Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:41, лекция
История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.
Кимаки имели собственную письменность на основе древнетюркского алфавита. Об этом свидетельствуют арабские историки и археологические находки — бронзовые зеркала IX-X веков с древнетюркскими надписями, найденные в Прииртышье и Тарбагатае. В IX- начале XI века. у кимаков бытовали древние тюркские религиозные верования, значительное место среди которых занимал культ Тенгри и культ предков. Отдельные группы поклонялись огню, солнцу, звездам, реке и горам. Распространенной формой религии был шаманизм, но некоторые группы кимеков исповедовали манихейство – религию христианского толка. Иислам получил определенное распространение среди кимакской знати.
Кимакские
правители захватили часть
14. Образование Караханидского государства. (942 — 1210 гг.) Распространение ислама.
В 942 г. возникло государство Караханидов. В его образовании главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, распавшейся в 940 г., населявшие Восточный Туркестан — чигили и ягма.
Родоначальником династии караханидов принято считать Сатук Богра-хана (915–955), который в 942 г. сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом.
Владения
караханидов простирались от Мавераннахра
(междуречье Амударьи и Сырдарьи) на
западе вплоть до Семиречья и Кашгара
на Востоке. В состав Караханидского
ханства вошли: в 990 г. — Тараз
и Испиджаб; в 992 г. — Хотан и
Бухара; в 999 г. — государство Саманидов.
Столица государства
В
конце 30-х годах XI в. при Ибрагиме
ибн Насре государство
Правитель
государства носил титул —
хан. Илаки и тегины были правителями
уделов. Термин «икта» у караханидов
означал право сбора налогов.
Сборщик налогов носил титул
— иктадар. Право получения с
населения налогов ханы жаловали
своим родственникам и
В отличие от других государств (кочевых обществ) у караханидов военное управление было отделено от административного. Военно-административная структура строилась по иерархическому принципу.
Важным событием при караханидах было принятие династией ислама. В 955 г. при Сатук Богра-хане его приняли 200 тысяч шатров во внутренних областях государства. В 960 г. при его сыне хане Мусе караханиды объявили ислам — государственной религией. Мусульманская религия вытеснила древнетюркскую руническую письменность и способствовала сложению новой письменности на основе арабской графики. Рост самосознания тюркских этносов, их духовной культуры, привел к появлению мусульманской литературы на тюркском языке, яркими представителями которой были Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари.
В это же время (X-XII вв) получила развитие архитектура — мавзолеи Бабаджан-хатуна, Айша-биби, Карахана, Аяккамыра, Сырлытам. Каменный мост на реке Талас, баня в городе Таразе.
Главным
занятием населения было экстенсивное
кочевое и полукочевое
Эпоха караханидов представляла собой качественно новый этап во всех сферах общества.
Политическая
история ханства уже в первые
десятилетия его существования
насыщена междоусобной борьбой между
представителями двух влиятельных
сильных семей — потомков Али
Арслан хана (сына Мусы хана) и Хасана
(Харун) Богра хана (сына Сулейман хана,
брата Мусы хана). Этими междоусобицами
воспользовались кочевые
В
1089 г. караханиды в борьбе с сельджуками,
потеряв Бухару и Самарканд, попали
в вассальную зависимость к султану
Мелик-шаху. В 1102 г. правитель Баласагуна
и Тараза Кадыр-хан Жабраил напал
на Мавераннахр и захватил все
земли до Амударьи. Он пытался отвоевать
у сельджуков Термез, но потерпел поражение,
попал в плен и был казнен. При
правлении могущественного
В первой половине XII в. многочисленные кидани (карахытаи) завоевали Семиречье, а затем все остальные владения Восточных Караханидов и начали угрожать Западному ханству. После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 г. власть на обоими ханствами государства Караханидов перешла к киданям (карахытаям).
Окончательно
история могущественного
15. Государство Каракитаев (1128-1213).
Формирование
каракитаев тесно связано с
В
924 году обширная территория от Алтая
до Тихого океана перешла под эгиду
Киданьского государства (империи
Ляо). Правящая династия киданей находилась
в Северном Китае. В 1125 г. объединенные
силы суньского Китая и
В 1128 г. правитель Баласагуна призвал Елюй Дашы в союзники против притеснявших его канглов и карлуков. Войдя в Баласагун Елюй Дашы свергнул караханидского правителя и основал в Семиречье государство. Со времени утверждения их власти над частью Семиречья за западной ветвью киданей, вследствие смешения с тюркоязычным местным населением, закрепляется имя каракитаи (карахытаи).
С целью расширения государства Елюй Дашы совершил ряд завоевательных походов против канглов и Восточного Туркестана, раздвинув границы от Енисея до Таласа. В 1137 г. каракитаи разбили Махмуд-хана, правителя Мавераннахра. В 1141 г., разгромив объединенные войска караханидов и сельджуков, заняли Бухару и весь Центральный Мавераннахр. Особый отряд был послан для завоевания Хорезма. Хорезм шахи выплачивали каракитаям ежегодно дань в размере 3 тысяч золотых динаров. Не уничтожив династию Караханидов, каракитаи принудили из быть вассалами.
