Предмет цели изпдачи истории казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:41, лекция

Краткое описание

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

Вложенные файлы: 1 файл

Палеолит (140–40 тысячелетие до н э.).docx

— 364.54 Кб (Скачать файл)

Возникновение Западно-Тюркского каганата (603–704 гг.)

В 603 году западная часть Тюркского  каганата обособляется в самостоятельное  государство. Этнополитическим ядром  каганата стали «десять племен», занимав­ших земли усуней от гор Каратау до Джунгарии, а также оседлоземледельческие оазисы Восточного Туркестана и Средней Азии. Таким образом, основным районом расселения было Семиречье. Пять племен к востоку от реки Чу назывались дулу, а к западу от нее — пять племен — нушиби. Наиболее крупные племена каганата: усу­ни и канглы (Семиречье, район Сырдарьи), тюргеши (Балхаш, Заилийский Алатау), карлуки (Восточный Казахстан), чигили (побережье Иссык-куля), ягма (Восточный Туркестан). В исторических источниках Западно-Тюркский каганат назывался «Он ок будун» — «Страна десяти стрел». Каганат был государством с развитой городс­кой и земледельческой культурой, процветающей торговлей по Великому Шелковому пути. В VI-VII веках в долинах рек Талас, Чу, Или возникли десятки городов и ук­репленных крепостей, которые не уступали по размерам городам средневековой средней Азии, состоявшим из цитадели, шахристана, рабада. Только в Чуйской до­лине существовало около 18 таких городов и большое количество мелких поселений. Среди них столица и зимняя ставка кагана — город Суяб (близ современного го­рода Токмак). Летняя резиденция — Мынбулак (близ города Туркестана).

10. Тюргешский каганат. (704-756 гг.)

Тюргеши — многочисленное тюркоязычное племя, входившее в племенной союз дулу Западно-Тюркского каганата, населяли междуречье Чу и Или, контролировали большую часть караванных путей Семиречья. По сведению арабского историка аль-Идриси, этноним «тюргеш», в переводу означает «истинный тюрок». В 699 году вождь тюргешей Уч-елиг устранил ставленника китайского императора в Западно-Тюркском каганате и установил свою власть. В 704 году тюргеши полностью захва­тили власть в Семиречье. Уч-елиг-каган (704–706) основал Тюргешский каганат. Главная ставка находилась в городе Суябе, а затем была перенесена в Тараз. Вто­рая ставка — город Кунгут на реке Или. Уч-елиг каган разделил страну на 20 уделов (тутуков) по 7 тысяч воинов в каждом. Тюргеши делились на две группировки:

  • Желтые тюргеши (сары-тюргеши) — селились на берегу реки Чу, ставка — город Суяб;
  • Черные тюргеши (кара-тюргеши) — расселялись по берегам реки Талас, ставка — город Тараз. Вся политическая история Тюргешского каганата полна междо­усобной войны между двумя группировками.

К 700-м годам арабы завоевали  Иран, Ирак, Сирию, Палестину. В начале VIII века начинаются их завоевательные походы в Среднюю Азию и Казахстан. В 705 году арабские войска начали захват Мавераннахра, но в 706 году тюргеши в  союзе с согдийцами нанесли им поражение близ Бухары. Только в 709 году, когда согдийский хан Тархун отказался  помогать тюргешам, арабы сумели занять Бухару.

