Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:21, реферат
Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового единства. Анализ лексики древнеслаиянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянекую языковую общность, занимавшую территории) к югу от линии Западная Двина - Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами. В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянекая группировка.
Образование единого государства
является закономерным в истории
страны. Оно было подготовлено длительным
общественно-экономическим и
Роль русской православной церкви в становлении и укреплении единого российского государства
В консолидации русских земель, формировании
единого российского
Активную роль в освободительном процессе от татаромон-гольского ига играло православное духовенство. Особые заслуги в этом имеет основатель подмосковного Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский, ставший одним из наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. Сергий Радонежский вместе с Дмитрием Донским по праву может быть назван организатором и вдохновителем победы русских войск над татарскими войсками во время Куликовской битвы.
Куликовская битва, как следует
из вышеизложенного, произошла после
победы князя Дмитрия Донского над
татаро-монгольскими войсками под предводительством
Бегича на р. Воже в 1378 г. Сразу же после
этого события новый ордынский
военачальник Мамай начал интенсивную
подготовку к усмирению русских.
Русь также начала готовиться к сражению.
И в этой подготовке большое значение
имело создание соответствующего духовно-нравственного
настроя Сергием Радонежским. Именно
в это время подготовки Руси к
великим испытаниям Сергию пришло видение.
Ему во сне явилась Богородица
и обещала свою заботу и покровительство
русской земле» Такого рода духовные
откровения имели огромное влияние
на настроение и состояние духа людей.
Весть о «явлении Богородицы»
Сергию быстро распространилась по русским
землям, что способствовало подъему
патриотического чувства, единения
русского народа. Обещание Богородицы
оберечь русскую землю
В формировании единого русского государства большое значение имело становление национальной Русской православной церкви.
В процессе становления национальной
Русской православной церкви можно
выделить две стороны - формально-организационную
и содержательно-духовную. Формально-организационная
сторона связана с постепенным
обретением Русской православной церкви
самостоятельности по отношению
к Византийской, получение статуса
автокефальной (независимой) церкви. Как
известно, с начала своего образования,
Русская православная церковь находилась
под юрисдикцией
В конце XV века в отношениях православных
церквей Руси и Константинополя
произошли существенные изменения.
В 1439 г. для того, чтобы обеспечить
защиту Византии от нашествия турок
на Вселенском соборе в итальянском
городе Флоренция православная церковь
подписала с католической церковью
унию - документ об объединении восточной
и западной христианских церквей. Этим
документом признавался догмат о
главенстве папы Римского над всеми
христианскими церквями, но сохранялось
для православия право
В содержательно-духовном плане в формирование единого русского государства и становлении национальной православной церкви большое значение имело создание общерусских святынь. Известный российский историк и общественный деятель П.Н.Милюков отмечал, что еще во времена Киевской Руси жители каждой местности любили иметь у себя свою особенную, специально им принадлежащую святыню: свои иконы и своих местных угодников, под покровительством которых находился тот или другой край. Еcтественно, что такие местные угодники и чтились лишь в пределах своего края, а другие области их игнорировали и даже относились к ним враждебно.
Объединение земель требовало и изменения взглядов на местные святыни. Собирая уделы, московские князья без церемоний перевозили важнейшие из этих святынь в новую столицу. Таким образом появились в Успенском соборе икона Спаса из Новгорода, икона I Благовещения из Устюга, икона Божьей Матери Одигитрия из Смоленска и др. Цель собирания этих святынь в Москве не в том, чтобы лишать покоренные области местных святынь, привлечь к себе их благосклонность, а в том, чтобы привлечь все местные святыни во всеобщую известность и таким образом создать единую сокровищницу национального благочестия
На решение этой же задачи была направлена работа двух духовных соборов в период правления Ивана Грозного по канонизации русских святых. На первом соборе (1547) было канонизировано, то есть причислено к лику святых. 22 угодника.
На втором (1549) - еще 17 угодников. Таким
образом, в Русской православной
церкви за 3 года было канонизировано столько
святых, сколько не было канонизировано
за пять предыдущих веков ее существования.
Таким образом Русская
На фоне возвышения международного авторитета русского государства, роста национального самосознания в недрах Русской православной церкви уже в конце XV века начинает формироваться идея о всемирно-исторической роли Московского царства, о Москве как «третьем Риме». Эта идея опирается на представление о спасительной роли русского православия для всего человечества после заключения Флорентийской унии и захвата Константинополя турками. Эту идею отчетливо формулирует в послании Ивану III игумен псковского монастыря Филарет. «Церковь старого Рима пала неверием апполинариевой ереси, второго же Рима - Константинопольскую церковь иссекли секирами агаряне. Сия же ныне третьего нового Рима - державного твоего царствия - святая соборная апостольская церковь во всей поднебесной паче солнца светится. И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной веры сошлись в твое единое царство: один ты во всей поднебесной христиан царь. Блюди же и внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть. Твое христианское царство уже иным не достанется». Таким образом, московский государь получил религиозное освещение не только на управление всеми русскими землями, но и всем миром.
В XVI веке формирование национальной
церкви приобретает новые черты.
Национальная Русская православная
церковь во все возрастающей степени
превращается в государственную
церковь. Предпосылки такого превращения
заложены в самой традиции восточного
христианства. Восточная церковь
признавала над собой верховенство
государственной власти и входила
в рамки правительственных
практику светского
церковь княжество набег
Глава II. Влияние русской православной цкркви в развитии русской государственности в XVI-XVIII вв.
Церковь и государство в XIV-XVIII вв.
Во второй половине XIV в. в северо-восточной
Руси усилилась тенденция к
Ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических междукняжеских связей и торговли, образование новых городов и укрепление дворянства как социального слоя сыграли роль объединяющих факторов. В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя (из его домена) за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть. С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение и ассимилирование местного населения.
В ходе централизации происходило
преобразование всей политической системы.
На месте множества
Теория: "Москва третий Рим" - "… два Рима нам, а третий стоит, а четвертому не быть" была подкреплена византийским происхождением царей (Владимир Мономах) и царских регалий; женитьбой Ивана III на Софье Палеолог (византийской принцессе). При Иване III были сделаны первые шаги в вопросе подчинения церкви.
г. - произошло образованием автокефальной (независимой) православной церкви (ответ на Флорентийскую унию 1439 г.). Очень высок был духовный авторитет Митрополитов Ионы, Алексия, преподобного Сергия.
В это же время внутри Русского
духовенства возник конфликт по вопросу
о путях спасения души между посифлянами-
В XV в. Церковь была важным фактором
в процессе объединения русских
земель вокруг Москвы и укрепления
централизованного государства. В
новой системе органов