Царский судебник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:43, реферат

Краткое описание

"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу
читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами
памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.

Содержание

Предисловие

Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава Х
Глава XI
Глава XII
Примечания

Вложенные файлы: 1 файл

ЗМ.doc

— 2.79 Мб (Скачать файл)

 

89. "Те места, которые предписаны [после смерти] для убийцы брахмана  и

для убийц женщин и детей, для  предателя друга и для неблагодарного, -

те будут [местопребыванием после  смерти] для говорящего ложно.

 

90. Какое бы доброе дело (punya) ни было совершено тобой, добрый

человек, [заслуга от него] вся идет от тебя к собакам, если ты

говоришь неверно.

 

91. Если ты, добродетельный, думаешь: "Я один", [то знай, что] у  тебя

в сердце постоянно находится совесть (muni) - наблюдатель за заслугами

и дурными делами.

 

92. Если у тебя нет разлада  с тем сыном Вивасвата, божественным  Ямой,

который обитает в твоем сердце, можешь не ходить ни к Гангу, ни к

[жителям] Куру *.

 

93. Кто дает ложное свидетельское  показание, тот, обнаженный, бритый,

чашей собирая милостыню, страдая от голода и жажды, идет к дому врага.

 

94. Вниз головой, в кромешной  тьме падает в ад грешник,  который

говорит ложь [в ответ на] вопрос, заданный при судебном

разбирательстве.

 

95. Человек, который, придя в  суд, говорит неправду по делу, очевидцем

которого он не был, подобен слепому, который ест рыбу с костями.

 

96. Боги не знают в этом  мире человека лучше того, знающая  душа

которого, когда он дает 'показания, не испытывает беспокойства.

 

97. Выслушай теперь, друг, скольких  родственников, при каком

свидетельском показании, убивают  говорящие ложь; [эти виды

лжесвидетельств] перечислены в  должном порядке.

 

98. Пятерых он убивает при  лжесвидетельстве относительно  скота,

десятерых убивает при лжесвидетельстве относительно коров, сотню

убивает при лжесвидетельстве относительно лошадей, тысячу - при

лжесвидетельстве относительно людей *.

 

99. Говорящий неверно в деле, касающемся золота, убивает родившихся  и

неродившихся, он убивает все * при  лжесвидетельстве относительно земли

(bhumi): не говори лжи относительно земли.

 

100. [Лжесвидетельство] относительно  воды *, наслаждения и сношения  с

женщинами, относительно драгоценностей, зародившихся в воде *, и всех

камней считают равным [лжесвидетельству] относительно земли.

 

101. Имея в виду все эти злоключения, [которые происходят] когда

говорится неправда, говори точно  все как слышал, как видел".

 

102. К брахманам, пасущим скот, занимающимся торговлей. а также  к

[брахманам]-ремесленникам (karu), актерам,  слугам (presya) и

ростовщикам надо относиться, как к щудрам *.

 

103. Человек, из благочестивого  побуждения говорящий при разборе  дела

иначе, чем он знает, не лишается неба и мира; такую речь называют

божественной.

 

104. Если вследствие правдивого  показания может быть [причинена]

смерть щудре, вайщию, кшатрию или брахману, должно говорить неправду,

ибо такая [неправда] предпочитается истине.

 

105. Совершающие полное искупление  греха этой лжи пусть принесут

жертвы Сарасвати * вареным рисом, посвященным богине красноречия.

 

106. Или же надо принести согласно правилу коровье масло на огне,

[сопровождая это произнесением]  магических формул, ведийским стихом,

посвященным Варуне*, или тройственным гимном, восхваляющим воды *.

 

107. Человек, который, не будучи  больным, в течение трех полумесяцев

не дает показания относительно долга и тому подобного, пусть ответит

за этот долг и [уплатит] десятую  часть всего *.

 

108. Свидетель, давший показание,  у которого в течение семи  дней

случится болезнь, пожар или  смерть родственника, должен быть принужден

уплатить долг и штраф *.

 

109. При отсутствии свидетелей  в тяжбах (artha) между двумя спорящими

сторонами [судья], не знающий точно  истину, может заставить открыть

[ее] даже клятвой.

 

110. И великими риши и богами  для [решения] дела давались  клятвы "',

даже Васиштха клялся царю, сыну Пиджаваны *.

 

111. Умному человеку не следует  давать клятву ложно, ибо дающий  ложную

клятву погибает после смерти и  здесь.

 

112. Нет преступления, вызывающего  потерю касты, при [ложной] клятве  в

случаях, касающихся женщин *, браков, корма для коров, топлива [для

жертвоприношения] и оказания помощи брахману.

