Царский судебник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:43, реферат

Краткое описание

"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу
читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами
памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.

Содержание

Предисловие

Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава Х
Глава XI
Глава XII
Примечания

Вложенные файлы: 1 файл

ЗМ.doc

— 2.79 Мб (Скачать файл)

 

245. Если возник спор двух деревень  о границе (sima), определять

границу следует в месяце джьяйштха *, когда пограничные знаки

отчетливо видны.

 

246. Полагается помещать по границам  деревья - ньягродха, ащваттха,

кинщука, щалмали *, сала, пальмы и деревья, дающие млечный сок,

 

247. кустарники, различные породы бам-бука, щами, лианы холмики земли,

тростники, кусты кубджака; при  таких мерах граница не уничтожается.

 

248, Пруды (tadaga), колодцы (udapana), водоемы  (vapi), каналы

(prasravana) должны быть устроены  на общих границах, равно как  и

храмы.

 

249. Видя в мире постоянную  вражду людей из-за незнания  границ, надо

заставить сделать и другие тайные пограничные знаки,

 

250. [употребив для этого] камни,  кости, коровью шерсть, солому,

пепел, черепки, коровий помет, кирпичи, уголья, гравий, песок

 

251. и другие вещества подобного  рода, которые земля не поглощает

долгое время; пусть заставит незаметно  поместить их в местах

соединения границ.

 

252. [Руководствуясь] этими знаками,  давностью пользования

(purvabhukti) и - всегда - течением воды, царю следует определять

границу при споре двух [сторон].

 

253. Если даже при наличии знаков  возникает сомнение, решение спора

относительно границы надо возложить  на свидетелей (saksin).

 

254. Свидетели [в споре о] границе  должны быть допрошены о пограничных

знаках в присутствии большого числа поселян и обеих спорящих сторон *.

 

255. Как они, спрошенные, единогласно  решат о границе. именно так  надо

закрепить (nibadhlyat) границу и [записать) их всех поименно *.

 

256. Они, положив земли на голову, в венках и в красных одеждах,

поклявшись своими добрыми делами, пусть определяют [границу] в

соответствии с истиной.

 

257. Определяя надлежащим образом,  они очищаются [как]

свидетельствующие истину, но, определяя  неверно, они должны быть

подвергнуты штрафу в двести [пан].

 

258. При отсутствии свидетелей  четверо, проживающие в соседних

деревнях, благочестивые, пусть вынесут  решение о границе в присутствии

царя.

 

259. При отсутствии соседей - коренных  жителей - [как] свидетелей о

границе следует использовать даже следующих людей, живущих в лесу:

 

260. охотников, птицеловов, пастухов, рыболовов, копающих корни,

ловцов змей, собирателей колосьев и других, живущих в лесу.

 

261. Царю надлежит заставить установить [границы] между двумя

деревнями правильно, именно так, как  они, будучи спрошены, покажут

знаки их относительно положения границ.

 

262. При решении относительно межевых  знаков (setu) для границ полей,

колодцев, прудов, сада и дома должно быть узнано мнение соседей

(samanta) *.

 

263. Если соседи говорят ложно,  когда люди спорят из-за межевого

знака, каждый из них должен быть подвергнут царем среднему наказанию

(sahasa).

 

264. Присваивающий посредством запугивания  дом, пруд, сад или поле

должен быть оштрафован пятьюстами [пан]; если [он присвоил] по

неведению, - штраф двести [пан].

 

265. Если граница неопределима, пусть  царь, знающий дхарму, для их

блага сам назначит землю: таково правило.

 

266. Таким образом, дхарма относительно  определения границ объявлена

полностью; теперь я объявлю решение [дел] об оскорблении словом.

 

267. Кшатрий, обругав брахмана, подлежит  штрафу в сотню [пан]; вайщий

- в две с половиной [сотни  пан], но щудра подлежит телесному

наказанию.

 

268. При оскорблении кшатрия брахман  должен быть оштрафован

"пятьюдесятью [панами], вайщия - двадцатью пятью, щудры - штрафом в

двенадцать пан.

 

269. При проступке дваждырожденных  по отношению к членам той  же

варны-двенадцать [пан]; при произнесении речей, которые не должны быть

произнесены "-, штраф становится двойным.

 

270. Рожденный один раз *, поносящий ужасной бранью дваждырожденных,

заслуживает отрезания языка, ведь он - самого низкого происхождения.

 

271. В рот оскорбительно отзывающегося  об их имени и происхождении

(jati) должен быть воткнут железный  раскаленный стержень длиной  в

двенадцать пальцев.

 

272. В уста и уши надменно  поучающего брахманов их дхарме  пусть царь

прикажет влить кипящее масло *.

