Становление системы государственного управления варварского королевства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – становление системы государственного управления в Европе.
Предмет исследования – проблемы становления системы варварского королевства и синтеза государственности Римской империи .
Цель исследования – провести исследование, в ходе которого будут рассмотрены синтез варварских королевств и Римской империи: Особенности синкретического общества.

Содержание

Введение.......................................................................................................2
1. Проблема кризиса государственной системы Рима периода домината.
1.1.Роль сената в политической жизни Рима...............11
1.2. Dominus и его роль в управлении империей.............26
1.3.Система государственного управления в Риме……….
2. Становление системы государственного управления варварского королевства(на примере Франкского королевства).
2.1.Становление королевской власти...35
2.2.Складывание бюрократического аппарата.......41
2.3. Система права и степень ее развития во франкском обществе......52
Заключение.................................................................................................60
Список источников и литературы.............................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

 Центральным органом  управления являлся королевский  двор. Именно здесь король держал  совет с приближенными. С конца  VI в. все более важную роль  на этом совете стал играть  майордом ("старший по дому"). Первоначально он управлял лишь  дворцовым хозяйством, но постепенно превратился в главное административное лицо королевства.Кроме дворцового совета, государственные дела обсуждались на мартовских полях. Представлявшие во времена Хлодвига ежегодные смотры всеобщего военного ополчения - реликт племенных собраний эпохи военной демократии - "мартовские поля" превращаются в VII в. в собрания служилой знати разного этнического происхождения. 55Здесь утверждались решения, намеченные на собраниях королевских приближенных. Власть франкских королей все более выражала, таким образом, интересы аристократической верхушки общества, включавшей ныне и светских магнатов, и высший клир; и германцев, и галло-римлян.

 Складывающийся государственный  аппарат отличается еще крайней  аморфностью, отсутствием четко  разграниченных должностных полномочий, соподчиненности, организации делопроизводства. Нити государственного управления сосредоточиваются в руках королевских слуг и приближенных. Среди них выделяются дворцовый граф, референдарий, камерарий. Дворцовый граф выполняет главным образом судебные функции, руководит судебными поединками, наблюдает за исполнением приговоров. Референдарий (докладчик), хранитель королевской печати, ведает королевскими документами, оформляет акты, предписания короля и пр. Камерарий следит за поступлениями в королевскую казну, за сохранностью имущества дворца.

 В VI-VII вв. главным управителем  королевского дворца, а затем  и главой королевской администрации  являлся палатный мэр, или майордом, власть которого всемерно усиливалась  в условиях непрекращающихся походов короля, который управлял своими территориями "из седла".

Формирование местных  органов власти происходит в это  время под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами как римские наместники. Они  обладают полицейскими, военными и судебными функциями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоминается. Понятия "граф" и "судья" становятся однозначными, их назначение входит в исключительную компетенцию королевской власти.56

 Вместе с тем вновь возникающие органы государственного аппарата франков, копируя некоторые позднеримские государственные порядки, имели иной характер и социальное назначение. Это были органы власти, выражавшие интересы прежде всего германской служилой знати и крупных галло-римских землевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так, например, широко использовались на государственной службе дружинники короля. Первоначально состоявшая из королевского военного отряда свободных франков дружина, а следовательно, и государственный аппарат пополнялись впоследствии не только романизированными галлами, которые отличались своим образованием, знанием местного права, но и рабами, вольноотпущенниками, составлявшими придворный королевский штат. Все они были заинтересованы в усилении королевской власти, в разрушении старого племенного сепаратизма, в укреплении новых порядков, суливших им обогащение и социальный престиж.

