Основные этапы славянского этногенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:21, реферат

Краткое описание

Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового единства. Анализ лексики древнеслаиянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянекую языковую общность, занимавшую территории) к югу от линии Западная Двина - Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами. В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянекая группировка.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные этапы этногенеза.docx

— 236.52 Кб (Скачать файл)

Образование единого государства  является закономерным в истории  страны. Оно было подготовлено длительным общественно-экономическим и политическим развитием Руси. Не смотря на огромные разрушения хозяйства и культуры причинённые татарами с конца XIII и начала XIV века стало восстанавливаться  сельское хозяйство, отстраивались  города, оживлялась торговля. Значительные изменения произошли в основной сфере производства. Земледелие становилось  более производительным. На местах появились богатые скупщики хлеба. Более медленное развитие производства на Руси обусловлено прежде всего  монгольским игом, разрушившим и  затормозившим развитие производительных сил. Большой помехой нормальному  хозяйственном развитию южных районов  были постоянные набеги крымских татар, которые разоряли все и отвлекали  значительные силы Руси.

Роль русской православной церкви в становлении и укреплении единого  российского государства

В консолидации русских земель, формировании единого российского государства  важную роль играла православная церковь. В течение относительно короткого  времени двух-трех веков христианство пустило глубокие корни на русской  земле. Православная церковь стала  одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим  звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия. Во время татаро-монгольского ига ее значение еще больше возросло. Православие служило духовно-нравственной опорой русского народа в годы тяжелых  лишений. На ее авторитет опирались  великие князья московские, проводя  свою объединительную политику. Известно, что глава Русской православной церкви митрополит Владимирский Петр был в тесной дружбе с Иваном Кали-той, подолгу жил в Москве, где и  умер в 1326 г., и был погребен в Успенском  соборе. Его приемник митрополит Феогност окончательно поселился в Москве, которая таким образом стала  церковной столицей всей Руси. Перенос  кафедры митрополита в Москву способствовал укреплению политической роли московского княжества.

Активную роль в освободительном  процессе от татаромон-гольского ига  играло православное духовенство. Особые заслуги в этом имеет основатель подмосковного Троице-Сергиева монастыря  Сергий Радонежский, ставший одним  из наиболее почитаемых святых Русской  православной церкви. Сергий Радонежский  вместе с Дмитрием Донским по праву  может быть назван организатором  и вдохновителем победы русских  войск над татарскими войсками во время Куликовской битвы.

Куликовская битва, как следует  из вышеизложенного, произошла после  победы князя Дмитрия Донского над  татаро-монгольскими войсками под предводительством  Бегича на р. Воже в 1378 г. Сразу же после  этого события новый ордынский  военачальник Мамай начал интенсивную  подготовку к усмирению русских. Русь также начала готовиться к сражению. И в этой подготовке большое значение имело создание соответствующего духовно-нравственного  настроя Сергием Радонежским. Именно в это время подготовки Руси к  великим испытаниям Сергию пришло видение. Ему во сне явилась Богородица и обещала свою заботу и покровительство  русской земле» Такого рода духовные откровения имели огромное влияние  на настроение и состояние духа людей. Весть о «явлении Богородицы»  Сергию быстро распространилась по русским  землям, что способствовало подъему  патриотического чувства, единения русского народа. Обещание Богородицы оберечь русскую землю соединилось  в народном сознании с подготовкой  к отпору новому золотоордынскому нашествию. Трудно переоценить значение полученного  Дмитрием Донским накануне Куликовского сражения от преподобного Сергия благословения  «на битву за землю русскую». Вместе с благословением Сергий Радонежский  отправил для духовной и воинской поддержки двух иноков своего монастыря  богатырей Андрея Ослябя и Александра Пересвета. Пересвет, как известно, своим поединком с Татарским  богатырем Челубеем открыли Куликовское  сражение. Преподобный Сергий стремился  преодолеть конфликты между русскими князьями, способствовал их консолидации во имя интересов Русской земли. Перед Куликовской битвой он предостерег  Рязанского князя Олега от выступления  на стороне Орды. И князь Олег послушался увещевания авторитетного  священнослужителя, что без сомнения способствовало победе русских войск. После Куликовской битвы в 1387 году он настоял на браке дочери Дмитрия Донского с сыном рязанского князя Олега Федором. Таким образом были сняты проблемы в отношениях Москвы и Рязани и между ними надолго был заключен мир.

В формировании единого русского государства  большое значение имело становление  национальной Русской православной церкви.

