Предмет цели изпдачи истории казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:41, лекция

Краткое описание

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

Вложенные файлы: 1 файл

Палеолит (140–40 тысячелетие до н э.).docx

— 364.54 Кб (Скачать файл)

Населяли  Могулистан племена: дулат, барлас, кереиты, канглы, уйсуни, кереиты и др. Господствующим было племя дулатов. Эмир дулатов  Пуладчи в 1347–1348 гг. поставил первым ханом Могулистана чагатаида  Тоглук-Тимура.

Верховным собственником земли и политическим главой государства был хан. Помощником хана в управлении государством был  улусбек. При хане функционировал Совет  знати.

Существовали  формы условного землевладения  знати как икта, инджу, сойургал. В кочевых районах земля находилась в общинном пользовании. Виды повинностей  — военная, транспортная, трудовая, почтовая и др.

Политическая  история Могулистана заполнена  феодальными войнами, усобицами  и отражением внешней агрессии.

Первый  могульский хан Тоглук-Тимур для  укрепления власти в государстве  провел ряд административных, политических и экономических реформ, ислам  использо­вал как орудие власти. В 1361 г. Тоглук-Тимур завоевал весь Мавераннахр.

При сыне Тоглук-Тимура Илияс-Ходже (1362–1380) в Могулистане начинается период феодальной раздробленности. Ильяс-Ходжа  делал попытки усилить власть ча­гатаидов, но усиление междоусобной войны привело к раздроблению государства на отдельные владения — в Семиречье господствовал  эмир дулатов Камар ад-Дин, в Илийской долине и Тарбагатае управлял Енге-торе, а племена канглы и карлуки остались на свободе.

В 70 – 80-х гг XV в. правителям Могулистана Хызр-ходже (1387–1389), Камар-ат-Дину, Енге торе и другим пришлось вести войну с эмиром Тимуром, который совершил около десятка грабительских набегов. В 1371–1372 гг. Тимур лично выступил в поход на Могулистан, дойдя до Сегиз-Игача в Прииссык-кулье, захватив большое ко­личество пленных и добычу вернулся обратно. В 1375 г. Тимур дошел до Или, через Сайрам, Таласскую долину в глубь Семиречья.

В 1377 г. войска Тимура дважды разбили  Камар-ад-Дина: в первый раз в предгорьях Каратау; второй — в Бочамском  ущелье, на пути из Чуйской долины к  озеру Ис­сык-Куль. К концу 80-х гг. XV в. сложился политический союз правителей Могулистана и Ак Орды против Тимура. В ответ Тимур предпринял два грабительских по­хода, наиболее тяжелых по своим последствиям для населения Казахстана: в 1389 г. — в Могулистан и в 1390–1391 гг. — в Ак Орду и Золотую Орду. В результате изну­рительной борьбы Могулистан распался на уделы. Хан Могулистана Кызыр-кожа (1380–1399) вынужден был признать себя вассалом Тимура. В первой половине XV в. усилилась раздробленность, и тимуриды продолжали притязать на Семиречье и Кашгарию. При сыне Кызыр-кожи Мухаммед-хане (1408–1416) Могулистан стал вновь независимым от тимуридов. Ему даже удалось отвоевать долины рек Чу и Талас. На время утихли междоусобицы. Мухаммед хан упорно насаждал ислам.

Однако  после его смерти в Могулистан вторглись ойраты (в среднеазиатских  источниках они назывались калмаками). Борьбу с ними организовал Уаис-хан (1418–1428). Он вынужден был перенести  свою ставку из Турфана в город  Илибалык в Семиречье. После смерти Уалис-хана в Могулистане началась новая междоусобная война, в которой  победителем вышел его сын  Есен-буга (1433–1462). Все более обнаруживались признаки упадка Могулистана. В конце 50-х гг. XV в. в Семиречье от­кочевала  из Восточного Дешт-и-Кыпчака часть родов во главе с султанами Жанибеком и Кереем. Есен-буга хан выделил им земли в долинах рек Чу и Таласа, где они и образовали Казахское ханство.

Во  второй половине XV и начале XVI вв. последующие  правители Могулистана пытались поправить положение, но постоянные войны за владения ослабили государс­тво. Несколько укрепился Момулистан при Юнус-хане (1462–1487), но в 1472 г. он был разгромлен ойратами и бежал на Сырдарью, потерпел поражение и погиб. Пос­ледний из правителей Могулистана султан Саид-хан в 1514 г. основал в Восточном Туркестане новое государство Могулия.

Ослаблению  и распаду Могулистана способствовали: раздробленность страны на уделы  племенной знати; распри в династии Чагатаидов; внешние войны; недоволь­ство народных масс постоянной нестабильностью и поборами, выливавшееся в кочевой среде в массовые откочевки; завершение процесса формирования тюрк­ских и тюркизированных племен Семиречья в Старший жуз, а вместе с племенами всего Казахстана в казахскую народность.