 

113. Надо заставить клясться брахмана [своей] правдивостью, кшатрия -

колесницами и оружием, вайщия - коровами, зерном и золотом*, шудру

-всеми тяжкими преступлениями.

 

114. Или следует заставить [обвиняемого] взять огонь, погрузиться в

воду или же прикоснуться к головам  жены и сыновей в отдельности.

 

115. Тот, кого пылающий огонь  не обжигает, кого вода не заставляет

подняться вверх и [с кем] вскоре не случается несчастья, должен

считаться чистым в клятве.

 

116. Ибо некогда у Ватсы, обвиненного  младшим братом *, огонь,

наблюдатель мира, не сжег ни одного волоса вследствие правдивости.

 

117. В каком бы споре ни было  сделано ложное показание, надо  решение

отменить, а исполненное считать  неисполненным.

 

118. Показание, [данное] из жадности, по глупости, из страха, дружбы,

любви, гнева, невежества и беспечности, считается неверным.

 

119. Виды наказания для того, кто  дает ложное показание по одной  из

этих причин, я изложу в должном  порядке.

 

120. [Тот, кто лжесвидетельствовал]  из жадности, должен быть

оштрафован тысячью [пан], из глупости - низшим штрафом^, из

страха-двойным средним штрафом, из дружбыучетверенным низшим,

 

121. из любви-удесятеренным низшим, из гнева-двойным высшим, из

невежества - двумя полными сотнями [пан] и из беспечности - сотней.

 

122. Объявили, [что] эти наказания  за лжесвидетельство установлены

мудрецами для укрепления дхармы и  обуздания адхармы.

 

123. Виновных в лжесвидетельстве  членов трех варн * справедливому  царю

надо, оштрафовав, изгнать, брахмана - только изгнать.

 

124. Ману, происшедший от Самосущего, назвал десять объектов

наказания, но брахман может удалиться  невредимым. 125. [Эти объекты]:

орган деторождения, чрево, язык, обе

 

руки и пятое - обе ноги, [а  также] глаз, нос, оба уха, имущество и

туловище.

 

126. Узнав причину, а также  место и время по правде, и  рассмотрев

состояние [виновного] и [суть] преступления, надо накладывать

наказание на тех, которые должны быть наказаны.

 

127. Несправедливое наказание губит  честь и разрушает славу среди

людей, а в другом мире лишает неба, поэтому следует всегда избегать

этого.

 

128. Царь, наказывающий не заслуживающих  этого, а заслуживающих этого

ненаказывающий, принимает на себя великое бесчестие и идет в  ад.

 

129. Сначала следует сделать замечание, после него-выговор, третьим

[идет] штраф, [и только] после этого  высшее - телесное наказание.

 

130. Но если он не может удержать  их даже телесным наказанием, тогда

следует применить к ним все  это - четыре [вида наказаний] вместе.

 

131. Наименования [единиц веса] меди, серебра и золота, которые

используются на земле при торговых сделках, я изложу полностью.

 

132. Крошечную пылинку, которая  видна в луче солнца, проходящем  через

оконную решетку-трасарену (trasarenu),- считают  первой из этих мер

веса.

 

133. Восемь трасарену должны считаться  [равными] по весу одному яйцу

вши, те три - зерну черной горчицы, те три - зерну белой горчицы,

 

134. шесть зерен [белой] горчицы-среднему  зерну ячменя, три зерна

ячменя - кришнале *, пять кришнал - маше, те шестнадцать - суварне,

 

135. четыре суварны-пале, десять  пал-дхаране. Серебряная машака  должна

считаться за две взятые вместе крншналы,

 

136. те последние шестнадцать-за  серебряную дхарану, или пурану;

каршапаной же должна считаться  медная пана, равная по весу карте.

 

137. Должно знать, что десять  дхаран [равны] серебряной щатамане,

четыре суварны считаются равными  по весу нишке.

 

138. Двести пятьдесят пан считаются  первым штрафом, пять[сот] должно

считать средним, тысяча - высшим.

 

139. Если [в суде] признано, что долг следует вернуть, [должник]

обязан [уплатить в виде штрафа] пять со ста; если он отрицает [и его

обличат], - вдвое: таково предписание  Ману.

 

140. Ростовщик (vardhusika) может получать  процент (vrddhi) *,

увеличивающий богатство, установленный Васиштхой * - брать

восьмидесятую часть со ста в  месяц *.

 

141. Или, помня дхарму добродетельных  людей, может брать два со  ста [в

месяц] *, ибо берущий два со ста  не делается грешником ради выгоды.

 

142. Ровно два, три, четыре и  пять процентов со ста в месяц полагается

брать соответственно порядку варн *.

