Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:41, лекция
История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.
Усуни
разрабатывали месторождения
Усуньское общество было неоднородным. Во главе государства стоял верховный предводитель — гуньмо. (что значило «князь над князьями»); племенная и родовая знать — беки. Частная собственность на скот и землю способствовала социальному неравенству. Общество состояло из богатых людей (вождей, дружинников, жрецов) и рядовых скотоводов и земледельцев. Социальное неравенство хорошо прослеживается на археологических материалах — могильных курганах. Ярким памятником ювелирного искусства усуней является диадема с изображением модели Вселенной, найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от Алматы на высоте 2300 м. Крылатые кони, изображенные на Каргалинской диадеме символизировали солнце.
На юге Казахстана, в предгорьях Каратау и среднего течения Сырдарьи, в III в. до н. э. сформировалось объединение канглов. Столица — Битянь располагалась близ Туркестана. Первые сведения о канглах встречаются в китайских источниках, которые относятся ко II в до н. э. Согласно источникам, численность населения канглов достигала 600 тысяч человек или 120 тысяч дворов. Канглы поддерживали политические, экономические и культурные связи с Китаем, Парфией, Римом, Закавказьем. Постоянные войны вели с соседними племенами усуней и хунну. Подчинили себе Бухару, Хорезм и некоторые другие области Средней Азии, контролировали отдельные участки Великого Шелкового пути.
Канглы занимались скотоводством и поливным земледелием. Разводили лошадей, овец, коров и верблюдов. Выращивали злаковые культуры. Собранный урожай хранили в вырытых в земле и обожженных огнем овинах, а также в глиняных горшках, хумах. Большую роль играли охота, рыболовство, собирательство плодов дикорастущих деревьев, заготовка горного лука и чеснока. Канглы умели плавить железо, изготавливали из него орудия труда и оружие. Из глины делали разнообразную посуду. Ремесленники обменивали свою продукцию на продукты животноводства и зерно. Это привело к развитию внешней торговли. В государстве встречались китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, разные камни из Ирана.
Верховный
правитель канглов — хан. В
управлении государством он опирался
на помощников — визирей. Власть передавалась
от отца к сыну — соблюдался принцип
наследования. В обществе существовало
имущественное неравенство. В руках
знати сосредоточивалось
6. Образование державы гуннов. Их роль в этногенезе каз.народа.
Первые века нашей эры в древней истории Казахстана и других регионах Европы и Азии наполнены бурными событиями, связанными с племенами хунну и дошедшими до нас под названием эпохи «Великое переселение народов». Первое упоминание о хунну встречается в китайских источниках III в. до н. э. Это были воинственные племена, обитавшие на территории от Тихого океана и Северного Китая до Алтая и Семиречья. Племена хуннов говорили на древнетюркском языке. Государственная политика хунну была направлена на победоносные войны. На западе они совершали походы против усуней, на севере подчинили племена Саяно-Алтая, на юге успешно воевали с ханьским Китаем.
Постоянные
нападения кочевых племен вынудили
Китай построить Великую
Верхушку хуннского общества составляли четыре аристократических рода, связанных между собой брачными отношениями. В государстве хунну впервые проявилась имперская тенденция на евразийском пространстве. Это была централизованная империя, основанная на военно-административных принципах. Глава государства носил титул шаньюй, мог быть только из самого знатного из четырех родов, рода Люаньди, его власть была освещена божественным авторитетом и передавалась строго по наследству. Его называли «сыном Неба», «Небом и Землей рожденный. Солнцем и Луной поставленный». Шаньюй распоряжался всей территорией государства и был призван обеспечивать охрану земель, принадлежащих хуннам. Он объявлял войну и заключал мир, лично руководил войском; определял внешнеполитический курс, вел внешние сношения; был верховным судьей, распоряжался жизнью и смертью своих подданных. Следующую ступень иерархии занимали советники и военачальники шаньюя — его сыновья или ближайшие родственники. Они управляли западными и восточными территориями империи и командовали левым и правым крылом армии. Ниже стояли другие родственники, управляющие определенными территориями. Хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли старейшины. Для содержания управленческого аппарата взимались налоги.
У хунну было рабство. Рабами становились в основном пленные, а также и соплеменники, совершившие какие-либо преступления. В III-V вв. у Держава хуннов оказалось непрочной. В 47 г. до н. э. под давлением извне и внутренних междоусобиц она распалась на южных и северных хунну. Южных хуннов возглавил Хуханье, а северных — Чжичжи. Со временем южные хунны приняли подданство Китая, а северные, перейдя Тянь-Шань и вступив в союз с канглами, сохранили независимость. Это была первая волна переселения хунну на территорию Казахстана и Средней Азии. Вторая волна началась в I в. н. э., когда северные хунну, теснимые китайцами, снова двинулись на запад.
В 93 г. н. э. хунну проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан. Во II-IV вв. они достигли южно-русских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гуннов. С проникновением гуннов во главе с Аттилой в Европу начинается «Великое переселение народов». Гунны произвели опустошительные набеги на европейские страны. В 448 г. 200- тысячное войско гуннов под предводительством Аттилы нанесло сокрушительный удар Римской империи. При Аттиле империя гуннов достигла своего могущества: освободило Европу от господства Рима, способствовала крушению рабовладельческого строя, усилению военно-демократической системы.
В
III-V вв. у степных племен развивается
искусство так называемого «
Аттила (400–453/454 гг.)
Атилла, Едил — сын Мундцука, в 433 г. после смерти своего дяди Ругиласа, совместно с братом Бледою, принял верховную власть над гуннами. С 434 г. — правитель улуса, вождь племени гуннов. В 445 г. убил брата-соправителя и встал во главе гуннского союза племен.
