ОТВЕТ: По признанию
политических деятелей того времени, реформа
П.А.Столыпина стала главным пунктом внутренней
политики правительства, «наиважнейшей
государственной задачей». Николай II назвал
ее «великой исторической реформой». На
ее осуществление был нацелен государственный
аппарат, создан специальный правительственный
орган – Главное управление землеустройства
и земледелия, выделены значительные материальные
ресурсы. За ходом реформы пристально
следил император, а глава правительства
П.А.Столыпин занимался ею повседневно.
Реформа стала для него смыслом и целью
жизни. Во время одного из выступлений
перед землеустроителями он бросил знаменательную
фразу: «Да поймите же, я не могу допустить
неуспеха реформы»». Слишком многое было
поставлено на карту. Столыпин преследовал
цель предотвратить новые революционные
потрясения и сохранить монархию. На деле
же она стоила жизни самому реформатору
и ускорила крушение самодержавия.
Аграрная
реформа П.А.Столыпина
В начале ХХ века в России,
с одной стороны, быстро развивались
промышленность, транспорт и связь,
достаточно сказать, что в тот
период в России ежегодно вводилось
в строй по 2470 верст железнодорожных путей.
Все больше строилось крупных современных
фабрик и заводов. По темпам промышленного
производства Россия уверенно вышла на
первое место в мире и продолжала наращивать
свой потенциал.
С другой стороны, сельское хозяйство
оставалось в тисках старых полуфеодальных
отношений. Становилось все более очевидным
и противоречие между передовым промышленным
капитализмом и отсталым сельским
хозяйством, что весьма болезненно сказывалось
на всем общественном организме.
Решающий шаг в формировании
новой аграрной политики царским
правительством был сделан с
приходом в него П.А.Столыпина.
Был подготовлен указ об аграрных
преобразованиях и 9 ноября 1906 г. Опубликован.
Этот правовой акт получил весьма
скромное название – «О дополнении некоторых
постановлений действующего закона, касающегося
крестьянского землевладения». Однако
по существу указ явился революционной
мерой: он был рассчитан на уничтожение
общинной формы землевладения и замену
ее частной. Именно это должно было изменить
прежний уклад сельской жизни и помочь
создать широкий слой экономически крепких
крестьян, опору государственных устоев.
Указ от 9 ноября 1906 г. Явился итогом
острой политической борьбы в
правительственных кругах. Он был проведен
в обход Государственной думы, как, согласно
ст.87, чрезвычайный акт. Его принятие вызвало
резкую критику и справа и слева, Революционные
демократы (большевики, меньшевики, эсеры)
увидели в нем угрозу революции, а прогрессисты,
октябристы и другие – угрозу монархии.
В такой крайне сложной обстановке
началось осуществление новой
аграрной политики. Ее можно разделить
на несколько этапов:
1906-1907 гг. – начало реформы: власти
заняты созданием землеустроительных
комиссий и ликвидацией земель Крестьянского
поземельного банка.
1908-1909 гг. - реформа захватила
надельное землевладение и получила
значительный размах.
1910-1913 гг. – наметился спад
в проведении реформы.
1914-1916 гг. реформа резко пошла
под уклон и была окончательно свернута.
Первоначально, в 1906-1907 гг. землеустройство
по-настоящему не затронуло надельных
земель и общины. Усилия властей
в те годы были направлены,
с одной стороны, на создание
аппарата, необходимого для проведения
реформы, подбор и подготовку кадров землеустроителей
и, с другой – на разбивку имений Крестьянского
поземельного банка на участки, продажу
их крестьянам и превращение этих владений
в образцовые хозяйства, которые должны
были служить примером для подражания
широким крестьянским массам.
В январе 1907 г. Столыпин направил
губернаторам циркулярное письмо
с требованием ускорить организацию
землеустроительных комиссий. В
результате благодаря значительным
усилиям центральных и местных
органов власти в 1907 г. Удалось создать
еще 198 комиссий. Их формирование продолжалось
и в последующие годы. В январе 1913 г.
«Санкт-Петербургские ведомости» сообщили,
что всего в России насчитывалось 510 комиссий,
из них 47 губернских и 463 уездные.
Правительству не без труда удалось
создать аппарат необходимый для проведения
реформы. На это ушло много времени
и сил.
