Становление системы государственного управления варварского королевства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – становление системы государственного управления в Европе.
Предмет исследования – проблемы становления системы варварского королевства и синтеза государственности Римской империи .
Цель исследования – провести исследование, в ходе которого будут рассмотрены синтез варварских королевств и Римской империи: Особенности синкретического общества.

Содержание

Введение.......................................................................................................2
1. Проблема кризиса государственной системы Рима периода домината.
1.1.Роль сената в политической жизни Рима...............11
1.2. Dominus и его роль в управлении империей.............26
1.3.Система государственного управления в Риме……….
2. Становление системы государственного управления варварского королевства(на примере Франкского королевства).
2.1.Становление королевской власти...35
2.2.Складывание бюрократического аппарата.......41
2.3. Система права и степень ее развития во франкском обществе......52
Заключение.................................................................................................60
Список источников и литературы.............................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

         Далее  автор указывает: «…ни карать  смертью, ни налагать оковы,  ни даже подвергать бичеванию  не дозволено никому, кроме жрецов, да и они делают это как  бы не в наказание и не по распоряжению вождя, а якобы по повелению бога»40 Здесь встречается «отделение» еще одной ветви власти – религиозной. И верховная власть здесь принадлежит жрецу, который не подчиняется никому кроме Бога (или Богов). В силу ритуализации наиболее важных процедур жрицы играли важнейшую роль в исполнении судебных решений, особенно связанных с телесными наказаниями и казнями. Жрецам принадлежит и организационно–надзирательная роль в народных собраниях. «Жрецы велят им соблюдать тишину, располагая при этом правом наказывать непокорных». 41 Надо также учесть, что племенное собрание было не в последнюю очередь собранием, где выполнялись культовые действия. У Тацита встречается отрывок, сообщающий об обязательном взаимодействии власти внутри племени. Речь идет о священных животных используемых в ритуальных процедурах «...их сопровождают жрец с царем или вождем племени и наблюдают за их ржаньем и фырканьем.» Здесь речь идет о такой стороне, как решение внутриплеменных вопросов путем объяснения неких знамений, либо гаданий в присутствии всех. В главе 11 Тацит повествует о совете старейшин и народном собрании, разграничивая их функции. «О делах, менее важных, совещаются их старейшины, о более значительных – все; впрочем, старейшины заранее обсуждают и такие дела, решение которых принадлежит только народу». Таким образом, можно сказать, что, все решения принимаются сообща всем племенем, а не каким-либо главой. Кроме того, старейшинам принадлежит судебная власть на местах - «избирают старейшин, отправляющих правосудие в округах и селениях».42Лишь вопросы выносимые на общее решение, вначале обсуждаются советом старейшин. Но здесь можно предположить: во-первых, совет старейшин может корректировать набор вопросов (и порядок их рассмотрения) на общем собранию; во-вторых, обсуждая каждый вопрос, предлагать несколько вариантов решения по каждой проблеме; в-третьих, уже на общем собрании координирует ход обсуждения исходя из собственных интересов или представлений, опираясь на традиционное почитание старших «выслушиваются царь и старейшины в зависимости от их возраста, в зависимости от знатности, в зависимости от боевой славы, в зависимости от красноречия, больше воздействуя убеждением, чем располагая властью приказывать»

         Таким  образом, у германцев времен  Тацита (I в. н. э.) мы находим  определенную до государственную  модель управления. В этой системе власти много участников, но не один из них еще не монополизировал власть и не подчинил себе других участников управления. Старейшины, короли,  жрецы, военные вожди выглядят как достаточно независимые друг от друга. В этой системе власти «управленцы» четко делились по функциям, и даже в тех случаях, где компетенция их пересекалась, существовала сложившаяся в традиционных обществах процедура принятия решений, в том числе и с помощью гадания.

         Уже  в III-IV вв. наблюдается определенные  изменения в системе власти у германцев. Высокий уровень племенной интеграции способствовал формированию более централизованной системы управления. Это приведет к становлению в период  Великого переселения народов вождейских структур, в которых лидер союза племен объединяет гражданские, военные и верховные ритуально-сакральные функции, а его клан закрепляет за собой монопольное право на управлении. Можно предположить, что корни этого кроются во взаимодействии германцев с Римской империей, а именно в вербовке императорами Рима на службу германских вождей. Со временем из простых наемников и их вождей формируется элитное войско. Как пишут Корсунский и Гюнтер «с правления императора Константина представители германской знати стали занимать высшие военные посты»43 При императоре Юлиане получили большое значение военачальники франкского происхождения, иногда достигавшие должности консула. В подтверждение этого у Аммиана Марцеллина находим имена командиров римских войск: Невитта, Дагелайф, Аринтеус, Меробауд, Рихомер, Бауто и Арбогаст.44