 

143. Но если залог (adhi) приносит  прибыль, не полагается получать

процента за ссуду; отдача и продажа [такого] залога не может иметь

место, [даже при] хранении в течение  длительного времени.

 

144. Залог нельзя использовать против воли (balad) [должника];

использующий [его так] - теряет процент  или обязан удовлетворить

[должника уплатой] стоимости  (mulya); иначе он будет [считаться]

похитителем залога.

 

145. Ни залог, ни вклад (upanidhi) не теряются с течением времени; они

оба подлежат возвращению, хотя бы долго  оставались [у принявшего на

хранение].

 

146. [Предметы], используемые с согласия [должника]- корова, верблюд,

верховая лошадь и [животное], приученное к работе, - никогда не

пропадают для него.

 

147. Если собственник (dhanin) поблизости  молча наблюдает, как

что-либо * используется другими в  течение десяти лет, он не имеет

права получить это [обратно].

 

148. Если [собственность] того, [кто]  не слабоумен и совершеннолетен,

использовалась с [его] ведома *, она согласно обычаю (vyavahara)

потеряна для него; пользователь имеет право (arhati) на это имущество.

 

149. Залог, граница земли (sirna), имущество детей, вклад, открытый

(niksepa) * или запечатанный (upanidhi) *, женщины  *, собственность

(sva) царя и имущество знатока Веды не потеряны вследствие пользования

[другими].

 

150. Кто, неразумный, использует  залог без разрешения хозяина,  тот как

вознаграждение за его использование  должен уступить половинный

процент.

 

151. Процент по денежной ссуде  (kusidavrddhi), [и долг], внесенные

вместе, не [могут] превышать удвоенной [суммы долга] "': для зерна,

плодов, шерсти и вьючных животных - не [могут] превышать упятеренной.

 

152. Добавочный [процент] к установленному  обычаем (anusara),

противоречащий [закону], не действителен; это объявили

ростовщичеством; [заимодавец] имеет  право на пять со ста *.

 

153. Не полагается брать процент  ни более года*, ни неодобренного

(adrsta), ни сложного процента (cakravrddhi), ни периодического

процента -"", ни установленного *, ни телесного *.

 

154. Кто, не будучи в состоянии  уплатить долг [в условленный  срок],

желает опять заключить сделку (kriya), тот, уплатив долговой процент,

может возобновить договор (karana).

 

155. Если [должник] возобновляет [договор], не уплатив деньги

(hiranya), он должен дать^ столько,  сколько составляет [возросший]

процент.

 

156. Согласившийся на вознаграждение  за перевозку при точно

установленном месте и сроке [доставки] и нарушивший [условия

относительно] места и срока  не получает вознаграждения.

 

157. Какую цену установят знающие  морские путешествия и понимающие

толк в месте, сроке и товаре, та в этом случае [и считается  законной]

при оплате.

 

158. Человеку, который поручился  здесь за явку [в суд] коголибо * и не

обеспечил его явки, полагается возместить долг из своего добра.

 

159. [Долг отца] из-за поручительства, из-за легкомысленного дарения

*, из-за проигрыша, из-за пьянства, остаток штрафа или пошлины  (^ulka)

сын платить не обязан.

 

160. Это только что упомянутое  правило применяется к поручительству

при явке [в суд]; если гарантировавший  уплату умер, надо заставить

уплатить даже наследников.

 

161. На каком основании кредитор (datar) может потом требовать после

смерти [поручителя у наследника] долг поручившегося, - [но] без

[условия] уплаты [долга], - дела которого хорошо известны*?

 

162. Если поручитель получал деньги  с того, за кого он поручился,

достаточные для уплаты, то пусть  уплатит [наследник поручителя],

получивший их: таково правило.

 

163. Договор (vyavahara), заключенный  пьяным, безумным, страдающим [от

болезни и т. д.], рабом (adhyadhina), ребенком, старым, а также

неуполномоченным, - недействителен.

 

164. Соглашение (bhasa), даже будучи  подкрепленным [письменными

документами, дачей залога и т. д.], не является истинным, если оно

заключено в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях.

 

165. Обманный залог или продажу,  обманный дар или принятие [его] -

все, где виден обман, надо отменить.

 

166. Если должник (grahitar) умер, а  расход произведен для его  семьи,

[долг] должен быть уплачен родственниками (bandhu), даже

разделившимися, из [принадлежащей  им] собственности (sva).

 

167. Если даже раб* заключает  договор для пользы семейства,  то

старшему [в доме], - живущему в своей  стране или вне ее, - не

полагается отказываться от него.

 

168. Данное по принуждению, используемое насилием, а также написанное

Информация о работе Царский судебник