Культура КР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:15, реферат

Краткое описание

Кыргызы являются древним народом Центральной Азии истоки зарождения художественной культуры которого уходят в глубину веков. На протяжении своей многовековой истории кыргызы вынуждены были вести самоотверженную борьбу с иноземными и местными поработителями. В этих условиях они сумели не только сохранить свой язык, свою самобытную культуру, но и внести вклад в сокровищницу мировой художественной культуры.
Археологические, этнографические и искусствоведческие исследования свидетельствуют о том, что еще в культуре первобытного общества на территории Кыргызстана сформировались материальные и духовные предпосылки создания изобразительного искусства (комплекс петроглифов урочища Саймалуу-Таш, росписи пещеры Ак-Чункур в бассейне р. Сары-Жаз и др.).

Вложенные файлы: 1 файл

Кыргызы яв ляются древним народом Центральной Азии истоки зарождения художественной культуры к.docx

— 220.04 Кб (Скачать файл)

Творчество художников в последнее десятилетие отличается необыкновенной активностью. В своих  поисках одни из них ориентируются  на самобытное наследие кыргызского  искусства, др. тянутся к кругу  европейских авангардистских направлений, третьи стремятся использовать традиции мировой художественной культуры, в частности декоративные принципы росписей Древнего Востока и Центральной Азии, пытаясь сочетать их с современной тематикой.

Для творчества Д. Адашкановой, А. Байтерекова, Р. Бухарметова, Ж. Кадралиева, Т. Кур манова, С. Осмоналиева и др. характерны интерес к духовно-психологическому содержанию человека, склонность к обобщённым решениям живописной формы. Созданные ими образы — это мир тонких душевных переживаний, духовной сосредоточенности, каждый из к-рых обладает своеобразием пластической трактовки мотива, чётко выраженной образной доминантой. Таковы произведения «Портрет Бурул» (1980) С. Осмоналиева, «Портрет Р. Мусабаевой» (1984) Д. Цырендоржиевой, «Воспоминания» (1987) Ж. Кадралиева, «Женский портрет» (1989) Т. Курманова, «Автопортрет» (1991) Д. Адаш кановой, «Портрет мальчика» (1999) У. Ому рова.

В обращении к  отвлечённым, философски насыщенным образам, к фантастическим сюжетам с неоднозначной  трактовкой, к аллегории и мифу проявляется тенденция, общая для  различ ных видов современного искусства. Но в твор честве отдельных художников она находит свое образное претворение: с усилением рационализ ма нарастает живописная стихия их работ, логи ка построения подкрепляется ярким чувством. Особый образный строй лёг в основу произвед ений «Легенда» (1996) А. Биймырзаева, «На охоту» (1998) К. Давлетова, «Кочевница» (1996) Ю. Шы гаева, где внимание к точным деталям нередко сочетается с экспрессивной манерой рисунка и живописного письма.

Художников декоративного  направления К. Давлетова, У. Жалиева, Р. Жангарачеву, Т. Забидинова, О. Идрисова, Г. Мусабай — при всём различии объединяет стремление открыть красоту  в традиционном строе окружающей жизни. Их увлекает разноцветье нац. одежды и бы товой обстановки, позволяющее создавать деко ративные красочные сочетания, подчеркивать контуры фигур и предметов, строить композиции на ритме цветовых пятен.

Среди живописцев декоративного  направления видное место занимает творчество художницы Г. Мусабай (одновременно работающей и в графике). Её полотна  отличаются мажорной красочной гаммой, построенной на контрастном сочетании  синих, оранжевых, светло-голубых, красных, розовых, охристых, тёмно-зелёных тонов. В своих произведениях «Чабанские будни» (1995), «Дворик» (1996), «Домашний натюрморт» (1997) Г. Мусабай выражает восторг перед кра сотой природы, людей и их труда.

В 90-е годы наблюдается  подъём монументальной и станковой  пластики Кыргызстана. Это стало  результатом творческих поисков  ваятелей разных поколений, внёсших  и вносящих вклад в развитие нац. скульптуры, обретающей свои не повторимые черты.

Тематическое разнообразие, обращение к разным сторонам действительности, проведение симпозиумов по скульптуре в столице и отдалённых районах  республики (ведущая роль в этом принадлежит Академии художеств  Кыргызстана), говорит о том, что  художники не замыка ются в решении профессиональных задач, откликаются на многие проблемы современно сти. Идёт общий процесс поисков обобщённой формы, гибкой зависимости целого и деталей. Важно при этом не утерять живого ощущения жизни, его поэзии, ибо, как показы вает практика, плодотворны не отвлечённая знаковость и механическое единообразие, а бо гатство творческих поисков, освещенных прин ципиальным отношением к пластике. В под тверждение этому можно привести удачное образно-пластическое решение памятников Б. Бей шеналиевой (1996) и «Эркиндик» (1999), украсившие площади Бишкека. Авторы данных произведений (скульптор Т. Садыков, архитек тор Е. Писарской) создают выразительные композиции, где замысел, пластика, звенья окружающей архитектурной среды воплощены в единый художественный образ.

