Культура КР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:15, реферат

Краткое описание

Кыргызы являются древним народом Центральной Азии истоки зарождения художественной культуры которого уходят в глубину веков. На протяжении своей многовековой истории кыргызы вынуждены были вести самоотверженную борьбу с иноземными и местными поработителями. В этих условиях они сумели не только сохранить свой язык, свою самобытную культуру, но и внести вклад в сокровищницу мировой художественной культуры.
Археологические, этнографические и искусствоведческие исследования свидетельствуют о том, что еще в культуре первобытного общества на территории Кыргызстана сформировались материальные и духовные предпосылки создания изобразительного искусства (комплекс петроглифов урочища Саймалуу-Таш, росписи пещеры Ак-Чункур в бассейне р. Сары-Жаз и др.).

Вложенные файлы: 1 файл

Кыргызы яв ляются древним народом Центральной Азии истоки зарождения художественной культуры к.docx

— 220.04 Кб (Скачать файл)

Барпы Алыкулов, Калык  Акиев, Алымкул Усенбаев, Коргол Досуев, Осмонкул Болебалаев, Актан Тыныбеков, Токтосун Боогачиев и Токто наалы  Шабданбаев составляют группу поэтов, творчество к-рых берёт начало во 2-ой половине 19 в., но полностью раскрылось при Советской власти. Творчество же Ысмайыла Боорончиева, Сары Кунан  Дыйканбаева, Сооронбека Чойбе-кова, Абдрашита  Бердибаева, Чалагыза Иман- кулова, Токтосуна Тыныбекова полностью при ходится на советское время. Каждый акын — сын своего времени, он не может отказаться от него, но, в основном, выполняет идеологические за дачи своего времени. Упомянутые выше Калык, Алымкул, Осмонкул, Токтонаалы, Ысмайыл и др. следовали вековым традициям, при этом прославляли политику Советской власти. Создали формы айтыша, соответствующие требовани ям нового времени.

Барпы Алыкулов (1884—1949) особо выделяется среди др. акынов тем, что в его твор честве нашли воплощение классические приме ры синкретизма импровизаторского искусства. Спектр его поэтических возможностей достаточ но широк, поэтому его трудно назвать привер женцем какого-то одного жанрово-стилевого на правления в акынской поэзии. Его можно на звать и певцом любви, и сочинителем назида тельных песен. Его поминальные песни входят в классику акынской поэзии, дастаны же отли чаются наличием в них особых средств и при ёмов изображения действительности. Свидетель ством же его высокого мастерства в искусстве айтыша являются многочисленные, известные в народе поэтические состязания с видными акы нами-импровизаторами. Его соперниками в айтышах были Токтогул, Женижок, Нурмолдо, Бекназар, Калмырза, Карамырза, Эшмамбет, Назарбай, Сыдык и др. Акынекому стилю Бар пы присущи отточенность и краткость высказы ваемой мысли, умение обобщать сказанное. Барпы метко острил, умел уязвить соперника, выс меять его. Редкий случай, когда устно-поэти ческое творчество акына сохраняется и передаётся в более или менее полном объёме. Это отно сится к Барпы: множество его сочинений было записано из уст народа, что дало возможность впоследствии, в 1955, издать первый сборник его стихов «Избранные произведения», к-рый в 1960, 1970 и 1984 переиздавался с дополнения ми. В 1995 вышла книга его стихов с текстоло гическими уточнениями и дополненная произ ведениями, ранее не издававшимися.

Акынская письменная поэзия. Во времена тоталитарной власти господствовало мнение о том, что  кыргызы впервые стали обла дать письменностью лишь после Октября, чтобы подчеркнуть особое историческое значение революции для кыргызского народа, поэтому изуче ние творчества акынов-письменников 19 и на чала 20 вв. не было актуальным. Теперь, когда кыргызы образовали независимое самостоятель ное государство, появились условия, позволяю щие вынести из глубоких архивов материалы, свидетельствующие о большем разнообразии и богатстве акынской устной и письменной поэзии и установить её настоящие параметры, опреде лить её как огромный пласт духовной культуры народа. Так, к примеру, был издан поэтичес кий сборник Молдо Нияза, акына, стоявшего у истоков письменной поэзии, следовательно, появились широкие возможности для научного осмысления его творчества. Многие десятилетия, находившееся в политической опале, на следие Молдо Кылыча также заняло своё место в духовном наследии народа. Началось научное исследование творчества таких акынов как Ал да

 

 

 

 

Русская литература Кыргызстана — историчес ки закономерное явление, обусловленное длительным развитием Кыргызстана в составе Российской империи, а затем Союза Советских Социалистических Республик. Специфическими чертами русской литературы являются: генетическая принадлежность к русской литературе, тесная связь с жизнью народа Кыргызстана, органическое взаимодействие с кыргызской литературой и культурой.

