Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 20:06, шпаргалка

Краткое описание

1. Каковы современные научные представления о происхождении славян? Перечислите основные исторические предпосылки крещения Руси.
2. Какое влияние оказало ордынское иго на социально-экономическое, политическое и культурное развитие средневековой Руси?
3. Чем было обусловлено превращение Москвы в центр политического объединения Северо-Восточной Руси?

Вложенные файлы: 1 файл

1семинар_контрольная работа_История.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

    Предполагалось, в частности:1) сокращение  числа директивных плановых показателей, замена валовой  продукции  как  основного  планового и оценочного   показателя объемов реализации;2) укрепление хозрасчета  предприятий, сохранение в их распоряжении большей доли прибыли;3) перестройка системы  ценообразования,  которая  заменяла   политику поддержания низких оптовых цен политикой установления цен на уровне, обеспечивающем  работу предприятий на началах хозрасчета (в 1966 - 1967 гг. была осуществлена реформа оптовых цен в промышленности).4) восстановление  отраслевого  принципа управления промышленностью.

    Исходной  идеей реформы была  потребность  в децентрализации.  Оставлялось  пять  директивно планируемых показателей,   среди которых объем реализации продукции, основная номенклатура,  фонд  заработанной  платы,  прибыль и рентабельность,   взаимоотношения с бюджетом.  Однако административная обязанность  заданий даже при этих чисто экономических показателях должна была сохраниться.

    Однако  реформа  не меняла  основ командно-административной  системы управления и была  направлена лишь на ограничение   пользования преимущественно административных методов в сочетании их с некоторыми экономическими рычагами.  Первые  годы   реформы  дали  положительные результаты.  Если среднегодовые   темпы прироста национального дохода и валового общественного   продукта составили  в  1961-1965  годах  6,5 процентов, то в   1966-1970 годах - 7,8 и 7,4 процента соответственно. Прирост   валовой продукции сельского хозяйства составил в 1961-1965   годах 2,2 процента, а в 1966-1970 годах - 3,9 процента.

    Уже в 1966-67 годах стали проявляться  негативные стороны реформы,  причинами  которых были прежде всего ее сущностная непоследовательность,  ее половинчатость. Главным недостатком  было  то,  что интересы общества и предприятия стали   все больше и больше расходиться.  Предприятию было  выгодно   выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам.   Это стало приводить к сбоям в работе  всего хозяйственного   механизма страны  и могло привести к быстрому и глубокому   экономическому  кризису.  Чтобы  избежать  его,  руководство   страны приняло решение вернуться к проверенной жесткой административной структуре при детальном планировании  номенклатурной  продукции  и  других показателей с ограничением прав   предприятий. В начале 70-х годов от реформы практически полностью отказались, валовые показатели стали вновь играть ведущее место в экономической жизни.

    Реформа 1965  года  предусматривала  дальнейшее развитие   сельского  хозяйства.  Ее важным решением  было принятие  Примерного Устава  колхозов в ноябре 1969 года.  Он  расширял хозяйственную самостоятельность колхозов,  сохранил за колхозниками  право на подсобное хозяйство,  приусадебный участок,   личный скот и птицу.

    Экономика  страны в 60-80-е годы  характеризовалась ещё. Народное  хозяйство СССР за 70 лет. .достаточно  высокими  темпами роста. Несмотря на всю половинчатость и недостаточность реформы 1965

года  она  несколько   задержала  темпы падения производства, но с  начала 70-х годов   они  стали  снижаться.  Если  прирост национального дохода в   1967-1970 годах составлял в среднем за год 7,8 процента ,то в   1971-1975 -6,3, 1976-1980 -4,2, 1981-1985 -3,5 процента.  

      Следует подчеркнуть,  что в  эти годы существовало понимание  необходимости  эффективнее  использовать  экономические   законы социализма,  усилить внимание к вопросам  интенсификации производства, ускорения научно-технического прогресса.

    В рассматриваемый период принимались  правильные решения   о необходимости  смещения акцентов в  экономической  политике   посредством  перенесения  центра тяжести с количественных  показателей на качественные,  с волевых методов управления  на   экономические.

    В 70-80-х годах в качестве важнейшего  элемента экономической политики  выдвигалось  на первый план  развитие науки  и   техники,  внедрение  их  результатов в  практику.  Затраты на   развитие науки и техники в эти годы выросли более чем в  три   раза,  численность научных работников увеличилась вдвое.  На   рубеже 60-70-х годов  были  созданы  научно-производственные   объединения  (НПО),  которых  в 1985 году насчитывалось 250.   Они были специально предназначены для создания новейших  образцов  техники.  Однако  ведущую роль играли разработки для   обороны,  в силу того, что страна была втянута в широкомасштабную  гонку вооружений.  Гражданские предприятия не давали   должного  эффекта.  Машиностроение  развивалось  на  среднем   уровне  всей индустрии.  А по производству и использованию в   народном хозяйстве новейшего электронного  оборудования  как   решающего  условия научно-технического прогресса,  мы значительно отставали от США и других европейских стран.