В процессе становления национальной Русской православной церкви можно  выделить две стороны - формально-организационную  и содержательно-духовную. Формально-организационная  сторона связана с постепенным  обретением Русской православной церкви самостоятельности по отношению  к Византийской, получение статуса  автокефальной (независимой) церкви. Как  известно, с начала своего образования, Русская православная церковь находилась под юрисдикцией Константинопольского патриарха. Высшее должностное лицо на Руси - митрополит Киевский, затем  Владимирский и Московский прямо  назначались Константинополем и  были по национальности греки. В ХШ-ХУ вв., в связи с татаро-монгольским  нашествием на Балканский полуостров и захватом крестоносцами Византии, процедура назначения и утверждения  митрополита несколько изменилась. Чаще всего митрополит посвящался дома, на Руси, а патриарх лишь утверждал  это посвящение.

В конце XV века в отношениях православных церквей Руси и Константинополя  произошли существенные изменения. В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок  на Вселенском соборе в итальянском  городе Флоренция православная церковь  подписала с католической церковью унию - документ об объединении восточной  и западной христианских церквей. Этим документом признавался догмат о  главенстве папы Римского над всеми  христианскими церквями, но сохранялось  для православия право совершать  обряды по его каноническим правилам* Веками православная Русь воспитывалась  в духе ненависти к Римской  католической церкви. Поэтому заключение Флорентийской унии было расценено  Русской православной церковью и  всем русским обществом как предательство, отступничество от истинной веры. Флорентийская  уния была отвергнута, и это послужило  мощным толчком для отделения  Русской православной церкви от Константинопольской  патриархии. Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был низложен и в 1448 г. собор  русских епископов впервые без  участия Константинополя избрал митрополитом русского человека - Иону. Окончательно Русская православная церковь становится самостоятельной (автокефальной), а следовательно  и в полном смысле этого слова  национальной церковью в 1589 г. В этом году Русская православная церковь  превращается из метрополии Константине- польского патриарха в автокефальную  Московскую патриархию и первым русским  патриархом на Поместном соборе избирается патриарх Иов.

В содержательно-духовном плане в  формирование единого русского государства  и становлении национальной православной церкви большое значение имело создание общерусских святынь. Известный  российский историк и общественный деятель П.Н.Милюков отмечал, что  еще во времена Киевской Руси жители каждой местности любили иметь у  себя свою особенную, специально им принадлежащую  святыню: свои иконы и своих местных  угодников, под покровительством которых  находился тот или другой край. Еcтественно, что такие местные  угодники и чтились лишь в пределах своего края, а другие области их игнорировали и даже относились к  ним враждебно.

Объединение земель требовало и  изменения взглядов на местные святыни. Собирая уделы, московские князья без  церемоний перевозили важнейшие  из этих святынь в новую столицу. Таким образом появились в  Успенском соборе икона Спаса  из Новгорода, икона I Благовещения из Устюга, икона Божьей Матери Одигитрия  из Смоленска и др. Цель собирания  этих святынь в Москве не в том, чтобы лишать покоренные области  местных святынь, привлечь к себе их благосклонность, а в том, чтобы  привлечь все местные святыни  во всеобщую известность и таким  образом создать единую сокровищницу национального благочестия

На решение этой же задачи была направлена работа двух духовных соборов  в период правления Ивана Грозного по канонизации русских святых. На первом соборе (1547) было канонизировано, то есть причислено к лику святых. 22 угодника.

На втором (1549) - еще 17 угодников. Таким  образом, в Русской православной церкви за 3 года было канонизировано столько  святых, сколько не было канонизировано за пять предыдущих веков ее существования. Таким образом Русская православная церковь доказала. что она имеет  богатые духовные основания и  в этом плане способна потягаться с любой древней христианской церковью

На фоне возвышения международного авторитета русского государства, роста  национального самосознания в недрах Русской православной церкви уже  в конце XV века начинает формироваться  идея о всемирно-исторической роли Московского царства, о Москве как  «третьем Риме». Эта идея опирается  на представление о спасительной роли русского православия для всего человечества после заключения Флорентийской унии и захвата Константинополя турками. Эту идею отчетливо формулирует в послании Ивану III игумен псковского монастыря Филарет. «Церковь старого Рима пала неверием апполинариевой ереси, второго же Рима - Константинопольскую церковь иссекли секирами агаряне. Сия же ныне третьего нового Рима - державного твоего царствия - святая соборная апостольская церковь во всей поднебесной паче солнца светится. И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной веры сошлись в твое единое царство: один ты во всей поднебесной христиан царь. Блюди же и внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть. Твое христианское царство уже иным не достанется». Таким образом, московский государь получил религиозное освещение не только на управление всеми русскими землями, но и всем миром.

