Царский судебник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:43, реферат

Краткое описание

"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу
читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами
памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.

Содержание

Предисловие

Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава Х
Глава XI
Глава XII
Примечания

Вложенные файлы: 1 файл

ЗМ.doc

— 2.79 Мб (Скачать файл)

спать, приступив к чтению Веды, [даже] в конце ночи *, [даже] будучи

утомленным.

 

100. Согласно изложенному выше правилу, пусть всегда читает ежедневные

мантры *, а ревностный брахман, не [находящийся] в крайности, -

Брахманы * и мантры (chandaskrta).

 

101. Изучающий [сам] и обучающий  учеников согласно предписанному

правилу пусть избегает следующих [обстоятельств], не допускающих

чтения Веды.

 

102. Знающие правила чтения объявляют,  что в период дождей следующие

два обстоятельства делают невозможным  чтение, - когда ночью слышен

[шум] ветра, когда днем ]ветер]  заметает пыль.

 

103. Ману сказал, что при молнии, громе и дожде [- всех вместе], а

также при появлении метеоров, чтение делается невозможным до того же

времени [следующего дня].

 

104. Если он видит, что эти  [явления природы] произошли тогда,  когда

горели священные огни, то пусть  знает, что чтение невозможно; то же и

при появлений туч не в [должное] время года *.

 

105. Надо знать, что во время  бури, землетрясения и затмения  чтение

следует приостановить до того же момента следующего дня, даже в

[соответствующее] время года.

 

106. Если молния и раскаты грома  [имеют место] в то время, когда горят

священные огни, остановка в чтении продолжается до наступления света

"', а если [случится] остающееся * [чтение, надо прекратить] как днем,

так и ночью.

 

107. Для желающих совершенства  в дхарме полагается постоянное

прекращение занятий в деревнях, городах, а также всегда, [когда

ощущается] дурной запах.

 

108. В деревне, где находится  покойник, в присутствии щудры  (vrsala),

при плачущем и в толпе народа чтение Веды производить не следует.

 

109. В воде, в середине ночи, при  отправлении естественных

надобностей, не очистившись после  приема пищи, а также участвуя в

щраддхс, нельзя даже думать [о священных  текстах].

 

110. Ученый дваждырожденный, получив  приглашение на щраддху в честь

одного предка *, при рождении [ребенка  в семье] у царя, [а также при

нечистоте, вызванной] Раху *, пусть  нс читает Веды в продолжение трех

дней.

 

111. Пока запах и пятна от  поминального обряда в честь  одного предка

остаются на теле ученого дваждырожденного. до тех пор читать Веду не

полагается.

 

112. Не следует читать ни лежа, ни подняв ноги, ни поджав ноги и

накинув платье, охватывающее колени, ни поев мяса, а также пищи,

нечистой вследствие рождения [в  доме ребенка].

 

113. ни в тумане, ни при свисте  стрел, ни в утренние или  вгчерние

сумерки, ни в день новолуния, ни в четырнадцатый, ни в восьмой [день

каждого полумесяца], ни в день полнолунки.

 

114. День новолуния убивает гуру, четырнадцатый день убивает учеников,

восьмой день и день полнолуния - священное  знание (brahman); поэтому

надо избегать их.

 

115. Дваждырожденному не следует читать ни во время пыльной бури, ни

когда небо красно, ни при вое шакалов, ни когда воет собака, ревет

осел или верблюд, ни в обществе *.

 

116. Пусть не читает ни около  кладбища (^ma^ana), ни около деревни,  ни

в загоне для коров, ни надев платье, в котором он был во время

сношения с женщиной, ни получив  чтолибо при щраддхе.

 

117. Будет ли это животное или  неодушевленный предмет,- каков бы  ни

был дар при щраддхе, получив  его, ему при этом не следует читать; ведь

дваждырожденный считается имеющим уста в виде руки*.

 

118. Нужно знать, что когда  разбойники нападают на деревню  и при

смятении, вызванном пожаром, чтение следует прервать до того же

времени [следующего дня]; также при  всяких сверхъестественных

природных явлениях.

 

119. При [совершении] упакарман* и утсарги перерыв предписан в

продолжение трех ночей, в восьмые  же лунные дни - день и ночь, в конце

времени года, - по ночам.

 

120. Пусть он не читает [Веды] ни  верхом на лошади, ни на дереве, ни

на слоне, ни на лодке (паи), ни на осле, ни на верблюде, ни стоя на

бесплодной почве, ни в то время, когда едет в повозке,

 

121. ни во время спора, ссоры,  ни среди войск, ни во время  битвы, ни

тотчас после еды, ни при плохом пищеварении, ни после рвоты, ни во

время отрыжки,

 

122. ни без разрешения гостя, ни когда сильно дует ветер, ни когда

кровь течет из членов тела, ни когда  он ранен оружием.

