Механизм торможения - это совокупность
застойных явлений во всех сферах
жизни нашего общества: в политической,
экономической, социальной, духовной,
международной. Механизм торможения
есть следствие, а точнее проявление
противоречий между производительными
силами и производственными отношениями.
В складывании механизма торможения
значительную роль играл
субъективный фактор. В 70-е - начале
80-х годов партийно-государственное руководство
оказалось неподготовленным активно
и эффективно противостоять нараставшим
негативным явлениям во всех областях
жизни страны.
18. Почему распался Союз Советских Социалистических
Республик?
ОТВЕТ: В середине 80-х годов Союз Советских
Социалистических Республик был могучей
индустриальной державой. Особенно заметными
были успехи в аэрокосмической промышленности,
топливно-энергетическом комплексе, атомном
машиностроении, военно-промышленном
комплексе и химии.
Отечественная легкая промышленность
и сельское хозяйство в основном
обеспечивали население товарами
широкого потребления и продуктами
питания. Советский Союз был обществом
науки и образования, страной гражданского
и национального мира, политической стабильности,
уверенности людей в завтрашнем дне, но
большая индустриальная база в нашей стране
создавалась при неразвитой коммуникационной
инфраструктуре и отсталой сфере обслуживания.
Качество некоторых товаров оставляло
желать лучшего. Богатейшие природные
ресурсы использовались не рационально.
В Советском Союзе, вступившем
на постиндустриальный этап развития,
более полутора десятков лет
не менялась система хозяйственного
управления. Между тем со второй половины
70-х годов произошло заметное снижение
темпов экономического роста. Виноваты
в этом были методы планирования и политическое
руководство.
Экономическая реформа 1965 года, которая
ввела хозрасчет (или показатель прибыли)
вначале стимулировала экономический
рост, но затем зашла в тупик.
В социалистическом народном
хозяйстве учет прибыли необходим
лишь как один и показателей
правильной, научной организации
труда и для соответствующего
поощрения работников. Но сводить весь
механизм социалистической экономики
только к этому показателю как главной
цели нельзя. (Приложение № 1)
В плановой
социалистической экономике необходимо
было найти механизм учета меняющегося
потребительского спроса. При этом можно
было позаимствовать методы планирования
в капиталистических монополиях.
Крупный недостаток в государственном
управлении состоял в том, что
Советы были лишены реальной
власти и необходимых финансовых
средств, в политической сфере
социализма были необходимы меры по ее
демократизации. Сам процесс демократизации
к тому времени носил уже всеобщий характер
и не коснулся только социалистических
стран. Эффективного народного контроля
в нашей стране не было.
Череда
перемен в советском руководстве в первой
половине 80-х годов (уход Л. И. Брежнева,
Ю. В. Андропова, К. У. Черненко) совпала
с замедлением темпов экономического
роста и ожиданием реформ в обществе.
С повышением
роли науки и увеличением масштабов
народного хозяйства возрастала
необходимость в более гибкой системе
управления экономикой, в расширении прав
трудовых коллективов. Но к обсуждению
планов не привлекались ни профсоюзы,
ни трудовые коллективы, ни научная общественность,
ни общественное мнение. Важнейшие государственные
решения, в особенности связанные с большими
затратами, принимались в Политбюро Центрального
комитета коммунистической партии Советского
Союза (ЦК КПСС), которое было практически
бесконтрольным.
В партийном аппарате действовала
слепая исполнительность. В результате
он степени заполнялся безыдейными людьми,
готовыми ради собственного благополучия
выполнять любые указания. Жизнедеятельность
партии носила ритуальный характер. Авторитет
КПСС в массах был подорван, успешно развивался
бюрократизм.
Советский народ хотел демократизации
государственного управления, свободы
печати (гласности) и реального экономического
и социального подъема.
Характер «перестройки» (1985—1991) определялся
стремлением реформировать советское
общество, которое к началу 80-х
годов вступило в затяжной социально-экономический
кризис. При этом цели реформаторского
курса изменялись. Избранный в марте 1985
года Генеральным секретарем ЦК КПСС М.
