Предмет цели изпдачи истории казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:41, лекция

Краткое описание

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

Вложенные файлы: 1 файл

Палеолит (140–40 тысячелетие до н э.).docx

— 364.54 Кб (Скачать файл)

Этноним «кыпчак» впервые упоминается в 760 г. в древнетюркском руническом памятнике. Формирование этнической общности кыпчаков на территории Казахста­на было сложным и длительным процессом, который прошел три этапа.

  • VII-VIII вв. — кыпчаки, населявшие земли от северного Алтая и Иртыша, составляли этническую основу кимакского племенного союза;
  • VIII-IX вв. — кыпчаки сложились как этнос в Центральном и Восточном Казахстане. В VIII в. расселились от Алтая и Иртыша на востоке до Южно-Уральских гор и Волги на западе;
  • XI-XIII вв. — установление господства кыпчакских ханов, в основном, в Восточном Дешт-и-Кыпчаке. В русских летописях кыпчаков называли половцами венгерс­кие источники — палоцами, сорочинами, а в европейских источниках — комонами или куманами.

Кыпчаки составляли несколько основных групп  племен — алтайско-сибирскую; казахстанско-приуральскую; подонскую, включая предкавказскую; днепровскую, вклю­чая крымскую; дунайскую, включая балканскую. Кыпчаки сыграли важную роль в развитии таких стран, как Индия, Египет, Китай, Византия, Грузия, Болгария, Хорезм в эпоху средневековья. Они стали заметным компонентом этногенеза казахов, ногайцев, крымских, сибирских, поволжских татар, башкир, каракалпаков, узбеков, кыргызов, карачаевцев, балкарцев, кумыков, туркмен и других тюркских народов. Вошли в состав турецкого, венгерского, грузинского, болгарского, русского, украинс­кого, монгольского, китайского, индийских и арабских народов.

Титул верховного правителя кыпчаков, избираемого  из династийного рода ель-барили —  хан. Ставка хана — Орда. Кыпчакское ханство по древнетюркским традици­ям делилось на два крыла:

  • Правое крыло — занимали земли Тургайской степи, бассейны рек Урала и Волги, полуостров Мангыстау. Ставка — город Сарайшык на реке Урал, возглавля­лось ханами из рода ель-барили;
  • Левое крыло — земли Центрального и Восточного Казахстана от Сырдарьи до Иртыша и Ишима. Ставка — город Сыгнак, во главе — ханы из племени уран.

Строго  соблюдалась иерархическая система  господствующей аристократической  верхушки — ханы, тарханы, баскаки, беки, баи. Роды и племена тоже разделялись  по социальной значимости. Рабы — самые  бесправные группы — формировались  за счет военнопленных и использовались в хозяйстве в качестве слуг. Кыпчакское общество было социально и сословно неравным. Частная собственность  — скот. Мерило богатства — число  лошадей. Богатые кыпчаки владели  десятитысячными та­бунами. Посягание  на собственность строго каралось. Например, вернув украденного коня, преступник должен был дать хозяину  еще 9 таких же коней.

Кыпчакская  знать находилась в сложных политических взаимоотношениях с правителями  династии Караханидов, которые предпринимали  походы в восточные пре­делы Кыпчакского ханства. В 1065 году правитель сельджуков Алып-Арслан, предприняв поход против кыпчаков, подчинил себе Мангыстау. К концу XI в. кыпчаки вновь установили там свое господство. В 1069 г. они совершали набеги на Хорезм. В конце XI– начале XII вв. Жент, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи на­ходились в руках кыпчакских ханов. В первой половине XII в. между ними и мусульманскими династиями развернулась упорная борьба. Под предлогом распростра­нения ислама шах Хорезма Атсыз (1127–1156) в 1133 году завоевал Жент, присоединил к своим владениям Мангыстау и двинулся вглубь Дешт-и-Кыпчака. С этого времени началась раздробленность Кыпчакского ханства. Ее последствием явились усиление междоусобной борьбы; ориентация на сближение с Хорезмом среди кыпчакской знати и сложение крупного объединения канглов. Во второй половине XII в. Хорезмшах Текеш (1172–1200), проводя политику сближения с кыпчакскими ха­нами, женился на дочери хана Жанкеша Теренхатун. Правители Хорезма стремились к исламизации кыпчакской знати. Однако многие кыпчаки оставались вне исла­ма, до конца XII в. исповедуя язычество. В начале XIII в. Хорезмшах Мухаммед (1200–1220) отвоевал у кыпчаков Сыгнак. В 1216 г. во время похода против кыпчакского хана Кадыра Мухаммед дошол до реки Иргиз. Здесь в Тургайских степях он столкнулся с войском Джучи-хана, преследовавшего монголов, бежавших в кыпчакские земли. После битвы с Мухаммедом они под прикрытием ночи отступили. Это было первое появление монголов на территории Казахстана.

