Становление системы государственного управления варварского королевства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – становление системы государственного управления в Европе.
Предмет исследования – проблемы становления системы варварского королевства и синтеза государственности Римской империи .
Цель исследования – провести исследование, в ходе которого будут рассмотрены синтез варварских королевств и Римской империи: Особенности синкретического общества.

Содержание

Введение.......................................................................................................2
1. Проблема кризиса государственной системы Рима периода домината.
1.1.Роль сената в политической жизни Рима...............11
1.2. Dominus и его роль в управлении империей.............26
1.3.Система государственного управления в Риме……….
2. Становление системы государственного управления варварского королевства(на примере Франкского королевства).
2.1.Становление королевской власти...35
2.2.Складывание бюрократического аппарата.......41
2.3. Система права и степень ее развития во франкском обществе......52
Заключение.................................................................................................60
Список источников и литературы.............................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

          Consistorium principis по предложению императора  обсуждал все вопросы законодательства, управления важнейшими гражданскими  и военными делами. В нем же  разбирались и судебные дела, восходившие в инстанционном порядке на рассмотрение к императору.22 Совет не имел никакой законодательной инициативы, являясь чисто совещательным органом при императоре. Членам Совета даже запрещалось сидеть в присутствии императора, что резко отличало его от более ранних учреждений подобного типа, именовавшихся consilium. Термин adsidere заменяется на adstare, поскольку члены Совета –assessores- отныне не сидят в присутствии императора, но стоят. Совещаться стоя, разумеется, малоудобно, но для почтительного внимания к обращению императора и восторженного согласия с ним такое положение можно счесть весьма подходящим.

          Со времени правления Диоклетиана  установилось три типа должностей  в государственном аппарате. Была  создана новая «лестница» иерархических чинов и званий, каждой ступени которой соответствовал титул, жалованье чиновников соответственно определялось титулом и рангом. Всего можно отметить три типа должностей:

  • «Dignitates palatinae» - придворные должности.
  • «dignitates civiles» - гражданские должности.
  • «dignitates militares» - военные должности. 23

         Чрезвычайно  важным в этом делении должностных  лиц империи являлось полное  отделение гражданской власти  от военной. Этим Диоклетиан  старался не допустить так  часто проявлявшихся в политической  жизни империи в III в. н.э.  рецидивов сепаратизма, не допуская сосредоточения слишком большой власти в руках одного лица. С другой стороны, разделение властей позволило улучшить систему правления как гражданскими, так и военными делами.

          В соответствии с должностями  была создана и новая титулатура. Сам император и все члены императорской фамилии носили титул «nobilissimi», который и был самым высшим. Исходя из этого, присяга на верноподданство давалась чиновниками не только императору, но и императрице.

          Окончательно «табель о рангах»  Римской империи эпохи Домината установилась при Константине, но восходит она, безусловно, к правлению Диоклетиана. Все государственные чиновники делились на «clarissimi», «perfectissimi» и «egregii», смотря по важности их должностей24. Всего было установлено 6 степеней высших государственных чиновных особ:

1. Nobilissimi —  знатнейшие — императорская чета  и члены императорской фамилии.

2. Clarissimi - светлейшие.

3. Perfectissimi - совершеннейшие.

4. Egregii - превосходнейшие.

5. Illustres - сиятельные.

6. Spectabiles - высокородные;25

 В состав  должностей «dignitates palatinae» входили  следующие высшие чиновники в  ранге vir illustris:

  • Praepositus sacri cubiculi - управляющий императорским двором, буквально - препозит священной спальни.
  • Magister officiorum - начальник личной канцелярии императора и заведующий личным составом двора.
  • Quaestor sacri palati - один из высших чиновников, председатель императорского Совета, возглавлявший Consistorium principis, своего рода государственный канцлер империи.
  • Comes largitionum - управляющий казной и финансами. Верховным распорядителем финансов со времени Диоклетиана являлся сам император.26
  • Comes domesticorum - церемонимейстер императорского двора.
  • Comes rei privatae - управляющий средствами, которые отпускались на содержание императорского двора.

          К этому следует добавить огромное  количество чисто придворных  должностей, прямо не связанных  с государственным управлением.

          В ранге vir illustris состояли также и два комита личной гвардии императора, конной и пешей (comites domesticorum). В ранге vir spectabillis, шедшем за рангом vir illistris, состояли иримицерий нотариев (primicerius notariorum), отвечавший за делопроизводство, castrensis sacri palatii, заведовавший дворцовыми работами и различными хозяйственными службами, а также четыре начальника канцелярий (magister scriniorum).

