Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:43, реферат
"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу
читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами
памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.
Предисловие
Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава Х
Глава XI
Глава XII
Примечания
ночь с предшествующим и последующим днем.
82. Если умирает парь, в стране которого он живет, [нечистота
продолжается] пока есть свет *, но по смерти [в его доме] неизучившего
Веду - весь день, так же как гуру, изучившего Веду ".
83, Если брахман очищается
вайщий - четырнадцатью, щудра очищается месяцем.
84. Пусть не увеличивает число дней нечистоты, не прерывает обряды,
совершаемые на огне; исполняющий этот обряд не становится нечистым
даже из-за кровных родственников.
85. Прикоснувшийся к чандале (divakirti), к женщине. имеющей
менструации, к изгою (patita), к роженице, к трупу или к коснувшемуся
трупа очищается омовением.
86. Очистившись прихлебыванием воды *, пусть при виде нечистоты всегда
шепчет старательно мантры, посвященные Солнцу *, и с усердием -
посвященные Соме *.
87. Брахман, прикоснувшись к
омывшись; [прикоснувшись] к сухой, [очищается] ополоснув рот, так же
как дотронувшись до коровы или посмотрев на солнце.
88. Ученику (adisUn) не следует совершать обряда возлияния [мертвым]
до исполнения обета; сделав возлияние, по окончании [его], он
очищается тремя ночами.
89. Пусть не совершает обряда
возлияния воды ни для
напрасно * и от смешанного брака *, для пребывающих с бродячими
отшельниками *, а также для самоубийц;
90. ни для женщин, присоединившихся к еретикам *, из похоти живущих
[со многими мужчинами], вредящих зародышу и ненавидящих мужа, а также
для употребляющих спиртные напитки.
91. Исполняющий обет^, вынося умерших - своего учителя (асагуа),
преподавателя (upadhyaya), отца, мать, гуру,- не нарушает обета.
92. Выносить умершего щудру
{тела] же дваждырожденных в
северные и восточные *.
93. Нечистоты не существует для царей, для исполняющих обет и для
занятых в жертвоприношении саттра-"-, ибо [первый} восседает на троне
Индры, [а последние два] всегда соединены с брахмой *.
94. Для царя *, [сидящего] на величественном троне, очищение
установлено немедленное; основание для этого то, что он восседает [на
престоле] для защиты подданных.
95. [То же применимо к
сражении, молнией или царем, ради [спасения} коровы и брахмана *, и к
тем, кого царь желает [видеть чистыми] *.
96. Царь - воплощение восьми хранителей мира: Сомы. Агни, Солнца,
Анилы *, Индры, владык богатств * и воды * и Ямы.
97. Так как царь поставлен владыками мира, то для него не существует
нечистоты; ведь чистота и нечистота, смертных обязаны своим
происхождением и устранением владыкам мира *.
98. Для кшатрия, убитого в
оружием, - тут же совершается жертвоприношение, а также очищение*:
таково правило.
99. [По окончании периода
обряды, очищается, прикоснувшись к воде, кшатрий - к ездовому
животному и оружию, вайщий _ к стрекалу или поводьям, щудра - к
посоху.
100. Это вам, о лучшие из дваждырожденных, объявлен [порядок] очищения
(при смерти] сапинд; выслушайте теперь [порядок] очищения при смерти
всех несапинд.
101. Брахман, вынеся как
дваждырожденного-несапинду
прошествии трех ночей.
102. Но если он ест их пищу *, то он очищается по прошествии десяти
дней; если же не ест пищу и не живет в их доме, - по прошествии одного
дня.
103. Добровольно проводив мертвого
родственника или
очищается, искупавшись в одежде, дотронувшись до огня, вкусив
коровьего масла.
104. Не надо допускать, чтобы умершего брахмана при на' личии людей,
равных ему, относил щудра; ибо жертвоприношение на огне *,
оскверненное прикосновением щудры, препятствует доступу на небо.
105. Знание, аскетические подвиги, огонь, [священная] пища, земля,
[обуздание] души, вода, мазание [коровьим пометом], ветер, священные
обряды, солнце и время - очистители одаренных телом.
106. Из всех видов чистоты
приобретении] богатств, ибо чист [лишь] тот, кто чист [при
приобретении] богатств, а не очистившийся [только] землей и водой *.
107. Ученые очищаются
щедростью, имеющие тайный порок - повторением [священных текстов], в
совершенстве знающие Веду - аскетическими подвигами.
108. Землей и водой очищается то, что должно стать чистым, река
очищается течением, имеющая нечистые помыслы женщина - менструациями,
брахман - оставлением мира (sannyasa).
109. Водой очищаются [только] части тела, сердце [же] очищается
истиной, душа - священным учевием (vidya) и аскетическими подвигами,
ум очищается познанием.
110. Таким образом, окончательное решение относительно чистоты тела
объявлено вам; выслушайте теперь решение относительно чистоты разного
рода предметов.
111. Мудрыми объявлено, [что] очищение [предметов^ сделанных из
металла, драгоценных камней, всего, сделанного из камней, [полагается
производить] золой, водой и землей.
112, Не имеющий пятен золотой сосуд очищается одной водой, так же как
и [все], происшедшее из воды *, сделанное из камня и серебряное, не
покрытое украшениями.
113. Золото и серебро возникли от соединения воды и огня, поэтому
более благоприятно очищение, [производимое] тем, от чего они
произошли.
114. Очищение [предметов из] меди, железа, бронзы, олова и свинца надо
производить, смотря по надобности, щелочью, кислотами и водой.
115. Для всех жидкостей ради чистоты предписано очищение *, для
громоздких [предметов] - окропление, для деревянных - оскабливание.
116. Для жертвенных сосудов чамаса и граха [предписано] при
жертвоприношении обтирание рукой и очищение ополаскиванием.
117. Очищение [котелка, называемого] чару, [ложек] срук и срува
[предписано производить]
спхья, сита, тележки, пестика и ступки.
118. Очищением для большого
окропление водой, очищением для малого количества - обмывание водой.
119. Очищение для кож и изделий из тростника полагается такое же, как
для одежд; очищение для зелени, кореньев и плодов - как для зерна;
120. шелковых и шерстяных тканей-землей солонцов, шерстяных одеял -
плодом мыльного дерева, некоторых одежд (am^upatta) - плодом бильва,
льняной ткани - желтой горчицей.
121. Очищение изделии из раковин, рога, обыкновенной и слоновой кости,
как и изделий из льна, должно производиться сведущим коровьей мочон
или водой,
122. Трава, дерево и солома делаются чистыми от окропления [водою],
дом - от подметания и обмазывания [коровьим навозом], глиняный сосуд -
повторным обжигом.
123. Глиняный сосуд, оскверненный спиртным напитком. мочой,
испражнениями, слюной, гноем и кровью нс очищается даже повторным
обжигом.
124. Земля очищается* пятью [
[коровьим навозом], окроплениом -", скоблением и пребыванием на ней
коров *.
125. Поклеванное птицами, обнюханно
обчиханное, оскверненное [наличием i полос н вшей - очищается
посыпанием землей;
126. пока дапах и пятно, возникшие от этого, пс удалены с
загрязненного предмета, до тех пор для очищения предметов должны
использоваться земля и вода.
127. Боги установили три вещи чисчыми для брахманов - ту, осквернения
которой не было видно, обмытую подоН и ту. которая рекомендована
словом [брахмана, как чистая].
128. Чистой [считается] вода, текущая по земле, в которой утоляет
жажду корова, не смешанная с нечистыми веществами, обладающая
[надлежащим] запахом, цветом и вкусом.
129. Всегда чиста рука ремесленника (karu) "' и товар (punya),
выставленный [на продажу]*, всегда чиста милостыня, полученная
учеником: таково правило.
130. Всегда чисты уста женщины, птица, когда она вызывает падение
плода, теленок чист во время сосания, собака чиста, когда хватает
дичь.
131. Ману объявил чистым мясо [животного], убитого собаками или
убитого другими хищниками, а также дасью - чандалами и прочими.
132. Те впадины на теле, которые выше пупа, - вполне чистые, те,
которые ниже. - нечистые, как и выделения, выходящие из тела.
133. Мух, каплю воды, тень, корову, лошадь, лучи солнца, пыль, землю,
ветер и огонь следует считать чистыми при прикосновении [к нечистым
предметам].
134. Для очищения [органов], через
которые выделяются
моча, должно употребить столько земли и воды, сколько требуется, [так
же как] и для очищения двенадцати нечистот тела.
135. Жировые выделения, мужское семя, кровь, перхоть, моча,
испражнения, ушная сера, ногти, мокрота, слезы, гной на глазах и пот
составляют двенадцать нечистот у людей.
136. Желающему быть чистым следует приложить землю к детородному члену
один [раз], к заднему проходу - три, к одной руке * - десять, к обоим
- семь [раз].
137. Такое очищение полагается для домохозяев, для учеников - двойное,
для отшельников (vanas-tha) - тройное, для аскетов (yati) - четверное.
138. Помочившись или испражнившись,
Веды и принимая пищу, он, ополоснув рот, пусть окропит впадины тела.
139. Желающему телесной чистоты
'следует сначала трижды
а потом вытереть рот, тогда как женщине и щудре - по одному разу.
140. Щудры, живущие праведно *, должны ежемесячно брить [головы];
порядок [их] очищения подобен тому, как у вайшиев, пища - остаток
[пищи] дваждырожденных.
141. Ни остаток [пищи], ни капли [воды], выпавшие изо рта, которые
попадают на какой-либо член, не производят [нечистоты], ни волосы
бороды и усов, попавшие, в рот, ни застрявшее между зубами.
142. Капли воды, падающие на ноги того, кто снабжает водой других,
должны считаться равными
.нечистым из-за них.
143. Имеющий в руках [какой-либо] предмет, тронутый каким-то образом
нечистым [человеком или предметом], может очиститься, ополоснув рот,
не кладя при этом [на землю] ту вещь.
144. Омывшись после рвоты и прослабления, пусть вкусит коровьего
масла; вкусив пищу, пусть только ополоснет рот; омовение предписано
для имевшего сношение с женщиной.
145. Даже [уже] будучи чистым, пусть ополаскивает рот, поспав, чихнув,
поев, плюнув, сказав неправду, попив воды и приступая к чтению Веды.
146. Таким образом, правило
полностью изложено вам для всех варн; выслушайте [теперь] дхарму
женщин.
147. Женщиной - в детском возрасте, молодой или даже пожилой - никакое
дело не должно исполняться по своей воле, даже в [собственном] доме.
148. В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости -
мужа, по смерти мужа - [под властью] сыновей: пусть женщина [никогда]
не пользуется самостоятельностью (svatantrata).
149. Пусть она никогда не желает разлуки с отцом, мужем и сыновьями;
оставляя их, женщина делает заслуживающими презрения обе семьи [- свою
и мужа].
150. [Ей] надо быть всегда веселой, искусной в домашних делах, имеющей
хорошо вычищенную утварь и экономной в расходах.
151. Кому бы ни отдал ее отец или, с разрешения отца, брат, ей следует
повиноваться ему при жизни и не пренебрегать им после его смерти "'.
152. Для обеспечения счастья [
производятся чтение благоприятствующих мантр и жертвоприношение
Праджапати; передача (pradana) [дочери отцом] - основание
собственности *.
153. Муж, совершивший священнодейст
*, всегда - и в [надлежащее] время, и не вовремя * - доставляет
счастье жене и в этом мире и в будущем.
154. Муж, [даже] чуждый добродетели, распутный или лишенный добрых
качеств, добродетельной женой должен быть почитаем, как бог *.
155. Для жен не существует
какой мере она повинуется мужу, в такой же она прославляется на небе.
156. Добродетельная жена, желающая достичь [после смерти]
местопребывания мужа, пусть не делает ничего неприятного для
получившего ее руку, - как живущего, так и умершего.
157. Пусть она добровольно
цветами, кореньями и плодами; после смерти мужа ей не следует
произносить даже имени другого [мужчины] *.
158. Ей полагается до смерти быть терпеливой, чистой, целомудренной,
желающей [исполнить] ту высочайшую дхарму, которая [предписана] для
жен, имевших только одного мужа.
159. Многие тысячи целомудренных с юности брахманов достигли неба,