Вторым весьма важным участком
работы по переустройству деревни
в 1905-1907 гг. стала деятельность Крестьянского
поземельного банка. Он был учрежден
в 1883 г. И сначала выполнял функции
посредника по предоставлению ссуды крестьянам,
покупавшим землю у помещиков. Затем, по
мере разорения дворян, права банка расширились:
он мог самостоятельно скупать земли у
помещиков и распродавать их крестьянам.
Эти полномочия оказались преобладающими
в деятельности Крестьянского поземельного
банка и в период осуществления аграрной
реформы Столыпина. Год за годом банк расширял
сферу деятельности, подчиняя своему влиянию
все новые территории страны.
Землеустроительные комиссии принимали
участие в решении вопросов
о целесообразности покупки банком
того или иного имения, помогали
определить его стоимость и
проводили ликвидацию банковских
имений, стараясь при этом распродать
их в виде хутором и отрубов.
Правительством
было сделано немало для успешного
решения задач, стоявших перед банком.
Тем не менее, практическая деятельность
банка по насаждению хуторов и отрубов
шла вяло. К тому же в 1908 г. Центр тяжести
в осуществлении реформы сместился в сторону
общины.
С первых лет проведения аграрной
реформы правительство стремилось
подключить к нему земства.
Оно всемерно поддерживало и
поощряло деятельность земств, направленную
на развитие агрономической помощи
выделенцам. 25 апреля 1908 года Главное управление
землеустройства и земледелия издало
распоряжение, в котором выражалась готовность
«идти навстречу желаниям местных деятелей
создать агрономическую помощь крестьянам,
переходящим на хутора и отруба».
Совещания по вопросу реформы
проходили и в верхних эшелонах
власти под непосредственным руководством
Столыпина.
С целью ускорения реформы
МВД стало практиковать поездки
ответственных чиновников в губернии
и уезды. Столыпин утвердил специальный
план объезда губерний высшими
чиновниками на лето 1907 г. Каждый из них
должен был посетить несколько губерний
и ускорить ход земельного переустройства.
Такое мощное давление властей на крестьян
вызывало протестное движение.
Реформа осложняла обстановку
в деревне, поскольку далеко не все
крестьяне поддерживали ее. Она устраивала
лишь экономически состоятельную часть
деревни. Крепких хозяйств оказалось больше
в Прибалтике, западных губерниях, на юге
и юго-востоке страны. Здесь крестьяне
активнее выходили из общины, осознав
преимущества хуторского хозяйствования.
Но, к сожалению, слой крестьян, которые
смогли воспользоваться реформой
и выйти на хутора и отруба,
оказался довольно малочисленным.
К началу ХХ в. Подавляющее
большинство крестьянских хозяйств
находилось в таком состоянии, что
даже финансовая поддержка, предусмотренная
правительством, не давала им возможности
покинуть общину, взять землю в частную
собственность и наладить нормальную
жизнь на новом месте и в новых условиях.
Сказались и малоземелье, и бедность крестьян,
особенно в европейской части России,
и недостаток культуры, и консерватизм
деревни.
Указ 9 ноября 1906 г., положивший начало
аграрной реформе, большинством
крестьян был встречен с недоверием.
Они справедливо сочли его
средством создания слоя состоятельных,
зажиточных хозяйств за счет дальнейшего
ухудшения жизни тех, кто оставался в общине.
Недовольство большинства крестьян новой
аграрной политикой породило широкую
оппозицию в деревне.
В таких условиях административные
меры очень быстро перерастали в
насильственные. Главным орудием правительства
в применении принудительных мер выступало
МВД со всеми его службами и местными чиновниками:
губернаторами, уездными исправниками,
земскими начальниками, приставами, волостными
старшинами и сельскими старостами.
Титанические усилия правительства
Столыпина по проведению в
жизнь указа 9 ноября 1906 г. Были замечены
и одобрены Николаем II. В рескрипте,
направленном на имя Столыпина
1 января 1907 г., император выразил
ему и членам Совета министров
благодарность за самоотверженную работу.
Однако реформа шла с трудом.
В 1909 г. статистическое отделение
Комитета по землеустроительным
делам подготовило отчет «О
деятельности уездных землеустроительных
комиссий», в котором подводились
итоги работы землеустроителей за период
с 1 января 1907 по 1 января 1909 г. Во многих
случаях они были оценены как слабые или
весьма слабые.
Власти приняли срочные меры,
направленные на ускорение реформы.