История русской  литературы Кыргызстана начинается с обращения русских писателей  к кыргызской тематике. Одними из побудительных  факторов, способствовавших этому процессу, были научные труды учёных-исследователей Центральной Азии: П.П.Семёнова-Тян-Шанского (1827-1914), Н.М.Пржевальского (1839-88), А.П.Федченко (1844—73), И.В.Мушкетова (1850—1902). Первые произведения русских пи сателей, в к-рых нашла отражение кыргызская тематика, относятся к концу 19 — началу 20 вв. Наиболее значительными из них являются: очер ковые книги «Путевые заметки» П.Пашино (1868), «По Средней Азии» Л.Дмитриева-Кав казского (1894), «В песках» Н.Н.Каразина (1904), «По степям и горам Азии» Б.Тагеева (1910); романы «Погоня за наживой» Н.Н.Каразина (1873), «В новом краю» Н.Ильина (1913). Интенсив ное освоение темы Киргизии в русской литературе начинается в 20-е годы. Об этом свиде тельствуют повести «Вершинная быль» С.А.Чуй кова (1924), «Пастух Садык» Н.С.Чекменёва (1928), «Мамбет и Кыдырбай» В.Лебедева (1929), романы «Мятеж» Д.А.Фурманова (1925), «Конт рабандисты Тянь-Шаня» (1927) и «Пастух пле мён» (1929) А.П.Сытина. Содержанием этих произведений является революция и граждан ская война в Кыргызстане. В конце 20-х—30-е годы появляются очерково-документальные книги о социалистическом строительстве в респуб ликах Средней Азии, в т. ч. и в Кыргызстане: «Семафоры в пустыне» (1928) и «Азиатская Швейцария (По киргизским кочевьям)» (1929) З.Н.Рихтер, «Памир без легенд» (1932) и «Всадники и пешеходы» (1933) П.Н.Лукницкого, «Вы сокая земля» П.А.Ширяева (1933). К этому же времени относится появление первых поэтических сборников, отразивших кыргызскую темати ку: «Песня о горных орлах» С.Дунаева (1930), «Передовой пост» С.А.Фиксина (1932), «Начало песни» и «Геологоразведка» Г.И.Денисова (1938).

Организация творческих кадров русской ли тературы Кыргызстана происходила на протяже нии десятилетий.

Первое поколение  формировалось в 30—40-е годы. Его  представители были связаны общ ностью судеб, основными вехами к-рых были ре волюция и гражданская война, социалистичес кое строительство, Великая Отечественная вой на. Накануне войны в русской секции Союза пи сателей Киргизии состояло 6 чел.: Э.Беккер, В.П.Горячих, Е.Декастро, Г.И.Денисов, Н.Н.Удалов, Н.С.Чекменёв. Впоследствии неко торые из них стали известными писателями: Н.С.Чекменёв (1905-64), Н.Н.Удалов (1910-86), В.П.Горячих (1916—72). В годы войны в Кыргызстане жили и работали многие русские писа тели, эвакуированные из России и Украины (Л.П.Пасынков, А.Н.Степанов, Я.В.Апушкин, Г.А.Шенгели, А. Е.Адалис, В. В. Винников, А.Ф.Кравцов, Е.Зоря и др.). Некоторые из них остались в Кыргызстане и пополнили отряд рус ских писателей республики: Е.Н.Ковский (1899— 1977), Я.Б.Земляк (Зиссельман, 1906—79), М.П.Меньшиков (1913—72) и др. Вскоре после войны к ним присоединились писатели, к-рые также избрали Кыргызстан своей второй родиной: В.А. Швембергер (1892—1970), С.А.Фик син (1907-78), А. К. Борцов (1917-79), Ф.И.Самохин (1918—92) и др.

Второе поколение  входило в литературу в 50— 60-е  годы. Оно формировалось в благоприятных  условиях «оттепельного» периода и  внесло самый весомый вклад в  русскую литературу Кыргызста на. Наиболее известными писателями этой ге нерации являются: А.А.Сальников, Н.Д.Плато нова (Осташева), М.М.Ронкин, Л.М.Аксельруд, Е.Г.Колесников, Л.Б.Дядюченко, Г.В.Петрухин, А.Н.Зайцев, Э.И.Праг, Ю.М.Смышляев, А.И.Иванов, А.М.Сорокин.

Последующие генерации  русских писателей Кыргызстана  также дали ряд известных имён. В их числе: Н.А. Пустынников, С.А.Луговая, А.Г.Зарифьян, В.И.Шаповалов, А.И.Никитенко, С.Г.Токомбаева (Суслова), А.Х.Булатов  и др.

Наиболее значительные достижения русской литературы Кыргызстана  связаны с прозой, в первую очередь  — с очерково-документальной литературой. Лидирующее положение очерка обусловлено  рядом обстоятельств: традиционным интересом русской литературы к  художественно му освоению инонациональной действительности; поисками нац. корней, исторических связей между кыргызским и русским народами; актив ным участием русских литераторов в журналист ской работе. Очерковые книги есть в творче ском активе практически у каждого русского пи сателя Кыргызстана. Известными писателя ми-очеркистами являются Л. Б.Дядюченко, В.Е.Светличный (Березин), В. М. Бобылев, А.В. Жирков, МП. Меньшиков, В.П. Горячих и др.

Особого внимания заслуживает  целенаправ ленная творческая деятельность писателя-доку менталиста Л.Б.Дядюченко. Он автор очерковых книг «Проводник из Чарвака» (1967), «Без нуж ды в Зардалю» (1970) и др., документальных повестей «Фамильное серебро» (1974), «Киргиз ский мотив» (1976), «Серебряный глобус» (1978) и др., романа-хроники «Жемчужина в стене ка зармы» (1986). Героями названных произведе ний являются выдающиеся личности, с к-рыми связана история и культура Кыргызстана: врач- подвижник и краевед В.Ф.Поярков, всемирно известный художник С.А.Чуйков, знаменитые учёные-путешественники Н.М.Пржевальский и П.П.Семёнов-Тян-Шанский. Личность знамени того земляка М.В.Фрунзе привлекла внимание А.В.Жиркова — автора документально-художе ственных книг «Десять шагов до Рубикона» (1971), «Крылатая юность» (1977), «Дорогой отцов» (1985), а также Г.В.Петрухина — автора романа «Господин чрезвычайный посол» (1983). В жан ре литературного портрета зарекомендовал себя Н.Н.Удалов — автор мемуарных книг «Среди дру зей» (1975) и «В кругу друзей» (1981), героями к-рых являются его собратья по перу — писатели Кыргызстана.

В «магнитном поле»  документально-художест венной прозы  находится историческая проза. Её вершинные  достижения связываются с рома нами «Семиречье» Н.С.Чекменёва и «Брат  на бра та» Е.Н.Ковского. Роман-трилогия «Семиречье» («Пишпек 1918 года», «Горные  орлы» и «Конец белых атаманов», 1952—60) — широкое эпичес кое полотно о революции и гражданской войне в Киргизии, Казахстане и Южной Сибири. Ро ман в трёх книгах «Брат на брата» (1969—75) также разрабатывает историко-революционную тему, но на ином материале: действие романа происходит на Украине — в местах, с к-рыми связана био графия автора. Из др. произведений на исто рическую тематику следует назвать повести «Пу лемётчики» (1957) и «Нарынское дело» (1959) В.И.Паршкова — участника гражданской войны в Киргизии — и повесть «Странник поневоле» Б.М.Бобылева (1980) — о событиях двухсотлет ней давности, когда россиянин Филипп Ефре мов в качестве пленника и беглеца совершил почти кругосветное путешествие, одним из пун ктов к-рого был Кыргызстан.

Военная проза представлена, в основном, произведениями писателей-фронтовиков: очер ками В.П.Горячих, рассказами Н.С.Чекменёва, повестями Ф.И.Самохина. Широкую известность получила повесть Ф.И.Самохина «Чолпонбай» (1958) — о бессмертном подвиге Героя Совет ского Союза Чолпонбая Тулебердиева. Жизнь кыргызского села в годы войны отражена в романе Н.Н.Удалова «Горные просторы» (1955). Писатель послевоенного поколения Г.В.Петрухин создал о войне оригинальные повести «Один на песке» (1977) и «Полонез Огинского» (1980).

Производственная  проза прочно связана с именем А.А.Сальникова. Нефтяник по профессии, он является автором цикла производствен ных романов о нефтяниках Кыргызстана: «Золо тые глубины» (1956—58), «Стойкость» (1962), «Новые горизонты» (1968), «Изыскатели» (1980). В жанре производственной повести проявили себя Л.Б.Дядюченко («Скарабей», 1974) и А.И.Иванов («Снег в сентябре», 1983).

Деревенская проза  создавалась усилиями писа телей разных поколений (Н.Н.Удалов, Ф.И.Самохин, М.Г.Аксаков, Е.Г.Колесников, А.М.Со рокин и др.). Значительным достижением в этой области признан роман А.М.Сорокина «Твердь земная» (1985).

Проза русских писателей  Кыргызстана разно образна не только в тематическом, но и в  жан- рово-стилевом плане. Художественные поиски привели писателей к проявлению оригинальных произведений, таких как повесть в новеллах А.А.Сальникова «Юнусовы» (1973), роман-хро ника Л.Б.Дядюченко «Жемчужина в стене казармы» (1986), роман-диалог Г.В.Петрухина «Взгляд с порога» (1987). В широком стилевом русле прозы хорошо различимы такие течения, как лирическая прозы (Е.Г.Колесников, Л.Б.Дядюченко и др.), психологическая проза (Г.В.Петрухин, А.И.Иванов и др.), публицистическая проза (В.М.Бобылев, А.М.Сорокин и др.).

Русская проза Кыргызстана  также имеет зна чительный художественный потенциал, аккуму лированный в творчестве поэтов нескольких по колений. История русской поэзии неразрывно связана с именем С.А.Фиксина — российского поэта смоленской школы, для к-рого Кыргыз стан стал не только второй родиной, но темой и воздухом творчества. Именно здесь он реализовал себя как поэт, издав около 20 сборников и создав поэтическую школу. Широкую известность получили его книги «Слово о Киргизии» (1958), «Ракита и арча» (1961), «Край синего и золото го» (1974). В творчестве М.М.Ронкина органи чески слились лирика и сатира, давшие «чудесный сплав» — гражданскую поэзию. Об этом свидетельствуют лучшие его сборники: «Я живу на земле» (1968), «Годы и вёрсты» (1982), «Вто рая память» (1987). Л.М.Аксельруд — яркий пред ставитель философской поэзии. Художественным открытием поэта признаны две книги пятистиший: «Перекрёстки» (1976) и «Голоса» (1980). Ю.М.Смышляев зарекомендовал себя как тон кий лирик и пламенный публицист, первооткрыватель жанра драматической поэмы. Особен но ярко его творческая индивидуальность про явилась в сборниках «Моё окно» (1974) и «Несу цветы» (1983). А.Н.Зайцев — поэт-рабочий, про должатель традиций рабочей поэзии. Последняя по времени его книга — «Огненные комья» (1994) — издана на средства родного для него сельмашзавода имени М.В.Фрунзе. Названия пре дыдущих сборников говорят сами за себя: «Рабо та», «Сплав», «Рождение огня» и др. В.И.Ша повалов осуществил смелый художественный эксперимент: привил к древу русской поэзии кыргызскую поэтическую культуру, обновив тем самым традиции ориентального направления в русской литературе. Его поэма «Рождение манасчы», изданная отдельной книгой (1995), от крыла новую страницу в истории русской поэзии Кыргызстана. А.Г.Зарифьян, в свою оче редь, обогатил её песенной поэзией. Лучшие песни барда вошли в сборники «Нет дороге конца» (1987) и «Неотболевшее» (1990). С.Г.Токомбае ва (Суслова) — самая талантливая поэтесса в сов ременной поэзии. Её лирический диапазон так же широк, как и поэтическая культура, впитав шая традиции русской, кыргызской и мировой литературы. Наиболее известные сборники С.Г.Токомбаевой: «Пятое время года» (1980), «Охота на эхо» (1990), «Возвращение к себе» (1997).

