Становление системы государственного управления варварского королевства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – становление системы государственного управления в Европе.
Предмет исследования – проблемы становления системы варварского королевства и синтеза государственности Римской империи .
Цель исследования – провести исследование, в ходе которого будут рассмотрены синтез варварских королевств и Римской империи: Особенности синкретического общества.

Содержание

Введение.......................................................................................................2
1. Проблема кризиса государственной системы Рима периода домината.
1.1.Роль сената в политической жизни Рима...............11
1.2. Dominus и его роль в управлении империей.............26
1.3.Система государственного управления в Риме……….
2. Становление системы государственного управления варварского королевства(на примере Франкского королевства).
2.1.Становление королевской власти...35
2.2.Складывание бюрократического аппарата.......41
2.3. Система права и степень ее развития во франкском обществе......52
Заключение.................................................................................................60
Список источников и литературы.............................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Прежде чем приступить к написанию курсовой работы, необходимо было составить план, в котором были поставлены основные вопросы для рассмотрения. Затем были собраны основные источники по данной работе: исторические: письменные (нарративные, художественная литература). Позже были собраны труды зарубежной и отечественной историографии, рассмотрены основные аспекты на тему курсовой работы ,проанализированы спорные моменты выбранной темы. Во введении рассматривается актуальность темы определяются объект и предмет исследования, а также ставятся главные цели и задачи работы с вопросами, поставленными в курсовой.

 

 

 

 

 

 

 

1.Проблема кризиса  государственной системы Рима  периода домината.

1.1.Роль Сената  в политической жизни Рима.

         Важное  значение принадлежало Сенату, возникшему  еще при римских царях в качестве строго патрицианского консультативного органа. Переход к республике усилил влияние сената, как единственного постоянного конституционного органа власти, выражавшего волю патрициата.

         Созывал сенат один из магистратов, сообщавший собравшимся и причину созыва, и предмет обсуждения. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги.

         Первоначально  сенат имел право утверждать  или отклонять решения комиций.  Но уже с 4 в. до н.э. сенат  стал высказывать свое согласие  или несогласие с законопроектом, вынесенным на утверждение комиций предварительно. Мнение сената было и в данном случае далеко не формальностью, ибо за ним стояли и магистраты, и соответствующие комиции.

         К  особенной компетенции сената  относились прежде всего международные дела, финансовые (доходы и расходы), вопросы культа, объявление и ведение войны, внешняя политика вообще и пр.

Сенат имел следующую компетенцию:

  • В области законодательной.

 Законы, принятые центуриатными  и трибутными собраниями требовали  для своей действительно-сти утверждения сената.

  • В области административной.

 Сенат мог издавать  общие постановления, касающиеся  благоустройства и общественной  безопасности.

  • В области финансовой.

 Сенат составлял бюджет  и устанавливал налоги. В распоряжении  сената находилась государственная казна. Все это ставило ма-гистратов в непосредственную зависимость от сената.

  • В области внешней политики.

 Сенат ведет переговоры  с другими государствами. Он  принимает и отправляет послов  и заключает мирные договоры. (Объявление войны входило в компетенцию центуриатного собрания).

  • В области военного дела.

Сенат устанавливал количество призываемых в армию, распределял  армии и провинции между военачальниками. Сенат руководил действиями высшего  командования, так как от сената зависел отпуск средств на ведение войны. От сената зависело продолжение войны или заключение мирного договора.

  • Чрезвычайные меры.

 В особых случаях;  в частности при опасностях  извне или при волнениях внутри  государства, сенат мог принимать  чрезвычайны меры, делать распоряжения о назначении диктатора, предоставлять магистратам чрезвычайную и неограниченную власть и т. д.

  • Культ.

 Сенат ведал постройкой  храмов, назначением религиозных  церемоний, допущением культа  новых богов.17

Не обладал сенат исполнительной властью и в этом отношении ему приходилось обращаться к помощи магистратур.

