Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:15, реферат
Кыргызы являются древним народом Центральной Азии истоки зарождения художественной культуры которого уходят в глубину веков. На протяжении своей многовековой истории кыргызы вынуждены были вести самоотверженную борьбу с иноземными и местными поработителями. В этих условиях они сумели не только сохранить свой язык, свою самобытную культуру, но и внести вклад в сокровищницу мировой художественной культуры.
Археологические, этнографические и искусствоведческие исследования свидетельствуют о том, что еще в культуре первобытного общества на территории Кыргызстана сформировались материальные и духовные предпосылки создания изобразительного искусства (комплекс петроглифов урочища Саймалуу-Таш, росписи пещеры Ак-Чункур в бассейне р. Сары-Жаз и др.).
Сартбай Бёлёкбай уулу (1839— 1919) был одним из крупнейших акынов своей эпохи. Родился в волости Кен-Кёл уезда Чы чырканак в Таласе. Он был из племени кушчу кенчим, рода тагаймат-жетиген. Выходец из бедной семьи. Боромбай Перимбердиев считал Сарт бая Бёлёкбай уулу, а также Ниязаалы и Токто гула Сатылганова своими учителями. Он говорил, что исполнительское мастерство Токтогул перенял у Сартбая. Сартбай наказывал: «После моей смерти моё место займёт Токтогул». Таким образом, он придавал огромное значение талан ту своего ученика. Большое влияние на творчест во Сартбая оказали казахские акыны-певцы. Ка захская акын-импровизатор Мыскал была побеж дена в состязании с Сартбаем. По отдельным сведениям стало известно, что он также был та лантливым мелодистом, исполнителем, комузи стом, отлично играл на кыл-кыяке (двухструн ный инструмент, напоминающий скрипку). В своё время высоко был оценён его сказитель ский талант. До нас дошли варианты эпосов «Ко жожаш», «Саринжи-Бёкёй» в импровизации Сарт бая в исполнении последователя акына Ожока, а также сына его родного брата Конокбая — Су лаймана. Один из вариантов этих произведений сохранился в исполнении Сулаймана Конокбай уулу. Самым популярным произведением Сартбая, благодаря к-рому он стал известен как та лантливый акын, певец-мелодист, является пес ня «Кунетай». Она была широко распространена на севере и юге Кыргызстана и позже имела ва риации. «Кунетай» — это песня о первой любви поэта. При жизни отца Сартбай был помолвлен с юной Кунетай. Молодые позже полюбили друг друга и поклялись друг другу в любви. Перед свадьбой, в поисках средств, он отправляется в Андижан. В это время девушка была выдана за другого. Поэт застаёт свадьбу любимой с дру гим человеком. Под сильным впечатлением на свадьбе рождается песня акына, в к-рой заклю чается страдание и сожаление:
Будь
рядом со мной, получил я урок.
Кунетай, мечтая о тебе,
Лишилась тебя, моя бедная душа,
Смог бы избавиться от тоски,
Прикоснувшись к тебе.
В истории акынской поэзии 19 в. особое место занимает творческое наследие Арстанбека Буйлаш уулу (1824—78). Он был акыном- импровизатором и назидателем, стоял во главе литературного течения заманистов («заман» — эпоха), имел большое влияние и популярность. Поскольку его творчество не исследовалось, сох ранились лишь некоторые его произведения. В своих произведениях он изобразил трудную жизнь народа, отразил его надежды и чаяния. Это видно на примере изображения жизни кыргызского народа под кокандским гнётом. Рас крытие аналогичных тем приблизило творчество акына к народу. У слушателей его произведений зачастую на глазах наворачивались слёзы. Поли тика царской России, установленная на кыргыз ской земле, нашла яркое выражение в творче стве акына. Его произведение «Тар заман» и айтыш с казахским акыном Кантарбаем являют ся тому свидетельством. «Тар заман» имеет сво еобразную мелодику, повторы отдельных частей. Судя по некоторым источникам, это произведе ние, дошедшее до наших дней с некоторыми дополнениями и изменениями, было объёмным и исполнялось в сопровождении комуза. В 1928 известным музыковедом А. Затаевичем была произведена нотная запись некоторых кюю Ар станбека. Песни Арстанбека — это песни его вре мени, голос его эпохи. В них он изобразил тра гическую судьбу народа, к-рый был согнан со своей земли русским царизмом и оказался в кабале. Поэтому народ воспринял «Тар заман» как собственное пережитое событие. «Тар заман» является выражением жизненной, акынской, социальной философии. События, описанные в «Тар замане», созвучны с содержанием словесного состязания с Кантарбаем. В них отражены взгля ды на эпоху, в к-рой он жил. В «Тар замане» говорится о том, что от русского насилия стра дал не только народ, но и природа. В художе ственном раскрытии и оценке действительности акын не смог уйти от патриархально-феодальных взглядов. Сам народ не мог дать объективную оценку происходящим событиям и общественным явлениям. Исходя из этого, народное по нимание и воспринимается поэтом в качестве нац. идеологии.