  XXV съезд  КПСС определил 10 пятилетку  (1976 - 1980 гг.)   как "пятилетку  эффективности  и качества". Однако, в действительности  Народное хозяйство СССР за 70 лет. 10  пятилетка таковой не  стала.  Промышленность,   сельское хозяйство, строительство в девятой, десятой и одиннадцатой пятилетках с планами не справились.  Причем по важнейшим показателям итоги второй  половины  70-х годов были   значительно ниже, чем в начале десятилетия. Это признавалось   на самом высоком уровне.

   Реформы 1965-1970гг.  при всей своей ограниченности  и   непоследовательности оказали  значительное  позитивное  воздействие  на  народное  хозяйство страны.  Пройденный период   знаменовался  новыми крупными успехами в  области экономики и   социально-культурной жизни. За 1961-1985 гг. валовый общественный продукт вырос на 387 процентов,  так же вырос национальный доход.  Это означало, что страна стала производить в   4 раза больше продукции, чем 25 лет назад. Продукция промышленности за это время увеличилась на 485 процентов, 

    Продукция сельского хозяйства - на 171 процент.

    Крупные структурные  изменения  характеризовали  развитие   народного  хозяйства. В стране сложился  единый народнохозяйственный  комплекс,  включающий единые энергосистему,  транспортную сеть,  систему связи. За эти годы было построено более 9 тысяч новых промышленных предприятий,  в том числе таких гигантов как Атоммаш,  КамАЗ, введены в строй крупнейшие   в мире Красноярская, Братская ГЭС, Канско-Ачинский и Экибастузский топливно-энергетические комплексы.

    В мировом  экономическом развитии  Советский Союз твердо   занимал  второе место в мире и первое  место  в Европе,  выпуская более 20 процентов  мировой промышленной  продукции. К 1985   году наша  страна вышла на первое место в мире по производству чугуна, стали, минеральных удобрений, добыче нефти и газа.   Общий уровень промышленности по отношению к США увеличился с   50 процентов в 1960 году до 80 процентов в 1985 году.

    Значительно  выросло благосостояние  советских  людей. За   годы с 1961 по 1985 было построено 34 млн. новых квартир, что позволило  улучшить жилищные условия населения. Реальные доходы выросли за этот период в 2,5 раза, при этом сохранялись   стабильные и низкие цены на товары народного потребления.

    Новый шаг  сделала  страна  в области  науки и культуры.   Был осуществлен  переход ко всеобщему  среднему  образованию.   Вчетверо выросло  число лиц, окончивших вузы, в 4,5 раза увеличилась численность научных работников,  достигнув 1,5 млн.   человек ( в 1913 году в России насчитывалось 11,6 тыс.  научных работников).

    В общем  и целом этот период  явился периодом наибольших   достижений Советского государства  в области  экономики, социальной  и научной  жизни.  Национальное  богатство страны, несмотря на тяжелые испытания,  выросло по сравнению с 1913 годом почти в 50 раз.  Великий русский и многонациональный советский народ мог гордиться этими достижениями.  Однако  со   второй половины 70-х годов стали все более ощутимыми признаки экономического кризиса,  проявилась неспособность политического руководства реагировать на динамично меняющиеся обстоятельства.

    Серьезную тревогу  вызывал  разрыв  между  приростом мощностей и  невысоким  уровнем отдачи капитальных  вложений.  Положение особенно  ухудшилось во второй половине 70-х годов.

    Наряду  с внедрением новой  техники  нормой  стали  "долгострой",  неполное освоение нового оборудования, медлительность в достижении  проектных показателей.  Срок  окупаемости   капитальных  вложений  в  промышленности  вырос с пяти лет в   1980 году до 11 лет в 1975 году, а к концу 70-х годов он уже   втрое превышал допустимые нормативы.

    Падение темпов  экономического  роста принимало  затяжной   характер. Производительность труда  на советских предприятиях   оставалась  ниже уровня развитых стран.  Если в 1966-1970 г.   годовой прирост производительности труда составлял 6,8  процентов. Народное хозяйство СССР за 70 лет.

    Большой урон народному хозяйству  наносили потери в промышленности  и сельско-хозяйственном производстве, потери при   хранении и перевозке готовой продукции.