          Другой группой высших государственных чиновников являлись dignitates civiles. В их состав входили:

Praefectus Urbi - сосредоточивал в своих руках всю административную и судебную власть.

          При Диоклетиане было еще два  префекта, именовавшихся префектами  претория, чья роль резко возросла  во время его правления. Отныне  префекты претория, которых было  по-прежнему двое, становятся «великими визирями». В целом компетенция их была весьма обширна, «в их ведении и власти находились не только чиновники дворца, но и те, которым была поручена охрана столицы, и те, кто были помещены на всех границах».27 Префекты претория были подчинены прямо императору и обладали властью и над теми, кто занимал военные должности. Это подтверждает римский историк: «Эти же префекты претория, которых считали непосредственно следующими за императором, имели и право взыскивать налоги и возлагать наказания против нарушающих воинскую дисциплину».28

          Префекты претория повсюду через  своих чиновников взимали поземельные  налоги и за их счет осуществляли  расходы на военные нужды, и  они же имели право судить  солдат и карать их за провинность  по своему суждению.

          Сосредоточение военной и гражданской  власти в руках префектов претория  по сути своей отнюдь не  противоречит отделению гражданской  власти от военной, одному из  основных принципов политики  Диоклетиана, так как префекты  были непосредственно под его контролем, и поэтому он мог не опасаться попыток переворота с их стороны. На местах же разделение властей было обязательным.

         У каждого префекта имелся vicarius - общий помощник. Также существовали помощники, носившие наименование praefectus vigilum и praefectus annonae. На местах дела вели curatores - мелкие чиновники, составлявшие поистине невиданный по размерам штат чиновников. Им был подчинен многочисленный штат низших служащих и канцелярии: apparitores et officiales.29

          Провинциальными общинами - civitates - управляли decuriones.30 В обязанность декурионов входило следить за выполнением общиной общегосударственных повинностей. Диоклетиан уделял большое внимание декурионам и начал принудительную организацию их сословия, стремясь этим укрепить управление на местах, сделав это сословие частью общегосударственного управленческого механизма.

          Диоклетиан освобождал декурионов  даже от военных обязанностей, ибо он полагал, что их основная задача - несение гражданских повинностей. Один из его рескриптов прямо свидетельствует об этом: «Валерию-воину: совершает обман тот, кто не только декуриона или его сына берет на военную службу, но и всякого, кто таким образом хочет избавиться от гражданских повинностей».31

          Также на местах существовали consilia provincialia - провинциальные советы, организованные прежде всего с религиозными целями. Их основной задачей было отправление императорского культа. Собственно, они и появились в связи с ним. Consilia provincialia обладали правом петиций к императору.

          В последнюю категорию, dignitates militares, входили должностные лица, возглавлявшие  войска на местах, особенно на  границах империи. В их число  входили, прежде всего, duces limitis, командующие  пограничниками (limitanei), а также командующие воинами, расквартированными во внутренних провинциях.32

           Новая государственная система,  созданная Диоклетианом, отразилась  и на судьбах высших сословий  империи. Аристократия империи  сформировалась в правление Диоклетиана за счет сословия всадников, представители которого заняли все административные и военные посты. Это сословие заметно численно возросло в связи с необходимостью заполнения многочисленных новых должностных вакансий, предоставленных Диоклетианом.

          Лица, выдвинувшиеся на гражданской, не говоря уже о военной службе, при Диоклетиане часто были военнослужащими, которые выдвинулись в большинстве своем в офицеры из солдат. В то же время там , на гражданской службе, где требовались лица, получившие образование, недостаток государственных служащих пополнялся из среды образованных граждан-куриалов.

           Диоклетиан продолжил политику  Галлиена в отношении сословия  сенаторов. В свое время (260-268 гг.) император Галлиен, столкнувшись  с враждою сенаторов, сместил всех представителей сената с военных постов. 33Диоклетиан лишил сенаторов также возможности управлять почти всеми провинциями. Они отныне могли служить только проконсулами провинций Африка и Азия, correctores Сицилии и Ахайи (Греции) и собственно Италии. Единственной важной должностью, оставленной представителям сената, был пост префекта города Рима.

         Все административные и военные  служащие имели свой штат сотрудников,  носивший наименование officia. Правители  провинций имели до 100 служащих, именовавшихся apparitores и officiales, наместники до 300. Officia высших должностных лиц были еще многочисленнее.

