Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:53, доклад
На мой взгляд, имя Петра Аркадьевича Столыпина одно из самых великих в России. Многим известно, что был такой государственный деятель еще до революции, но, к сожалению, мало кто знает, его как личность. А так же нельзя не отметить, что в этом году исполняется ровно 150 лет со Дня Рождения Столыпина. Учитывая значимость его государственной деятельности, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Указ «О праздновании 150-летия со дня рождения Петра Столыпина» в 2012 году. В соответствии с указом Главы государства Правительством Российской Федерации образован организационный комитет по разработке плана основных мероприятий по подготовке и празднованию юбилея, председателем которого является В.В. Путин. .
Осенью 1906 года в крестьянском движении обозначился спад, и правительство раскрыло, наконец, свои планы по аграрному вопросу. 9 ноября 1906 года был издан указ, имевший скромное название "О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования". Так началась столыпинская аграрная реформа, точнее началась аграрная программа, а аграрная реформа была лишь её частью
Столыпинская аграрная реформа, о которой в наши дни много говорят и пишут, в действительности — понятие условное. В том смысле условное, что она, во-первых, не составляла цельного замысла и при ближайшем рассмотрении распадается на ряд мероприятий, между собой не всегда хорошо состыкованных.
Во-вторых, не совсем правильно и название реформы, ибо Столыпин не был ни автором основных её концепций, ни разработчиком. И, наконец, в-третьих, у Столыпина, конечно же, были и свои собственные замыслы, которые он пытался реализовать.
Мы помним, что Столыпин, будучи саратовским губернатором предлагал организовать широкое содействие созданию крепких индивидуальных крестьянских хозяйств на государственных и банковских землях. Эти хозяйства должны были стать примером для окружающих и крестьян, подтолкнуть их к постепенному отказу от общинного землевладения.
Целей у реформы было несколько: 1)социально-политическая: Создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей. Крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне; 2)социально-экономическая: Разрушить общину :Насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность; 3)экономическая: Обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.
Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счет крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счет крестьянства.
Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года. Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода.
После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.
Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в следующем: 1)Разрушение общины и развития частной собственности; 2)Создание крестьянского банка; 3)Кооперативное движение; 4)Переселение крестьян; 5)Агрокультурные мероприятия.
Результаты реформы.
Результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России. Валовый доход всего сельского хозяйства составил в 1913 году 52,6% от общего ВД. Доход всего народного хозяйства благодаря увеличению стоимости, созданной в сельском хозяйстве, возрос в сопоставимых ценах с 1900 по 1913 годы на 33,8%.
Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйсвенной продукции увеличился за период реформы на 46%.
Еще больше ,на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животновотства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.
Однако не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. Так в США в среднем на ферму приходилось основного капитала в размере 3900 рублей, а в европейской России основной капитал среднего крестьянского хозяйства едва достигал 900 рублей. Национальный доход на душу сельскохозяйственного населения в России составлял примерно 52 рубля в год, а в США 262 рубля.
Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными. В то время как в России в 1913 году получали 55 пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во Франции 89, а в Бельгии 168 пудов. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Но в расматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики.
Причины неудачи аграрной реформы.
Ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу.
Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была осложнена и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для полного реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокойными. Однако не кратность периода и не смерть автора реформы, убитого в 1911 году рукой агента охранки в киевском театре, были причиной краха всего предприятия. Главные цели далеко не были выполнены. Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввести только у четверти общинников. Не удалось и территориально оторвать от «мира» зажиточных хозяев, т.к. на хуторских и отрубных участках поселялись менее половины кулаков. Переселение на окраины так же не удалось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. Все это предвещало крах реформы еще до начала войны, хотя ее костер продолжал тлеть, поддерживаемый огромным чиновничьим аппаратом во главе с энергичным приемником Столыпина главным управляющим землеустройством и земледелием А.В.Кривошеиным.
Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики.
Пожалуй, никогда еще в истории России переселение в Сибирь не играло такой роли, как в первые годы после революции 1905гг.После окончания революции, когда выяснилось, что прирезки земли от помещиков не будет, взоры российских крестьян устремились в Сибирь. Несмотря на спешное развертывание переселенческого дела, правительство едва справлялось с наплывом переселенцев.
Спустя некоторое время, в 1910г. в переселенческом движении обозначился кризис. Поток переселенцев уменьшился почти вдвое. Недород, случившийся в этом году в Сибири, усилил обратное переселение. За 15 лет (1896—1910) из Сибири вернулось примерно 300 тыс. человек, но именно с 1910 г. возврат стал массовым . Это невольно наводило на мысль о том, что недавние переселенцы, не успев осесть и укорениться на месте, растеряв иллюзии насчет вольной сибирской землицы, могут хлынуть в обратном направлении — на свои прежние, проданные уже и занятые наделы. Больше всего правительство опасалось новых массовых беспорядков в деревне.
Положение, по-видимому, считалось серьезным, и в августе 1910 г. П.А. Столыпин и А.В. Кривошеий, глава землеустроительного ведомства, отправились в продолжительную поездку в Сибирь. Знакомство с переселенческим делом началось с железной дороги. В то время на стальных путях появились специальные вагоны пассажирского типа для переселенцев. Впоследствии в народе их прозвали «столыпинскими». Кредит, отпущенный Думой на постройку таких вагонов, составлял 48 млн. руб.