         Вершина  власти сената, когда без него  не принималось ни одной сколько-нибудь значительной меры в области внешней и внутренней политики, приходится на 300-135гг. до н.э. Падение же роли сената началось в эпоху гражданских войн (2-1 вв. до н.э.), когда государственные дела вершились сильными личностями (Марий, Сулла, Цезарь). В период империи сенат, сохраняя внешнее величие, утратил свою власть в пользу императоров.18

Таким образом,важное  значение принадлежало Сенату, возникшему еще при римских царях в качестве строго патрицианского консультативного органа.Переход к республике усилил влияние сената  и без него не принималось ни одной важной меры,но его влияние стало падать в эпоху гражданских войн и в период империи,сенат окончательно утратил свою власть в пользу императоров.

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   1.2.Dominus и его роль в управлении империей.

         Уже  в период принципата рабовладельческий  строй в Риме начинает клониться к упадку, а во II-III вв. назревает его кризис. Углубляется социальное и сословное расслоение свободных, усиливается влияние крупных земельных собственников, растет значение труда колонов и уменьшается роль рабского труда, приходит в упадок муниципальный строй, исчезает полисная идеология, на смену культу традиционных римских богов идет христианство.Экономическая система, основанная на рабовладельческих и полурабовладельческих формах эксплуатации и зависимости (колонат), не только перестает развиваться, но и начинает деградировать. К III в. становятся все более частыми и широкими восстания рабов, почти неизвестные начальному периоду принципата. К восставшим рабам присоединяются колоны и свободная беднота. Положение осложняется освободительным движением покоренных Римом народов. От захватнических войн Рим начинает переходить к оборонительным . Резко обостряется борьба за власть между враждующими группировками господствующего класса.

         Принципат  подавил дух гражданственности у римлян, республиканские традиции ушли теперь уже в далекое прошлое, последний оплот республиканских учреждений - сенат окончательно подчинился принцепсу. С конца III, в. начинается новый этап истории империи - доминат, во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.

         Окончательный  переход к доминату датируется 284 годом и приходом к власти  Диоклетиана (Диоклетиан, сын вольноотпущенника, стал римским императором в 284 г. ( 284-305 )), приказавшего именовать себя Dominusom . ( Доминус- господин , владыка.)

         Титулы  императора - Август и Доминус  подчеркивали неограниченный характер  его власти. Как правило, императоры  обожествлялись, а некоторые из  них после смерти объявлялись  богами со своими религиозными культами. Население империи превратилось из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы - сервы.

     Существовавший при принципате совет принцепса превращается в государственный совет - консисториум. Складывается развитый аппарат чиновников, разделенных на ранги, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. С отделением гражданской власти от военной появляются гражданские и военные чиновники. Особняком стоит третья группа чиновников - придворные, возглавляемые играющим большую роль управляющим дворцом императора.

        В  отличие от принципата старые  республиканские учреждения потеряли  всякое общегосударственное значение. Римом стал управлять префект,  назначаемый императором и подчиненный  ему. Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты - в муниципальных должностных лиц.

         Изменилась  и военная организация. В связи  с массовыми восстаниями рабов  и покоренных народов, а также  возросшей необходимостью защищать  пределы государства от вторжения германских, славянских и малоазиатских племен, армия подразделяется на подвижные (для подавления восстаний) и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают "варвары", порой используется и вооруженная сила их племен.

          Диоклетиан провел экономическую, военную и административную реформы. В экономической области Диоклетиан попытался приостановить обесценение денег в результате выпуска монет с низким содержанием драгоценного металла. Он выпустил полноценные золотые и серебряные монеты, но они скоро исчезли из обращения, и пришлось вернуться к выпуску низкопробных монет.

          Более эффективной оказалась  реформа налогообложения. Большая  часть налогов стала взиматься  не натурой, а деньгами. В целях  обеспечения поступления налогов  была введена периодически повторявшаяся перепись населения. В основу налогообложения в сельской местности были положены размер землевладения и количество обрабатывающих землю лиц. В городах вводилось подушное налогообложение. Поскольку за уплату налогов отвечали землевладельцы и городские чиновники, реформа способствовала прикреплению основной массы сельского и городского населения (колонов и ремесленников) к месту жительства и профессии.

           Военная реформа, закрепившая  образование пограничных и подвижных войск, ввела помимо существовавшего набора в армию добровольцев рекрутский набор. Землевладельцы в зависимости от размера землевладения были обязаны поставлять определенное число рекрутов из колонов и сельскохозяйственных рабочих.

