Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 20:06, шпаргалка
1. Каковы современные научные представления о происхождении славян? Перечислите основные исторические предпосылки крещения Руси.
2. Какое влияние оказало ордынское иго на социально-экономическое, политическое и культурное развитие средневековой Руси?
3. Чем было обусловлено превращение Москвы в центр политического объединения Северо-Восточной Руси?
по дисциплине «История»
1. Каковы современные научные представления о происхождении славян? Перечислите основные исторические предпосылки крещения Руси.
ОТВЕТ: Предки славян являются коренным населением Центральной и Восточной Европы. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, в которую входят также германская, балтская, романская языковые группы, а также языки многих народов Среднего Востока и Индии. На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. древние индоевропейцы постепенно расселяются на значительной территории Евразийского континента, достигая на севере районов Прибалтики и Скандинавии, на западе доходя до Атлантики, на востоке осваивая территории Ирана и Индии, а на юге — Средиземноморья. Территория прародины славян в соответствии с различными концепциями помещалась то в Среднем Подунавье, то между Одером и Вислой, а то между Вислой, Днепром и Одером. Наконец, ее искали в Припятском Полесье. Вопрос о происхождении (этногенезе) славян и их выделении как особого этноса является также дискуссионным в научной литературе. Время выделения этнических славян датируется от III тысячелетия до н.э. до первых веков н.э. Сложность этой проблемы заключается в том, что под своим именем («словене») славяне появляются лишь в источниках, датируемых VI в. н.э.
Согласно версиям, представленным археологами, древнейшие славянские племена проживали на территории Во-сточной Европы уже с середины I тысячелетия до н.э., а к концу II в. до н.э. на территории южных и центральных рай-онов современной Польши и западнее локализуется пшеворская культура, носители которой (особенно ее восточной части) относятся к праславянам. Происходит постепенное продвижение памятников пшеворской культуры к Подне-стровью и Днепру. Во II в. формируется черняховская археологическая культура, которая, по мнению ряда современ-ных исследователей, также является праславянской. Она охватывала значительную территорию лесостепной и степ-ной зоны в полосе от левого берега Днепра до низовьев Дуная. Судя по всему, черняховская культура наряду с праславянами содержала элементы ираноязычных народов, проживавших на этой же территории. К последним отно-сятся племена, которые на рубеже новой эры оказались в Северном Причерноморье вместо скифов, — сарматы. Усту-пив со временем ареал своего проживания другим племенам, эти ираноязычные народности сместились на Северный Кавказ, где их потомками стали современные осетины. В конце II в. н.э. из низовьев Вислы к северным берегам Чер-ного моря переместились германские племена готов и гепидов. В княжение Владимира Святославича произошло крупнейшее событие в политической и культурной жизни Руси — принятие христианства. Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии славянских союзов племенных княжеств складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью (включав-шей дружину киевского князя и дружины его родственников-вассалов). В этих условиях оказались непригодными для центральной власти старые центры союзов племенных княжеств, создавались новые (Владимир-Волынский, Смоленск на новом месте, Ростов, новая крепость-детинец в Полоцке, Туров и т.д.), в которых и располагались князья — родственники киевского правителя. В сфере же идеологической стали непригодны прежние языческие культы, носившие местный характер и могущие служить сепаратистским тенденциям.
Сразу же после того как Владимир, бывший в момент смерти Святослава князем новгородским, завладел в 980 г. киевским престолом, устранив старшего брата Ярополка (972—980 гг.), он сделал попытку создать общерусский язы-ческий пантеон во главе с Перуном, которому поклонялись княжеские дружинники. Но эта реформа не принесла же-лаемого результата, и через несколько лет Владимир ставит вопрос о решительном разрыве со старой традицией — принятии монотеистической религии.
Существовало несколько вариантов выбора такой религии: восточно-византийский вариант христианства (право-славие); западноевропейский вариант христианства (католицизм); ислам, господствовавший в территориально близ-кой к Руси Волжской Булгарии; иудаизм, бывший религией господствующей верхушки Хазарии (правда, уже факти-чески не существовавшей как государство). Выбор был сделан в пользу уже хорошо известного на Руси православия (вспомним крещение части русской знати в 860-е годы, крещение княгини Ольги).