Стремление к  монументальной разработке выявлено и  в пластической трактовке обликов  народного поэта Кыргызстана  Т. Уметалиева (1998, авторы Д. Жолчуев, О. Байкожоев), вы дающегося поэта-лирика А. Осмонова (1996, автор У. Садыков, Е. Писарской) и великого русского поэта  А.С.Пушкина (2000, авторы В. Шес- топал, М. Муксинов).

Важным событием культурной жизни республики стало  создание разнообразных по композиционному  и образно-пластическому строю  па мятников-бюстов выдающихся гос. деятелей кыр гызского народа — Т. Кулатова, Б. Исакеева, И. Раззакова, Ю. Абдрахманова, А. Сыдыкова, А. Орозбекова, Б. Мамбетова, С. Ибраи- мова (1998—2000). Все они установлены на ме мориальной аллее возле здания Исторического музея (автор памятников-бюстов Т. Садыков, С. Ажиев, А. Усукеев, У. Садыков, В. Шесто пал, Т. Медеров, Е. Писарской).

Тенденция к широте охвата жизненных явлений, чуткое отношение  к пластической разработке образа характерна для станковых работ «Мечта» (1997) С. Ажиева, «Манасчи» (1990) Б. Батырбаева, «Портрет С. Чокморова» (1985) Д. Жолчуева, «Птицелов» (1998) М. Огобаева, «Птица счастья» (1998) А. Турумбекова, «Рож дество» (1994) М. Джумалиева.

В последние годы кыргызское изобразительное искусство, испытав немало серьёзных трудностей, связанных с распадом единой советской  художественной культуры, становится искусством больших мыслей и чувств, несущим в себе значительную энергию  художественного воздействия. В  основе творчества художников Кыргызстана  лежит углубленная работа над  выразительностью пластической формы, интерес к актуальным сторонам жизни, стремление всеми средствами искусства  создать яркую, образную и поэтическую  летопись духовного возрождения  народа.

 

 

 

 

У кыргызов акыны (народные поэты) делятся на две группы: на акынов-импровизаторов и акынов-письменников. Импровизаторское ис кусство и письменный вид поэтического твор чества, несмотря на общие свойства, истоки, формирование, процесс развития, способы создания стиха, имеют отличительные свойства. С об ретением гос. суверенитета изменился подход к изучению истории, культуры и искусства прошлых эпох кыргызского народа. Изменились и критерии оценки творчества акынов прошлого. В советскую эпоху исследование творчества акы нов, в т.ч. представителей течения заманистов, к-рые считались защитниками патриархальных устоев, интересов бай—манапства, противника ми нового времени, было запрещено из идеоло гических соображений. Кыргызские акыны прекрасно владели искус ством слова, выполняли роль дипломатов во время конфликтов, владели ораторским искус ством, имели всенародное признание.

Акынская устная поэзия. В истории кыргызской литературы сохранились имена и творчество акынов, импровизаторов- назидателей, поэтов-мыслителей, таких как Ка лигул, Арстанбек, Айтыке, Балык, Эсенаман, Солтобай, Бекназар, Эшмамбет, Калмырза, Жаманкул, Нурмолдо, Уметаалы, Ботобай и др., признанных крупными мастерами импровизатор ского искусства. Когда речь идёт о творчестве ранних акынов, то прежде всего называются имена легендарного певца Ырамана уулу, упомянутого в эпосе «Ма нас», а также певца Жайсана, произведения к- рых не смогла уберечь для потомков народная память. Ниже даются сведения о наиболее изве стных в народе акынах-импровизаторах, чьё твор чество в советскую эпоху оказалось в забвении по идеологическим причинам и большей частью было утрачено.

