Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:47, реферат
Славянские племена в VI – VIII вв. заселили обширную часть Центральной и Восточной Европы. Восточная ветвь славянства распространилась к VIII – IХ в.в. в основном по великой Русской равнине от Черного моря и почти до Финского залива.
Можно выделить четыре основных части восточных земель: Озерная (Новгород, озеро Ильмень); Западная Двина (Полоцк); бассейн Днепра (Киев); верховье Волги (Ростов Великий).
Деловой мир России включал
также и представителей дворянства,
часть которого, руководствуясь экономической
необходимостью, эволюционировала и
на рубеже XIX – XX вв. вошла в число
лидеров монополистической
В конце XIX – начале XX вв. в
российском бизнесе появились новые
предприниматели. Они не имели делового
опыта, личных капиталов, не основывались
на семейных предпринимательских традициях.
Но эпоха утверждения в экономике
акционерных структур позволяла
людям, обладающим деловой хваткой,
стать буржуазией новейшего времени.
Среди них было немало тех, кто
ранее состоял на казенной службе
и занимал значительные посты
в государственном управлении. Выйдя
в отставку или превратившись
в чиновников «сверх штата», эта
категория занимала доходные места
в правлениях крупнейших компаний и
коммерческих банков. В годы предвоенного
финансово-промышленного
Таким образом, во второй половине
XIX – начале XX вв. российские предприниматели
претерпели количественные и качественные
изменения. Для домонополистического
периода была характерная сословно
психологическая однородность класса
буржуазии. В монополистическую
эпоху (начиная с середины 90-х
годов XIX в.) в деловом мире наряду
с традиционными
Численность крупных предпринимателей России (по подсчетам исследователя А.Н. Боханова) составила в начале XX в. 150 тысяч человек, к 1910г. – 200 тысяч человек, в 1914г. – 250 тысяч человек или всего 0,1 % населения страны.
Высокие темпы капиталистической
модернизации России, количественные
и качественные изменения в
Особенно заметные изменения
произошли в культурном облике предпринимателей-купцов.
Вторая половина XIX – начало XX вв. —
это период усвоения купечеством
европейского образа жизни, повышения
образовательного уровня и цивилизованности,
выработки новых
Определенную эволюцию претерпело
в купеческой среде отношение
к образованию. До середины XIX в. господствовала
точка зрения, что наука только
отбивает от дела. В 60 – 80-е гг. купцы
стремились дать своим детям прикладное
образование в коммерческих школах
и реальных училищах. Хорошее образование
стало рассматриваться купцами
как важное средство жизненного успеха.
Начиная с 90-х гг., отчетливо проявилась
тенденция к получению
Указанные процессы
не были характерны для всего
купечества. В одних семьях мальчикам
давали прикладное образование,
Постепенно менялся круг интересов купеческих семей. До последней трети XIX в. литературные пристрастия купечества составляла главным образом назидательная литература. В дальнейшем старшее поколение обнаружило стремление к самообразованию, к приобщению к миру литературы и искусства. Молодое поколение, получая хорошее образование и воспитание, ориентировалось на серьезную (художественную, философскую) литературу и мировые культурные достижения. В начале XX в. культурные запросы и времяпровождение «элитного» купечества мало чем отличались от запросов и времяпровождения дворянства и интеллигенции. Многие представители культурной купеческой среды становиись театралами, библиофилами и коллекционерами, музицировали, изучали иностранные языки и живопись.
Внешний вид (одежда,
прическа) и манера поведения
купечества на рубеже XIX – XX вв.
также претерпели определенные
изменения. Большинство купцов
выглядело по-европейски, большое
значение внешнему виду
Однако новый стиль поведения, раскованность и органичность в светском общении (например, на совместных обедах или во время визитов к друг другу) усваивались купечеством гораздо медленнее, нежели приобретение им европейского внешнего облика.
Купеческая среда была
обширна и культурно
В тоже время в купеческой
среде существовали прочные традиции,
характерные для всего
В купеческой среде очень ценилась генеалогия купеческих семей. Материальное и нравственное благополучие человека было связано с семьей, с семейными традициями, одной из которых была религиозность.