Непосредственно акт принятия христианства Владимиром Святославичем был связан с событиями в отношениях Руси и Византии. В 988 г. императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за помощью против мятежного полководца Варды Фоки, хозяйничавшего в малоазиатской части империи. Владимир поставил условием предоставления помощи свой брак с сестрой императоров Анной. Шеститысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежников. Но Василий и Константин нарушили соглашение, отказавшись отправить сестру на Русь. Тогда Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии — Херсонес (Корсунь), взял его и тем самым принудил императоров выполнить договор. Анна была прислана к нему в Херсонес. Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе. После возвращения на Русь им было осуществлено массовое обращение в христианство жителей Киева. Все перечисленные события произошли в рамках 988—990гг. (точная их хронология —предмет спора). Затем новая религия стала распространяться, частью мирно, а кое-где (например, в Новгороде) и в результате кровавых столкновений, по всей Руси. Была учреждена русская митрополия, подчинявшаяся константинопольской патриархии.
К концу Х—XI в. относится возникновение нескольких епископств, создававшихся в важнейших центрах госу-дарств — Новгороде, Полоцке, Чернигове, Переяславле, Белгороде, Ростове. На Руси появились православное духо-венство (главным образом греческое), богослужебные и иные книги на славянском языке, в основном из Болгарии. Таким образом, принятие христианства приобщало Русь к сокровищам мировой культуры.
2.Какое влияние оказало ордынское иго на социально-экономическое, политическое и культурное развитие средневековой Руси?
ОТВЕТ: Монголо-татарское иго на Руси, система властвования монголо-татарских кочевников над русскими землями в XIII—XV веках, имевшая целью регулярную эксплуатацию завоёванной страны путём различных поборов и грабительских набегов. Монголо-татарское иго было установлено в результате Монгольских завоеваний в XIII веке.
Русские княжества не вошли непосредственно в состав Монгольской феодальной империи и сохранили местную княжескую администрацию, деятельность которой контролировалась баскаками и другими представителями монголо-татарских ханов. Русские князья были данниками монголо-татарских ханов и получали от них ярлыки на владение своими княжествами. На территории Руси не было постоянного монголо-татарского войска. Монголо-татарское иго поддерживалось карательными походами и репрессиями против непокорных князей. До начала 60-х годов XIII века Русь находилась под властью великих монгольских ханов, а затем - ханов Золотой Орды.
Монголо-татарское иго формально было установлено в 1243, когда отец Александра Невского князь Ярослав Всеволодович получил от монголо-татар ярлык на Великое княжество Владимирское и был признан ими «старшим всем иным князьям в Русской земле». Регулярная эксплуатация русских земель путём сбора дани началась после переписи 1257—59, проведённой монгольскими «численниками» под руководством Китата, родственника великого хана. От дани освобождалось только духовенство, которое завоеватели старались использовать для укрепления своей власти. Ежегодно из русских земель уходило в виде дани огромное количество серебра. «Московский выход» составлял 5—7 тыс. руб. серебром, «новгородский выход» — 1,5 тыс. Периодически собирались большие «запросы» на военные и другие нужды. Кроме того, русские князья были обязаны по приказу хана присылать воинов для участия в походах и в облавных охотах («ловитвах»). «Ордынские тягости» истощали экономику Руси, мешали развитию товарно-денежных отношений. Постепенное ослабление Монголо-татарское иго было результатом героической борьбы русского народа и других народов Восточной Европы против завоевателей.