Преемником  Уч-елига стал его сын Сакал-каган (706–711). При нем внешнее положение  каганата было сложным. Несмотря на это  Сакал-кагану удалось завоевать  всю Среднюю Азию. С 708 года обостряются  противоречия между желтыми и  черными тюргешами. В 711 году Восточно-тюркский каган Капаган в битве при  Болучу (в Джунгарии) разбил тюргешей и двигаясь на запад переправился через Сырдарью. Сакал-каган попал в плен и погиб. С этого момента в Тюргешском каганате начина­ется период дестабилизации. Только с приходом к власти каратюргеша Сулук-кагана (715–738) каганат значительно окреп. Военно-административная власть переш­ла к черным тюргешам, ставка была перенесена в Тараз. Сулуку пришлось вести борьбу на два фронта: на западе — с арабами, на востоке — с Танской империей. Бу­дучи искусным дипломатом Сулук предотвратил опасность с востока: от женился на дочери кагана Восточно-тюркского каганата, а также дочери царя Тибета, ему удалось нейтрализовать Китай. Это позволило тюргешам активизировать свои действия на западе. Арабы всячески пытались склонить Сулука на свою сторону, но он успешно боролся против них, за что арабы прозвали его Абу Музахим (бодливый). В 723 году тюргеши совместно с карлуками Ферганы и жителями Шаша нанесли крупное поражение арабам. Только к концу 732 года арабам удалось разбить тюргешей и войти в Бухару. В 737 году Сулук предпринял новый поход против арабов и дошел со своими войсками до Тохаристана, но потерпел поражение. По возвращении в Суяб в 738 году он был убит одним из своих полководцев, Бага-Тарханом.

С 738 по 748 гг. в каганате вновь обостряются  междоусобные войны между желтыми  и черными тюргешами, что приводит к ослаблению государства. Вследствие че­го тюргеши не смогли оказать достойное сопротивление карлукам, переселившимся в 746 году в Семиречье с Алтая. Воспользовавшись ситуацией, в Семиречье в 748 году вторглись войска Китайской империи, они захватили и разрушили Суяб. В середине VIII века необычайно остро столкнулись интересы китайцев и арабов за влияние в этой региона, что привело к Таласской битве в июле 751 года на реке Талас, недалеко от города Атлаха. Грандиозное сражение между китайцами и ара­бами продолжалось 5 дней. В решающий момент в тылу китайцев восстали карлуки, перешли на сторону арабов и нанесли удар китайским войска. Это сражение име­ло большое значение, оно надолго положило конец попыткам Китая вмешиваться в дела этого региона. Китайкие войска оставили не только пределы Семиречтя, но и Восточного Туркестана. Арабы тоже не удержались в Таласской долине и отступили в Шаш. Арабо-китайское нашествие, междоусобицы окончательно подорва­ли Тюргешский каганат. Он пал в 756 году под натиском карлуков. Его сменило государство карлуков — Карлукский каганат.

11. Образование Карлукского государства. (756-940 гг.)

После падения Тюргешского Каганата в 756 году развернулась борьба за тюргешское наследие между карлуками и огузами. В результате победы карлуков образова­лось государство — Карлукский каганат со ставкой в Суябе. Карлуки — это тюркские племена, населявшие территорию между Западным Алтаем и Тарбагатаем. Пер­вые сведения о карлуках, известных под именем булак, относятся к V веку. В середине VII века в состав карлукского объединения входили три крупных племени — бу­лак, чигиль, ташлык.

В 742 году карлуки совместно с уйгурами и басмылами выступили против Восточно-Тюркского каганата. В результате восточные тюрки были разбиты, и  на месте их каганата возникло новое  государство — Уйгурский каганат (744–840). В 746 году карлуки потерпели  поражение от Уйгурского каганата. Теснимые уйгурами, они пе­реселились  в Семиречье и далее на запад, в Казахстане они постепенно расселились  на территории от Джуггарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, между  озерами Балхаш и Иссык-куль, по долинам  рек Или, Чу, Талас, до отрогов Тянь-Шаня. Арабский географ Ибн Хаукаль в Х веке писал: «Требовалось 30 дней пути, что­бы пройти земли карлуков с запада на восток». Столицей Карлукского каганата был город Суяб, позднее Баласагун. У карлуков насчитывалось 25 городов и поселе­ний: Тараз, Кулан, Мерке, Атлах, Барысхан, Талгар и другие. Вожди карлуков носили титул эльтебер, верховный правитель — жабгу, а с 840 году — каган.

Арабские  и персидские источники говорят  о том, что карлукское объединение  в IX-X вв. входили различные кочевые  и полукочевые племена. Арабский географ ал-Марвази (XII в.) отмечает в  составе карлукской конфедерации 9 племен. Наиболее крупные в Семиречье  и Южном Казахстане: тухси, чигили, азкиши, тюргеши, халад­жи, чаруки, барсханы, а также согдийцы — переселенцы  из стран Ближнего Востока и Центральной  Азии.