Распорядок жизни семьи,
манера питания устанавливались
в соответствии с православными
порядками и праздниками. Не только
патриархальные, но и образованные,
выглядевшие по-европейски купцы
соблюдали посты, посещали церковные
службы и даже ездили на богомолье
в монастыри. Хранительницами благочестия,
как семейной традиции, в купеческих
семьях являлись женщины. Религиозность,
благочестие предпринимателя
Таким образом, в эпоху капиталистической модернизации страны купечество из сословия вырастает в класс. В нем постепенно вырабатывалась новая система социокультурных ценностей, которая, однако, не была равнозначной ментальности западного предпринимателя.
Во второй половине XIX – начале XX вв. в России сохранялось специфическое национальное сознание, не воспринимавшее такие буржуазные категории и ценности: как рационализм, прагматизм, вера в принцип собственности и признание ее мерилом социального успеха. Это не значит, что российский предприниматель не стремился к наживе и обогащению. Индивидуализм и практицизм играли существенную роль в хозяйственной деятельности. Но они занимали подчиненное положение в общей системе ценностей русской культуры. Что же это были за ценности?
Стержнем национального
менталитета являлись православные
ценности. Приоритет духовно-
На Западе двигателем предпринимательства было обращение (в результате Реформации) к земным ценностям, критерием спасения являлась успешная профессиональная деятельность. Российские предприниматели признавали греховность богатства, а коммерческий успех не закрывал вопрос о его моральной цене. В российском менталитете отсутствовал культ богатства.
По свидетельству П.А. Бурышкина отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, нежели на Западе: «На свою деятельность смотрели не только или не столько, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного долга» (Бурышкин П.А. Москва купеческая. – М., 1990, С. 100).
Причины антибуржуазности русского народа — следствие исторических особенностей развития России, связанных с природно-климатическими, геополитическими, конфессиональными факторами, а также с непоследовательностью российских модернизаий.
Конечно, менталитет российских предпринимателей менялся, начиная с XVIII в. и особенно во второй половине XIX – начале XX вв. Однако и в начале XX в. крупный предприниматель не вызывал симпатий в общественном мнении. Его положение было крайне ненадежным в крестьянской стране с отсталым сельским хозяйством, общинным землеустройством и чрезвычайно бедной деревней. Образованные круги относились к «аршинникам» и «менялам» свысока, работу в промышленности считали делом, недостойным интеллигента.
В самой предпринимательской
среде не было единства. Дворянство,
интегрированное в
Крупному финансовому дельцу, не имевшему «хорошей генеалогии», легче было заработать очередной миллион, или учредить компанию, чем получить приглашение на обед в аристократический особняк с родовым гербом на фасаде. Даже если владелец этого «палаццо», с обвалившейся штукатуркой и рассохшимися полами, никаких дароваий, талантов и способностей не имел, а… «родовое гнездо» давно уже было заложено и перезаложено, то и тогда продолжал считать себя выше «этих выскочек», «акул наживы» и «денежных мешков», недостойных его общества» (Боханова А.Н. Деловая элита России. 1914 г. – М., 1994. С. 14-15).
Купечество стремилось преодолеть
свою общественную ущемленность. Однако
повышение социального статуса
мыслилось им в рамках сословно-иерархической
системы: через жалование властью
почетных званий, чинов, наград и дворянства.
Причем чины, звания и награды конкретных
выгод предпринимательской
По отношению к купцам
было два почетных звания: коммерции-советник
(за заслуги в «распространении торговли»)
и мануфактур-советник («за отличие
по мануфактурной промышленности»)
Присвоение указанных
званий не сулило каких-то
Наивысшей формой поощрения предпринимателей из числа купцов и потомственных почетных граждан было возведение «в потомственное Российской империи дворянское достоинство». Его можно было получить по чину, ордену или «высочайшим пожалованием за выдающиеся заслуги».
Петровская «Табель о рангах», первоначально регулировавшая служебное продвижение лиц, находившихся на государственной службе, распространилась и на деловой мир. Традиционные предприниматели участвовали в деятельности купеческих обществ, комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов, попечительских советов и т.д. Они служили по министерствам юстиции, торговли и промышленности, внутренних дел, народного просвещения. За свою деятельность и службу они получали чины (но при этом не пользовались казенным жалованием) и ордена. Высшие чины и награды давали возможность получить дворянство (личное и потомственное). Традиционные предприниматели могли получить дворянство также «высочайшим пожалованием за выдающиеся заслуги».
Информация о работе Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси