Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:15, реферат
Кыргызы являются древним народом Центральной Азии истоки зарождения художественной культуры которого уходят в глубину веков. На протяжении своей многовековой истории кыргызы вынуждены были вести самоотверженную борьбу с иноземными и местными поработителями. В этих условиях они сумели не только сохранить свой язык, свою самобытную культуру, но и внести вклад в сокровищницу мировой художественной культуры.
Археологические, этнографические и искусствоведческие исследования свидетельствуют о том, что еще в культуре первобытного общества на территории Кыргызстана сформировались материальные и духовные предпосылки создания изобразительного искусства (комплекс петроглифов урочища Саймалуу-Таш, росписи пещеры Ак-Чункур в бассейне р. Сары-Жаз и др.).
В это своё посещение Таласской долины, пожив среди людей племени саруу, он воспол нил постоянную тоску по своей родине и на роду. Сохранить тексты его песен, исполнявшихся на территории Жети-Суу, не удалось. До нас дошли лишь те тексты его песен, к-рые он ис полнял в состязаниях с Жанышем на кыргызской земле, и те, где он воспевал деяния мана па Байтика или, наоборот, изобличал его. По найденным источникам стало известно, что он был сказителем древних больших эпосов «Отор кан» и «Кыз-Жибек».
Нурмолдо Наркул у у л у (1838 — 1920) является одним из самых известных акы нов своего времени. В советский период его творчество не изучалось. Этому способствовало то, что он был муллой и воспевал религию, ис полнял песни религиозного характера, повество вания-кысса о пророках. Он был странствую щим певцом, состязался в песенных баталиях с такими известными акынами как Найманбай, Женижок, Бекназар, Токтогул, Мыса, Эшмам бет, Барпы, Нурбай, Наркул и др. Выступал в песенных поединках с такими акынами-комика ми, как Айдыраалы и Эшкожо.
Нурмолдо родился в Кош-Тереке нынешнего Ала-Букинского р-на, обучался в мусульманской школе, затем продолжил образование в Наман ганском медресе. Обошёл все города Западного Туркестана. Побывав в Мекке, стал кожо, впос ледствии обучал детей в медресе. Биографичес кие сведения, а также сведения о творческом пути Нурмолдо дошли до нас лишь в устной форме. К нравственно-философским вопросам он под ходил сквозь призму религиозного мировоззрения, был довольно образованным человеком для своего времени, глубоко изучал вост. поэзию.
До нынешних дней дошли тексты его песен ных состязаний с Токтогулом и Мысой. О том, что творчество и мировоззрение Нурмолдо и Токтогула формировались в разных направлени ях, подтверждает содержание айтышей двух акы нов. Нурмолдо, считая своего соперника обра зованным акыном, высоко ценил его талант. После возвращения поэта из Сибири Нурмолдо в своих песнях призывал Токтогула не сожалеть о прошлом, следовать законам ислама и думать о потустороннем мире. Токтогул во многом не соглашался с Нурмолдо и в словесных баталиях опровергал доводы своего оппонента. Из-за сво ей религиозной направленности произведения Нурмолдо не привлекали особого внимания слу шателей. Нурмолдо был поэтом, привнёсшим в акынскую поэзию новые идеи, новую тематику. Простые люди не понимали его религиозных размышлений. Нурмолдо воспевал амиров Ал лаха, повествовал об аде и рае и создал ряд по учительных художественных произведений. Акы ны, выходившие с ним на состязания, подвер гали насмешке все его доводы. Один из извест ных акынов, Женижок, обучавшийся в медресе и знакомый с религиозным учением, особо выделял рассуждения Нурмолдо об аде и рае, приводя им реальные аналогии, к-рые были проти воположны мировоззрению акына.
Айтыш Мысы и Нурмолдо на юге расценива ется как один из самых острых поэтических пое динков. Состязания состоялись на поминках Кедейбай-датки в Аксы, приблизительно в 1914. По отдельным источникам, будучи придворным акыном Кедейбай-датки, Нурмолдо оповестил народ о его смерти. На поминки съехались гости из Андижана, Мерке, Таласа, Майли-Сая. В сос тязании с андижанским акыном Мысой Нурмол до пел о себе, что он — быстроногий скакун, он — зрелый плод дерева, он — забродивший напиток бозо, вожак овец, соловей из певцов. Когда затянулось состязание, Нурмолдо напра вил своё выступление в иносказательное русло. Есть версия, что Мыса начал разгадывать смысл иносказательных речей Нурмолдо, тем самым ему удалось добиться успеха. Нурмолдо импровизировал восточные поэмы «Азиретаалы — Дарый ка», «Юсуф и Зулейха», «Фархад и Ширин», тек сты к-рых в его исполнении не сохранились.
Найманбай Балык уулу (1847— 1913) относится к типу акынов-импровизаторов и сказителей. Участвовал в айтышах с Калмур зой, Эсенаманом, Жаманкулом, Токтогулом, Эшмамбетом, Нурмолдо, Куйручуком, Кара Нур маном и др. По происхождению — из племени сарыбагы шей, рода чон чарык. Отец — Балык, проживал в Чуйской долине у манапа Байтика, Найман бай вырос и жил там же. В конце 19 в. он был признан одним из сильнейших акынов, прожи вавших на этой территории. В 1900 на помин ках Жапаркула сына Чолпонкула акын Калмурза, уже признанный певец, встретился с Найманба- ем и победил его. Ни одно торжество, ни одни поминки в Чуйской долине не проходили без участия Найманбая. На торжестве Сатая, сына Чолпонкула на состязание с ним выходит 15- летний Жаманкул, имя к-рого только начинало становиться известным среди населения. В этом поединке Найманбай одержал победу, вызвав одобрение у слушателей остроумием и сме лостью. Выступления Найманбая на состязани ях всегда были остроумными, полными сарказ ма. По своему характеру акын был заносчивым, упрямым, настойчивым. Его соперники зача стую пользовались тем, что Найманбай, едва вступив в словесную баталию, мог не придавать значения высказанным словам, плыть по тече нию, ни к кому не прислушиваясь, и входить в раж, что считалось одним из признаков неуда чи. Однако акыны, победившие Найманбая, признавали в нём большого мастера слова и талант ливого акына. Его юный соперник, акын Жа манкул, попросил у него благословения, а Кал мурза одарил его скакуном и попросил проще ния. Высоко оценивая поэтический талант кол леги, они сравнивали его поэзию с величествен ным Ысык-Кёлем.
Найманбай дважды встречался на айтышах с Токтогулом. Первая встреча состоялась на поминках Райымбека в Тери-Жайлаке. Поскольку Найманбай был глашатаем поминок, он сам от крыл состязание, но потерпел поражение. Вто рая встреча состоялась в 1910 на поминках мате ри Керимбая Алтынай, когда Токтогул вернулся из ссылки. Это были даже не состязания, а об мен мыслями. Резко отличается айтыш Найман бая с Кара Курманом. Хотя импровизации по своей структуре близки к песням айтыша, но по содержанию и направленности они напоминают жанр хвалебных песен. Они были далеки от тен денции высмеивания людских пороков в целом, что имело место в поэтических поединках с Бек назаром или Куйручуком.
Найманбай был весьма известным манасчы своего времени. Импровизировать эпос «Манас» он начал под влиянием своего отца и др. сказителей. Из уст последователей Найманбая до на шего времени дошли отрывки из эпоса «Манас» «Вид Таласа», «О надгробии», «Персонажи-ге рои «Манаса» (Сыргак, Каныкей, Алмамбет)», а также описания скакунов Аккулы и Саралы. Из рассказов очевидцев поэтических состязаний и знатоков, Найманбай был мастером не только в сочинении хвалебных песен, но и песен-опове щений. Большая часть поэтического наследия акына не сохранилась.
В конце 18 в. и в 1-й половине 19 в. акын ская поэзия поднялась на высшую ступень, обогатившись в жанровом и тематическом планах. Резко увеличилось кол-во акынов-сказителей, сформировались др. виды поэтических состяза ний. Творческие поиски акынов в области со здания новых по форме и содержанию произведений привели к зарождению течения «замани стов». «Заманы» представляли собой поэтические философские размышления на обществен но-социальные и политические темы. Тради ционные песни прощания, оповещения, изоб личения, хвалы, предсмертные заветы достиг ли совершенства, в отдельных случаях они вы ходили за рамки своего жанра, вбирая в себя острые социальные проблемы. Характерными особенностями акынской поэзии этого перио да являются отражение жизненных проблем в эпических жанрах и широкое применение фоль клорных традиций. В творчестве некоторых акынов (Сартбая) наблюдается тенденция про теста против духовного и экономического не равенства, к-рая позже, в конце 19 и в начале 20 вв., получила окончательное формирование и дальнейшее развитие в творчестве последующих акынов.
