Предмет цели изпдачи истории казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:41, лекция

Краткое описание

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

Вложенные файлы: 1 файл

Палеолит (140–40 тысячелетие до н э.).docx

— 364.54 Кб (Скачать файл)

Кимаки  имели собственную письменность на основе древнетюркского алфавита. Об этом свидетельствуют арабские историки и археологические находки —  бронзо­вые зеркала IX-X веков с древнетюркскими надписями, найденные в Прииртышье и Тарбагатае. В IX- начале XI века. у кимаков бытовали древние тюркские религиоз­ные верования, значительное место среди которых занимал культ Тенгри и культ предков. Отдельные группы поклонялись огню, солнцу, звездам, реке и горам. Расп­ространенной формой религии был шаманизм, но некоторые группы кимеков исповедовали манихейство – религию христианского толка. Иислам получил определен­ное распространение среди кимакской знати.

Кимакские правители захватили часть земель токузогузов, совершали набеги на их города в Восточном Туркестане, вторгались в страну Енисейских кыргызов. С  го­сударствами саманидов, огузов, карлуков они поддерживали связи. Торговали также с Волжской Булгарией и Средней Азией. В начале XI века Кимекский каганат рух­нул. Его падение было вызвано тремя причинами: центробежными тенденциями кыпчакских ханов, стремившихся к самоопределению, усилением внутренних междо­усобиц и миграцией кочевых племен из Центральной Азии, переселение которых относится к началу XI века.

14. Образование Караханидского  государства. (942 — 1210 гг.) Распространение  ислама.

В 942 г. возникло государство Караханидов. В его образовании главную  роль сыграли племена карлукской конфедерации, распавшейся в 940 г., населявшие Вос­точный Туркестан — чигили и ягма.

Родоначальником династии караханидов принято считать  Сатук Богра-хана (915–955), который  в 942 г. сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным ка­ганом.

Владения  караханидов простирались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара  на Востоке. В состав Караха­нидского  ханства вошли: в 990 г. — Тараз  и Испиджаб; в 992 г. — Хотан и  Бухара; в 999 г. — государство Саманидов. Столица государства Караханидов  — Баласагун.

В конце 30-х годах XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось  на две части: Западное ханство с  центром в Бухаре, включавшее в  себя Мавераннахр вплоть до Ходжента и Восточное, в которое входили  Тараз, Испиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье, и Кашгар. Центром Восточного ханства  стал Баласагун. Граница между двумя  ханствами проходила по реке Сырдарье. Верховным правителем Западного  ханства был Ибрахим Тамгаш Богра  хан, Восточного ханства — Арслан Сулейман хан.

Правитель государства носил титул —  хан. Илаки и тегины были правителями  уделов. Термин «икта» у караханидов  означал право сбора налогов. Сборщик налогов носил титул  — иктадар. Право получения с  населения налогов ханы жаловали своим родственникам и приближенным.

В отличие от других государств (кочевых  обществ) у караханидов военное  управление было отделено от административного. Военно-административная структура строилась по иерархическому принципу.

Важным  событием при караханидах было принятие династией ислама. В 955 г. при Сатук  Богра-хане его приняли 200 тысяч шатров во внутренних областях государс­тва. В 960 г. при его сыне хане Мусе караханиды объявили ислам — государственной религией. Мусульманская религия вытеснила древнетюркскую руническую пись­менность и способствовала сложению новой письменности на основе арабской графики. Рост самосознания тюркских этносов, их духовной культуры, привел к появ­лению мусульманской литературы на тюркском языке, яркими представителями которой были Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари.

В это же время (X-XII вв) получила развитие архитектура — мавзолеи Бабаджан-хатуна, Айша-биби, Карахана, Аяккамыра, Сырлытам. Каменный мост на реке Талас, баня в городе Таразе.

Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI-XII вв. в Семиречье  и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледелию и  приобщалась к городской культуре.

Эпоха караханидов представляла собой  качественно новый этап во всех сферах общества.

Политическая  история ханства уже в первые десятилетия его существования  насыщена междоусобной борьбой между  представителями двух влиятельных  сильных семей — потомков Али  Арслан хана (сына Мусы хана) и Хасана (Харун) Богра хана (сына Сулейман хана, брата Мусы хана). Этими междоусобицами воспользовались кочевые племена  кидани, владевшие Центральной Азией. В 1017 г. они вторглись в Семиречье и дошли до Баласагуна. Но правитель караханидов Туган хан разбил войско киданей и заставил их отступить на восток.

В 1089 г. караханиды в борьбе с сельджуками, потеряв Бухару и Самарканд, попали в вассальную зависимость к султану  Мелик-шаху. В 1102 г. правитель Баласагуна и Тараза Кадыр-хан Жабраил напал  на Мавераннахр и захватил все  земли до Амударьи. Он пытался отвоевать  у сельджуков Термез, но потерпел поражение, попал в плен и был казнен. При  правлении могущественного султана  Санджара (1118–1157) сельджуки добились наибольшего влияния в Мавераннахре. К этому времени уже наметился  политический упадок караханидов.