 Среди источников государственных  доходов в VI — начале VII в. важную  роль играли поземельная и  подушная подати, сохранившиеся с римских времен. Они взимались теперь не только с галло-римлян, но и с германцев. Хотя ставки налогов не раз увеличивались, налоговых поступлений не хватало, тем более что короли стали жаловать многим церквам, монастырям и другим крупным земельным собственникам налоговые иммунитеты. С середины VII в. место налоговых поступлений в королевском бюджете стали постепенно занимать чрезвычайные поборы, судебные штрафы, торговые пошлины, доходы от королевских поместий. Иррегулярность большинства этих источников доходов подрывала казну и затрудняла вознаграждение королевских приближенных; произвол при взимании штрафов, пошлин и т.п. усиливал недовольство населения. Параллельно сокращался и фонд земельных владений, за счет которого наделялась землей служилая знать. Единственным способом обеспечения верности знатных оставалось предоставление им все новых привилегий: исключение их самих и их владений из подчинения графскому суду, передача им права взимания судебных штрафов, освобождение от обязанности выставлять в распоряжение королей ополчение, обещание "не смещать" с занимаемых должностей, расширение налоговых изъятий. Некоторые из этих привилегий были закреплены эдиктом Хлотаря II в 614 г., другие зафиксированы иммунитетными грамотами середины VII в. Эдикт 614 г. предоставил знати возможность контролировать назначение графов, которые отныне могли подбираться только из местных землевладельцев.

 Во второй половине VII в. складывается новая система  политического господства и управления, своего рода "демократия знати", которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося класса феодалов в управлении государством.

 Расширение участия  феодализирующейся знати в управлении  государством, "сеньоризация"57 государственных должностей привели к потере королевской властью той относительной самостоятельности, которой она пользовалась ранее. Это произошло не сразу, а именно в тот период, когда крупное землевладение приобрело уже значительные размеры. В это время большую власть присваивает созданный еще ранее Королевский совет, состоящий из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серьезного решения. Знати постепенно передаются ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаблением власти королей все больше независимости, административных и судебных функций приобретают графы, герцоги, епископы, аббаты, ставшие крупными землевладельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебные штрафы.

 Функции управления закреплялись за крупными местными феодалами.

Сохранявшееся в той или  иной степени повиновение местной  знати королю начинает все больше определяться ее личными отношениями  с королевским двором, вассальной зависимостью от короля как сеньора.

 С середины VII в., в эпоху  так называемых ленивых королей,  знать уже непосредственно берет  бразды правления в свои руки, отстраняя короля. Сначала это  делается за счет все большего  усиления роли и значения должности  майордома, а затем путем прямого  смещения короля. Ярким примером этому может служить сама смена королевской династии у франков. Еще в VII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомов Пипинидов. Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правил страной. Благодаря проведенным реформам ему удалось на определенное время укрепить единство франкского государства, переживавшего длительный период политической дестабилизации.58

      Таким образом  , в процессах становления и развития бюрократического аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для начального этапа (V-VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы. Второе - определялось развитием органов вотчинного управления, третье - было связано с постепенным превращением государственной власти франкских монархов в частную власть государей-сеньоров с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на завершающем этапе развития франкского общества (VIII-IX вв.).

      Завоевание Галлии послужило мощным импульсом создания нового государственного аппарата у франков, ибо оно потребовало организации управления завоеванных областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое исключительное положение единоличного правителя.

      С принятием христианства Хлодвигом церковь становится мощным фактором укрепления королевской власти.

      Носителем высшей власти признавался король. Его титул передавался по наследству, так что все франкские короли VI - начала VIII в. принадлежали к прямым потомкам Хлодвига. В руках короля сосредоточивались важнейшие государственные прерогативы. Он командовал военным ополчением, используя в нем уже не только германцев, но и свободных галло-римлян.

      Король выступал, прежде всего, как "охранитель мира", как исполнитель судебных решений общины. Его графы, сацебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции.

      Центральным органом управления являлся королевский двор. Именно здесь король держал совет с приближенными. С конца VI в. все более важную роль на этом совете стал играть майордом ("старший по дому").           Первоначально он управлял лишь дворцовым хозяйством, но постепенно превратился в главное административное лицо королевства.