         В  III веке у племен продолжало  существовать народное собрание  и, конечно, вопросы войны и  мира, переселения на новые земли,  даже избрание конунгов находились  в его компетенции. Несомненно, тон в народном собрании задавал  военный нобилитет, опиравшийся на свои дружины. Армия являлась источником власти и источником узурпации власти. «Узурпация исходит от какой-либо части войска. Аммиан подчеркивает особенности процедуры их провозглашения. Они заключаются в ограниченности воинских контингентов,участвующих в провозглашении короля»45

        Родственные отношения во франкском, саксонском и других обществах находились в стадии деформации, но не были разрушены окончательно. Этому процессу мешали развиваться постоянные миграции и конфликты с соседями. Власть постепенно становится наследственной, переходя от отцов к сыновьям; не редки случаи совместного правления братьев. Процесс становления королевской власти (Stammeskoenigtum) становится необратимым.46

         В  отечественной и зарубежной медиевистике сложилось устойчивое представление о преемственном характере политических институтов Меровингского периода с позднеантичными политическими институтами. Однако, как писал Жак Ле Гофф «несмотря на стремление воспользоваться римским политическим и административным наследием, франки так и не прониклись государственным духом»47 А их королевская власть признается сугубо германским явлением.

Важнейшим источниками по данному периоду является «История франков» Григория Турского48 и «Хроника» Фредегара (Псевдофредегара)49.

          Теперь  непосредственно к существованию  королевской власти. Григорий Турский  использует работу «История»  Сульпиция Александра и недошедший  до нас труд Рената Фригерида.  Проводя анализ данных вышеупомянутых  авторов, Григорий Турский пытается показать существование единой королевской власти при наличии многочисленных царьков и вождей у франков и, возможно определить имя первого в династии Меровингов. Но Турский критически замечает, что ни Сульпиций Александр, ни Фригерид не различают до конца понятий «король», «вождь», «царек».Григорий Турский пишет: «многие не знают, кто был первым королем у франков. Хотя о них многое рассказывается в истории Сульпиция Александра, однако, он вовсе не называет первого их короля, он говорит что у них были вожди»50Однако, автор не уточняет какие обязанности были на них возложены, являлись ли они главами франков в военный и в мирный период.

      Таким образом, необходимо начать с вершины управленческой структуры. У германцев уже к I в. н. э. сложились довольно сложные институты управления с многочисленными исполнителями властных  полномочий . Тацит подчеркивает выборный характер власти племенных руководителей  и  военоначальников.Первые избирались «по знатности», вторые - «по доблести».

      Показательно, что Тацит различает военных вождей и тех, кого в не совсем верном переводе принято называть «королями». Скорее всего, он хотел этим подчеркнуть ,что функции военных вождей и гражданских правителей отличались.Вопросы выносимые на общее решение, вначале обсуждаются советом старейшин.

      У германцев времен Тацита (I в. н. э.) мы находим определенную до государственную модель управления. В этой системе власти много участников, но не один из них еще не монополизировал власть и не подчинил себе других участников управления. Старейшины, короли,  жрецы, военные вожди выглядят как достаточно независимые друг от друга. В этой системе власти «управленцы» четко делились по функциям, и даже в тех случаях, где компетенция их пересекалась, существовала сложившаяся в традиционных обществах процедура принятия решений, в том числе и с помощью гадания.

      Уже в III-IV вв. наблюдается определенные изменения в системе власти у германцев. Высокий уровень племенной интеграции способствовал формированию более централизованной системы управления. В III веке у племен продолжало существовать народное собрание и, конечно, вопросы войны и мира, переселения на новые земли, даже избрание конунгов находились в его компетенции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2Складывание  бюрократического аппарата.