В 766–775 годах карлуки захватили  Кашгарию, а в конце VIII века распространили свое влияние на Фергану. На западе они вели борьбу с арабами, пытавшимися  зах­ватить Мавераннахр, и путем завоеваний распространить ислам. Карлуки оказали им достойное сопротивление. Но попытки соперничать с Уйгурским каганатом на востоке окончились для них неудачей. В 791 году у Бешбалыка карлуки потерпели поражение от уйгуров, а в 812 году от арабов. В результате они попали под власть Уйгурского каганата. В 840 году енисейские кыргызы разгромили Уйгурский каганат. Уйгуры были вынуждены переселиться в Турфанский оазис и в район Гуаньчжоу. Воспользовавшись ситуацией карлуки объявили о своей независимости и жабгу Бильге Кюль Кадырхан, правитель Испиджаба, объявил себя каганом. В конце IX в. арабы вновь двинулись против карлуков и захватили Испиджаб, напали на Тараз. Город пал, население приняло ислам. Ставка кагана была перенесена из Тараза в Кашгар. Карлукские племена господствовали в Семиречье 200 лет. На рубеже IX-X вв. в результате междоусобицы, усиления борьбы за власть и за пастбища проис­ходит ослабление Карлукского каганата. В 940 году тюркоязычные племена чигили и ягма из Восточного Туркестана захватили столицу Баласагун и Карлукский ка­ганат перестал существовать. В Семиречье власть переходит к новой династии — караханидам.

12. Образование Огузской конфедерации. (IX — начало XI вв.)

В середине VIII века в результате борьбы с карлуками за тюргешское наследие значительная часть огузов покинула Семиречье и ушла в предгорья  Каратау и долину реки Чу. В конце IX – начале XI вв. огузские племена обитали на обширной территории от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги. Кочевья огузов были разбро­саны по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в предгорьях Каратау. Наиболее компактно они жили в среднем и нижнем течениях Сырдарьи, в Приаралье и восточном Прикас­пии. Границы огузских становищ и крепостей достигали Южного Урала и Нижнего Поволжья. В IX – начале X века в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкающих к нему степях Западного Казахстана сложилось государство огузов — Мазафат аль-гузз (Степь огузов). Первое упоминание о нем содержится в сочине­нии Аль-Якуби (IX в.). В Х в. столицей огузского государства стал г. Янгикент, лежавший на стыке важных караванных путей, ведших в Среднюю и Центральную Азию, Восточную Европу. Крупными городами государства были Жент, Сауран, Карнак, Суткент, Фараб, Сыгнак. По этническому составу огузское государство было пест­рым, в него входили многочисленные тюркоязычные и ираноязычные полукочевые и кочевые племена племена Семиречья и Сибир: халаджи, джагра, чаруки, карлу­ки, имуры, байандуры, каи. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным. По свидетельству Махмуда Кашгари (XI в.) огузы делились на 24 племени, из них 12 племен 0 бузуки, 12 племен — учуки. Бузуки пользовались большими привелегиями.

Главой  огузского государства был верховный  правитель, носивший титул «жабгу». Власть передавалась по наследству. Выборы жабгу проводились на советах, ко­торые являлись трансформированным пережитком народных собраний эпохи военной демократии. Наследники престола были иналы, их воспитатели — атабеки. Огузские жагбу имели заместителей – кюль-еркинов. Выборы огузских ханов производились на советах. Важную роль в державе жагбу играл главный предводитель огузского войска, носивший титул сюбаши. Основная религия огузов — язычество, шаманизм, позднее — ислам.

Основа  имущественного неравенства в огузском обществе — это частная собственность  на скот. Кочевники, лишенные скота  переходили на оседлый образ жизни. Основным их занятием становилось земледелие и ремесло. Огузская кочевая степь  имела тесные контакты с оазисами Мавераннахра., Хорезма и Семиречья. В степи и оседло-земледельческой  зоне особое распространение получила работорговля.

