Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:41, лекция
История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.
Этноним «кыпчак» впервые упоминается в 760 г. в древнетюркском руническом памятнике. Формирование этнической общности кыпчаков на территории Казахстана было сложным и длительным процессом, который прошел три этапа.
Кыпчаки составляли несколько основных групп племен — алтайско-сибирскую; казахстанско-приуральскую; подонскую, включая предкавказскую; днепровскую, включая крымскую; дунайскую, включая балканскую. Кыпчаки сыграли важную роль в развитии таких стран, как Индия, Египет, Китай, Византия, Грузия, Болгария, Хорезм в эпоху средневековья. Они стали заметным компонентом этногенеза казахов, ногайцев, крымских, сибирских, поволжских татар, башкир, каракалпаков, узбеков, кыргызов, карачаевцев, балкарцев, кумыков, туркмен и других тюркских народов. Вошли в состав турецкого, венгерского, грузинского, болгарского, русского, украинского, монгольского, китайского, индийских и арабских народов.
Титул верховного правителя кыпчаков, избираемого из династийного рода ель-барили — хан. Ставка хана — Орда. Кыпчакское ханство по древнетюркским традициям делилось на два крыла:
Строго
соблюдалась иерархическая
Кыпчакская знать находилась в сложных политических взаимоотношениях с правителями династии Караханидов, которые предпринимали походы в восточные пределы Кыпчакского ханства. В 1065 году правитель сельджуков Алып-Арслан, предприняв поход против кыпчаков, подчинил себе Мангыстау. К концу XI в. кыпчаки вновь установили там свое господство. В 1069 г. они совершали набеги на Хорезм. В конце XI– начале XII вв. Жент, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи находились в руках кыпчакских ханов. В первой половине XII в. между ними и мусульманскими династиями развернулась упорная борьба. Под предлогом распространения ислама шах Хорезма Атсыз (1127–1156) в 1133 году завоевал Жент, присоединил к своим владениям Мангыстау и двинулся вглубь Дешт-и-Кыпчака. С этого времени началась раздробленность Кыпчакского ханства. Ее последствием явились усиление междоусобной борьбы; ориентация на сближение с Хорезмом среди кыпчакской знати и сложение крупного объединения канглов. Во второй половине XII в. Хорезмшах Текеш (1172–1200), проводя политику сближения с кыпчакскими ханами, женился на дочери хана Жанкеша Теренхатун. Правители Хорезма стремились к исламизации кыпчакской знати. Однако многие кыпчаки оставались вне ислама, до конца XII в. исповедуя язычество. В начале XIII в. Хорезмшах Мухаммед (1200–1220) отвоевал у кыпчаков Сыгнак. В 1216 г. во время похода против кыпчакского хана Кадыра Мухаммед дошол до реки Иргиз. Здесь в Тургайских степях он столкнулся с войском Джучи-хана, преследовавшего монголов, бежавших в кыпчакские земли. После битвы с Мухаммедом они под прикрытием ночи отступили. Это было первое появление монголов на территории Казахстана.
Кыпчаки
принимали активное участие в
жизни многих государств, являясь
участниками крупных
Кыпчакское ханство окончательно пало под натиском монгольского нашествия и его территория вошла в состав улуса Джучи.
17. Развитие культуры Каз в VІ – XII вв
Средневековые государства на территории Казахстана базировались на кочевом, полукочевом скотоводстве, тесно связанном с оседлым земледелием. Центрами духовной культуры были города в долинах рек Сырдарьи. Таласа, Чу, Или: Испиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Суяб и другие. Формировались они в VI - X веках на основе ранних земледельческих и ремесленных поселении, у стен ставок правителей, в местах постоянных зимовок. В городах жили ремесленники, торговцы, земледельцы, имелись базары, общественные места, чеканились деньги. В них сложилась местная строительная традиция близкая к Средне Азиатской. Наиболее ранним памятником средневековой архитектуры является мавзолей Бабаджа-хатун (X - XI века) в окрестностях Тараза. А также мавзолей Айша-Биби (XI - XII века), расположенный рядом, и мавзолей Кара-хана в самом Таразе. Во второй половине VI века у тюрков было самостоятельное письмо орхоно-енисейское руническое. Памятниками древнетюркской письменности являются тексты в честь Бильге-кагана, Кюль-Тегина, надписи на надмогильных камнях из долины Таласа, в Ферганской долине. Это письмо в XI - XII веках было вытеснено сначала уйгурским, а затем арабским. Свидетельством развития средневековой культуры является научная деятельность философа ученого-энциклопедиста, выходца из Отрара (Фараба) Абу Наср Мухаммеда ибн Мухаммеда ибн Тархана ибн Узлага аль-Фараби ат-Турки (870-950 годы). Он занимался философией, математикой, геодезией, архитектурой, теорией музыки, известен исследованиями в области этики. Ему был присвоен титул <Мугаллим ассана - Второй учитель>, под первым имелся ввиду Аристотель. Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики. В молодые годы Фараби покинул родной город и побывал практически во всех городах, связанных с культурой и наукой Среднею и Ближнего Востока - Бухаре, Мерве, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Умер он в Дамаске.
Фараби - ученый, мыслитель мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве достижения арабской, персидской, греческой, индийской, тюркской культур. Ему принадлежат труды «Большая книга музыки», «Слово о классификации наук», «Геммы премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».