Кыпчаки принимали активное участие в  жизни многих государств, являясь  участниками крупных политических событий. Известно, что в домонгольский  период кып­чаки во главе с ханом Атраком играли важную роль в военной организации Грузинского царства Давида IV и его преемников. Кыпчак Шамс-ад-Дин Ильдигиз был ос­нователем династии ильдигизидов в Азербайджане. В тяжелые для Византийской империи времена начала XI века, когда ее существованию угрожали турки-сельджу­ки с востока, а печенеги с севера, опередив римского папу и западноевропейское рыцарство, кыпчаки, вступив в союз с императором Алексеем, оказали ему неоце­нимую помощь разгромив печенегов. Многие кыпчаки породнились с семьями византийской аристократии, они занимали высокое положение, например, кыпчакский полководец Альпамиш и другие. Кыпчакские династии стояли во главе государств в Средней Азии. Особенно заметна была их роль в Хорезме. Государство хорезмша­хов объединяло большую часть Средней Азии, весь Афганистан, почти весь Иран, часть Южного Казахстана. Основателем кыпчакской династии хорезмшахов был Кутб-ад-Дин Мухаммад. В 1185 г. западное крыло кыпчаков во главе с Казак ханом разгромило русские войска на реке Каяле, о чем говорится в «Слове о полку Иго­реве».

Кыпчакское  ханство окончательно пало под натиском монгольского нашествия и его территория вошла в состав улуса Джучи.

 

17. Развитие культуры Каз в VІ – XII вв

Средневековые государства на территории Казахстана базировались на кочевом, полукочевом  скотоводстве, тесно связанном с  оседлым земледелием. Центрами духовной культуры были города в долинах рек  Сырдарьи. Таласа, Чу, Или: Испиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Суяб и другие. Формировались они в VI - X веках  на основе ранних земледельческих и  ремесленных поселении, у стен ставок правителей, в местах постоянных зимовок. В городах жили ремесленники, торговцы, земледельцы, имелись базары, общественные места, чеканились деньги. В них сложилась  местная строительная традиция близкая  к Средне Азиатской. Наиболее ранним памятником средневековой архитектуры является мавзолей Бабаджа-хатун (X - XI века) в окрестностях Тараза. А также мавзолей Айша-Биби (XI - XII века), расположенный рядом, и мавзолей Кара-хана в самом Таразе. Во второй половине VI века у тюрков было самостоятельное письмо орхоно-енисейское руническое. Памятниками древнетюркской письменности являются тексты в честь Бильге-кагана, Кюль-Тегина, надписи на надмогильных камнях из долины Таласа, в Ферганской долине. Это письмо в XI - XII веках было вытеснено сначала уйгурским, а затем арабским. Свидетельством развития средневековой культуры является научная деятельность философа ученого-энциклопедиста, выходца из Отрара (Фараба) Абу Наср Мухаммеда ибн Мухаммеда ибн Тархана ибн Узлага аль-Фараби ат-Турки (870-950 годы). Он занимался философией, математикой, геодезией, архитектурой, теорией музыки, известен исследованиями в области этики. Ему был присвоен титул <Мугаллим ассана - Второй учитель>, под первым имелся ввиду Аристотель. Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики. В молодые годы Фараби покинул родной город и побывал практически во всех городах, связанных с культурой и наукой Среднею и Ближнего Востока - Бухаре, Мерве, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Умер он в Дамаске.

Фараби - ученый, мыслитель мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем  творчестве достижения арабской, персидской, греческой, индийской, тюркской культур. Ему принадлежат труды «Большая книга музыки», «Слово о классификации  наук», «Геммы премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного  города».

Автором сочинения о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен является Махмуд Кашгари (1029 - 1101 годы), его книга «Диуани  лугат ат-тюрк» - «Словарь тюркских наречий» - тюркская энциклопедия написана в 1072-1074 годах. В ней собран и обобщен  историко-культурный, этнографический  и лингвистический материал. Здесь  представлены основные жанры тюркоязычного  фольклора - песни, эпосы, предания, легенды, более 400 пословиц, поговорок и устных изречений.

В средневековье жил и творил мыслитель  и поэт Ходжа Ахмет Ясауи (по разным данным он прожил 73 года, 85 лет, 125 лет, точно  известна дата смерти - 1166 год). Сохранилось  его произведение «Диуани-хикмет»  «Книга мудрости», написанная на кыпчакском диалекте тюркского языка. Согласно различным версиям генеалогия Ахмета Ясауи возводится к потомкам пророка  Мухаммеда. Его жизнь и деятельность связана с г. Яссы (Туркестан). Ахмету Ясауи удалось соединить религиозную  идеологию ислама с массовым сознанием  тюркских народов с их тенгрианско-шаманисткими, зороастрийскими представлениями, их проповеди справедливости, нравственного  очищения и совершенствования человека нашли отклик в душе тюркского  народа. Построенный на рубеже XIV - XV веков в честь Ахмета Ясауи  по личному указанию и планам Тимура мавзолей «Хазрет султан» в Туркестане является местом паломничества мусульман.

