Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 09:58, курсовая работа
Объект исследования – становление системы государственного управления в Европе.
Предмет исследования – проблемы становления системы варварского королевства и синтеза государственности Римской империи .
Цель исследования – провести исследование, в ходе которого будут рассмотрены синтез варварских королевств и Римской империи: Особенности синкретического общества.
Введение.......................................................................................................2
1. Проблема кризиса государственной системы Рима периода домината.
1.1.Роль сената в политической жизни Рима...............11
1.2. Dominus и его роль в управлении империей.............26
1.3.Система государственного управления в Риме……….
2. Становление системы государственного управления варварского королевства(на примере Франкского королевства).
2.1.Становление королевской власти...35
2.2.Складывание бюрократического аппарата.......41
2.3. Система права и степень ее развития во франкском обществе......52
Заключение.................................................................................................60
Список источников и литературы.............................................................
Далее автор указывает: «…ни карать смертью, ни налагать оковы, ни даже подвергать бичеванию не дозволено никому, кроме жрецов, да и они делают это как бы не в наказание и не по распоряжению вождя, а якобы по повелению бога»40 Здесь встречается «отделение» еще одной ветви власти – религиозной. И верховная власть здесь принадлежит жрецу, который не подчиняется никому кроме Бога (или Богов). В силу ритуализации наиболее важных процедур жрицы играли важнейшую роль в исполнении судебных решений, особенно связанных с телесными наказаниями и казнями. Жрецам принадлежит и организационно–надзирательная роль в народных собраниях. «Жрецы велят им соблюдать тишину, располагая при этом правом наказывать непокорных». 41 Надо также учесть, что племенное собрание было не в последнюю очередь собранием, где выполнялись культовые действия. У Тацита встречается отрывок, сообщающий об обязательном взаимодействии власти внутри племени. Речь идет о священных животных используемых в ритуальных процедурах «...их сопровождают жрец с царем или вождем племени и наблюдают за их ржаньем и фырканьем.» Здесь речь идет о такой стороне, как решение внутриплеменных вопросов путем объяснения неких знамений, либо гаданий в присутствии всех. В главе 11 Тацит повествует о совете старейшин и народном собрании, разграничивая их функции. «О делах, менее важных, совещаются их старейшины, о более значительных – все; впрочем, старейшины заранее обсуждают и такие дела, решение которых принадлежит только народу». Таким образом, можно сказать, что, все решения принимаются сообща всем племенем, а не каким-либо главой. Кроме того, старейшинам принадлежит судебная власть на местах - «избирают старейшин, отправляющих правосудие в округах и селениях».42Лишь вопросы выносимые на общее решение, вначале обсуждаются советом старейшин. Но здесь можно предположить: во-первых, совет старейшин может корректировать набор вопросов (и порядок их рассмотрения) на общем собранию; во-вторых, обсуждая каждый вопрос, предлагать несколько вариантов решения по каждой проблеме; в-третьих, уже на общем собрании координирует ход обсуждения исходя из собственных интересов или представлений, опираясь на традиционное почитание старших «выслушиваются царь и старейшины в зависимости от их возраста, в зависимости от знатности, в зависимости от боевой славы, в зависимости от красноречия, больше воздействуя убеждением, чем располагая властью приказывать»
Таким
образом, у германцев времен
Тацита (I в. н. э.) мы находим
определенную до
Уже в III-IV вв. наблюдается определенные изменения в системе власти у германцев. Высокий уровень племенной интеграции способствовал формированию более централизованной системы управления. Это приведет к становлению в период Великого переселения народов вождейских структур, в которых лидер союза племен объединяет гражданские, военные и верховные ритуально-сакральные функции, а его клан закрепляет за собой монопольное право на управлении. Можно предположить, что корни этого кроются во взаимодействии германцев с Римской империей, а именно в вербовке императорами Рима на службу германских вождей. Со временем из простых наемников и их вождей формируется элитное войско. Как пишут Корсунский и Гюнтер «с правления императора Константина представители германской знати стали занимать высшие военные посты»43 При императоре Юлиане получили большое значение военачальники франкского происхождения, иногда достигавшие должности консула. В подтверждение этого у Аммиана Марцеллина находим имена командиров римских войск: Невитта, Дагелайф, Аринтеус, Меробауд, Рихомер, Бауто и Арбогаст.44
В
III веке у племен продолжало
существовать народное
Родственные отношения во франкском, саксонском и других обществах находились в стадии деформации, но не были разрушены окончательно. Этому процессу мешали развиваться постоянные миграции и конфликты с соседями. Власть постепенно становится наследственной, переходя от отцов к сыновьям; не редки случаи совместного правления братьев. Процесс становления королевской власти (Stammeskoenigtum) становится необратимым.46
В
отечественной и зарубежной
Важнейшим источниками по данному периоду является «История франков» Григория Турского48 и «Хроника» Фредегара (Псевдофредегара)49.
