдарьинские города — Сыгнак, Сузак, Узгенд, Аккурган, Аркук. Города Абулхаир хан раздал в виде уделов поддерживающим его вождям племен. Это значительно укрепило его авторитет среди кочевой знати. В 50-е гг. XV в. Абулхаир хан совершает грабительские набеги на Самарканд и Бухару, вмешиваясь во внутренние усобицы тимуридов Мавераннахра. В 1457 г. Абулхаир хан потерпел жестокое поражение от ойратов, вторгшихся в пределы Юго-Восточного и Южного Казахстана. Ему пришлось заключить с ними тяжелое и унизительное перемирие, которое привело к падению его авторитета.
В конце 50-х — начале 60-х гг. XV в. от ханства Абулхаира в Западный Могулистан откочевала часть племен во главе с султанами Жанибеком и Кереем, где были радушно встречены Есен-бугой ханом, он выделил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. В лице Жанибека и Керея Есен-буга-хан видел оплот для защиты западных границ своих владений. Когда в 1462 году Есен-буга-хан умер, положение Жанибека и Керея в Семиречье значительно укрепилось. Это вызвало опасения Абулхаир хана. Он собрал войско и в 1468 г. пошел походом в Могулистан, но в пути заболел и умер.
После смерти Абулхаир хана политический кризис в его ханстве обострился, начались династические распри. Власть унаследовал сын Абулхаира Шайх-Хайдар хан. Жанибек и Керей вмешались в борьбу за власть в Узбекском улусе. Шайх-Хайдар хан потерпел поражение и погиб. Жанибек и Керей утвердились на огромной территории Узбекского улуса, появилось политическое образование, сторонники которого сначала носили название узбек-казахи, а потом стали именоваться просто казахами. Жанибек и Керей вернулись в Узбекский улус и захватили там верховную власть.
Внуку Абулхаира Мухаммеду Шайбани (1470–1510) пришлось вести долгую и упорную борьбу с казахскими ханами за власть в степи и в южных городах региона средней Сырдарьи и Каратау. В 1510 г. войско Мухаммеда Шайбани потерпело поражение от войска казахов во главе с Касым ханом. Ханство Абулхаира распалось.
Причины, способствующие этому распаду:
С образованием Казахского ханства власть Шайбанидов из рода Абулхаира на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака прекратилась. Вся территория и население ханства вошли в состав Казахского ханства.
Распространение ислама в казахстане. Казахи – мусульмане суннитского вероисповедания ханифитского толка.
Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале мусульманство проникло в южные районы. Уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье. Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей в Семиречье в Х в. Памятник той эпохи – сочинение Юсуфа Баласагунского (1015-1016) “Кудатгу билик”, в котором получила отражение мусульманская идеология.
В
некоторых районах с исламом
успешно конкурировало
Распространение
ислама было замедлено монгольским
завоеванием, принесшим в Среднюю
Азию и Казахстан новые группы
населения (тюрков и монголов) со своей
традиционной религией. Тем не менее,
в течение средневековья ислам
неуклонно продвигался в
Целенаправленная пропаганда ислама среди кочевников началась при золотоордынском хане Берке (1255-66) и усилилась при Узбеке (1312-40). Проповедники ислама шли в степи из Поволжья и Средней Азии, из разных районов мусульманского мира. Среди миссионеров было немало представителей суфийского духовенства. Большой вклад в распространение ислама среди кочевого тюркского населения Южного Казахстана внес основатель суфийского ордена Ясавия уроженец города Сайрама (Исфиджаба) Ходжа Ахмет Ясави (умер в 1166-67 гг. в г. Туркестан). Его стихи проповедовали величие бога и необходимость смирения.
Обращение в ислам кочевой знати не означало, что мусульманское вероучение было прочно усвоено всеми слоями общества. Простой народ долго сохранял религиозные верования своих предков.
Наблюдатели, описывавшие быт казахов в прошлом, обычно подчеркивали, что ислам усвоен казахами поверхностно. Даже в XIX в. мусульманство не проникло в жизнь казахов столь глубоко, как у издавна оседлого среднеазиатского населения. В связи с особенностями бытового уклада (жизнь в юртах, сезонные передвижения) у казахов не было затворничества женщин. Они не закрывали лицо покрывалом, юноши и девушки пользовались значительной свободой общения.
Однако позиции ислама из года в год становились все более прочными. Постепенно увеличивалось число мечетей. Их построению содействовали частные лица, отчасти и правительство, поддерживающее ислам в казахских степях.
С именем султана Арын-газы, избранного ханом в 1815 г., связано усиленное внедрение мусульманского права в жизнь казахов. Арын-газы счел нужным опираться в управлении народом не на обычаи предков, а на шариат.
Заметным явлением в прошлом веке было продвижение татар в казахские степи с целью стать муллами. Обычно муллы-татары женились на казашках, а потому становились в степи своими людьми. Предосторожности оренбургских властей (в 1832 г. Оренбургская пограничная комиссия запретила браки казахов с татарами и башкирами) вряд ли создали эффективную преграду этому процессу. При всей примитивности обучения их деятельность приносила ощутимые плоды - грамотность среди казахов росла. Появилась традиция записывать стихи и песни и распространять их в списках. Книги на казахском и татарском языках находили среди казахов все более широкий спрос. Вместе с внедрением грамоты шло и утверждение ислама.
В предреволюционные годы к казахам проникают и идеи мусульманского модернизма (джадидизма), сформировавшегося как общественно-политическое движение среди татар Поволжья и Крыма. Одной из центральных задач модернистов был отказ от средневековой схоластики и преподавание светских наук, русского языка. Повсюду стали появляться новометодные школы – вначале в городах, а затем в крупных населенных пунктах и некоторых аулах, которые несли с собой новые идеи и знания.
О распространении мусульманства в Степи писал выдающийся казахский ученый Чокан Валиханов, будучи сам свидетелем происходящих событий и изменений в духовной сфере в казахском обществе первой пол. XIX в. В статье "О мусульманстве в Степи" он пишет: “Мусульманство еще не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем. У нас в Степи теперь период двоеверия, как было на Руси во времена преподобного Нестора”.
“Россия
в числе сыновей своих, – отмечал
Чокан Валиханов - имеет немало народностей
иноверческих и инородческих, которые
ведут образ жизни, диаметрально
противоположный образу жизни коренного
русского населения, имеют обычаи и
нравы, диаметрально противоположные
нравам и обычаям русских славянского
племени. Понятно, что преобразования,
проектированные для