Кет- Бука — акын, живший в 13 в., в период нашествия Чингиз-хана. Существуют точ ные исторические факты о его жизненном пути и творчестве, к-рые сохранились в родословных (санжыра) тюрков, в преданиях, в истории ме лодии (кюю), а также в фольклоре близкород с твенных народностей (ногоев, казахов). Кет-Бука является выходцем из племени найман. В на родном предании говорится, что своими песня ми он умел возрождать угаснувшие чувства, был выдающимся комузчу и оратором, также был известен как справедливый судья, к-рый мог разрешить любые спорные вопросы. В народе сохранилось предание о том, как Кет-Бука в своей иносказательной песне, сопровождая её иг рой на комузе, сообщил Чингиз-хану о смерти его старшего сына Джучи. Поэтический вариант песни-оповещения дошёл до нас в нескольких вариантах. Первоначальный текст был записан в 13 в. персидским автором в кыпчакской степи и был включён в сборник «Родословная тюр ков», а также в летопись арабского историка Ибн- Ал-Асиридина (умер в 1233). Эти факты дают полное основание считать, что события именно 1227, года смерти сына Чингиз-хана, легли в основу сюжета песни. Текст этой песни-опове щения дошёл до нас в улучшенном, дополнен ном и переработанном варианте. Глубина мыс ли, яркая образность произведения свидетельствуют о поэтическом таланте Кет-Бука.

Токтогул — один из легендарных певцов- импровизаторов, был широко известен кыргызскому народу. Из фольклорных источников известно, что он жил в 14—15 вв. и был совре менником знаменитых Асана Кайгы, Жееренче, Толубая-сынчы (знатока). Это было во время правления Золотой Ордой ханом Жаныбеком, когда среди наследников Чингиз-хана, властвовавших в кыпчакских степях, пошли междоусоб ные распри, братоубийственные войны за власть и богатство. В тяжёлый период Токтогул жил в Орде и был придворным певцом хана Жаныбе ка. Акын был удручён угнетённым положением народа и жестоким правлением хана. Однажды, открыто выразив свой протест, он попал в «чёр ный список» хана. Постепенно их взаимоотно шения были испорчены, и, впоследствии, он был изгнан. Об этом свидетельствует одна из песен, дошедшая до наших времён. Крылатое выражение «Будь певцом как Токтогул, будь зна током как Толубай» восходит к тому периоду. Есть историческое основание говорить о том, что оба акына были выдающимися личностями сво его времени. Судя по данным, полученным араб скими и персидскими авторами, Толубай-сын чы также преследовался ханом Золотой Орды Жаныбеком. Эта информация полностью при ведена в песне Токтогула и соответствует исто рическим источникам. Если обратиться к по этическим строчкам Токтогула:

Я, многострадальный Токтогул,  
Чувствую, что теряю рассудок,  
Потеряв своего старшего брата Толубая,

то чувствуется  близкое родство Толубая с  Токто гулом. Исторические источники, фольклорные факты, само творчество певца свидетельствуют о том, что автор произведения «Дети Ататюрка» Токтогул был исторической личностью, находив шейся при дворе хана Жаныбека. До нас дошли лишь отдельные его произведения. Нет подроб ных сведений о его родословной и биографии. Однако в народной памяти Токтогул остался как легендарный поэт-импровизатор.

Асан Кайгы («кайгы»  — «скиталец») — среди тюркских народностей был известен как  акын и мыслитель. Время, в к-рое  он жил, его биография, некоторые  события его жизни приоб рели фольклорный характер. Хотя его песни малочисленны, тем не менее, они были широко известны кыргызам, ногайцам, казахам, кара калпакам, сохранившим их до наших дней. В 1912 его отдельные произведения вошли в сборник, вышедший в Оренбурге, впоследствии этот сборник был переиздан. Соответственно фольклорным источникам Асан. Кайгы жил в 14—15 вв. во время правления хана Жаныбека. Поскольку произведения Асана Кайгы были рас пространены среди ногайцев, казахов, каракал паков, кыргызов, то можно предполагать, что в определённый период эти народы жили вместе как единый народ. В настоящее время каждый из названных народов считает его одним из ос нователей своей литературы. Много усилий было приложено казахскими литературоведами в ис следовании родословной акына. Произведения Асана Кайгы дошли до нас в форме преданий и отрывков. В кыргызской науке он представлен, в одном случае, как персонаж устного народно го творчества, в другом, как вымышленная лич ность. По этой причине его санаты (изречения) слились с произведениями устного народного творчества. Отдельные санаты, песни-импрови зации, размышления Асана Кайгы, найденные в последние годы, позволяют судить о нём, как о реально существовавшей исторической личнос ти. В своих произведениях, особенно в сана тах, акын рассуждает о жизни и быте народа.

Очень мало сведений об акынах, живших в 15—17 вв, нет полной информации и об акынах 18—19 вв. Забыты многие имена, а произведе ния отдельных акынов дошли до нынешнего вре мени лишь в отрывках.