          Наиболее далеко идущие последствия имела административная реформа Диоклетиана. Сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций, да и бесконечные государственные перевороты времен  солдатских императоров, предшествовавших приходу к власти Диоклетиана, вынудили его в 285 году назначить себе соправителя - цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделена на две части - западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя - цезаря. В результате возникла тетрархия, состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций. Рим был выделен в особую 100-ю провинцию, но город Рим перестал быть столицей империи. Столица Западной империи была перенесена в Медиолан (Милан), а затем в Равенну. Столицей Восточной империи стала Никомедия, расположенная на восточном берегу Мраморного моря.

        После двадцатилетнего правления Диоклетиана и последовавшей борьбы за власть между его преемниками наступает период тридцатилетнего правления Константина (306-337 гг.), вновь восстановившего единство власти и закончившего процесс закрепощения крестьян-колонов и ремесленников.19

         Таким  образом, в период принципата рабовладельческий строй в Риме начинает клониться к упадку, а во II-III вв. назревает его кризис.Резко обостряется борьба за власть между враждующими группировками господствующего класса.

      Принципат подавил дух гражданственности у римляни уже с конца III, в. начинается новый этап истории империи - доминат, во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.Окончательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом к власти Диоклетиана.

      Существовавший при принципате совет принцепса превращается в государственный совет - консисториум.В отличие от принципата старые республиканские учреждения потеряли всякое общегосударственное значение. Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему.

       Диоклетиан провел экономическую, военную и административную реформы.Более эффективной оказалась реформа налогообложения. Большая часть налогов стала взиматься не натурой, а деньгами. Сложная внутриполитическая обстановка,вынудила Диоклетиана в 285 году назначить себе соправителя - цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи.

 

 

 

 

 

1.3.Система государственного  управления в Римской империи.

Правление Диоклетиана ознаменовалось крупнейшими реформами, коренным образом  изменившими всю систему органов  государственного управления Римской  империи. Им было создано новое административное деление римской державы, в результате чего возник огромный бюрократический аппарат, предназначенный действовать с четкостью хорошо отлаженного механизма для выполнения воли и указаний монарха. Практически же была создана совершенно новая система управления колоссальной империей. Ее основной задачей являлось предотвращение кризисных потрясений, столь характерных для политического развития империи в III столетии. Вновь созданный государственный аппарат должен был обеспечить императору четкий контроль над столицей и всеми территориями империи, предупреждать возможные сепаратистские выступления, упорядочить, унифицировать управление империей, дабы по возможности предотвратить народные волнения. Реформы Диоклетиана окончательно ликвидировали многообразие форм государственного управления эпохи Принципата и создали строгую систему органов власти.

          «Бюрократический аппарат получил  строгую организацию. Разница  между сенаторскими и всадническими  должностями исчезла. Все чиновничество было распределено строго по рангам и владело титулами и званиями».20 Во главе всего государственного аппарата, на вершине своеобразной бюрократической пирамиды и даже над ней стояла фигура самого императора, неограниченного повелителя Рима, чьей волей направляются все действия государственного механизма. Император является воплощением высшей власти, которая безапелляционно контролирует всю общественную жизнь империи, будучи недоступна какому-либо контролю.

         Это  «альфа и омега» новой политической  организации Римской империи. Еще в середине XIX века это совершенно справедливо отмечал выдающийся русский прогрессивный историк: «По системе Диоклетиана верховная власть должна быть вполне независима и не ограничена».21 Могущество верховной власти подчеркивается обожествлением ее воплощения - императора. Божеские почести воздавались в данном случае не столько человеку, облаченному в императорский пурпур, сколько могуществу Рима, воплощенному в личности носителя верховной власти. Император осуществляет управление империей при помощи колоссального штата чиновников различных рангов.Исключительно важным государственным органом в эпоху Домината становится императорский совет - Consistorium principis - который непосредственно был подчинен монарху, и его заседания зачастую происходили в присутствии и при непосредственном его руководстве.

Информация о работе Становление системы государственного управления варварского королевства