      Складывающийся государственный аппарат отличается еще крайней аморфностью, отсутствием четко разграниченных должностных полномочий, соподчиненности, организации делопроизводства. Нити государственного управления сосредоточиваются в руках королевских слуг и приближенных.

Вместе с тем вновь  возникающие органы государственного аппарата франков, копируя некоторые  позднеримские государственные  порядки, имели иной характер и социальное назначение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Система права  и степень ее развития в  франкском обществе.

Формирование государственности  у франкских племен сопровождалось возникновением права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились варварские правды: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Алемменская и другие. Из дошедших до нас сборников права германцев Салическая правда   - древнейшая. Она же и наиболее типичная. Нигде с такой ясностью и полнотой не отразился дух древнегерманского права, незатемненного посторонним римским влиянием как в Салической правде. Римское влияние сказалось здесь чисто внешним образом - в усвоении римского языка и римской денежной единицы – золотого солида.59

Салическая правда характеризуется  отсутствием общих понятий, ей присущ казуистический характер. Правовые действия и акты, описанные в Салической Правде, отличаются формализмом. Основное содержание документа - нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе развития права собственности на землю. Из текста Салической правды можно также составить представление об общественном строе франков начала VI в.

         Отличительная черта франкского общества V - VI вв. - наличие общины. В этот период осуществляется переход от земледельческой общины, когда еще сохраняется коллективная собственность рода на всю землю, к соседской общине  - марке, в которой наряду с общинной собственностью появляется индивидуальная собственность малых семей.

         Утверждение  частной собственности на землю  привело к углублению имущественной  дифференциации в общине, к ее  разложению, росту крупного землевладения  и установлению феодальной зависимости. 

         Таким  образом, аллод - это отчуждаемая земельная собственность, но не аналог римской possessio, а особый институт, специфика которого столь же значительна, что вряд ли его вообще можно представить себе в виде товара или частной собственности. В период раннего средневековья не существовало, да и не могло существовать земельного рынка, на котором можно было бы свободно покупать и продавать недвижимую собственность. Картулярии и другие источники того времени свидетельствуют о том, что переход земельных владений из рук в руки был широко распространен, но он соблюдался при целом ряде условий, которые, как нам кажется, делает сомнительным представление об аллоде как о товаре. Насколько можно судить по «Салической правде» и другим источникам, аллод, как правило, переходил по наследству в пределах семьи, он был неотъемлемой принадлежностью семьи.60

         Эпоха  создания Салической правды характеризуется  отмиранием кровной мести. Взамен  ее устанавливается выкуп: вергельд  -  за убийство и пеня - за менее тяжкие преступления. Размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Высокий размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родом роду. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне.61

         Судебный  процесс по Салической правде  носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство  осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.           

         Салическая  правда называет три вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники  - это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются «свидетелями доброй славы» обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства были ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи «божественной силы». Салическая правда описывает «суд божий» в форме испытания «котелком». К ордалиям обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания «котелком».62

          Судебные споры разбирались на  собраниях свободных людей сотни  под председательством выборного судьи  - тунгина. Приговор выносили выборные заседатели - рахинбурги. Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгина занимает граф, назначаемый королем, а роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды «лучших» людей округа и исполняют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.

Можно выделить следующие  отрасли права во франкском обществе:

  • Право собственности.

         В  начальный период истории Франкского  государства относительно развитой была общинная собственность крестьян, при которой пахотная земля была распределена на наделы между отдельными семьями, а леса и пастбища оставались в общем пользовании. Особое место у крестьян-общинников занимала семейная собственность, отчуждение которой допускалось лишь с согласия членов семьи. Салическая правда устанавливала только наследование по закону. В случае смерти кого-либо из членов общины, не оставившего наследников, его земельный участок переходил к общине.

Информация о работе Становление системы государственного управления варварского королевства