Жанровый состав произведений Арстанбека многообразен. К ним относятся арманы, сана ты, импровизации, заветы и др. песни. По ху дожественному оформлению санаты Арстанбека напоминают поэмы. Существует мнение, что Арстанбек мастерски исполнял эпосы «Кожо жаш», «Тёшткж», «Чоро», «Бердикожо», казах скую поэму «Беш казак», «На поминках Кёкё тёя», но ни одно из этих произведений до нас не дошло. Из его заветов и некоторых источни ков известно, что он владел исполнительским искусством и акынским мастерством. В своей жизни он сходился на айтышах со многими акы нами. Он встречался с талантливым певцом, манасчы и комузчу, Музооке, побеждал в состя зании с Сейилканом Ормон уулу и певцом Сар том. А в айтыше с известным таласским акыном Чонду Арстанбек потерпел поражение. Судя по этим данным, можно утверждать, что он был выдающимся комузистом своего времени и имел последователей. Его акынское мастерство было высоко оценено товарищами по искусству, он был широко популярен у кыргызского и казахс кого народов. Он отправляется в Каркыра наве стить талантливого остроумного акына Женижо ка из Аксы. Здесь Арстанбек так спел свои песни-замана, исполненные трагизма и боли за свой народ, что казахский тёрё Тезек был глубоко потрясён. Акын Кантарбай, услышав песни Арстан бека, досрочно признаёт своё поражение и отка зывается от словесных баталий. А встреча с Су юнбаем, из уст к-рого так и лилось остроумие, закончилась миром и согласием акынов, где со перник дал высокую оценку Арстанбеку. Эти факты свидетельствуют о большом таланте акы на. До сегодняшнего дня представление о твор честве Арстанбека складывалось на основе его известного произведения «Тар заман». Вышед ший сборник его произведений позволяет дать более широкую оценку его творчества. Есть так же сведения о том, что акын является создате лем примерно 200 мелодий, среди к-рых наибо лее известными были «Песни-сожаления Арстан бека», «Кербез», «Ат чубатар ботою», «Андижан ская мелодия» и т.д. Таким образом, одной из вершин акынской поэзии 19 в. явилось творчес тво Арстанбека, прозванного в народе «со ловьем», признанного поэта-мыслителя, комуз чу-виртуоза, певца.
Солтобай Токтоболот уулу(1834— 1918) является современником и учеником Арс танбека. Оба акына долгое время проживали в одной местности, на юж. побережье Ысык-Кёля, в с. Чырпыкты, и за это время между ними ус тановились тесные дружеские связи. Влияние Арстанбека на Солтобая заметно на примере следующих произведений: «Святое моё озеро Кёл- Ата», «Заповеди Боромбая», а также песен, в к-рых высмеивается Шабдан. Солтобай является авто ром многих лирических, панегирических, а так же разоблачительных песен. Был певцом-глаша таем на тоях и поминках, обучил многих девушек, молодух искусству складывания кошоков (причитаний). Именно Солтобай распространил среди населения жанр предсмертного наставле ния (керээз), созданного Боромбаем. Как сви детельствуют источники, Солтобай, в отличие от своих предшественников, редко принимал участие в словесных состязаниях (айтышах). Есть информация, что он однажды встретился в ай тыше с Назаром-семетейчи. Поскольку между ними существовали дружеские отношения, эта встреча носила доброжелательный характер. В своё время Солтобай был близок с главами больших племён и мог в их адрес говорить хвалебные и критические замечания, чем заслужил попу лярность у населения. В частности, завоевав уважение и почёт среди кыргызов, казахов и уз беков, он высмеял Шабдана, к-рый был в дове рии у русских и поэтому стал акыном-героем среди населения.