 

273. Говорящий из дерзости ложно  об учености, стране "',

происхождении (jati) и очистительных  обрядах для тела должен быть

принужден уплатить штраф в двести [пан] *.

 

274. Называющий [другого] кривым, хромым  и иным подобным [словом],

даже если это соответствует  действительности, должен быть принужден

уплатить штраф по меньшей, мере в каршапану.

 

275. Оскорбляющий мать, отца, жену, брата,  сына, гуру и не уступающий

гуру дорогу должен быть оштрафован на сотню [пан].

 

276. [За взаимную брань] между  брахманом и кшатрием штраф  должен быть

наложен проницательным [царем] на брахмана низший, на кшатрия -

средний *.

 

277. Применение наказания к вайщиям и шудрам соответственно такое же,

[но] без отрезания [языка] *: таково  решение.

 

278. Таким образом, правила относительно  наказания за оскорбление

словом сообщены в точности; теперь я изложу решение относительно

оскорбления действием.

 

279. Тот член, каким человек низший* ударит высшего, _ именно он - у

него должен быть отрезан, таково предписание  Ману.

 

280. Подняв руку или палку,  он заслуживает отрезания руки; лягнувший в

гневе ногой заслуживает отрезания  ноги.

 

281. Низший, пытающийся занять место  рядом с высшим, должен быть

изгнан с клеймом на бедре; зад  его надо заставить отрезать

(avakartayet).

 

282. У плюнувшего по наглости [на высших] надо приказать вырезать  обе

губы, у облившего мочой - детородный член, \- испортившего воздух -

задний проход,

 

283. у хватающего за волосы, ноги, бороду, шею, промежность надо

заставить отрезать обе руки.

 

284. Оцарапавший кожу и вызвавший  появление крови должен быть

оштрафован на сотню [пан], повредивший  мясо (marnsa) - на шесть нишка,

сломавший кость должен быть изгнан.

 

285. Какова польза всяких деревьев, такой должен налагаться при  их

повреждении штраф: таково установленное  правило.

 

286. Когда нанесен удар с целью  [причинения] повреждения людям и

животным, надо накладывать штраф, соответствую щий размеру

повреждения.

 

287. При повреждении [какого-либо] .члена с поранением и кровотечением

[нанесший повреждение] должен  быть прннуж ден уплатить издержки  за

лечение или весь штраф [царю] *.

 

288. Кто портит имущество кого-либо  намерение или даже' ненамеренно, -

тому полагается возместить [ущерб] и внести царю [штраф], равный

[ущербу].

 

289. [При повреждении] кожи или  изделий из кожи, дерева и глины-штраф,

пятикратный их стоимости; [это также  относится к порче] цветов,

кореньев и плодов.

 

290. Назвали десять случаев, относящихс,а к повозке, вознице. и

собственнику, когда штраф не взимается; в остальном штраф полагается.

 

291. Когда узда разорвется, когда  сломается ярмо, когда повозка

опрокинется на сторону или назад, когда ось или колесо сломается,

 

292. когда оборвутся ремни сбруи, а также подпруга и вожжи, если

[возница] кричал: "Прочь с  дороги!" - Ману объявил, что  штраф не

[взимается].

 

293. Но если повозка опрокинется  из-за неумения возницы, то  при

повреждении хозяин должен быть оштрафован на двести [пан].

 

294. Если возница умелый, [но небрежный], должен быть оштрафован

возница, если он неумелый, должны быть оштрафованы находящиеся в

повозке - каждый на сто [пан].

 

295. Но если он столкнется на  дороге со скотом или [другой] повозкой и

причинит смерть живому существу, тогда усталовлен штраф:

 

296. при убийстве человека [его]  вина немедленно приравнивается  к вине

вора "-, [при убийстве] крупных  животных - коров, слонов, верблюдов,

лошадей и т.д.- половине [ее];

 

297. за нанесение вреда мелким  домашним животным - штраф двести [пан];

за красивых диких животных и  птиц [в этом случае] полагается штраф  в

пятьдесят;

 

298. за ослов, коз, овец полагается  штраф в пять маш и штраф  в одну

машу при умерщвлении собаки или свиньи.

 

299. Жена, сын, раб (dasa), ученик  и родной брат, совершивший

проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой,

 

300. но [только] по задней части,  ни в коем случае по благородной  "",

поэтому бьющий иначе совершает [такой  же] грех, [как и] вор.

 

301. Таким образом, полностью  изложены решения относительно

оскорбления действием; теперь я сообщу правило при определении

наказания вора (stena).

 

302. Пусть царь проявляет крайнее  старание в обуздании (nigraha)

воров; от обуздания воров его  слава возрастает и страна процветает.