Теперь непосредственно к
Таким образом, необходимо начать с вершины управленческой структуры. У германцев уже к I в. н. э. сложились довольно сложные институты управления с многочисленными исполнителями властных полномочий . Тацит подчеркивает выборный характер власти племенных руководителей и военоначальников.Первые избирались «по знатности», вторые - «по доблести».
Показательно, что Тацит различает военных вождей и тех, кого в не совсем верном переводе принято называть «королями». Скорее всего, он хотел этим подчеркнуть ,что функции военных вождей и гражданских правителей отличались.Вопросы выносимые на общее решение, вначале обсуждаются советом старейшин.
У германцев времен Тацита (I в. н. э.) мы находим определенную до государственную модель управления. В этой системе власти много участников, но не один из них еще не монополизировал власть и не подчинил себе других участников управления. Старейшины, короли, жрецы, военные вожди выглядят как достаточно независимые друг от друга. В этой системе власти «управленцы» четко делились по функциям, и даже в тех случаях, где компетенция их пересекалась, существовала сложившаяся в традиционных обществах процедура принятия решений, в том числе и с помощью гадания.
Уже в III-IV вв. наблюдается определенные изменения в системе власти у германцев. Высокий уровень племенной интеграции способствовал формированию более централизованной системы управления. В III веке у племен продолжало существовать народное собрание и, конечно, вопросы войны и мира, переселения на новые земли, даже избрание конунгов находились в его компетенции
2.2Складывание бюрократического аппарата.
В процессах становления и
развития бюрократического
Завоевание Галлии
послужило мощным импульсом
С принятием христианства Хлодвигом церковь становится мощным фактором укрепления королевской власти.Именно церковь дала в руки франкских королей такое оправдание захватническим войнам, как ссылка на «истинную веру», объединение в вере многих народов под эгидой единого короля как верховного, не только светского, но и духовного главы своих народов.
Постепенный переход
галльской элиты в
После истребления
Хлодвигом соперничавшей с ним
родовой аристократии его
Социально-экономические,
Роль общины в судебных делах была исключительно велика. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена; сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачивали вергельд.
Носителем высшей власти признавался король. Его титул передавался по наследству, так что все франкские короли VI - начала VIII в. принадлежали к прямым потомкам Хлодвига. В руках короля сосредоточивались важнейшие государственные прерогативы. Он командовал военным ополчением, используя в нем уже не только германцев, но и свободных галло-римлян. Он же назначал - "по совету и воле епископов и вельмож" - и смещал всех высших должностных лиц, вознаграждая их за службу цепными дарами или земельными пожалованиями. В VI-VII вв. эти пожалования переходили в полную собственность новых владельцев.
Король выступал, прежде
всего, как "охранитель мира",
как исполнитель судебных
Королевские предписания,
согласно Салической правде, касаются
незначительного круга
В VI-VII вв. под прямым
воздействием позднеримских
Однако король в это время - прежде всего военный предводитель, военачальник, главной заботой которого является "порядок" в королевстве, усмирение выходящей из повиновения местной знати. С ограниченностью королевских функций было связано и отсутствие эффективно действующих органов центральной администрации, казначейства, самостоятельных королевских судов, обладающих апелляционными функциями.
Информация о работе Становление системы государственного управления варварского королевства