Литературное наследие Солтобая сохранено не в полном объёме. Изучение творчества Солто бая, как и его предшественников, на к-рых был навешен ярлык певцов, воспевающих прежний уклад жизни, было запрещено. До нас дошли лишь такие произведения, как «Предсмертные наставления Боромбая», песни про Шабдана, а также песни, к-рые он исполнял при прощании с Текесом, Жылдызом и Ысык-Кёлем. Эти про изведения хвалебного и обличительного харак тера свидетельствуют о высоком художественном мастерстве акына. Идейно-тематическое содер жание его прощальных песен не ограничивается его собственными переживаниями, они охваты вают проблемы судьбы народа, будущего родины, духовности, чести и достоинства человека, законов времени, социального положения на рода. В раскрытии этих тем произведения выш ли за рамки прощальных песен, достигая своим содержанием произведения эпического жанра. Величие Солтобая заключается в том, что он как талантливый поэт смог передать это в своих произведениях.
А й т ы к е (1816—87) является уроженцем Жумгала в Суусамыре, из племени саяк, рода козубек. Имя отца неизвестно. Был акыном- назидателем, комузистом, чон манасчы, т.е. импровизировал весь эпос «Манас». Его акын- ское мастерство высоко ценили Тоголок Молдо, Токтогул и др. Сохранилась лишь небольшая часть его произведений. В один из периодов жизни был личным певцом-акыном манапа Тёрёгель ди. Произведения, созданные в это время, не сохранились. Из содержания произведений из вестно, что он занимался земледелием. Акын часто бывал на Ысык-Кёле, Нарыне, Чуйской долине, Таласе. Ряд произведений посвящен междоусобным распрям сарыбагышей и бугу, свидетелем к-рых он был. Есть сведения, что он встречался в поэтическом состязании с таласским акыном Чонду, с к-рым впоследствии установились крепкие дружеские и творческие связи. Их первая встреча произошла в Таласе, поединок был жёсткий, обострённый. Это наблюдается из следующих строк Айтыке:
Твой
народ саруу
Собрался здесь со всего Таласа.
Пришли все кушчу
И не было рядом
Моих многочисленных саяков.
Стоял вокруг гвалт и смех саруу.
Полный текст айтыша не сохранён. По сведе ниям современников акына, поединок происхо дил на территории племени Чонду. Соплеменники Чонду и смехом, и возгласами поддержи вали своего акына, тем самым пытаясь прова лить выступление Айтыке. Позднее Чонду приз нал великолепие таланта и исполнительского мастерства Айтыке и до конца своей жизни был в тесных связях с акыном, часто посещал Жум гал. Известны также его поэтические состяза ния с известным акыном Балыком. К тому вре мени историческая ситуация сложилась таким образом, что во времена междоусобицы сарыба гышей и бугу племя саяков не поддержало пра вившего тогда Ормон-хана. Вследствие этого, манап Тёрёгельди резко изменил своё отноше ние к своему придворному акыну. Состязание с Балыком происходило в то время, когда манап разбирался с племенем саяков и акын упомянул в своём выступлении о том, как манап охладел к своему поэту. В этом айтыше-поединке прева лирует тенденция изобличения друг друга. Из-за своих неосторожных высказываний, к-рые вызвали недовольство манапа, Айтыке проигры вает Балыку. После этого состязания Айтыке был вынужден перебраться на Суусамыр, где он прек ратил свою творческую деятельность.
Чонду (Сары ырчы) (1826—1912) жил в Беш-Таше в долине Капбы Кара Таласа. Есть две версии относительно его родовой принад лежности. Из айтыша с Айтыке и из воспоми наний Тоголока Молдо известно, что он из рода саруу. По записям же К. Мифтакова (1923), акын принадлежит к роду кушчу племени колпеч, от него — быры. Отец его Койчуман, дед — Бай тан, от Чонду происходит Токтораалы, от него — Калчыбек. Существует предположение, что Чонду — внук известного акына Женижока-Чон ду, но это неверно, т.к. их родовое происхожде ние различно. Чонду входит в группу акынов- сказителей. По словам А. Огонбаева, выдаю щегося мелодиста, Чонду также слагал мелодич ные санаты. Жизнь свою прожил в почёте. Ар станбек высоко ценил его акынское мастерство, отмечая его великодушие и покладистый харак тер, относился к нему с глубоким уважением. Во время айтышей Чонду никогда не позволял себе переходить на грубые, резкие выражения, умел с достоинством давать отпор, при этом придавал важное значение каждому высказанному слову. Примером тому могут служить его песен ные состязания с Эсенаманом и Арстанбеком. Он умел ценить и достоинства своего соперни ка, так, в одном айтыше с Калмырзой, получив довольно остроумный ответ, прекратил дальней шую борьбу в самом начале, признав своё пора жение. Ему была чужда манера обличения, уни жения противника, что было характерно для акы нов того времени. Судя по содержанию его пе сен, масштабности рассуждений, стилевым осо бенностям его произведений, можно с уверен ностью говорить о достоверности информации о том, что он был ещё и сказителем эпоса «Ма нас». Чонду обладал мастерством иносказания, что особенно выразилось в его состязаниях с Эсе наманом и Арстанбеком, к-рые являются образ цами искусства айтыша.
Эсенаман Жалгаш уулу (1833— 1913) был в своё время признан одним из са мых выдающихся акынов, отличающихся особым остроумием. Происходит из рода кушчу, племе ни кыржы. Умер в Кызыл-Коргоне Таласской долины. Часто посещал Ысык-Кёлскую долину, где жили родственники по материнской линии. В Чуйской долине долгие годы показывал своё песенное мастерство у Жангарача и Байтака, на родину вернулся уже известным акыном. Был популярен и у казахов, т.к. в совершенстве ис полнял свои произведения как на кыргызском, так и на казахском языках.
Эсенаман обогатил поэтику кыргызского сти ха. Он создал одинадцати- и двенадцатислож ный размер, нетрадиционный для кыргызской акынской поэзии, а также слагал песни по фор ме казахских песен, к-рые позднее стали попу лярны и среди кыргыэов. Скитаясь по северу и югу Кыргызстана, он завоевал большое уважение и признание у видных людей своего времени, таких как Жантай, Жангарач, Курманжан- датка. Ему приходилось много раз обращаться к жанру панегирических песен, к-рые дошли до нас лишь в отрывках. Сенсационным стало событие, когда Эсенаман, во время поминок Солтоноя, младшего брата Жангарача, исполнил обличительную и хвалебную песни в адрес Байтика и Жангарача, из-за чего между манапами отноше ния стали натянутыми. Эти песни отличались остроумием и стали широко известными населе нию. Только благодаря своему авторитету среди народа, акын сумел избежать смертной казни и после этого случая переехал в Кызыл-Коргон.
Эсенаман мастерски
исполнял эпосы «Манас», «Кожожаш»,
«Олжобай и Кишимжан», «Сарин жи-Бёкёй».
Тексты этих эпосов дошли до нас
в исполнении Сулаймана и Алымкула,
к-рые считались
Ж о ж ё (Ш ожё) Каржабай уулу (1808—95) является акыном кыргызов и казахов. Был очень остроумным и смелым акыном. По творческому направлению является акыном-им провизатором. Одержал победу в состязаниях с 17 акынами. Во время встречи с казахскими акынами в Омбу он одержал крупную победу, после чего за ним закрепилось имя «Соловей». Жожё был популярен и у кыргызов. Отличался тем, что во время состязаний никому он не уступал, поражая своей смелостью.
По своему происхождению Жожё — кыргыз. Его родители во время нападения Аблайхана были взяты в плен и угнаны в рабство. Есть и такая версия, что Жожё родился в 1808 в Кокче- тау, на территории Кызыл-Туу, где и провёл, впоследствии, последние годы жизни. Предки его происходят из рода саруу. Сам акын под тверждает это в одном из состязаний с талас-ским акыном Жанышем в 1878 у манапа Байтика:
Я — саруу,
Жаныш-кушчу, полу-богатырь,
Байтик — наш общий родственник.
Оставляю это на суд духов своих предков,
Если Байтик, ты отдашь предпочтение Жа
нышу-хитрецу,
А не мне, старшему твоему брату Жожё.