Сведения об акынах 2-й половины 19 и нача ла 20 вв. обладают большей подробностью, ведь большинство из них жило уже при Советской власти. В основном, они совершенствовали имеющиеся художественные находки, способы исполнения песен и импровизации своих предшественников. Но поскольку в своё время запи си текстов их произведений не велись, не было их целенаправленного изучения и систематиза ции, до нынешнего времени дошли лишь неко торые имена акынов и единицы их произведе ний. Предметом тщательного изучения стало творчество акынов юж. региона (если не учиты вать Кетмен-Тёбё). Многие годы исследовалось творчество лишь одного-двух поэтов этого пери ода, до настоящего времени дошли скудные материалы по творчеству Бекназара, Кара Курма на, Бала Курмана, Караырчы, Орозаалы, про званного «соловьем», Карамырзы, к-рый в своё время состязался с Токтогулом, Кулмурзы, Ни шана, Кайына, Ташмата; сохранились 1-2 сана та Ботобая, признанного акыном не только у себя на родине, но и в Узбекистане; некоторые све дения сохранились об андижанском акыне Мысе- ырчы, к-рый был в самом Таласе и принимал участие в больших состязаниях; о певце Сарте (Сартимбеше), состязавшегося с Арстанбеком; о Доороне, активном участнике словесных поедин ков; о певце Калмамбете; об Ысакане, состязавшимся с легендарным Куйручуком; об ученике Ботобая Сыдыке и др. Не было возможности установить имена, фамилии, даты рождения и смерти, местожительство некоторых акынов. Не удалось сохранить произведения Эшмамбета — «чистейшего акына» (Токтогул), к-рый своим мастерством не уступал Токтогулу. Он остался вне поля зрения исследователей из-за того, что был акыном манапа Каратала.
Кыргызский народ богат акынами. В сере дине 19 в. вместе с начинающими поэтами их насчитывалось около 80. Именно в этот период формируется поэтическое мастерство Токтогула, Женижока, Кулмурзы, Барпы, Калыка, занима ющих видное место в словесной художественной культуре народа и направивших акынскую поэзию в новое русло. Такими же известными акынами были Тоголок Молдо, Эшмамбет, Жаманкул, Бекназар, Нар кул, Уметаалы, Коргол, Осмон- кул, Алымкул, Токтонаалы, Исмаил, Сарыкунан, Абдрашит, Сооронбек, Токтосун и др.
Токтогул Сатылганов (1864—1933) в устах народа признан «горным соловьем» за импровизаторский и музыкальный талант. Он был мыслителем, поэтом-назидателем и скази телем, прочувствовавшим жизнь и быт народа, чаяния и надежды к-рого сумел передать в своих произведениях. Его заслуга заключается в том, что он заложил основы демократического направ ления акынской поэзии и одним из первых начал распространять идеи свободы и равенства. Токтогул родился в низовьях долины Кушчу- Суу в местности Кыша Кетмен-Тёбё. Его отец Сатылган Токсонбаев был бедняком. С раннего возраста Токтогул был пастухом у богатых мана пов и познавал трудности жизни. Становлению его поэтического мастерства способствовал бо гатый фольклор кыргызского народа, традиционная акынская поэзия. Большое влияние на его мировоззрение и поэтический рост оказали Чон ду, Сартбай, Кочбай, Ниязаалы. Отличитель ными особенностями были его редкая наблюда тельность, особое чувственное восприятие мира и врождённый поэтический талант. Он прини мал близко к сердцу жизнь своего многостра дального народа. Неслучайно в своих ранних сти хах он изображает нищету и жизненные заботы народа («Из-за нищеты», «Рытвины были мес том моих посещений»), в лирических песнях — передаёт чувства молодых людей («Насылкан», «Сюйюмкан», «Бакшы кыз», «Кюлюйпё»).
Песня «Алымкан» запечатлела личную траге дию молодого Токтогула. В ней заключены стра дания влюблённого поэта, к-рый по воле судь бы не смог соединиться со своей любимой. Не сбывшаяся мечта легла в основу мелодии «Жаш кыял», в к-рой он прощается с первой любо вью. В ранних произведениях Токтогула нашли место не только нежные лирические песни, но и произведения с острой социальной и философ ской проблематикой. Темы жизни и смерти, юности и старости раскрыты в произведениях «Жизнь», «Живи и процветай», «Что интерес но?», «Богатство», «Аккан-Суу» и др.