Наблюдая за проносящимися за окном вагонами, Кривошеий возмущался тем, что, как всегда, внимание общества и законодателей сосредоточено на том, что на виду. В новых вагонах переселенец получает такие удобства, каких у него не было на родине и не будет в Сибири. Правда, постройка этих вагонов имеет и стратегическое значение, поскольку в них в случае нужды можно перевозить и солдат.
Переселенцы оплачивали проезд по пониженному тарифу, вокруг которого шла затяжная борьба между ведомством Кривошеина в Министерством путей сообщения. Свои убытки от перевозки переселенцев железные дороги исчисляли в размере 7,5 млн. руб. Однако замена переселенческого тарифа на общий тариф IV класса увеличила бы дорожные расходы одной семьи примерно на 80 руб. Стоимость ее переселения на Дальний Восток составила бы около 400 руб. «Это означало бы погубить заселение дальневосточной окраины, имеющее столь важное теперь государственное значение»,— доказывало Переселенческое управление. «... Железные дороги, даже и частные, не могут быть приравнены к предприятиям исключительно частного характера. Они неизбежно участвуют и в выгодах, и в расходах общегосударственного характера. Многие линии, несомненно, выиграют от заселения Сибири и развития между ней и Европейской Россией товарообмена».
В этом вопросе Столыпин занимал, по-видимому, примирительную позицию. В конце концов обмен мнений за время путешествия привел к решению ввести тариф IV класса для переселенцев, отправляющихся в лучшие районы заселения. Для переселения в другие районы
22 августа правительственный поезд прибыл в Челябинск. Через челябинский переселенческий пункт проходили сотни тысяч переселенцев. С началом массового их движения здесь был построен целый переселенческий городок на площади 9 дес., рассчитанный на ежедневный прием и отправку 10 тыс. человек. В том году в России ходила холера. Властям удалось пресечь ее распространение среди переселенцев, но в городе было много больных. После осмотра переселенческого пункта Столыпин и Кривошеий проехали в город, где побывали в холерном отделения местной больницы •
Посещение переселенческих поселков произвело на Столыпина, Кривошеина и их спутников большое впечатление. В ходе поездки по Петропавловскому уезду Столыпин и Кривошеий побывали и в стойбищах кочевых казахов и киргизов (в дореволюционной литературе эти два народа объединялись под общим названием киргизов
Для размещения значительной части переселенцев были использованы земли, которые прежде входили в состав кочевых угодий казахов и киргизов. Однако Столыпин и Кривошеий считали, что появление переселенцев в Степном крае не ухудшило положения кочевых народов, что последние даже выиграли от появления землепашца в их степях.
25 августа министры прибыли в Омск, центр Акмолинской области и Сибирского казачьего войска. Они посетили казачий собор, где хранилось знамя Ермака, нанесли визит архиерею, побывали в детском приюте, городском холерном бараке и в тюрьме, приняли депутации биржевого комитета и еврейского общества . В Омске многие переселенцы пересаживались на пароходы и баржи, продолжая свое странствие по Иртышу и Оби. Речное путешествие было не столь хорошо обставлено, как по железным дорогам. Для перевозки переселенцев чаще всего использовались ветхие товарные баржи. Владельцы пароходов, с которыми Переселенческое управление ежегодно заключало соглашения, считали это делом хлопотным и невыгодным. Соглашения нередко нарушались, и переселенцам подолгу приходилось ожидать отправки..
Вставал вопрос о развертывании Переселенческим управлением собственного речного флота. Но Столыпин и Кривошеий сочли, что переселенческое хозяйство и без того слишком велико и громоздко. Было решено заключить с пароходовладельцами долгосрочные соглашения, повысив плату за перевозку переселенцев и отнеся ее отчасти за счет казны.
31 августа Столыпин и Кривошеий пароходом прибыли в Новониколаевск, а затем направились в Томск, научный и культурный центр Сибири того времени. Накануне томская газета «Сибирская жизнь» сообщала, что к приезду П.А. Столыпина принимаются срочные меры по приведению в порядок городских улиц: «Исправляется мостовая, метутся и очищаются от грязи улицы». «Отрадно,— добавляла газета,— что хоть что-нибудь может заставить нашу управу приняться за чистку города» .
Подводя итоги своей поездке, Столыпин и Кривошеий делали вывод об общем успехе переселения в Сибирь: «У сибирских переселенцев даже «на глаз» больше земли, больше скота, больше хлеба, больше инвентаря, чем у средних крестьян Европейской России». Это, однако, не снимало проблему кризиса переселенческого Движения. Стройная, детально разработанная система «организованного ходачества» оказалась неэффективной. Переселенцы отказывались от худших участков, предлагавшихся на одинаковых условиях с лучшими. Ходоки, направлявшиеся в Иркутскую или Енисейскую губернию, сходили по дороге в Томской губернии или Акмолинской области. Многие переселенцы, не Добившись направления на Алтай или в Степной край, отправлялись туда самовольно, без всяких льгот на проезд. «Самовольные» переселенцы составляли до половины общего потока переселенческого движения.
Информация о работе Столыпин П.А -личность и государственный деятель