17 марта 1908г. В докладе царю главноуправляющий
землеустройства и земледелия просил
увеличить штат опытных и знающих дело
работников. В течение 1907 г. Проведением
указа в жизнь занималось около
500 специально подобранных и обученных
землемеров. Этого, по мнению главноуправляющего
оказалось совершенно недостаточно. Он
просит увеличить численность специалистов
до 1200 человек и ассигновать на их содержание
475 тыс.руб.
В 1908-1909 гг. получили землю в частную
собственность две противоположные
группы общинников: состоятельные
хозяева, которым общинная регламентация
стала ненужной, и самые бедные, из которых
многие постоянно жили вне сел и деревень.
Именно они составили основную часть землевладельцев,
которые воспользовались указом от 9 ноября
с той лишь разницей, что беднота покидала
деревню, а зажиточные крестьяне, закрепляя
за собой лишние наделы и скупая землю
у бедняков, становилась экономически
еще сильнее. Используя устремления этих
категорий сельского населения, правительство
сумело добиться известного успеха. В
1909 г. число дворов вышедших из общины,
оказалось самым большим за все годы проведения
реформы.
Однако этот успех одновременно
был и началом конца аграрной
политики Столыпина. Слишком уж
незначительным был он в сравнении
с тем гигантским объемом работ,
которое предстояло осуществить.
К тому же в деревне складывалась такая
обстановка, что ожидать новой волны выхода
крестьян из общины не приходилось.
Крестьяне устояли под натиском
государственной машины и не
позволили развалить общину. Бывали
случаи, когда сельским обществам
удавалось защитить свои интересы, не
допустить расхищения надельных земель,
сорвать планы богатых крестьян обогатиться
за счет общинников.
Более того, уже в 1909 г. Возникло
и стало набирать силу встречное
движение крестьян. Выделенцы все
чаще ставили перед властями вопрос, каким
образом им можно вернуться в общину.
Неутешительные результаты реформы
и все более усложнявшаяся
в деревне обстановка вели
к усилению нажима властей
на общину и применению неординарных
методов, направленных на ускорение ломки
общины. Угроза провала реформы вынуждала
чиновников применять чрезвычайные меры.
Такой оказалась инспекционная поездка
группы чиновников во главе сто Столыпиным
по Поволжью и Западной Сибири. Передвижение
чиновников вылилось в широко разрекламированное
политическое шоу: по маршруту возводились
парадные арки, организовывали шумные
встречи с отрубщиками и хуторянами, произносили
речи о благодетельности земельного переустройства,
выражали заверения в успехе этого предприятия.
Главная цель поездки П.А.Столыпина и А.В.Кривошеина
заключалась в том, чтобы убедиться в состоятельности
аграрной реформы, а затем убедить в этом
царя. Но вместе с тем она имела и значительные
практические результаты. По инициативе
Столыпина в районах интенсивного выхода
крестьян из общины расширилось обустройство
отрубов и хуторов, были выделены дополнительные
средства и материалы для возведения жилья
и хозяйственных построек, улучшилось
состояние агрономического и ветеринарного
дела.
Новый период столыпинской аграрной
реформы ознаменовался более энергичной
деятельностью землеустроительных комиссий.
За четыре года число межевых чиновников
увеличилось более чем в 10 раз. Тогда же
прекратил свое существование указ в том
виде, в каком он был издан 9 ноября 1906 г.
В июне 1910 г. Он был обсужден и одобрен
Государственной думой и Государственным
советом, 14 июля его подписал Николай П,
и указ стал законом. В этом документе
были усилены положения, направленные
против крестьян. Принудительный характер
столыпинской реформы проявился еще отчетливее.
Закон дал новые возможности землеустроителям
для нажима на общину.
Однако все эти меры не давали
желаемых результатов – реформа
все больше буксовала и шла
на спад. Главное детище Столыпина
заходило в тупик, не достигнув конечных
целей. Более того, реформа все больше
осложняла положение в стране. Столыпин
оказался в известном смысле политическим
банкротом и разделил участь тех государственных
деятелей, которые слишком смело, и нетрадиционно
пытались решать общественно-политические
и социальные проблемы. В результате определенные
круги решили убрать его, что и было сделано
руками наемного убийцы 1 сентября 1911 года.
Гибель Столыпина, безусловно, сказалась
на дальнейшем ходе реформы. Уже в 1911 г.
В.И.Ленин считал, что столыпинская аграрная
политика потерпела поражение.
10. При каких обстоятельствах большевики
пришли к власти в октябре 1917 г.?