В конце 50 — начале 60-х годов XIII века дань с русских княжеств собирали мусульманские купцы - «бесермены», откупавшие это право у великого монгольского хана. Большая часть дани шла в Монголию, великому хану. В результате народных восстаний 1262 в русских городах «бесермены» были изгнаны. Обязанность сбора дани перешла к местным князьям. Для поддержания Монголо-татарского ига ханы Золотой Орды неоднократно предпринимали вторжения в русские земли. Только в 70—90-х годах XII века. ими было организовано 14 походов. Однако борьба Руси за независимость продолжалась. В 1285 великий князь Дмитрий, сын Александра Невского, разгромил и изгнал карательное войско «ордынского царевича». В конце 13 - 1-й четверти 14 веков неоднократные «вечевые» выступления в русских городах (в Ростове — 1289 и 1320, в Твери — 1293 и 1327) привели к ликвидации системы баскачества. С усилением Московского княжества Монголо-татарское иго постепенно ослабевает. Московский князь Иван I Данилович Калита (княжил в 1325—40) добился права собирать «выход» со всех русских княжеств. С середины 14 в. распоряжения ханов Золотой Орды, не подкрепленные реальной военной силой, русскими князьями уже не выполнялись. Московский князь Дмитрий Иванович Донской (1359—89) не подчинялся ханским ярлыкам, выданным его соперникам, и силой захватил Великое княжество Владимирское. В 1378 он разгромил карательное монголо-татарское войско на реке Воже (в Рязанской земле), а в 1380 одержал победу в Куликовской битве 1380 над правителем Золотой Орды Мамаем. Однако после похода Тохтамыша и взятия Москвы в 1382 Русь была вынуждена снова признать власть монголо-татарских ханов и выплачивать дань, но уже московский князь Василий I Дмитриевич (1389—1425) получил великое княжение без ханского ярлыка, как «свою отчину». При нём Монголо-татарское иго носило номинальный характер. Дань выплачивалась нерегулярно, русские князья проводили в значительной степени самостоятельную политику. Попытка главы Золотой Орды Едигея (1408) полностью восстановить власть над Русью окончилась неудачей: взять Москву ему не удалось. Начавшиеся в Золотой Орде усобицы поставили под вопрос дальнейшее сохранение Монголо-татарского ига.
Политическое объединение русских земель вокруг Москвы создало условия для ликвидации Монголо-татарское иго Великий московский князь Иван III Васильевич (1462—1505) в 1476 отказался от уплаты дани. В 1480 после неудачного похода хана Большой Орды Ахмата и «Стояния на Угре 1480» Монголо-татарское иго было окончательно свергнуто.
3. Чем было обусловлено превращение Москвы в центр политического объединения Северо-Восточной Руси?
ОТВЕТ: Политическое объединение русских земель имело целый ряд предпосылок. Но главным был политический фактор - необходимы были объединенные усилия русских земель для свержения ордынского господства и противодействия усилившимся угрозам со стороны Литвы и Ливонии. Таким образом, преобладание политических факторов над экономическими было главной особенностью процесса формирования единого русского государства, в отличие от Западной Европы.
Однако экономические причины были также весьма существенными. Переход в сельском хозяйстве на двух-трехпольную систему севооборота, развитие новых видов техники (соха с железным лемехом и др.), применение новых технологий (в частности, использование органических удобрений), развитие поместного землевладения (связанного исключительно со службой князьям) - все это создавало экономические предпосылки для объединения русских земель в единое государство.
Большое
значение имел и рост городов,
растущее значение которых
Важной предпосылкой объединения русских земель была и потребность в сильной власти в условиях участившихся народных выступлений.
Относительная синхронность развития русских земель также делала возможным безболезненное объединение.
Кроме того, правовые нормы большинства русских княжеств имели единый первоисточник - «Русскую правду».
Едиными были и основы культуры различных русских земель, опиравшиеся на общерусское национальное самосознание.
Важной предпосылкой выступала и роль Русской православной церкви, всегда выступавшей с позиций сохранения общегосударственного единства.
И наконец, важной предпосылкой являлось и наличие политических центров, вокруг которых могло состояться политическое объединение русских земель. Такими центрами в разное время выступали Москва, Новгород, Тверь, Литва.
4. Какие политические цели преследовал Иван Грозный при учреждении опричнины? Назовите суть и цели опричнины.
ОТВЕТ: Опричнина вызвала недовольство и озлобление против царя. Церковь отказалась поддерживать Ивана Грозного в его деяниях. В 1556 году на Земском соборе было довольно весомо высказано недовольство опричниной, после чего последовали новые казни.