Автором сочинения о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен является Махмуд Кашгари (1029 - 1101 годы), его книга «Диуани лугат ат-тюрк» - «Словарь тюркских наречий» - тюркская энциклопедия написана в 1072-1074 годах. В ней собран и обобщен историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Здесь представлены основные жанры тюркоязычного фольклора - песни, эпосы, предания, легенды, более 400 пословиц, поговорок и устных изречений.
В
средневековье жил и творил мыслитель
и поэт Ходжа Ахмет Ясауи (по разным
данным он прожил 73 года, 85 лет, 125 лет, точно
известна дата смерти - 1166 год). Сохранилось
его произведение «Диуани-хикмет»
«Книга мудрости», написанная на кыпчакском
диалекте тюркского языка. Согласно
различным версиям генеалогия Ахмета
Ясауи возводится к потомкам пророка
Мухаммеда. Его жизнь и деятельность
связана с г. Яссы (Туркестан). Ахмету
Ясауи удалось соединить
ХОДЖА АХМЕТ ЯССАУИ (1093-1166) - основатель поэзии суфизма, ставший духовным наставником для всех мусульман Востока, религиозный деятель, прозванный «Святейшим султаном». Он пользовался таким почетом и уважением, что еще при его жизни появилось выражение «В Медине - Мухаммед, в Туркестане - Ходжа Ахмет».
Его отец, Ибрагим Махмуд, был образованным человеком Сайрама.
Ахмет
родился в городе Яссы (Туркестан),
мать умерла рано, а отец умер, когда
ему было 7 лет. Первым учителем и
воспитателем ребенка был Арыстанбаб,
приходившийся ему
Со временем он становится известным всему исламскому миру мудрецом. С 63 лет он заточил себя в подземелье и остальную жизнь провел там, объяснив это так: «Достиг возраста пророка, дольше мне и не надо. Не стоит жить больше возраста пророка». Есть разные сведения относительно того, сколько же лет на самом деле прожил Ахмет Яссауи. По одним данным - 73 года, по другим - 85 лет. Опираясь на 149-й стих поэта, Ж.Аймауытов считает, что Яссауи жил 125 лет (но тогда получается, что он родился в 1041 году).
Немеркнущее в веках драгоценное наследие нашего предка - «Дивани хикмет» («Книга мудрости») - написана на кипчакском диалекте древнетюркского языка. Оригинал не сохранился. До нас дошла лишь копия (XV-XVI века). Таких образцов очень много, многие из них сохранились в Стамбуле, Коканде, Ташкенте, Москве, Алматы. Тюркоязычные люди без особого труда могут прочесть «Хикмет» Ахмета Яссауи. Это произведение является духовным достижением тюркских народов. Ахмет Яссауи - первый талантливый тюркский поэт, писавший на огыз-кипчакском диалекте.
Суфизм как течение появился в исламе в VII-VIII веках. «Дивани хикмет» раскрывает основные правила и принципы мусульманства. Так, шариат - свод законов ислама, обычаев и традиций. Тарихат - суфийское учение. Хакихат - приближение к богу. Магрипат - познание религии. По Ахмету без шариата, тарихата и магрипата нельзя достичь хакихата, нельзя приблизиться к богу.
Аль-Фараби (850-950) — один из крупнейших представителей восточной философии, ученый-энциклопедист, автор комментариев к сочинениям Аристотеля и Платона. Полное имя Абу Насыр Аль-Фараби Мухаммед ибн Узлаг Тархани.
Ученый родился в местности Фараб. Однозначно определить этническую принадлежность невозможно. Традиционным считается происхождение Аль-Фараби от среднеазиатских тюрков, по другим версиям – от персов.
Первое образование получил в городе Отрар на кыпчакском языке, затем, уже в Багдаде учил арабский. В общем, он владел тюркским, персидским, греческим, латинским и санскритским языками.
Итак, известно, что продолжать образование философ отправился в Багдад, крупный культурный центр Арабского халифата. По пути он изучал медицину, логику и греческий язык.
В то время Багдад был столицей интеллектуалов. В этом городе работала школа переводчиков, которые переводили и комментировали произведения Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида. А также шёл параллельный процесс освоения культурных достижений Индии. Конечно, эта работа стимулировала и самостоятельную творческую активность известного философа.
Его
наставниками были Юханна ибн Хайлан
и знаменитый переводчик античных текстов
на арабский язык Абу Бишр Матта. О
Юханне ибн Хайлане, по сообщению
Усейбиа, Аль-Фараби рассказывал как
о человеке, который был приобщен
к живой традиции передачи наследия
Аристотеля от учителя к ученикам
через целый ряд поколений. Абу
Бишр Матта преподавал логику. В
Багдаде Аль-Фараби получил возможность
ознакомления со «Второй Аналитикой»
Аристотеля, которую теологически настроенные
несториане пытались «прикрыть», поскольку
там развивались теоретико-
У Аль-Фараби не было другого пути, кроме как стать ученым. В 941 году он переезжает в Дамаск, где и остается жить, занимаясь научной работой.
В Дамаске Фараби завершает начатый ранее «Трактат о добродетельном городе».
Аль-Фараби умер в 950 году. Существуют две версии смерти ученого. Первая - он умер естественной смертью в Дамаске, вторая — убит грабителями при поездке в Аскалан.