            В процессах становления и  развития бюрократического аппарата  франков можно выявить три  главных направления. Первое направление,  особенно характерное для начального  этапа (V-VII вв.), проявилось в перерождении  органов племенной демократии  франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы. Второе - определялось развитием органов вотчинного управления, третье - было связано с постепенным превращением государственной власти франкских монархов в частную власть государей-сеньоров с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на завершающем этапе развития франкского общества (VIII-IX вв.).51

 Завоевание Галлии  послужило мощным импульсом создания  нового государственного аппарата  у франков, ибо оно потребовало организации управления завоеванных областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое исключительное положение единоличного правителя. Из простого военачальника он превращается в монарха, добиваясь этого положения всеми средствами: вероломством, хитростью, уничтожением сородичей, других племенных вождей. Одной из важнейших политических акций Хлодвига, укрепивших позиции франкского государства за счет поддержки галло-римского клира, было принятие христианства.52

 С принятием христианства Хлодвигом церковь становится мощным фактором укрепления королевской власти.Именно церковь дала в руки франкских королей такое оправдание захватническим войнам, как ссылка на «истинную веру», объединение в вере многих народов под эгидой единого короля как верховного, не только светского, но и духовного главы своих народов.

 Постепенный переход  галльской элиты в христианскую  веру становится также важным  историческим фактором объединения  Галлии, развития особой региональной  феодально-христианской, западноевропейской (романо-германской) цивилизации.

 После истребления  Хлодвигом соперничавшей с ним  родовой аристократии его ближайшую  опору составляла не только  франкская служилая знать. Последняя  была еще очень малочисленна: число "левдов" — дружинников,  крестившихся вместе с Хлодвигом, составляло лишь 3000. Меровинги сохранили римскую денежную налоговую систему и римское право (для галло-римского населения).53

 Социально-экономические,религиозно-идеологические, этнографические и др. изменения  в галльском обществе оказали непосредственное влияние и на процессы складывания и развития специфических черт государственного аппарата франкской империи, поглотившей в VIII-IX в. большинство варварских государств Западной Европы. Уже в V в. у франков на место старой родовой общины окончательно приходит община территориальная (марка), а вместе с ней и территориальное деление на округа (паги), сотни. Салическая правда говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует о значительной роли органов общинного управления. Общеплеменного народного собрания в это время у франков уже не было. Оно было заменено смотром войска - сначала в марте ("мартовские поля"), затем (при Каролингах) в мае ("майские поля"). Но на местах продолжали существовать сотенные собрания ("малюс"), выполняющие судебные функции под председательством тунгинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права ("выносящими приговор"), были представителями общины.

 Роль общины в судебных  делах была исключительно велика. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена; сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачивали вергельд.

 Носителем высшей власти признавался король. Его титул передавался по наследству, так что все франкские короли VI - начала VIII в. принадлежали к прямым потомкам Хлодвига. В руках короля сосредоточивались важнейшие государственные прерогативы. Он командовал военным ополчением, используя в нем уже не только германцев, но и свободных галло-римлян. Он же назначал  - "по совету и воле епископов и вельмож" - и смещал всех высших должностных лиц, вознаграждая их за службу цепными дарами или земельными пожалованиями. В VI-VII вв. эти пожалования переходили в полную собственность новых владельцев.

 Король выступал, прежде  всего, как "охранитель мира", как исполнитель судебных решений  общины. Его графы, сацебароны  выполняли в основном полицейские  и фискальные функции. Салическая  правда предусматривала наказание для королевских должностных лиц, отказывающихся удовлетворить требование свободного человека и применить власть к правонарушителям. Вместе с тем, ограждая в определенной мере самостоятельность общины со стороны королевских должностных лиц, Салическая правда запрещала, например, чтобы на одно общинное собрание являлось больше трех сацебаронов».54

 Королевские предписания,  согласно Салической правде, касаются  незначительного круга государственных  дел - призыва в войско, вызова  в суд. Но Салическая правда свидетельствует и об усилении власти королей. Так, например, исполнение королевской службы оправдывает неявку обвиняемого в общинный суд. Более того, король прямо вторгается во внутриобщинные дела, в ее поземельные отношения, разрешает чужаку селиться на общинной земле.

 В VI-VII вв. под прямым  воздействием позднеримских порядков  законодательные полномочия королей  усиливаются, а в капитуляриях  не без влияния церкви уже  говорится о священном характере  королевской власти, о неограниченности ее законодательных полномочий. Показательно, что там же появляется понятие измены королю, относимой к тяжким преступлениям.

 Однако король в  это время - прежде всего военный  предводитель, военачальник, главной  заботой которого является "порядок"  в королевстве, усмирение выходящей из повиновения местной знати. С ограниченностью королевских функций было связано и отсутствие эффективно действующих органов центральной администрации, казначейства, самостоятельных королевских судов, обладающих апелляционными функциями.

Информация о работе Становление системы государственного управления варварского королевства