С. Горбачев считал, что реформы необходимы,
они должны реализовать огромные экономические
и политические возможности, которые есть
у построенного в СССР социализма. Было
выдвинуто предложение ускорения социально-экономического
развития. Методы реализации этой стратегии
оказались:
активизация
«человеческого фактора» (соцсоревнование,
укрепление трудовой дисциплины, борьба
с пьянством — антиалкогольная кампания);
использование
скрытых резервов (полная загрузка производственных
мощностей, организация многосменной
работы);
резкое увеличение
расходов на техническое обновление предприятий;
ужесточение
административных мер (государственная
приемка продукции).
Однако конкретной программы
развития у Горбачева и его
ближайшего окружения не было.
“Перестройка" в конечном счете,
стала включать реформу политической
системы и курс на “обновление”
идеологии. Об “экономической реформе”
заговорили в 1988 году, когда приняли законы,
открывавшие простор для коллективного
и частного предпринимательства: “Закон
о кооперации” и “Закон об индивидуальной
трудовой деятельности”.
Однако, получив самостоятельность,
предприятия столкнулись с полным
незнанием реалий рыночных отношений.
Никаких других механизмов, помимо централизованных
государственных заказов и государственного
снабжения сырьем, не имелось. Это вызвало
хаос в экономике, открыло дорогу спекулятивным
операциям и оттоку качественных отечественных
товаров за рубеж. Предприятия, обретя
свободу действий, с целью получения максимальной
прибыли стали сокращать выпуск дешевого
и увеличивать объемы дорогого ассортимента
товаров. Вместо выхода из экономического
кризиса страна стала еще глубже в него
погружаться.
Вскоре произошло значительное
увеличение элитарного слоя. К
нему стали относиться не только
высшие партийные должности, но
и высокопоставленные министерские
чиновники, директора крупных предприятий
и учреждений. Элита создала в своей среде
замкнутые системы, обеспечивавшие только
ее привилегии.
В определённое время наступил
момент, когда советской элите
стало тесно в рамках социалистической
демократии, и она попыталась
изменить общественный строй в своих
интересах. Этот процесс ускорился во
время горбачевской “перестройки”. Более
или менее широкая общественная поддержка
М. С. Горбачева продолжалась приблизительно
до 1988 года, до тех пор, пока в его действиях
не появились неуверенность. Наметились
сдвиги во внешней политике. СССР отказался
от размещения ракет средней дальности
в Европе, началось улучшение отношений
с США, фактически зашедших в тупик. Итоги
политики ускорения были неутешительны.
Не удалось добиться существенного повышения
темпов роста, антиалкогольная кампания
привела к гигантским потерям бюджета,
увеличение затрат на техническое переоснащение
промышленности обострило ситуацию в
социальной сфере. Настала необходимость
более глубоких преобразований, которые
должны были затронуть основу сложившихся
экономической и политической системы.
С 1987 по 1988 годы был предложен новый курс:
«гласность» и перестройка. Закон «О государственном
предприятии» (лето 1987 года) значительно
расширял самостоятельность предприятий.
Министерства готовили контрольные показатели
экономического развития на год и на их
основе устанавливали государственный
заказ предприятию. Все, что производилось
сверх госзаказа, можно было реализовать
на выгодных условиях по свободным ценам.
Предприятия самостоятельно устанавливали
численность работников, уровень заработной
платы. Трудовые коллективы получали право
выбирать администрацию. Это была попытка
изменить хозяйственный механизм, ослабить
административное давление, ввести конкуренцию.
Но крупных результатов она не имела: госзаказ
устанавливался на пределе возможностей
предприятий, система ценообразования
не изменялась. В 1988 году был сделан следующий
шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство
(в рамках так называемого кооперативного
сектора). Существенных сдвигов в экономике
всё ещё не происходило. Горбачев принял
сложное решение о подготовке реформы
политической системы. Уже в январе 1987
года акцент был сделан на политике «гласности».
Страна бросилась наверстывать упущенное,
читать то, что было у нее отнято в прежние
годы: произведения 20—30-х годов, возник
небывалый интерес к истории России. С
1987 года начала работу Комиссия Политбюро
по реабилитации жертв политических репрессий
(«комиссия А. Н. Яковлева»). Были признаны
незаконными репрессии в отношении крестьян
периода коллективизации. Общество решительно
выступало за углубление реформ и ускорение
преобразований. В 1988 году был одобрен
курс на создание правового социалистического
государства, проведение на альтернативных
началах выборов в новый высший орган
власти — Съезд народных депутатов. В
1987 году была сформулирована концепция
нового политического мышления во внешней
политике: мир признавался целостным и
неделимым, общечеловеческие ценности
ставились выше классовых и партийных,
универсальным способом решения международных
проблем признавался баланс интересов.