Характерными чертами  русской поэзии Кыргызстана в  целом являются: опора на традиции русской поэтической культуры (С.А.Фиксин, Е.Г.Колесников, Ю.М.Смышляев, Н.А.Пустын-ников), обогащение её традициями кыргызской поэтической культуры (С.А.Фиксин, В.И.Шапо валов, С.Г.Токомбаева), формирование «жен ской лирики» (С.А.Луговая, С.Г.Токомбаева, Р.В.Горбачёва, В.Н.Кортикова и др.), создание сатирической поэзии (Я.Б.Земляк, М.М.Ронкин, Э.И.Праг, А.Г.Зарифьян и др.), обращение к но ваторским формам: лирической миниатюре (Л.М.Аксельруд), лирической повести и лири ческого романа (С.Г.Токомбаева), драматической поэме (Ю.М.Смышляев, М.М.Ронкин), создание поэтического образа Киргизии как родного дома (С.А.Фиксин, В.И.Шаповалов, С.Г.Токомбаева и др.).

Русская драматургия  Кыргызстана возникла в годы Великой  Отечественной войны. Первыми драматургическими  произведениями были пье сы в стихах В.В.Винникова «Я стреляю послед ним» (1942) и героическая драма в стихах Я.В.Апушкина «Меч Грюнвальда» (1945).

Заметный след в  истории драматургии оста вил  В.А.Швембергер — создатель и  художествен ный руководитель Республиканского театра ку кол. В 1947 им была организована нац. группа кукольников и для неё создан оригинальный репертуар, основанный на кыргызском сказочном фольклоре. Лучшие произведения вошли в сбор ник «Пьесы для театра кукол» (1958). За время творческой деятельности В.А.Швембергер напи сал более 30 пьес и 4 методические книги по кукольному театру. Драматические произведения для театра создавали В.И.Паршков (пьеса «Вре мя не ждёт», 1954), М.Г.Аксаков (драма «Когда листья падают», 1960), Ю.М.Смышляев (драма тические поэмы «У стен Пишпека», 1963 и «Ка рамолдо», 1964). В 80-е годы получили при знание пьесы А.М.Сорокина: «И будет судный день» (1984), «Колокол вечного боя» (1985), «Восемь баллов по шкале Рихтера» (1988).

В области кинодраматургии  успешно работа ли М.Г.Аксаков и  Л.Б.Дядюченко. По литера турным сценариям М.Г.Аксакова на киностудии «Киргизфильм» сняты первые кыргызские пол нометражные художественные фильмы «Моя ошибка» (1958) и «Девушка из Тянь-Шаня» (1960). Л.Б.Дядюченко написал сценарии к фильмам «Водопад» (1974) и «Зеница ока» (1976). Драматургические произведения для телеви дения создавали М.Г.Аксаков, М.М.Ронкин, Л.Б.Дядюченко и др. писатели. Русские писатели Кыргызстана активно и це ленаправленно занимаются переводческой дея тельностью. Благодаря им кыргызская литерату ра стала достоянием русскоязычного читателя, а затем через переводы с русского языка — обрела многоязычную читательскую аудиторию.

 

 

 

 

Традиционная материальная культура кыргызского народа представляет собой уникальное явление всего  культурного фонда народа. Её ста новление неразрывно связано с кочевой цивилизацией, к-рая возникла и получила всестороннее развитие на огромном евроазиатском пространстве и оставила глубокий неизгладимый след в мировой истории. Материальная культура, социальная организация, духовная жизнь древних кыргызов имели обще черты с культурой саков, усуней, гуннов, тюрков, монголоя зычных племён Центральной и Средней Азии. Особая близость, местами полное совпадение тех или иных элементов культуры кыргызов обнару живаются в культуре тюрко-монгольских племён и народов. Материальная культура кыргызов прошла несколько этапов. Однако, основные, характерные элементы сложились в эпоху, когда кыргызские племена обитали в зап. р-нах Мон голии и Нижней Сибири в 3—2 в. до. н. э. Прежде всего относится к юрте, одежде, боевым доспехам, конским снаряжениям и др. отдельным элементам системы жизнеобеспечения.

Информация о работе Культура КР