 

303. Царь, обеспечивающий безопасность, должен быть всегда почитаем,

ибо у него всегда возрастает саттра "-, [причем] жертвенным даром

(daksina) является безопасность.

 

304. Царю, охраняющему [должным образом  подданных], идет шестая доля

дхармы всех [их]; не охраняющему  идет шестая доля адхармы.

 

305. Из-за охраны должным образом  [подданных] царь получает шестую

долю той [духовной заслуги, которую  каждый из них приобретает, когда

он] изучает Веду, приносит жертву, дает дары и чтит [богов и гуру].

 

306. Царь, охраняющий согласно дхарме  живые существа и казнящий

заслуживающих наказания, [этим как  бы] совершает ежедневные

жертвоприношения с сотнями  тысяч дарений.

 

307. Царь, который, не охраняя  [подданных], взимает [налоги] бали "',

кара "', щулка *, пратибхога * и штрафы (danda), идет немедленно в ад.

 

308. Царя, не охраняющего [подданных,  но] получающего долю в виде

налога, объявили принимающим на себя всю нечистоту (rnala) народа.

 

309. Надо знать, что царь, не  соблюдающий правил поведения  (maryada),

неверующий (nastika), жадный, не охраняющий [подданных], губящий их,

идет в преисподнюю.

 

310. Царю надо тщательно обуздывать  беззаконных* тремя

мерами-заточением (nirodhana), заковыванием в цепи (bandha) и

различными видами телесных наказаний (vadha).

 

311. Обузданием злых и охраной  добрых царь постоянно очищается, как

дваждырожденные * жертвоприношениями.

 

312. Царь, пекущийся о своем благе,  должен проявлять снисходительность

к людям, ругающимся при разборе  их дел, к детям, престарелым и

больным.

 

313. Кто, оскорбляемый удрученными,  прощает, тот благодаря этому

прославляется на небе, а кто, [гордясь  своим] могуществом, не прощает,

тот благодаря этому идет в ад.

 

314. Вор * должен бежать к царю  с распущенными волосами и  объявить о

той краже, [говоря]: "Это сделал я, накажи меня!"

 

315. и взяв на плечо палицу или палку из дерева кхадира, копье,

заостренное с обоих концов, или  железную палку;

 

316. будет ли вор наказан или  прощен, он освобождается от [вины]

воровства, но царь, не наказав его, принимает на себя вину воровства.

 

317. Вина убийцы брахмана переходит на того, кто ест пищу того

[убийцы], неверной жены-на мужа, ученика и жертвователя - на гуру,

вора - на царя.

 

318. Люди, совершившие преступления, но наказанные царями, идут на

небо, будучи чистыми, как и благочестивые, совершившие добрые дела.

 

319. Кто унесет веревку или  сосуд от колодца, кто испортит  помещение,

где путник получает воду (prapa), тот  пусть подвергнется штрафу в одну

машу и вернет [унесенное] туда же.

 

320. Для крадущего более десяти  кумбха * зерна [полагается] телесное

наказание, в остальных случаях должен быть уплачен [штраф],

одиннадцатикратный [стоимости украденного], и [возвращено] тому

[собственнику] его добро.

 

321. [Для крадущего] более ста  [пал], измеряемого по весузолота,

серебра и т.д., и наилучшие одежды также полагается телесное наказание

*.

 

322. [Для крадущего] более пятидесяти [пал] полагается отсечение рук:

в остальных случаях надо накладывать  штраф, одиннадцатикратный

первоначальной стоимости похищенного.

 

323. При похищении родовитых людей  (kulina) и особенно женщин, а также

лучших драгоценных камней [преступник] заслуживает смертной казни *

 

324. При похищении крупных животных, оружия и лекарственных трав  царю

следует накладывать наказание, рассмотрев время и обстоятельства дела.

 

325. [При похищении] коров,  принадлежащих брахману, при прокалывании

ноздрей бесплодной коровы *, при похищении [мелких] животных

[преступник] немедленно должен  быть лишен половины ноги.

 

326. [За кражу] пряжи (sutra), хлопкового  волокна (karpasa),

бродильных веществ, навоза, патоки, простокваши, молока сыворотки,

воды и травы,

 

327. утвари, сделанной из бамбука  и тростника, различных видов  соли,

глиняных [сосудов], глины и пепла,

 

328. рыб, птиц, растительного масла,  коровьего масла, мяса, меда и

прочих [продуктов] животного происхождения

 

329. и иных такого же рода, спиртных  напитков, вареного риса и всех

видов вареной пищи - штраф двойной  от стоимости [похищенного].

 

330. За цветы, зеленое зерно,  кусты, ползучие растения, деревья,

небольшие количества неочищенного [зерна] полагается штраф в пять

Информация о работе Царский судебник