Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 09:58, курсовая работа
Объект исследования – становление системы государственного управления в Европе.
Предмет исследования – проблемы становления системы варварского королевства и синтеза государственности Римской империи .
Цель исследования – провести исследование, в ходе которого будут рассмотрены синтез варварских королевств и Римской империи: Особенности синкретического общества.
Введение.......................................................................................................2
1. Проблема кризиса государственной системы Рима периода домината.
1.1.Роль сената в политической жизни Рима...............11
1.2. Dominus и его роль в управлении империей.............26
1.3.Система государственного управления в Риме……….
2. Становление системы государственного управления варварского королевства(на примере Франкского королевства).
2.1.Становление королевской власти...35
2.2.Складывание бюрократического аппарата.......41
2.3. Система права и степень ее развития во франкском обществе......52
Заключение.................................................................................................60
Список источников и литературы.............................................................
Центральным органом
управления являлся
Складывающийся
В VI-VII вв. главным управителем
королевского дворца, а затем
и главой королевской
Формирование местных органов власти происходит в это время под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами как римские наместники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функциями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоминается. Понятия "граф" и "судья" становятся однозначными, их назначение входит в исключительную компетенцию королевской власти.56
Вместе с тем вновь возникающие органы государственного аппарата франков, копируя некоторые позднеримские государственные порядки, имели иной характер и социальное назначение. Это были органы власти, выражавшие интересы прежде всего германской служилой знати и крупных галло-римских землевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так, например, широко использовались на государственной службе дружинники короля. Первоначально состоявшая из королевского военного отряда свободных франков дружина, а следовательно, и государственный аппарат пополнялись впоследствии не только романизированными галлами, которые отличались своим образованием, знанием местного права, но и рабами, вольноотпущенниками, составлявшими придворный королевский штат. Все они были заинтересованы в усилении королевской власти, в разрушении старого племенного сепаратизма, в укреплении новых порядков, суливших им обогащение и социальный престиж.
Среди источников
Во второй половине
VII в. складывается новая система
политического господства и
Расширение участия
феодализирующейся знати в
Функции управления закреплялись за крупными местными феодалами.
Сохранявшееся в той или иной степени повиновение местной знати королю начинает все больше определяться ее личными отношениями с королевским двором, вассальной зависимостью от короля как сеньора.
С середины VII в., в эпоху
так называемых ленивых
Таким образом , в процессах становления и развития бюрократического аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для начального этапа (V-VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы. Второе - определялось развитием органов вотчинного управления, третье - было связано с постепенным превращением государственной власти франкских монархов в частную власть государей-сеньоров с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на завершающем этапе развития франкского общества (VIII-IX вв.).
Завоевание Галлии послужило мощным импульсом создания нового государственного аппарата у франков, ибо оно потребовало организации управления завоеванных областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое исключительное положение единоличного правителя.
С принятием христианства Хлодвигом церковь становится мощным фактором укрепления королевской власти.
Носителем высшей власти признавался король. Его титул передавался по наследству, так что все франкские короли VI - начала VIII в. принадлежали к прямым потомкам Хлодвига. В руках короля сосредоточивались важнейшие государственные прерогативы. Он командовал военным ополчением, используя в нем уже не только германцев, но и свободных галло-римлян.
Король выступал, прежде всего, как "охранитель мира", как исполнитель судебных решений общины. Его графы, сацебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции.
Центральным органом управления являлся королевский двор. Именно здесь король держал совет с приближенными. С конца VI в. все более важную роль на этом совете стал играть майордом ("старший по дому"). Первоначально он управлял лишь дворцовым хозяйством, но постепенно превратился в главное административное лицо королевства.
Складывающийся государственный аппарат отличается еще крайней аморфностью, отсутствием четко разграниченных должностных полномочий, соподчиненности, организации делопроизводства. Нити государственного управления сосредоточиваются в руках королевских слуг и приближенных.
Вместе с тем вновь возникающие органы государственного аппарата франков, копируя некоторые позднеримские государственные порядки, имели иной характер и социальное назначение.
2.3.Система права и степень ее развития в франкском обществе.
Формирование
Салическая правда характеризуется отсутствием общих понятий, ей присущ казуистический характер. Правовые действия и акты, описанные в Салической Правде, отличаются формализмом. Основное содержание документа - нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе развития права собственности на землю. Из текста Салической правды можно также составить представление об общественном строе франков начала VI в.
Отличительная черта франкского общества V - VI вв. - наличие общины. В этот период осуществляется переход от земледельческой общины, когда еще сохраняется коллективная собственность рода на всю землю, к соседской общине - марке, в которой наряду с общинной собственностью появляется индивидуальная собственность малых семей.
Утверждение
частной собственности на
Таким образом, аллод - это отчуждаемая земельная собственность, но не аналог римской possessio, а особый институт, специфика которого столь же значительна, что вряд ли его вообще можно представить себе в виде товара или частной собственности. В период раннего средневековья не существовало, да и не могло существовать земельного рынка, на котором можно было бы свободно покупать и продавать недвижимую собственность. Картулярии и другие источники того времени свидетельствуют о том, что переход земельных владений из рук в руки был широко распространен, но он соблюдался при целом ряде условий, которые, как нам кажется, делает сомнительным представление об аллоде как о товаре. Насколько можно судить по «Салической правде» и другим источникам, аллод, как правило, переходил по наследству в пределах семьи, он был неотъемлемой принадлежностью семьи.60
Эпоха
создания Салической правды
Судебный
процесс по Салической правде
носил состязательный характер.
Уголовное и гражданское
Салическая
правда называет три вида доказ
Судебные споры разбирались на
собраниях свободных людей
Можно выделить следующие отрасли права во франкском обществе:
В
начальный период истории
Информация о работе Становление системы государственного управления варварского королевства