В творчестве глубоко чувствующего поэта, к-рое начинается с изображения страданий и чаяний простого народа, намечаются демократи ческие начала, что явилось вполне закономер ным явлением, ведь Токтогул с раннего детства познал трудную жизнь, характерную для простых людей. Однако в советский период при иссле довании и популяризации его творчества были внесены «поправки» — умышленное усиление его классового самосознания, преувеличение его атеистического мировоззрения. Об этом свидетель ствуют некоторые факты. Например, в Кетмен- Тёбё, да и на другой территории никогда не про живал певец Арзымат, к-рый был оппонентом в его произведениях. Это свидетельствует о том, что он является вымышленным художественным образом в творчестве Токтогула. Как и др. по эты, он сочинял и исполнял хвалебные песни на торжествах и поминках баев и манапов. До казательством этому служит запись, произведён ная К. Мифтаковым в 1923 со слов Алымкула. В ней запечатлено приветственное слово в со стязании с Алымкулом на поминках в Таласе в 1910. В этой песне говорится о том, что Токто гул «желает угодить своей песней манапу», «развлекать достойных», «о готовности быть рядом с ними», а также открыто сказано, что он отбыва ет вместе с тёрё, т.е. акын часто сопровождал своего господина. Эшен также был почитаемым человеком у акына. Значит, причина ссылки в Сибирь заключалась в другом. Хотя песни Ток тогула «Прощай, мама», «Прощай, мой народ», «Во время изгнания», «Беда легла на мою голо ву», «Наступит время свободы» созданы в тради ционной форме песен-прощаний и песен-сожа лений, по идейно-тематическому содержанию, по социальному значению и направленности они вышли за рамки песенного жанра, так как в них нашли место не столько личные переживания поэта за свою судьбу, сколько размышления о тяжёлой судьбе простых людей, о их бесправном положении, их «непросыхаемых слезах». Токтогул ещё до ссылки видел, что баи и манапы свои м насилием и угнетением довели народ до ни щенского положения, и что эшены в белых чал мах обманывают народ.
В 1898 вместе с мятежниками Андижана, среди SS человек, приговорённых к семилетней каторге в Сибири, был 34-летний Токтогул, к-рый «обирался до неё долгим путём — Наманган — Москва — Александровский централ, побывав в тюрьмах Тобольска, Тюмени и Иркутска. Жандармы, не владеющие языком поэта, могли «уни зать» его «до потери сознания». Акын был при говорён к самым тяжёлым каторжным работам в Сибири. Он работал на месторождениях свинка, меди, золота, на строительстве железной дороги Круглою — Байкал, в тяжёлых условиях на лесопилке. Страдания узника изображены в произведениях «Беркут, парящий над горами», «Разве таков твой допрос?», «Страданиям подвер- пвсь моя жизнь», «Песня узника», а также в пес нях, исполненных после возвращения на роди ну. В архивах нет данных и даты побега Токтог ула с каторги. Исследователь Ж. Таштемиров, уточнив отдельные факты из биографии акына у Сейдимкан, матери Токтогула, пришёл к выво ду, что Токтогул вернулся на родину в 1903-04. Через полтора года он женился и в 1906 у него рождается сын. До второго ареста (1910) он имел троих детей, к-рые позже все умерли. Вполне естественно, что Токтогул, столько переживший на своём веку, с радостью встретил весть об установлении Советской власти. Ничего нет противоестественного в том, что им были созданы такие произведения, как «Замана», «Да здрав ствует Советская власть», «Ленин открыл доро гу». «Выше держи своё знамя», в к-рых выразил идеологию своего времени. Его эпическая по эма «Какая женщина родила такого сына как Лен ин» (1919) стала достоянием не только акынской поэзии, но и по своему идейно-тематичес кому содержанию, глубине мысли, новаторско му раскрытию темы стала заметным явлением профессиональной нац. поэзии вообще. Про изведение было переведено на 18 языков.
Токтогул оставил кыргызскому народу бога тое литературное и культурное наследие, разно образное по жанру, познавательное по содержанию и новаторское по форме, имеющее большое эстетическое значение. В айтышах Токтогул от своих коллег требовал прежде всего соблюдения этических норм. Кроме того, он, сохраняя народн ые традиции айтыша, привнёс новаторские из менения в содержание и структуру произведения тем самым способствуя дальнейшему совер шенствованию акынской поэзии.
Талант Токтогула, его гуманизм были высоко оценены его современниками и учениками. В зна к уважения Тоголок Молдо дважды посетил Т октогула, а Барпы в 1915 пришёл к великому акыну и выдержал испытание на поэтическое мастерство. Он был учителем таких акынов, как Эшмамбет, Калык, Алымкул, Коргол, Курман и др. Его богатое наследие сохранилось для по томков благодаря его многочисленным учени кам. В 1910 он встречается с казахским акыном Жамбылом, с к-рым устанавливает дружеские отношения. Во время побега с каторги он попа дает в племя казахов аргынбама, изучает и запо минает их песни, и по возвращении домой при возит с собой песни, мелодии и дастаны казах ского народа, популяризовав в своём исполне нии поэмы «Нарикбай», «Чоро» и «Кыз-Жибек».