 Служащие  преторианских префектов, наместников,  правителей, военных руководителей  формировались из числа солдат, временно выведенных из состава своих частей. Финансовые служащие формировались либо из числа государственных рабов, либо из свободных граждан, для которых эта служба была наследственной.34

Таким образом,правление Диоклетиана ознаменовалось крупнейшими реформами, коренным образом изменившими всю систему органов государственного управления Римской империи.

      Им было создано новое административное деление римской державы, в результате чего возник огромный бюрократический аппарат, предназначенный действовать с четкостью хорошо отлаженного механизма для выполнения воли и указаний монарха. Практически же была создана совершенно новая система управления колоссальной империей. Ее основной задачей являлось предотвращение кризисных потрясений, столь характерных для политического развития империи.«Бюрократический аппарат получил строгую организацию. Разница между сенаторскими и всадническими должностями исчезла. Все чиновничество было распределено строго по рангам и владело титулами и званиями».35

      Во главе всего государственного аппарата, на вершине своеобразной бюрократической пирамиды и даже над ней стояла фигура самого императора, неограниченного повелителя Рима, чьей волей направляются все действия государственного механизма.

       Исключительно важным государственным органом в эпоху Домината становится императорский совет - Consistorium principis - который непосредственно был подчинен монарху.Чрезвычайно важным в э делении должностных лиц империи являлось полное отделение гражданской власти от военной.Этим Диоклетиан старался не допустить сосредоточения слишком большой власти в руках одного лица.

       При Диоклетиане было еще два префекта, именовавшихся префектами претория, чья роль резко возросла во время его правления. Отныне префекты претория, которых было по-прежнему двое, становятся «великими визирями».

      Новая государственная система, созданная Диоклетианом, отразилась на судьбах высших сословий империи. Аристократия империи сформировалась в правление Диоклетиана за счет сословия всадников, представители которого заняли все административные и военные посты.

              2.Становление системы государственного управления варварского королевства(на примере Франкского королевства)

2.1.Становление  королевской власти.

         Прежде  чем начать рассмотрение структуры  управленческого аппарата и его эволюции во франкском  обществе, необходимо обратиться к тому периоду, когда у этого общества происходил переход от племенных, вождейских , т.е. догосударственных структур к единым политическим  образованиям и ранним государствам. Племя или племенной союз  представляли  собой  самоуправляющуюся  догосударственную общность. Основным источником не только по истории германцев в целом (расселение на территориях, внешний облик ,традиции и обряды), но по существующей у них управленческой структуре  является «Германия» Тацита.

         Необходимо начать с вершины  управленческой структуры. У германцев  уже к I в. н. э. сложились  довольно сложные институты управления  с многочисленными исполнителями  властных  полномочий .Вот что  находим в тексте: «Царей они выбирают из наиболее знатных, вождей – из наиболее доблестных. Но и цари не обладают у них безграничным и безраздельным могуществом, и вожди начальствуют над ними, скорее увлекая примером и вызывая их восхищение, если они решительны, если выдаются достоинствами, если сражаются всегда впереди, чем наделенные подлинной властью»36

         Тацит подчеркивает выборный  характер власти племенных руководителей  -«королей» / «царьков» (reges) и военачальников (duces). Первые избирались «по знатности», вторые - «по доблести»37 , но при этом отдавалось предпочтение «знатным семействам» (здесь «знатность» подразумевала принадлежность к роду германцев традиционно связанному с управлением), что в перспективе вело к утверждению принципа наследственности. Показательно, что Тацит различает военных вождей и тех, кого в не совсем верном переводе принято называть «королями». Скорее всего, он хотел этим подчеркнуть ,что функции военных вождей и гражданских правителей отличались. «Короли» (rex , princeps) могли выступать только ораторами, их мнение было вовсе необязательным при решении обсуждаемых вопросов, «король» вынужден был убеждать, а не «приказывать»38. Каких-либо иных сведений о той роли, которую играли «короли» Тацит не приводит. Что касается вождей, то вероятнее всего, они являются различными (речь идет о ранжировании – глава одного отряда или всего племени) военачальниками. Особыми правами пользовались военные вожди – конунги. Вожди опирались на лично-преданных дружинников. В военное время они могли распоряжаться жизнью и смертью соплеменников. Вождям вручались дары, дань. Эти ресурсы в соответствие с традициями «престижной экономики» пропивались, проедались на пирах, дарились.39 Вождь разменивал свой авторитет и престиж на собственные ресурсы. Успешность и щедрость – два качества без которых трудно представить персону германского конунга.

Информация о работе Становление системы государственного управления варварского королевства