В первой половине XII в. многочисленные кидани (карахытаи) завоевали Семиречье, а  затем все остальные владения Восточных Караханидов и начали угрожать За­падному ханству. После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 г. власть на обоими ханствами государства Караханидов перешла к киданям (карахыта­ям).

Окончательно  история могущественного государства  Караханидов завершилась в начале XIII века в борьбе с найманами и  хорезмийцами.

15. Государство Каракитаев (1128-1213).

Формирование  каракитаев тесно связано с центральноазиатскими племенами киданей. Кидани (цидань, кита, хита) упоминаются в письменных источниках с IV в. до н. э. как монголоязычные племена. Они обитали к северу от Китая, на территории Маньчжурии и  Уссурийского края.

В 924 году обширная территория от Алтая  до Тихого океана перешла под эгиду  Киданьского государства (империи  Ляо). Правящая династия киданей находилась в Северном Китае. В 1125 г. объединенные силы суньского Китая и Чжурчженского  государства положили конец империи  Ляо. Часть киданей подчинилась  чжурчже­ням, а другая во главе с  полководцем Елюй Дашы (40 тыс. кибиток) через земли енисейских киргизов дошла до реки Емиль и здесь  построила город.

В 1128 г. правитель Баласагуна призвал  Елюй Дашы в союзники против притеснявших его канглов и карлуков. Войдя в Баласагун Елюй Дашы свергнул караханидско­го правителя и основал в Семиречье государство. Со времени утверждения их власти над частью Семиречья за западной ветвью киданей, вследствие смешения с тюркоязычным местным населением, закрепляется имя каракитаи (карахытаи).

С целью расширения государства Елюй Дашы совершил ряд завоевательных походов  против канглов и Восточного Туркестана, раздвинув границы от Енисея до Та­ласа. В 1137 г. каракитаи разбили Махмуд-хана, правителя Мавераннахра. В 1141 г., разгромив объединенные войска караханидов и сельджуков, заняли Бухару и весь Центральный Мавераннахр. Особый отряд был послан для завоевания Хорезма. Хорезм шахи выплачивали каракитаям ежегодно дань в размере 3 тысяч зо­лотых динаров. Не уничтожив династию Караханидов, каракитаи принудили из быть вассалами.

Глава каракитайского государства носил  титул гурхана, что означало «хан ханов». Центром его владений оставался  Баласагун. В войске поддерживалась высокая дисциплина, запрещающая  грабить население. В стране были установлены твердые налоги. Введена  система подворного обложения –  с каждого дома взимали по од­ному динару. Своим приближенным гурхан не раздавал уделов, опасаясь их усиления и соперничества.

Под их непосредственным управлением находилась южная часть Жетысу, северо-восточная  область Исфиджаба, Кульжинский  край. Часть Жетысу, к северу от Или, принадлежала карлукскому хану — вассалу гурхана, ее столицей был Койлык. Мавераннахром и Восточным Туркестаном продолжали править караханиды, выплачива­ющие дань каракитаям.

Первый  гурхан умер в 1143 г., и власть перешла  к его вдове, а в 1150 г. гурханом стал его сын Елюй Иле. После смерти Иле в 1163 г. некоторое время страной  пра­вила его сестра, а с 1169 г. –  сын Елюй Чжилугу. С его именем связан новый период в истории  государства каракитаев, когда наместники в различных областях стали практически  независимыми правителями и власть гурхана стала по существу номинальной.

Гурханы относились к исламу терпимо, только при Чжилугу начались гонения  против мусульман из-за приверженности последнего христианству. В Жетысу началось широкое мусульманское  движение, направленное против каракитаев. Гурхану сначала удалось одержать победу над восставшими, но с появлением в 1208 г. в Же­тысу найманов обстановка резко изменилась. Вытесненные из Монголии Чингиз-ханом найманы бежали в Семиречье. В 1211 г. они захватили в плен правителя ка­ракитаев. Вождь найманов Кучлук практически стал правителем и до самой смерти гурхана управлял страной от его имени. Государство каракитаев прекратило свое существование. Власть перешла к найманам во главе с Кучлук ханом. Семиречье стало ареной кровопролитных междоусобных войн, мятежей и мусульманских восстаний. Так продолжалось до появления здесь в 1218 г. Чингисхана.

Государства кереитов, найманов.

Ранние  государства найманов и кереитов возникли на востоке Центральной  Азии. Найманский племенной союз образовался  в середине VIII века между Верхним  Ир­тышом и Орхоном и назывался  секиз-огуз — «союз восьми племен». Затем был наречен монголоязычными  киданями «найман», что было тождественно тюркскому «секиз-огуз». С Х в. найманы оформились в самостоятельное  политическое образование — улус.