Своими завоевательными набегами Аттила расширил свое государство до громадных размеров. Наружность Аттилы, по свидетельству современников, была непривлекательна: он был человек приземистый, плотный, с темным цветом лица, маленькими впалыми глазами, плоским носом и редкой бородой; но при всем том, его горделивая походка и строгость выражения производили впечатление внушительное. Вопреки своей дикости, он выказывал чувство собственного достоинства, степенность, справедливость, и не только своим, но и чужим народам являлся могучим владыкой, которому они добровольно подчинялись. Таким образом, им составлен был сильный союз народностей, к которому принадлежали: остготы, гепиды, тюрингцы, герулы, ругии, хозары и др.
Резиденция Аттилы находилась в верхней Венгрии, невдалеке от Токая. Аттила явился грозой Восточной Римской империи. Он заставил императора Феодосия II платить ему огромную дань, и покорил своей власти все правое побережье нижнего Дуная. Опустошив Мизию, Фракию, Иллирик, он простер свои набеги до окрестностей Константинополя, заставил императора в 447 г. откупиться от него большими суммами и предоставить гуннам всю страну на юг от Дуная. В 440 г., Аттила, оскорбленный отказом западноримского императора Валентиана III отдать за него замуж сестру и озабоченный союзом римлян с вестготами, двинулся на запад, во главе 500000 рати. Предавая все огню и мечу, Аттила прошел Германию до Рейна, переправился через него и разрушил целый ряд городов: Трир. Мец, Аррас и др. Та же участь грозила Орлеану, когда но на помощь осажденному городу подошли: полководец Аэций и вестготский царь Теодорих. Тогда Аттила снял осаду и расположился на обширной Каталаунской равнине, около г. Труа. На этой то равнине, осенью 451 г., разразилась исполинская битва народов. Натиски гуннов были отражены. Тогда Аттила отступил. Более 200000 бойцов осталось на поле битвы. Силы Аттилы были настолько ослаблены этой битвой, что он не пошел дальше, а, возвратился за Рейн, в Германию. В 452 г. он предпринял новый набег, и, через никем не оберегаемые восточные Альпы, проник в Италию, разрушил Аквилею, взял Альтинум, Падую, Милан и многие другие города; Риму и всей Италии грозила опасность сделаться жертвой врагов. Но Аттила внезапно остановил свое победное шествие и пожелал вступить в переговоры. Папа Лев I, во имя императора, за большую сумму денег купил у Аттилы мир. Этот мир был нужен и Аттиле, войско которого подвергалось разным лишениям и было ослаблено.
Огромная империя Атиллы простиралась от Южной Германии до Волги и Урала и от Балтийского моря до Кавказа.
В
453 г., вскоре по возвращении в Паннонию,
Аттила умер в ночь после брака, заключенного
им с бургундской уроженкой
7. Древняя культура на
Появление духовной культуры как специфической области деятельности тесно связано с развитием мышления и самосознания. Поэтому появление ее мы можем с уверенностью связывать только с человеком разумным.Эпоха бронзы, время распада эгалитарного общества, было временем становления религии с особыми служителями культа -жрецами. Переход к патриархальному обществу и племенному устройству повлек за собой возникновение культов покровителей племени, прародителей и духов предков. В то же время появляются культы покровителей земледелия и скотоводства, обретающих образы богов.Развитие ремесла стимулирует расцвет прикладного искусства - ювелирного, ковроткачества, гончарного. Появляются художественная чеканка, гравировка, инкрустация драгоценными камнями.Существуют разнообразные предположения относительно места и времени формирования сакского искусства "звериного стиля". Скорее всего, в начале I тыс. до н.э. на территорию современного Ирана стали проникать ираноязычные племена, под влиянием которых распространился ряд обычаев, новые типы вооружения и конского снаряжения. В то же время, иранцы, познакомившись с культурой Ассирии, Элама, Урарту, восприняли достижения их цивилизации. Так сложилось искусство Ахемединского Ирана, которое оказало сильное воздействие на искусство саков. Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота. Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы - солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их понятиям, воплощались и в фантастических зверей, птиц и животных, таких, как крылатые кони, конегрифы. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. Верховное божество Митра, который сотворил мир, выезжал на четверке лошадей. К коням имели отношение боги Сурья, Яма, Агни, Индра Изображения хищных орлов тоже были символами бога Солнца.
Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами, в которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров -подземного мира - низа; середины - земли, и верхнего - неба. У мира было четыре стороны - правая, левая, передняя и задняя.
У канглов из кости изготавливались накладки для сложносоставных луков, ручки ножей, булавки, застежки, различного рода амулеты. Интересны амулеты из фаланг волка, орла, собаки. Оригинальны выточенные из кости булавки с фигурными головками. Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы. Найдена, например, бляшка из золотой фольги с вставкой из красного камня, оконтуренного ложной зернью. Бусы делали из граната, сердолика, бирюзы, разноцветного стекла.Первое поселение усуней было обнаружено в Чуйской долине, вблизи села Луговое в предгорьях Киргизского Алатау. До раскопок это был холм-тобе, скрывавший остатки жилищ с глинобитными стенами и обмазанными глиной полами. На полах находились открытые очаги, на которых готовилась пища. Большое количество обломков крупных глиняных сосудов, каменные зернотерки и мотыги свидетельствуют о том, что жители поселения занимались земледелием, сочетая его с придомным скотоводством. Наличие в погребениях гуннов керамики, кувшинов, горшков, кружек, изготовленных вручную и на гончарном круге, свидетельствует о довольно высоком уровне развития гончарного искусства. Наряду с предметами местного производства при раскопках погребений хунну встречаются вещи иноземного происхождения. Часть их попадала сюда в результате торговли: шелковые ткани, китайские предметы роскоши из дерева, лака, зеркала, поделки из нефрита.