    Велики  были потери и в сельском  хозяйстве.  Потери  при   транспортировании  крупного рогатого скота составляли 3-12 %,   свиней - до 11%.  В поле  на элеваторах и при транспортировке   терялось до 30%  урожая. Значительный урон сельскому хозяйству нанесла жестокая засуха  1975  года,  когда  сбор  зерна   уменьшился  на  40  млн.  тонн по сравнению со среднегодовым   сбором предыдущего пятилетия, сократилось поголовье скота.                                                                                                                                                                                    

    В мае 1982 года была принята  продовольственная  программа, которая  представляла собой систему мер, охватывающих все   основные  стороны агропромышленного комплекса.  Однако негативная тенденция не была сломлена.

    Негативные  процессы  отражались  и на социальной сфере.   Медленно улучшались жилищные  условия,  все чащи стали возникать  проблемы  в  продовольственном снабжении, организации   транспорта,  медицинского обслуживания, образования. Но несмотря на негативные явления в экономике уровень жизни в СССР   все еще повышался до середины 70-х годов,  а затем более чем   пятилетие не снижался. Росла заработанная плата основные категорий  трудящихся,  прежде  всего  низкоквалифицированных,   увеличились общественные фонды потребления, делались серьезные, правда недостаточные, финансовые инвестиции в медицину,   образование, спорт, отдых.

    Снабжение населения продуктами питания и  изделиями лёгкой промышленности достигло своего максимума. Граждане страны   с определенными  трудностями, но все-таки удовлетворяли свои   потребности в товарах широкого ассортимента. На полках магазинов всегда был выбор необходимых  вещей. Главная  проблема   была не в отсутствии товаров, а в их низком качестве, поэтому покупатели старались закупить импортные вещи и даже продукты   питания. Реально жизненный уровень стал падать лишь с начала   80-х годов.

    Таким образом, застойные явления в экономике и социальной жизни,  усилившиеся в 70-х годах,  к середине 80-х годов   подвели страну к предкризисной ситуации.

    Каковы  признаки этого явления?

    В экономической области: - тенденция  к замедлению роста основных показателей развития народного хозяйства;- отставание в научно-техническом и технологическом процессе от передовых капиталистических стран;- неэффективное использование материальных и трудовых ресурсов и задержка перехода к интенсивным методам производства;- инфляционные процессы,  товарный дефицит,  огромный отложенный спрос.

    В социальной области:- остаточный  принцип  выделения средств на  социальные нужды;- преобладание  уравнительности  в распределении  и систематическое  нарушение  социалистического принципа распределения по   труду;- нарастание таких негативных явлений,  как пьянство, алкоголизм, спекуляция, коррупция.

    В политической области:- неспособность  руководства страны оценить назревшие  перемены и принять адекватные  меры;- бюрократизация управленческого аппарата, волюнтаристические способы принятия решений и проведения их в жизнь;- отсутствие  гласности по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни;- пассивность и апатия масс,  значительная утрата ими доверия к традиционным политическим институтам. 

    В духовной области:- отрыв теории,  идеологической работы от жизни,  формализм   пропаганды и агитации;- застой в обществоведении, литературе, искусстве;- широкое распространение  потребительской психологии.

    Возникновение предкризисного  состояния нашего общества   можно объяснить как объективными, так и субъективными причинами.  К объективным относятся особенности развития нашей   страны в 70-е годы. Здесь свою роль сыграла сложная демографическая ситуация, удаление источников сырья и энергоносителей от традиционных  районов  их  использования,  обострение   экономических проблем, неблагополучная мировая экономическая   коньютра, возраставшее бремя расходов на поддержание военно-стратегического  паритета  и на помощь союзникам.  В этой   связи стоит обратить внимание на то,  что доля СССР в рамках   Варшавского  договора  составляла 90%  совокупных расходов и   лишь 10%  приходилось на долю союзников ( для  сравнения:  в   рамках НАТО расходы США составляют 54%).

Особенности и итоги предыдущих лет развития страны также способствовали складыванию предкризисного состояния.  Такие процессы, как, например, чрезмерная централизация управления экономикой, огосударствление кооперативной формы собственности обозначались и набрали силу гораздо раньше.  Но  в   70-е годы,  вместе с ростом масштабов производства они стали   проявляться более отчетливо.

    Диагноз положения,  в котором  оказалось  развитие нашего   общества - застой.  По сути дела  возникла целая система  ослабления  инструментов власти,  образовался  своего рода механизм торможения социально-экономического  развития.  Понятие   "механизм  торможения" помогает понять причины застойных явлений в жизни общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"