 

В XVI веке формирование национальной церкви приобретает новые черты. Национальная Русская православная церковь во все возрастающей степени  превращается в государственную  церковь. Предпосылки такого превращения  заложены в самой традиции восточного христианства. Восточная церковь  признавала над собой верховенство государственной власти и входила  в рамки правительственных учреждений. На Руси эту традицию стремился продолжить князь Владимир и его наследники -Андрей Боголюбский, Владимир Мономах  и др. Но после распада единого  русского государства на удельные княжества  тесный союз церкви и государства  был нарушен. Этот союз начинает восстанавливаться  по мере формирования единого русского государства. Наибольший импульс установлению такого союз, превращению в государственную  национальную церковь придали три  крупных церковных деятеля XVI века: игумен Волоколамского монастыря Иосиф, митрополиты Даниил и Макарий. Как  отмечает П.Н.Милюков - «Иосиф теоретически поставил русского князя на то место, которое занимав в восточной  церкви император византийский. Даниил практически подчинил церковь и  ее представителей воле светской власти. Наконец Макарий применил теорию;

практику светского вмешательства  к пересмотру всего духовного  содержания национальной церкви. Венцом Иосифлеенской политики были духовные соборы первых годов самостоятельного правления Ивана Грозного» Важнейшим  плодом такого союза между государством и церковью былонациональное возвеличивание обоих - создание религиозно-политической теории (идеологии), санкционирующей  самобытную русскую власть (государственность) и ставящую ее под охрану самобытной национальной святыни.

церковь княжество набег

Глава II. Влияние русской православной цкркви в развитии русской государственности в XVI-XVIII вв.

Церковь и государство в XIV-XVIII вв.

Во второй половине XIV в. в северо-восточной  Руси усилилась тенденция к объединению  земель. Центром объединения стало  Московское княжество, выделившееся из Владимире-Суздальского еще в XII в.

Ослабление и распад Золотой  Орды, развитие экономических междукняжеских связей и торговли, образование новых  городов и укрепление дворянства как социального слоя сыграли  роль объединяющих факторов. В Московском княжестве интенсивно развивалась  система поместных отношений: дворяне  получали землю от великого князя (из его домена) за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость  от князя и укрепляло его власть. С XIII в. московские князья и церковь  начинают осуществлять широкую колонизацию  заволжских территорий, образуются новые  монастыри, крепости и города, происходит покорение и ассимилирование  местного населения.

В ходе централизации происходило  преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных  княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского  великого князя, складывается сложная  иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, жалуемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т.д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия  государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Это  привело к тщательной и подробной  разработке проблем генеалогии, «родословцев»  отдельных феодальных родов и  семей. Укрепляющееся служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается  борьба между вотчинным (боярским, феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения. Серьезной политической силой становится Церковь, сосредоточившая в своих  руках значительные земельные владения и ценности и в основном Определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства (идея "Москва - третий Рим", "православное царство", "царь - помазанник Божий").

Теория: "Москва третий Рим" - "…  два Рима нам, а третий стоит, а  четвертому не быть" была подкреплена  византийским происхождением царей (Владимир Мономах) и царских регалий; женитьбой  Ивана III на Софье Палеолог (византийской принцессе). При Иване III были сделаны  первые шаги в вопросе подчинения церкви.

г. - произошло образованием автокефальной (независимой) православной церкви (ответ  на Флорентийскую унию 1439 г.). Очень  высок был духовный авторитет  Митрополитов Ионы, Алексия, преподобного Сергия.

В это же время внутри Русского духовенства возник конфликт по вопросу  о путях спасения души между посифлянами-последователями  Иосифа Волоцкого (монастырская земля  как условие величия церкви и  государя) и нестяжателями-последователями  Нила Сорского (умысел владения землею - страшный грех. "Не желати то стяжение"). Учение иосифлян обожествляло Власть, вопрос об изъятии земель церкви был  снят.

В XV в. Церковь была важным фактором в процессе объединения русских  земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В  новой системе органов церковного управления: епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а  на более широком уровне - в раскол, столкновение старых и новых политических позиций церкви.

Информация о работе Основные этапы славянского этногенеза