ХОДЖА АХМЕТ  ЯССАУИ (1093-1166) - основатель поэзии суфизма, ставший духовным наставником для всех мусульман Востока, религиозный деятель, прозванный «Святейшим султаном». Он пользовался таким почетом и уважением, что еще при его жизни появилось выражение «В Медине - Мухаммед, в Туркестане - Ходжа Ахмет».

Его отец, Ибрагим Махмуд, был образованным человеком Сайрама.

Ахмет родился в городе Яссы (Туркестан), мать умерла рано, а отец умер, когда  ему было 7 лет. Первым учителем и  воспитателем ребенка был Арыстанбаб, приходившийся ему родственником. После смерти Арыстанбаба, 17-летний Ахмет прибыл в город Яссы. С  этого возраста он начал писать стихи  на арабском, шагатайском, персидском, тюркском, стал изучать восточную поэзию и литературу. Потом учился в медресе Имама Юсуфа Хамадани города Бухары. После окончания медресе, познав все тяготы и невзгоды на пути разъяснения суфизма, посетив многие города, вернулся в свой родной Туркестан и продолжил традиции Арыстанбаба.

Со  временем он становится известным всему  исламскому миру мудрецом. С 63 лет он заточил себя в подземелье и остальную  жизнь провел там, объяснив это так: «Достиг возраста пророка, дольше мне  и не надо. Не стоит жить больше возраста пророка». Есть разные сведения относительно того, сколько же лет на самом  деле прожил Ахмет Яссауи. По одним  данным - 73 года, по другим - 85 лет. Опираясь на 149-й стих поэта, Ж.Аймауытов считает, что Яссауи жил 125 лет (но тогда получается, что он родился в 1041 году).

Немеркнущее в веках драгоценное наследие нашего предка - «Дивани хикмет» («Книга мудрости») - написана на кипчакском диалекте древнетюркского языка. Оригинал не сохранился. До нас дошла лишь копия (XV-XVI века). Таких образцов очень  много, многие из них сохранились  в Стамбуле, Коканде, Ташкенте, Москве, Алматы. Тюркоязычные люди без особого  труда могут прочесть «Хикмет» Ахмета Яссауи. Это произведение является духовным достижением тюркских народов. Ахмет Яссауи - первый талантливый  тюркский поэт, писавший на огыз-кипчакском диалекте.

Суфизм  как течение появился в исламе в VII-VIII веках. «Дивани хикмет» раскрывает основные правила и принципы мусульманства. Так, шариат - свод законов ислама, обычаев  и традиций. Тарихат - суфийское учение. Хакихат - приближение к богу. Магрипат - познание религии. По Ахмету без шариата, тарихата и магрипата нельзя достичь  хакихата, нельзя приблизиться к богу.

Аль-Фараби (850-950) — один из крупнейших представителей восточной философии, ученый-энциклопедист, автор комментариев к сочинениям Аристотеля  и Платона. Полное имя  Абу Насыр Аль-Фараби Мухаммед ибн Узлаг Тархани.

Ученый  родился в местности Фараб. Однозначно определить этническую принадлежность невозможно. Традиционным считается  происхождение Аль-Фараби от среднеазиатских  тюрков, по другим версиям – от персов.

Первое  образование получил в городе Отрар на кыпчакском языке, затем, уже  в Багдаде учил арабский. В общем, он владел тюркским, персидским, греческим, латинским и санскритским языками.

Итак, известно, что продолжать образование  философ отправился в Багдад, крупный  культурный центр Арабского халифата. По пути он изучал медицину, логику и греческий язык.

В то время Багдад был столицей интеллектуалов. В этом городе работала школа переводчиков, которые переводили и комментировали произведения Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида. А также шёл параллельный процесс освоения культурных достижений Индии. Конечно, эта работа стимулировала  и самостоятельную творческую активность известного философа.

Его наставниками были Юханна ибн Хайлан и знаменитый переводчик античных текстов  на арабский язык Абу Бишр Матта. О  Юханне ибн Хайлане, по сообщению  Усейбиа, Аль-Фараби рассказывал как  о человеке, который был приобщен к живой традиции передачи наследия Аристотеля от учителя к ученикам через целый ряд поколений. Абу  Бишр Матта преподавал логику. В  Багдаде Аль-Фараби получил возможность  ознакомления со «Второй Аналитикой»  Аристотеля, которую теологически настроенные  несториане пытались «прикрыть», поскольку  там развивались теоретико-познавательные взгляды, не оставлявшие места для религиозного откровения.

У Аль-Фараби не было другого пути, кроме  как стать ученым. В 941 году он переезжает в Дамаск, где и остается жить, занимаясь научной работой.

В Дамаске Фараби завершает начатый  ранее «Трактат о добродетельном городе».

Аль-Фараби умер в 950 году. Существуют две версии смерти ученого. Первая -  он умер естественной смертью в Дамаске, вторая — убит грабителями при поездке в Аскалан.

Информация о работе Предмет цели изпдачи истории казахстана