Калыгул Бай уулу является выдаю щимся акыном, одним из родоначальников кыргызской акынской поэзии. Мыслитель и настав ник-назидатель. Если имена и песни акынов, его предшественников, приобретали легендарные свойства, то его наставления, его настоящее имя, направленность, тематика его творчества были полностью сохранены и имеют яркую индиви дуальность. Калыгул своим творчеством оставил неизгладимый след в истории акынской поэзии. Последователи цитировали его изречения и рас пространяли их среди населения, при этом ут верждая: «Это были слова Калыгула». В отли чие от др. акынов-импровизаторов, он не при нимал участия в поэтических состязаниях — ай тышах, а все свои назидания выражал крылаты ми рифмованными речитативами без инструмен тально-музыкального сопровождения, обладал ораторским искусством. Создавал произведения, в к-рых выражал своё отношение к общественно-социальным, бытовым проблемам общества, делал философские умозаключения, о чём гово рят характерные особенности его творчества. Произведения Калыгула, таким образом, отли чаются от традиционной импровизационной поэзии не только содержанием, но и направ ленностью, формой и структурой.

19 в. в истории  кыргызской литературы счи тается веком расцвета акынской поэзии. Об этом свидетельствуют, пусть не в полном объёме, до шедшие до настоящего времени произведения Балыка (1799-1887); Музооке (1794-1878); Кел дибека (1800-80); Назара (1800-85); Сокур Кал- ча (1810-90); Майкёта (1813-1910); Айтыке (1816-87); Чонду (1816-1912); Эсенамана (1833-1913); Назара Болот уулу (1835-1902); Чо одана (1835-1909); Тыныбека (1846-1902); Най манбая (1847-1910); Сартбая (1899-1919); Кы зыл Чеке (1830-1867); Арстанбека (1824-78); Солтобая (1834-1918); Нурмолдо (1835-1920); Амира Карагул уулу (1850—1910); Сырдуу Кому за, Катагана, Байгабыла, Кочубая, Аба Алым кула уулу и др.

Балык Кумар уулу (1799—1887) был выдающимся манасчы своего времени. Есть мне ние, что все таласские акыны того времени были учениками Балыка. Текст эпоса «Манас» в его импровизации не сохранился, но есть записи отрывков из эпоса «Манас» в исполнении певца Сокура Калча, к-рый перенял их у сына Балыка, Найманбая, это такие песни как «Аил Таласа», «О мавзолее», «Хвалебная песня о Таласе», «Се метей». Судя по источникам, Балык был акы ном-импровизатором эпических произведений: эпосов «Манас», «Эр-Тёштюк», «Саринжи-Бё кёй», «Единственный мой Эр-Табылды», «Хан Шырдак», «Кожожаш».Как знаток родословных (санжыра) и мастер песенного состязания (ай тыш), он был автором многих песен-изречений, песен-прощаний, панегирических стихотворений . Предки Балыка относятся к племени сары— оагышей, роду чон чарыков в Кочкоре. В ре зультате межплеменных обид они сменили мес тожительство. На короткое время обоснова лись на побережье р. Шамен, затем перебрались в Кетмен-Тёбё. Балык родился в местности Ко нур-Оюз в Кетмен-Тёбё. Рано лишившись отца, он некоторое время воспитывался у родственни ков матери, позже они переселились в Талас. Поскольку Султанаалы Азизберди уулу и Ш. Рыс мендиев виделись с ним, то позже они смогли передать сведения о его внешности, характере, акынском таланте. Они характеризуют Балыка как акына-острослова, правдивого, эмоциональ ного, обладающим язвительным языком, акы на, к-рый при исполнении песен погружался в таинственный мир поэзии, от к-рого его трудно было отвлечь. Одним словом, он был великолепным мастером акынского искусства. Одной из первых импровизаций, исполненной Балы ком, является историческое произведение «Отор- ан». Оно сохранилось в неполном объёме в жанре родословной (санжыра), при этом утратив поэтическую форму. В нём повествуется о борьбе с юзов за освобождение побережья Сыра (Сыр-Дар ьи) с арабами, захватившими Центральную Азию. В поэтическом состязании с акыном из Аксы —Абатом Алымкулом он выходит победи телем. Состязание состоялось в Нарынской до лине. Из нескольких источников стало извест но, что он также состязался с Айтыке и одержал над ним победу, о к-рой долгое время не могли забыть в народе. Балык создал ряд санатов, пе сен-импровизаций. Его объёмная песня-имп ровизация «Айт, айт десе» является одним из самых ярких произведений, характеризующих особенности его творчества. Балык имел пять сыновей и дочь. Среди детей искусство своего отца переняла дочь, к-рая стала сказительницей эпоса «Манас». В последние годы жизни Балык переезжает из Таласа в Чуй к Байтику, где и умирает.

Информация о работе Культура КР