 

123. Никогда не следует читать  гимнов [Ригведы] и молитв [Яджурведы],

если слышны звуки напевов [Самаведы], а также по окончании [изучения]

Веды и изучения Араньяк "'.

 

124. Ригведа посвящена богам,  Яджурведа - людям, Самаведа же  считается

посвященной предкам, поэтому звук последней нечист *.

 

125. Зная это, ученые ежедневно  сначала повторяют в должном  порядке

сущность трех [Вед] *, а потом  изучают [текст] Веды.

 

126. Надо знать, что, если домашнее  животное, лягушка, кошка, собака,

змея, ихневмон или крыса пробежит между [учителем и его учеником,

следующие] день и ночь непригодны для изучения Веды.

 

127. Пусть дваждырожденный всегда  старательно избегает двух

[обстоятельств], делающих невозможным  чтение Вед: когда место занятий

нечисто и когда он сам нечист.

 

128. В день новолуния, в восьмой  день, в день полнолуния и в

четырнадцатый день пусть дваждырожденный  снатака будет целомудренным

(brahmacarin), даже в период [благоприятный для супружеских сношений].

 

129. Пусть не купается ни после  еды, ни больной, ни среди  лочи,

никогда - [одетый в несколько] одежд, ни в непроверенном пруду.

 

130. Не следует проходить нарочно  по тени [от статуй] богов, [по тени]

гуру, царя, снатаки, рыжего*, а также [брахмана], посвященного для

совершения жертвоприношения.

 

131. В полдень и в полночь,  поев мяса при щраддхе, а  также в утренние

и в вечерние сумерки не следует  оставаться на перекрестках.

 

132. Не следует ступать нарочно на вещи, использованные для ухода за

телом, на служившую для омовения тела воду, на экскременты, мочу,

кровь, мокроту, [все] выплюнутое и  выблеванное.

 

133. Пусть не обнаруживает особого  внимания ни к врагу, ни к  другу

врага, ни к бессовестному вору, ни к жене другого:

 

134. ведь среди людей неизвестно  ничего столь же вредящего  долголетию,

как для мужчины в этом мире такое  ухаживание за чужой женой.

 

135. Желающий благоденствия пусть  никогда не презирает кшатрия,  змею и

ученого брахмана, даже слабых.

 

136. Ведь эти трое, когда с ними обращаются непочтительно, совершенно

уничтожают человека *, поэтому  мудрый пусть никогда не презирает  их.

 

137. Не следует презирать себя  за прежние неудачи; надо до  смертного

конца стремиться к счастью и  не считать его труднодостижимым "'.

 

138. Надо говорить правду, говорить  приятное, не следует говорить

неприятную правду, не следует говорить приятную ложь - такова вечная

дхарма.

 

139. Надо говорить: "Хорошо! Хорошо!" - или говорить только [раз]

"хорошо!" *. Не следует ни  с кем вступать в бесллодную вражду и спор.

 

140. Не следует отправляться в  путь ни (стишком рано, ни слишком

поздно, ни в самый полдень, ни с  незнакомцем, ни одному, ни с щудрой

(vfsala).

 

141. Не полагается обижать ни  тех, у кого нет [какой-либо] части тела,

ни тех, у кого есть лишние [члены], ни лишенных знания, ни пожилых, ни

некрасивых, ни бедных (dravinahina), ни низкорожденных *.

 

142. Пусть брахман, не очистивший  рот после приема пищи, не касается

рукой коровы, брахмана и огня, а  также, пока нечист, не смотрит на рой

светил на небе, [даже если он] здоров.

 

143. Дотронувшись до них, будучи  нечистым, надо всегда ладонью  руки

окропить водой органы чувств, все  члены и пупок.

 

144. Если он не болен, пусть  без причины не касается впадин  на теле

"-, а также избегает [дотрагиваться] до всех волос на сокровенных

частях.

 

145. Пусть следует благоприятствующим  обычаям благочестивый,

обуздывающий чувства, пусть всегда неустанно произносит молитвы и

приносит жертвы на огне.

 

146. У следующих благоприятствующим  обычаям 'благочестивых,

произносящих молитвы и приносящих жертвы, несчастья не бывает.

 

147. Нужно всегда неустанно читать  Веду в надлежащее время; для  него

эту дхарму признали высшей, [всякая] другая считается низшей дхармой

*.

 

148. Благодаря постоянному чтению Веды, чистоте, соблюдению

религиозных обетов, кроткому обращению  с живыми существами он помнит

прежнее рождение*.

 

149. [Кто], вспоминая свое прежнее  рождение, снова читает Веду, [тот]

благодаря постоянному изучению Веды вкушает вечное блаженство.