Первые  сведения о кереитах встречаются  в письменных источниках начала Х  в. Основные сведения о них можно  встретить в «Сокровенном сказании монголов». Первоначально кереиты  жили в Восточной Монголии. Они  занимали территорию среднего течения  реки Орхон и бассейн реки Онгин. Во второй половине XII в. улус кереитов простирался от реки Селенги до реки Хуанхэ и от гор Хангай до озера  Халкин-гол. В улусе имелись две  столицы: Северная резиденция — город  Хатун-балык на реке Орхон; Южная  резиденция — севернее излучины реки Хуанхэ.

Известно, что в 1007 г. найманы и кереиты  приняли христианство несторианского толка.

Кереиты и найманы находились на одном  уровне социального и политического  развития: их улусы имели свою территорию, в них функционировал аппарат  управле­ния, представленный органами управления: ханской ставкой, войсками и дружиной. Ханы имели летовки и зимние пастбища. Ханская ставка ведала ханским иму­ществом, армией, в основе которой применялась десятичная система. У найманов и кереитов действовало обычное право, которое в условиях кочевого быта но­сило характер законов. Имело распространение делопроизводство на уйгурском алфавите. Документы скреплялись ханской печатью. Сборщики налогов в государс­тве именовались герби. Должности у элитарной части общества передавались по наследству.

Государство кереитов значительно укрепилось при  хане Тогруле, известном в Европе как Просвитор Иоанн или король Иоганн. В 1183 г. кереиты и монголы  в союзе с Китаем нанесли поражение  татарам, за что Тогрулу был пожалован  китайский титул «ван», т. е. «царь», что было официальным признанием суверенных прав Тог­рула в Центральной  Азии. В походе с ним участвовал Темучин, который в 1202 г., объединив  несколько монгольских племен под  своей властью, предпринял самосто­ятельные походы. В результате между Тогрул ханом и усилившимся Темучином началось соперничество.

В 1203 г. в результате завоевательного  похода Чингиз-хана государство кереитов пало. Часть кереитов подчинилась  монголам, значительная часть ушла в Север­ный Казахстан и поселилась в районах рек Ишима, Тобола и Иртыша, а другая часть ушла в пределы Западной Сибири. В XII в. кереиты, объединив тюркоязычные племена, образовали здесь новое государство — Сибирское ханство со столицей Чимги-тура (совр. г. Тюмень). Основателем его стал Тайбуга хан.

В 1204 г. Чингиз-хан с сорокапятитысячным войском разгромил улус найманов. Часть найманов подчинилась ему. Не подчинившиеся во главе с Кучлук ханом бежали в район Черного Иртыша и Алтая. В 1208 г. на Иртыше Чингиз-хан вторично разбил найманов. Уцелевшие бежали в Семиречье. Здесь в 1211 г. найманы во главе с Кучлук ханом, покорив карахытаев, образовали свое ханство. В 1218 г. ханство найманов пало под натиском монгольского войска Жебе-нойона. После монгольского нашествия найманы вошли в родоплеменной состав Среднего жуза (в состав улуса Джучи). Часть кереитов осталась в Северном Казахстане и тоже влилась в Сред­ний жуз казахов под названием «керей».

16. Кыпчакское ханство. (начало XI в. — 1219 г.) Формирование кыпчакской народности

После падения Кимакского каганата власть перешла к кыпчакам. Став преемниками  кимаков, кыпчаки установили свою гегемонию  на территории от Иртыша до Волги. Так  на территории Казахстана возникло новое  сильное государство — Кыпчакское ханство. В начале XI века кыпчаки  вытеснили из низовьев Сырдарьи и  меж­дуречья Урала и Волги племена огузов и вплотную подошли к границам Хорезма. В первой половине XI века государство стало называться Дешт-и-Кыпчак (Степь кыпчаков). В XI — ХПI веках кыпчаки были самыми многочисленными племенами из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы. Антрополо­гический тип кыпчаков относится к переходной от европеоидной к монголоидной, к южно-сибирской группе монголоидной расы. Кыпчакский язык составляет основу современного казахского языка.

Ставка  кыпчакских правителей была в городе Сыгнаке. В середине XI века кыпчаки  стали продвигаться на запад от Волги, вступая в контакты с народами Руси, Ви­зантии, Венгрии, и дошли до реки Днестр. Их территорию (от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе; от озера Балхаш на юге до лесос­тепной полосы юго-западной Сибири на севере) можно условно разделить на Восточный Дешт-и-Кыпчак — от Иртыша до Волги и Западный Дешт-и-Кыпчак — от Вол­ги до Днестра.

Информация о работе Предмет цели изпдачи истории казахстана