Огузы играли важную роль в политической и военной истории Евразии. Известно, что в 965 году огузский жабгу в  союзе с киевским князем Святославом  разгромил Хазарский каганат. В 985 году огузы в союзе с Киевской Русью нанесли поражение Волжской Булгарии. Это привело к мощи огузской державы. На рубеже X-XI вв. огузское государство  испытало кризис вследствие восстания  среди огузских племен, недовольных  хищническим сбором налогов. Согласно огузским историческим преданиям, эти  восстания падают на правление Али-хана, который пришел к власти во второй половины X века. Этой ситуацией воспользовались  сельджукские вож­ди. Встав во главе восстания против огузских правителей они захватили Жент, но не надолго. Во время правления последнего жабгу огузов Шахмалика государство настолько усилилось, что огузы в 1041 году покорили Хорезм. Однако спустя 2 года, Шахмалик попал в плен к сельджукам и был казнен.

В XI веке государство огузов стало  приходить в упадок, сказались  глубокие внутренние противоречия, междоусобицы, народные восстания против налогов, войны с сельджуками. К середине XI века держава огузов окончательно пала под ударами кыпчакских племен. Под напором кыпчаков значительная часть огузов ушла в Вос­точную Европу и Малую Азию, часть — к Караханидам в Мавераннахр и к сельджукам Хпрасана, часть растворилась среди племен Дешт-и Кыпчака.

13. Кимекский каганат. (IX — нач. XI вв.)

В Северном, Восточном и Центральном  Казахстане жили тюркоязычные племена  кимаков и кыпчаков. Первые сведения о кимаках, известных под именем яньмо, встречаются в китайских источниках. Первоначально кимаки в начале VII века жили в северо-западной Монголии. К середине VII века откочевали в районы, распо­ложенные севернее Алтайских гор, и в Прииртышье Во второй половине VIII- начале IX века кимаки двигаются в трех направлениях: на северо-запад к Южному Ура­лу; на юго-запад — к бассейну Сырдарьи и Южному Казахстану; на юг — в северо-восточное Семиречье. Упоминания о государстве кимаков содержатся во многих ара­боязычных историко-географических сочинениях IX-X вв., например, в сочинениях Аль-Якуби (IX в.). В VIII-IX веках они занимали территорию от среднего Иртыша до Джунгарских ворот, земли Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины. Государство кимаков имело ставку в Кимакии (Имакии) на реке Иртыш. Арабский историк Аль-Идриси пишет, что у кимаков существовало еще 16 городов, из ни 12 находились на берегу Иртыша.

Легенда о происхождении кимаков сохранилась  в единственном источнике — труде  персидского историка XI века Гардези. По этой легенде кимаки происходят от та­тар. После распада в 840 году Уйгурского каганата часть входивших в него племен присоединилась к ядру кимакского объединения. Именно с этого момента скла­дывается кимакская конфедерация в составе 7 племен: эймур, имак, кыпчак, татар, байандур, ланиказ и ажлар. Во второй половине IX века кимакский союз состоял уже из 12 федератов. Самым крупным и сильным племенем были кыпчаки. С VIII — начала XI века кыпчаки расселились от Алтая и Иртыша на востоке до южноураль­ских гор и Итиля (Волги) на Западе. В конце IX- начале X века в предгорьях Южного Урала и к югу от него расселились родственные кимакам племена — куманы. Ос­новной район их кочевания — Мугоджарские горы.

В Кимакском государстве формировалась  удельно-племенная система. Это вызвано  становлением патриархально-феодальных отношений. Верховный правитель  кимаков — жабгу (байгу), который  с конца IX века принял титул кагана (хакана). Каган кимаков обладал  реальной властью: в пределах своего государства он назна­чал правителей, которые были представителями племенной знати. Институт наследственной передачи власти имел место не только внутри каганской семьи и ханс­кого рода, но и у племенной знати. Племенами правили шад-тутуки. Обедневшие кочевники, перешедшие на оседлый образ жизни, назывались жатаками. Каганат де­лился на 12 улусов. Из представителей племенной знати каган назначал правителей улусов — вождей. Существовала налоговая система — налоги из золота, собира­емого жителями. Каган брал обязательную долю, остатком довольствовался владелец.

Информация о работе Предмет цели изпдачи истории казахстана