В начале XVI в. государство Могулистан прекратило свое существование. С 60-х гг. XV в. племена Семиречья вошли в состав Казахского ханства.

22. Образование и распад государства  Абулхаира. (1428–1468 гг.)

В 20-х гг. XV в. на степных просторах  Казахстана образовалось ханство Абулхаира. Это произошло в результате распада  Ак Орды и междоусобной борьбы Джучидов, в результате которой погиб Барак  хан (хан Ак Орды). Власть захватил потомок  Шайбана 17-летний Абулхаир (1428–1468). Создав свое ханство, Абулхаир правил 40 лет.

Территория  государства простиралась от Яика (Урала) на западе до Балхаша на востоке, от низовий Сырдарьи и Аральского моря на юге до среднего течения То­бола и Иртыша на севере. Столицей сначала был город Тура (1428–1430), затем Орда-Базар (1430–1446) и, наконец, Сыгнак (1446–1468). Этнический состав ханства Абулхаира был представлен племенами кыпчаков, найманов, мангытов, карлуков, конгратов, канглов, уйсуней, уйгуров и др. В исторических источниках конца XIV- первой половины XV вв. население ханства известно под общим этнонимом «узбеки», а ханство Абулхаира имело и другие названия — «Государство кочевых узбе­ков» или «Узбекское ханство».

Для укрепления ханской власти и государства, а также в угоду поддерживающей его знати кочевых племен, Абулхаир вел завоевательные войны как в ханстве, так и за его пределами. В начале своего правления, в 30-е гг. XV в. Абулхаир вел военные действия против потомков Орда Еджена, побеждая их и захватывая новые зем­ли. В результате Восточный Дешт-и-Кыпчак полностью перешел под власть Абулхаира. Утвердив власть в степных районах, Абулхаир хан стал совершать военные походы в южные области, с целью захвата и покорения новых земель. В 1430 г. он захватил Хорезм, Орда-Базар, разграбил Ургенч. В 1446 г. ему удалось отобрать у тимуридов и ак-ординских ханов присырдарьинские города — Сыгнак, Сузак, Узгенд, Аккурган, Аркук. Города Абулхаир хан раздал в виде уделов поддерживающим его вождям племен. Это значительно укрепило его авторитет среди кочевой знати. В 50-е гг. XV в. Абулхаир хан совершает грабительские набеги на Самарканд и Бу­хару, вмешиваясь во внутренние усобицы тимуридов Мавераннахра. В 1457 г. Абулхаир хан потерпел жестокое поражение от ойратов, вторгшихся в пределы Юго-Восточного и Южного Казахстана. Ему пришлось заключить с ними тяжелое и унизительное перемирие, которое привело к падению его авторитета.

В конце 50-х — начале 60-х гг. XV в. от ханства Абулхаира в Западный Могулистан откочевала часть племен во главе с султанами Жанибеком  и Кереем, где были ра­душно встречены  Есен-бугой ханом, он выделил им для  обитания долины Чу и Козы-Баши. В лице Жанибека и Керея Есен-буга-хан видел оплот для защиты западных границ своих владений. Когда в 1462 году Есен-буга-хан умер, положение Жанибека и Керея в Семиречье значительно укрепилось. Это вызвало опасения Абулхаир хана. Он собрал войско и в 1468 г. пошел походом в Могулистан, но в пути заболел и умер.

После смерти Абулхаир хана политический кризис в его ханстве обострился, начались династические распри. Власть унаследовал  сын Абулхаира Шайх-Хайдар хан. Жанибек  и Керей вмешались в борьбу за власть в Узбекском улусе. Шайх-Хайдар хан потерпел поражение и погиб. Жанибек и Керей утвердились  на огромной терри­тории Узбекского улуса, появилось политическое образование, сторонники которого сначала носили название узбек-казахи, а потом стали именоваться просто ка­захами. Жанибек и Керей вернулись в Узбекский улус и захватили там верховную власть.

Внуку Абулхаира Мухаммеду Шайбани (1470–1510) пришлось вести долгую и упорную  борьбу с казахскими ханами за власть в степи и в южных городах  региона сред­ней Сырдарьи и Каратау. В 1510 г. войско Мухаммеда Шайбани  потерпело поражение от войска казахов  во главе с Касым ханом. Ханство  Абулхаира распалось.

Причины, способствующие этому распаду:

  • Отсутствие прочных связей между отдельными частями государства;
  • Постоянные междоусобицы и династические распри за раздел территории;
  • Недовольство рядовых кочевников гнетом и откочевки их в другие регионы;
  • Неудачи во внешнеполитической деятельности.

С образованием Казахского ханства власть Шайбанидов из рода Абулхаира на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака прекратилась. Вся территория и население ханства  вошли в состав Казахского ханства.

Распространение ислама в казахстане. Казахи – мусульмане суннитского вероисповедания ханифитского толка.

Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько  столетий. Вначале мусульманство  проникло в южные районы. Уже к  концу Х в. ислам утвердился среди  оседлого населения в Семиречье  и на Сырдарье. Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей  в Семиречье в Х в. Памятник той эпохи – сочинение Юсуфа  Баласагунского (1015-1016) “Кудатгу билик”, в котором получила отражение мусульманская идеология.

В некоторых районах с исламом  успешно конкурировало христианство. Несторианство, например, получило признание  среди найманов, переселившихся в конце XII-нач. XIII вв. из Центральной Азии в Восточный Казахстан и в Семиречье. Хан найманов Кучлук даже преследовал мусульман.

Распространение ислама было замедлено монгольским  завоеванием, принесшим в Среднюю  Азию и Казахстан новые группы населения (тюрков и монголов) со своей  традиционной религией. Тем не менее, в течение средневековья ислам  неуклонно продвигался в кочевую  степь, захватывая новые и новые группы населения.

Целенаправленная  пропаганда ислама среди кочевников началась при золотоордынском хане Берке (1255-66) и усилилась при Узбеке (1312-40). Проповедники ислама шли в  степи из Поволжья и Средней Азии, из разных районов мусульманского мира. Среди миссионеров было немало представителей суфийского духовенства. Большой вклад  в распространение ислама среди  кочевого тюркского населения Южного Казахстана внес основатель суфийского ордена Ясавия уроженец города Сайрама (Исфиджаба) Ходжа Ахмет Ясави (умер в 1166-67 гг. в г. Туркестан). Его стихи  проповедовали величие бога и необходимость смирения.

Обращение в ислам кочевой знати не означало, что мусульманское вероучение было прочно усвоено всеми слоями общества. Простой народ долго сохранял религиозные верования своих предков.

Наблюдатели, описывавшие быт казахов в  прошлом, обычно подчеркивали, что ислам  усвоен казахами поверхностно. Даже в XIX в. мусульманство не проникло в  жизнь казахов столь глубоко, как у издавна оседлого среднеазиатского населения. В связи с особенностями  бытового уклада (жизнь в юртах, сезонные передвижения) у казахов не было затворничества женщин. Они не закрывали  лицо покрывалом, юноши и девушки  пользовались значительной свободой общения.

Однако  позиции ислама из года в год становились  все более прочными. Постепенно увеличивалось  число мечетей. Их построению содействовали  частные лица, отчасти и правительство, поддерживающее ислам в казахских степях.

С именем султана Арын-газы, избранного ханом в 1815 г., связано усиленное  внедрение мусульманского права  в жизнь казахов. Арын-газы счел нужным опираться в управлении народом  не на обычаи предков, а на шариат.

Заметным  явлением в прошлом веке было продвижение  татар в казахские степи с  целью стать муллами. Обычно муллы-татары женились на казашках, а потому становились  в степи своими людьми. Предосторожности оренбургских властей (в 1832 г. Оренбургская пограничная комиссия запретила  браки казахов с татарами и  башкирами) вряд ли создали эффективную  преграду этому процессу. При всей примитивности обучения их деятельность приносила ощутимые плоды - грамотность  среди казахов росла. Появилась  традиция записывать стихи и песни  и распространять их в списках. Книги  на казахском и татарском языках находили среди казахов все более широкий спрос. Вместе с внедрением грамоты шло и утверждение ислама.

В предреволюционные годы к казахам  проникают и идеи мусульманского модернизма (джадидизма), сформировавшегося  как общественно-политическое движение среди татар Поволжья и Крыма. Одной из центральных задач модернистов  был отказ от средневековой схоластики и преподавание светских наук, русского языка. Повсюду стали появляться новометодные школы – вначале  в городах, а затем в крупных  населенных пунктах и некоторых  аулах, которые несли с собой новые идеи и знания.

О распространении мусульманства  в Степи писал выдающийся казахский  ученый Чокан Валиханов, будучи сам  свидетелем происходящих событий и  изменений в духовной сфере в  казахском обществе первой пол. XIX в. В статье "О мусульманстве в  Степи" он пишет: “Мусульманство еще  не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением  народа в будущем. У нас в Степи  теперь период двоеверия, как было на Руси во времена преподобного Нестора”.

“Россия в числе сыновей своих, – отмечал  Чокан Валиханов - имеет немало народностей  иноверческих и инородческих, которые  ведут образ жизни, диаметрально противоположный образу жизни коренного  русского населения, имеют обычаи и  нравы, диаметрально противоположные  нравам и обычаям русских славянского  племени. Понятно, что преобразования, проектированные для христианского  и оседлого русского населения, не принесут никакой пользы и будут бессмысленны, если будут всецело применены  к кочевым и бродячим инородцам  Европейской и Азиатской России”. Он рекомендует администрации и  правительству “быть чрезвычайно  внимательным и осторожным” при  проведении реформ, затрагивающих судьбы миллионов людей.

Информация о работе Предмет цели изпдачи истории казахстана