Глава каракитайского государства носил титул гурхана, что означало «хан ханов». Центром его владений оставался Баласагун. В войске поддерживалась высокая дисциплина, запрещающая грабить население. В стране были установлены твердые налоги. Введена система подворного обложения – с каждого дома взимали по одному динару. Своим приближенным гурхан не раздавал уделов, опасаясь их усиления и соперничества.
Под их непосредственным управлением находилась южная часть Жетысу, северо-восточная область Исфиджаба, Кульжинский край. Часть Жетысу, к северу от Или, принадлежала карлукскому хану — вассалу гурхана, ее столицей был Койлык. Мавераннахром и Восточным Туркестаном продолжали править караханиды, выплачивающие дань каракитаям.
Первый гурхан умер в 1143 г., и власть перешла к его вдове, а в 1150 г. гурханом стал его сын Елюй Иле. После смерти Иле в 1163 г. некоторое время страной правила его сестра, а с 1169 г. – сын Елюй Чжилугу. С его именем связан новый период в истории государства каракитаев, когда наместники в различных областях стали практически независимыми правителями и власть гурхана стала по существу номинальной.
Гурханы
относились к исламу терпимо, только
при Чжилугу начались гонения
против мусульман из-за приверженности
последнего христианству. В Жетысу
началось широкое мусульманское
движение, направленное против каракитаев.
Гурхану сначала удалось
Государства кереитов, найманов.
Ранние
государства найманов и кереитов
возникли на востоке Центральной
Азии. Найманский племенной союз образовался
в середине VIII века между Верхним
Иртышом и Орхоном и назывался
секиз-огуз — «союз восьми племен».
Затем был наречен
Первые сведения о кереитах встречаются в письменных источниках начала Х в. Основные сведения о них можно встретить в «Сокровенном сказании монголов». Первоначально кереиты жили в Восточной Монголии. Они занимали территорию среднего течения реки Орхон и бассейн реки Онгин. Во второй половине XII в. улус кереитов простирался от реки Селенги до реки Хуанхэ и от гор Хангай до озера Халкин-гол. В улусе имелись две столицы: Северная резиденция — город Хатун-балык на реке Орхон; Южная резиденция — севернее излучины реки Хуанхэ.
Известно, что в 1007 г. найманы и кереиты приняли христианство несторианского толка.
Кереиты и найманы находились на одном уровне социального и политического развития: их улусы имели свою территорию, в них функционировал аппарат управления, представленный органами управления: ханской ставкой, войсками и дружиной. Ханы имели летовки и зимние пастбища. Ханская ставка ведала ханским имуществом, армией, в основе которой применялась десятичная система. У найманов и кереитов действовало обычное право, которое в условиях кочевого быта носило характер законов. Имело распространение делопроизводство на уйгурском алфавите. Документы скреплялись ханской печатью. Сборщики налогов в государстве именовались герби. Должности у элитарной части общества передавались по наследству.
Государство кереитов значительно укрепилось при хане Тогруле, известном в Европе как Просвитор Иоанн или король Иоганн. В 1183 г. кереиты и монголы в союзе с Китаем нанесли поражение татарам, за что Тогрулу был пожалован китайский титул «ван», т. е. «царь», что было официальным признанием суверенных прав Тогрула в Центральной Азии. В походе с ним участвовал Темучин, который в 1202 г., объединив несколько монгольских племен под своей властью, предпринял самостоятельные походы. В результате между Тогрул ханом и усилившимся Темучином началось соперничество.
В 1203 г. в результате завоевательного похода Чингиз-хана государство кереитов пало. Часть кереитов подчинилась монголам, значительная часть ушла в Северный Казахстан и поселилась в районах рек Ишима, Тобола и Иртыша, а другая часть ушла в пределы Западной Сибири. В XII в. кереиты, объединив тюркоязычные племена, образовали здесь новое государство — Сибирское ханство со столицей Чимги-тура (совр. г. Тюмень). Основателем его стал Тайбуга хан.
В
1204 г. Чингиз-хан с
16. Кыпчакское ханство. (начало XI в. — 1219 г.) Формирование кыпчакской народности
После
падения Кимакского каганата власть
перешла к кыпчакам. Став преемниками
кимаков, кыпчаки установили свою гегемонию
на территории от Иртыша до Волги. Так
на территории Казахстана возникло новое
сильное государство —
Ставка кыпчакских правителей была в городе Сыгнаке. В середине XI века кыпчаки стали продвигаться на запад от Волги, вступая в контакты с народами Руси, Византии, Венгрии, и дошли до реки Днестр. Их территорию (от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе; от озера Балхаш на юге до лесостепной полосы юго-западной Сибири на севере) можно условно разделить на Восточный Дешт-и-Кыпчак — от Иртыша до Волги и Западный Дешт-и-Кыпчак — от Волги до Днестра.