Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:21, реферат
Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового единства. Анализ лексики древнеслаиянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянекую языковую общность, занимавшую территории) к югу от линии Западная Двина - Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами. В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянекая группировка.
Высший церковный орган (Освященный собор) в полном составе входил в верхнюю палату Земского собора. Духовенство как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей.
Церковь в лице своих организаций
являлась субъектом земельной
До принятия Соборного Уложения 1649 г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.
Власть патриарха опиралась
на подчиненных церковным
Церковь в своей деятельности опиралась на систему норм церковного права, содержащихся в «Кормчей книге», «Правосудье митрополичьем» и «Стоглаве» (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.).
Семейное право в XV-XVI вв. в значительной мере основывалось на нормах обычного права и подвергалось сильному воздействию канонического (церковного) права. Юридические последствия мог иметь только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных - согласие их хозяев. «Стоглав» определял брачный возраст: для мужчин -15, а для женщин - 12 лет. «Домострой» (свод этических правил и обычаев) и «Стоглав» закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми.
Преступления против Церкви до середины XVII в. составляли сферу церковной юрисдикции. Наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государственных и церковных инстанций. Еретиков судили по постановлению церковных органов, но силами государственной исполнительной власти (Разбойный, Сыскной приказы).
С середины XVI в. церковные органы своими
предписаниями запрещают
Внутрицерковная деятельность регулировалась
собственными правилами и нормами,
круг субъектов, подчиненных им, был
достаточно широким. Идея о «двух
властях» (духовной и светской) делала
церковную организацию сильным
конкурентом для
Церковь в XV-XVII вв. являлась одним из
крупнейших землевладельцев. В начале
XVI в. была сделана попытка ограничить
рост церковно-монастырского
В 1580 г. монастырям запрещается покупать вотчины у служилых людей, принимать их в заклад и на «Помин души». Наиболее ощутимым ограничением стала закрепленная в Соборном Уложении ликвидация «белых» монастырских, патриарших, митрополичьих и архиерейских слобод в городах.
Вместе с тем политическая роль
церкви возрастает. В 1589 г. в России
учреждается патриаршество, и русская
церковь получает полную самостоятельность.
Особое положение церкви отразилось
в статьях Соборного Уложения:
впервые в светской кодификации
предусматривалась
Церковь к XVII веку стало обладать особыми
правами и собственной
Попытки секуляризации церковных
земель, начавшиеся еще в конце XVI
в., продолжались в начале XVIII в. Подвергались
секуляризации вотчины
В 1701 г. был учрежден Монастырский приказ, ведавший церковным управлением, однако почти полный государственный контроль над церковью был установлен только после учреждения Синода как органа государственного отраслевого управления . церковными делами (1721 г.).
Одна из реформ Екатерины II, основной целью которых было укрепление социальной базы абсолютизма - церковная реформа.
Церковная реформа - секуляризация церковных земель и подчинение церкви государству.
Решающим актом секуляризации церковных земель стал Указ 1764 г., лишивший Церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее Церкви, переводились в положение государственных.
Вновь восстановлена ликвидированная в ходе реформы Коллегия экономии, и к ней были приписаны все эти крестьяне (около восьмисот тысяч человек). За монастырями и архирейскими домами оставались значительные земельные наделы, несколько увеличенные в 1797 г.
В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод присваивают Петру I титул "Отца Отечества, Императора Всероссийского", и Россия становится империей.
Еще в ст. 20 Воинских Артикулов (1715 г.) положение государя определялось следующим образом: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять».
Монарх являлся источником всей
исполнительной власти и главой всех
государственных учреждений. Присутствие
монарха в определенном месте
прекращало действие всей администрации,
и власть автоматически переходила
к нему. Все учреждения империи
должны исполнять указы и
Петр I отменил патриаршество и стал во главе церкви, тем самым подчинив себе церковь.
Заключение.
По результатам проведенной работы мы пришли к следующим выводам:
Роль Русской православной церкви в истории Московской Руси огромна.
С тех пор как население Руси
приняло христианство в его восточной,
православной форме, церковь играла
важнейшую роль в истории России.
Религией была пронизана вся русская
культура. Монастыри России показывали
пример как благочестия, так и
рачительного, образцового хозяйствования.
Митрополит, а позднее - патриарх всея
Руси, был вторым человеком в стране
после самого государя и в отсутствие
монарха или при его
Однако ситуация, в которой находилась Православная Церковь в Российском государстве, не оставалась неизменной.