 

150. Пусть постоянно в дни нарван совершает приношения с чтением

"Савитри" и умилостивительные  жертвоприношения; пусть всегда  в восьмые

и девятые дни чтит предков.

 

151. Надо удалять далеко от  жилища мочу, воду, использованную  для

омовения ног, остатки пищи и  воду, использованную при очистительных

обрядах.

 

152. Утром надо исполнить естественные  нужды, одеться, искупаться,

почистить зубы, натереть глаза коллириумом  и почтить богов.

 

153. В дни новолуния и полнолуния  следует посещать [изображения]

богов, добродетельных брахманов, правителя (i^vara) ради [снискания]

покровительства; также и гуру.

 

154, Полагается приветствовать старших  (vrddha), давать [ям] свое

сиденье, сидеть рядом, сложив приветственно  руки, и следовать сзади

идущего.

 

155. Надо неустанно следовать образу жизни добродетель^ ных со

свойственными [им] занятиями, полностью  изложенному в священном

откровении (^ruti) и священном предании (smrti), являющемуся

основанием (rnula) дхармы.

 

156. Благодаря добродетельному поведению  он приобретает долголетне,

благодаря добродетельному поведению - желанное потомство, благодаря

добродетельному поведению - негибнущи'е  богатства: добродетельное

поведение уничтожает неблагоприятные  приметы.

 

157. Ведь человек дурного поведения  осуждается в мире, постоянно  имеет

уделом несчастье, подвержен болезням и недолговечен.

 

158. Человек, даже лишенный счастливых  примет, [но] веру ющий и чуждый

зависти, живет сто лет.

 

159. Надо тщательно избегать всякого  дела, зависящего or чужой воли,

но что зависит от своей воли, надо исполнять ревностно.

 

160. Все, зависящее от чужой  воли, - зло, все, зависящее от  своей

воли, -- благо; необходимо знать это  краткое определение блага и  зла.

 

161. Следует усердно исполнять  такое дело, которое дает внутреннее

удовлетворение для исполняющего его, но противоположного - избегать.

 

162. Никогда нельзя причинять  вреда учителю (асагуа), толкователю  Вед,

отцу, матери, гуру, коровам, брахманам  и исполняющим аскетические

подвиги (tapasvin).

 

163. Надо избегать неверия (nastikya), хуления Вед, поношения богов,

ненависти, самомнения, гордости, гнева  и резкости.

 

164. Нельзя поднимать палку на  другого, разгневанный пусть не  бьет

его; иначе [обстоит дело] в отношении  сына или ученика: их он может

бить ради исправления *.

 

165. Дваждырожденный, [даже] только пригрозив брахману убить его, сто

лет пребывает в аду Тамисра.

 

166. В гневе, намерение ударив  его даже травинкой, он рождается  в

порочных утробах двадцать один раз '-'".

 

167. Человек, пролив по неразумию  (aprajnata) кровь несражающегося

брахмана, подвергается после смерти величайшему мучению:

 

168. сколько пылинок кровь соберет  с поверхности земли, столько  лет

проливший кровь пожирается в потустороннем  мире другими [существами]

*.

 

169. Поэтому мудрый человек пусть  никогда даже не угрожает

дваждырожденному, не ударяет его даже травинкой, не проливает его

кровь.

 

170. Ведь нечестивый человек,  у которого богатство [нажито]

неправедно, который всегда находит  удовольствие в причинении вреда, в

этом мире не достигает благополучия.

 

171. Даже погибая вследствие [приверженности] к добродетели, пусть не

направляет свой разум к пороку, видя быструю гибель нечестивых

злодеев.

 

172. Адхарма, совершенная в этом  мире, не сразу дает плод, как  земля,

но, постепенно увеличиваясь, она подрезает  корни совершающего [ее].

 

173. Если [наказание падает] не на самого [преступника, то) на

сыновей, если не на сыновей, [то] на внуков; но совершенная дхарма не

остается без последствий для  совершающего [ee].

 

174. Благодаря адхарме он некоторое  время процветает, потом находит

блага, потом побеждает врагов, но [в конце концов] погибает с корнем

*.

 

175. Пусть находит удовольствие  в истине, добродетели в образе  жизни

ариев (агуа). Пусть учит* учеников согласно дхарме, имея обузданными

речь, руки и чрево.

 

176. Надо избегать богатства и  удовольствия, которые несогласны с

дхармой, и даже дхармы, причиняющей  несчастье, а также осуждаемой

людьми.

 

177. Не следует беспорядочно двигать  руками, ногами и думать о

причинении вреда другому.

 

178. Надо ходить по тому пути  добродетельных, по которому ходили отцы,

по которому ходили деды; идущий этим путем не гибнет.

 

179. С наемными или домашними  жрецами, учителями, братьями  матери

(matula), гостями, прибегнувшими к  покровительству детьми,

Информация о работе Царский судебник