На этой основе успешно развивались отношения
со странами Запада, был разблокирован
ряд региональных конфликтов (вывод советских
войск из Афганистана, 1988). В 1989—1991 годах
была поздняя перестройка. В 1989 году состоялись
выборы Съезда народных депутатов. Впервые
они прошли на альтернативной основе,
впервые заседания парламента транслировались
по телевидению, выступления депутатов
становились фактом общественно-политической
жизни. Между тем к 1990—1991 годам ситуация
приобрела конфликтный, взрывоопасный
характер. Рушились базовые структуры
советской системы, возникло несколько
политических партий разной направленности,
выступавших против всевластия КПСС. В
1989 году часть депутатов создала Межрегиональную
группу во главе с Ельциным, которая выступила
с программой радикальных реформ (рынок,
демократия, отказ КПСС от монополии на
власть и другие). В 1990 году под мощным
общественным давлением пленум ЦК КПСС
предложил изъять из Конституции СССР
статью о руководящей и направляющей роли
партии. Между тем внутри КПСС наметился
раскол на консервативное и реформаторское
крыло. Ценой невероятных усилий раскола
удалось избежать, но начался массовый
отток из рядов КПСС.
Из всего вышесказанного мы можем
сделать вывод о том, что недостатки
в государственном управлении и недальновидное
планирование реформ повлекло за собой
целый ряд негативных последствий, а именно,
резко обострились отношения центра и
союзных республик, ухудшилось экономическое
положение, и подорвался авторитет Советской
власти. Как мы увидели общая ситуация
в СССР перед распадом была далеко не утешительна,
что повлекло за собой немалые последствия,
повлиявшие на дальнейшее развитие нашего
государства.
19. Каковы, на ваш взгляд, результаты реформирования России
на рубеже XX-XXI вв. и перспективы
ее развития?
ОТВЕТ: Мировое хозяйство
сложилось на рубеже XIX—XX вв. После этого
оно претерпело значительные изменения,
пройдя через ряд этапов (периодов).
Период с начала Первой мировой
войны до середины двадцатого века
характеризуется сворачиванием мирохозяйственных
связей (в ходе двух мировых войн, революций
и гражданских войн, экономического кризиса
1930-х гг.) в сочетании с частичным восстановлением
этих связей в 1920-е гг. и после Второй мировой
войны. В результате объем мировой торговли
вышел на уровень 1913 г. только спустя сорок
лет, а объем движения факторов производства
— еще позже, если судить по международному
движению капитала14.
Период 1950-1970-х годов был временем,
когда возникали интеграционные группировки
(Европейский Союз - ЕС, Совет Экономической
Взаимопомощи - СЭВ), бурно шел процесс
транснационализации, восстановился мировой
рынок ссудного капитала; на свою роль
в мировом хозяйстве стали претендовать
социалистические и развивающиеся страны.
Период 1980—1990-х годов для наиболее
развитых стран стал временем
перехода в период постиндустриального
развития; для многих отставших
стран — временем активного
преодоления своего экономического
отставания (Китай и новые индустриальные
страны); для бывших социалистических
стран - временем перехода к рыночной экономике;
для всех стран - периодом либерализации
внутренней и внешней хозяйственной жизни
и ее глобализации15.
Эволюция
мирового хозяйства во второй
половине XX века связывается с поступательным
развитием экономики отдельных, прежде
всего, промышленно развитых стран. На
этот процесс разнонаправленное воздействие
оказывали такие глобальные факторы,
как противостояние двух социальных систем,
постепенное развертывание научно-технической
революции, вызревание разнообразных
кризисных ситуаций (что находило выражение
в проявлении структурных и циклических
кризисов). Тем не менее, основополагающей
тенденцией развития мировой экономики
стала набиравшая в эти годы темпы, размах
и силу интернационализация хозяйственной
жизни.