По пришествии монголов на Русь, особенно при хане Золотой Орды Менгли-Гирее, церковь получила значительные привилегии и окрепла. Руководимая греческими митрополитами, посвященными в сан в Византии, защищенная ханской грамотой, церковь на Руси тогда меньше зависела от княжеской власти, чем в какой-либо период русской истории. Фактически, митрополит не раз служил арбитром в разногласиях между князьями.
Это время было также периодом, когда русская церковь имела возможность создать большую материальную базу для своей деятельности. Поскольку церковные земли были ограждены от вмешательства государственных властей, как монгольских, так и русских, они привлекали все больше крестьян и доля их производства в общем сельскохозяйственном продукте постоянно росла. Это особенно справедливо в отношении монастырских владений.
В период упадка в Золотой Орде и падения монгольского ига церковь, предвидя усиление Москвы, поддержала стремление русского народа вернуть себе свободу.
В первых же годах своего правления Иван Калита дал Москве нравственное значение переводом кафедры митрополита из Владимира в Москву.
Ещё в 1299 году киевский митрополит Максим уехал из Киева во Владимир-на-Клязьме. Митрополит должен был из Владимира время от времени посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на перепутье в Москве.
Преемником митрополита
Преемник Петра Феогност уже не хотел жить во Владимире и поселился на новом митрополичьем подворье в Москве.
В 1440-е гг. отказ Русской Церкви от Флорентийской унии 1439 сделал невозможным принятие митрополита, имеющего традиционное благословение Константинополя, где уния была поддержана как патриархом, так и императором. Митрополит всея Руси Исидор, принявший во Флоренции унию, по возвращении в Москву в 1441 был взят под стражу и замещен, по решению Русского архиерейского собора 1441, рязанским епископом Ионой. 15 декабря 1448 собор русских епископов, созванный великим князем Василием II, провозгласил автокефалию (самостоятельность) Русской Церкви и поставил Иону в митрополиты всея Руси.
Набирая силу, государственная власть
постепенно все более сужала церковную
юрисдикцию равно как ее влияние
на сферу внутрицерковной жизни
постоянно возрастало. При этом,
хотя и нечасто, возникали конфликты
между предстоятелями Русской Церкви
и высшей государственной властью,
когда поведение последней
По вопросу церковных имуществ
в Церкви произошло разделение на
нестяжателей (сторонников Нила Сорского)
и иосифлян (последователей Иосифа
Волоцкого, который настаивал на
необходимости монастырских владений
для церковного строительства и
участия Церкви в общественной жизни),
которому соответствовала различная
монашеская практика: живший прежде на
Афоне Нил Сорский был
Самым драматическим было столкновение в 1561 г. митрополита московского Филиппа с царем Иваном Грозным после введения тем террористического режима опричнины, которое стоило мужественному первосвятителю не только митрополичьей кафедры, но и жизни.
Другими примерами подвижничества является подвиг патриарха Ермогена во время противостояния польским интервентам
Смутное время московского государства
В начале XVII века Русское государство вступило в полосу экономического упадка, внутренних раздоров и военных неудач. Настало Смутное время, ввергшее народ в пучину бедствий. Государство пережило национальную катастрофу. Оно стояло на грани распада. Внутренний конфликт подорвал силы огромной державы. Враги захватили крупнейшие пограничные крепости страны - Смоленск и Новгород, а затем заняли Москву. Бедствия породили широкое народное движение. В лихую годину проявились лучшие черты русского народа - его стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее жертвовать жизнью. В час смертельной опасности народные массы встали на защиту Родины и отстояли ее независимость. В событиях начала XVII в. Участвовали все сословия и каждое выдвинуло своих вождей. Из среды боярства вышли такие яркие фигуры, как Федор-Филарет Романов и Михаил Скопин-Шуйский. Дворянство дало стране Дмитрия Пожарского и Прокопия Ляпунова, вольные казаки - Ивана Болотникова и Ивана Заруцкого, посадские люди - Кузьму Минина, духовенство - патриарха Гермогена и целую плеяду самозванцев.
Бедствия Смутного времени потрясли
ум и душу русских людей. Современники
винили во всем проклятых самозванцев,
посыпавшихся на страну как из мешка.
В самозванцах видели польских ставленников,
орудие иноземного вмешательства. Но то
была лишь полуправда. Почву для
самозванства подготовили не соседи
Россия, а глубокий внутренний недуг,
поразивший русское общество. По словам
В.О.Ключевского, «Скрытые причины Смуты
открываются при обзоре событий
Смутного времени в их последовательном
развитии и внутренней связи. Отличительной
особенностью Смуты является то, что
в ней последовательно
1. Причины и предпосылки Смуты.
Столкновение интересов