Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:15, реферат
Кыргызы являются древним народом Центральной Азии истоки зарождения художественной культуры которого уходят в глубину веков. На протяжении своей многовековой истории кыргызы вынуждены были вести самоотверженную борьбу с иноземными и местными поработителями. В этих условиях они сумели не только сохранить свой язык, свою самобытную культуру, но и внести вклад в сокровищницу мировой художественной культуры.
Археологические, этнографические и искусствоведческие исследования свидетельствуют о том, что еще в культуре первобытного общества на территории Кыргызстана сформировались материальные и духовные предпосылки создания изобразительного искусства (комплекс петроглифов урочища Саймалуу-Таш, росписи пещеры Ак-Чункур в бассейне р. Сары-Жаз и др.).
Кыргызы употребляют в пищу баранину, кони ну, говядину, верблюжатину, козлятину, а также мясо яка. Особо ценятся баранина и конин а. На больших многолюдных тризнах упот ребляют в основном конину. Блюда из баранины состоят из двух видов: блюда, приготовленные из внутренностей — из лёгких и желудка — «жөргө м»; из мелкокрошенной печени и жира с добавлением крови — «быжы»; кушанье из лёгких овцы, наполненных молоком и сваренных в воде — «олобо» или «куйган өпкө». Мясо кыргызы употребляли в основном в варёном виде — «б ышкан эт»; жареное мясо — «куурдак», к-рое пользовалось меньшей популярностью и гостям почти не подавалось. Варёное мясо подают вместе с бульоном — «сорпо», готовят блюдо из мелко накрошенного мяса — «нарын», «тууралга н эт». Куски мяса баранины распределяют со гласно статусу гостей; почётным дают голову —«баш»; затем подвздоленную кость — «жамбаш», берцовую кость — «жото» или «чүкөлүү жилик», бедренную кость — «кашка жилик», лучевую кость — «кар жилик», лопатку — «далы», а также ребра — «кабырга» (кроме рёбер передней части туши «кара кабырга). Только женщинам дают копчик — «куймулчак», грудинку — «төш», а молодым снохам давали кость от колена до лодыжки — «күң жилик». Из мяса конины почёт ным гостям дают крестец — «уча», рёбра — «ка бырга», а также колбасу из мяса с жиром — «чучук», гриву — «жал».
Растительная пища состояла из пшеницы, ку курузы, жугары, риса, проса, овса. Готовили различные блюда из целых зерен крупы и муки. Это различные каши — «көжө», «ботко», бол тушки — «атала», похлебки — «умач», «максым», «жарма» и др. Блюда из теста — «камыр та мак» — явление в кыргызской культуре позднее и встречается в следующих разновидностях: «кесме көжө», «гүлчө», «жайма аш», «кесме атала» и др.
Хлебные изделия «токоч» или «нан» состоят из следующих видов: лепёшка из кислого теста — «көмөч»; сдобная слоёная тонкая лепешка — «кат тама», слоёная лепешки из пресного теста — «ча баты»; жареные в жире большие круглые лепёш ки с разрезами центре — «май токоч»; её разно видность — «челпек», «чозмо». На юге Кыргызс тана наибольшее распространение получило выпечка хлеба на тандыре, в глиняной печи для печения лепёшек и пирожков. Особым отноше нием пользуются — «боорсоки», жареные в жи вотном жире или масле кусочки кислого (или сдобного) теста.
У кыргызов существовала практика заготовки продуктов питания впрок. Заготавливали в ос новном сушёные молочные продукты, масло и мясо. Мясо, предназначенное на заготовку, на зывали «согум» или «кышкы согум» и хранили в сушёном, копчёном или валяном виде. Для даль ней дороги или на военные походы готоили про визию — «күлазык», мелкокрошённое сушёное мясо или мясо, хорошо прожаренное в жире, толокно.
У кыргызов и сейчас в связи с приготовле нием и приёмом пищи существует целый ряд обычаев и традиций, восходящий своими кор нями в древность. При варке мяса в котле пер вым в воду опускают лучевую кость — «кар жи лик», затем остальные куски мяса. При приёме мясного блюда гости рассаживаются по группам из двух, трёх, четырёх чел., и едят мясо строго из своих тарелок. Каждому гостю дают соответствующие его общественному или родственному положению куски мяса баранины — «жиликтер». Голова баранины женщине никогда не подно сится. Существует обычай оставлять небольшой кусок мяса обслуживающим гостей или детям хозяина — «устукан», а также на дне обязательно нужно оставлять небольшое кол-во «туураган эт» — «табак түп», «кешик» для обслуживающих женщин. Если чел., не соблюдал эти правила, то его действия осуждались общественным мне нием, и он навсегда мог потерять уважение в обществе. Перед трапезой, обычно моют руки не выходя из юрты, ныне дома, для чего кто- нибудь из подростков должен был начинать полив слева на право по кругу, а после еды в об ратном направлении или др. вариант — от цен тра к двери. Сотрапезники при отсутствии но жей могли пользоваться ножами друг друга. При этом нож подавали рукояткой вперёд. Если нож возвращался хозяину, то на острие ножа втыкали кусок мяса, и возвращался в вертикальном положении, этот обычай назвался — «бычак өбөлгөсү».
Существовали обрядовые, ритуальные блюда. Например: в честь «Нового года», «Нооруз» го товили кашу из проросшей пшеницы — «чоң көжө» или «сүмөлөк» и ели всей аильной общи ной. Во всех трапезах обязательно должно быть хлебное изделие «боорсок», оно считалось ритуальным. При благополучном исходе жизненных коллизий или миновании несчастий устраивали «түлөө», пекли лепёшки на масле и раздавали соседям «тогуз токоч», «баабедин».
У кыргызов распространённым явлением были групповые угощения «шерне», «үлүш», «жоро», «деңгене», «баш таңмай». Обычаи, обряды и материальная культура кыргызского народа оп ределяют его нац. -этническую особенность. В условиях традиционного общества они имели решающее значение.
В современных условиях этнокультурные тра диции народа сильно трансформированы. Ве дущей тенденцией развития культуры являются урбанизация и европеизация. По данным пере писи населения 1999 городское кыргызское на селение составляет около 40% всего кыргызского населения. Грамотность среди кыргызов со ставляет около 100%. Эти факторы становятся важными в плане ускоренного развития народа по пути глобализации. Однако, этнокультурные традиции даже в изменённом виде продолжают существовать.
Русская литература Кыргызстана — историчес ки закономерное явление, обусловленное длительным развитием Кыргызстана в составе Российской империи, а затем Союза Советских Социалистических Республик. Специфическими чертами русской литературы являются: генетическая принадлежность к русской литературе, тесная связь с жизнью народа Кыргызстана, органическое взаимодействие с кыргызской литературой и культурой.
История русской
литературы Кыргызстана начинается
с обращения русских писателей
к кыргызской тематике. Одними из побудительных
факторов, способствовавших этому процессу,
были научные труды учёных-
Организация творческих кадров русской ли тературы Кыргызстана происходила на протяже нии десятилетий.
Первое поколение формировалось в 30—40-е годы. Его представители были связаны общ ностью судеб, основными вехами к-рых были ре волюция и гражданская война, социалистичес кое строительство, Великая Отечественная вой на. Накануне войны в русской секции Союза пи сателей Киргизии состояло 6 чел.: Э.Беккер, В.П.Горячих, Е.Декастро, Г.И.Денисов, Н.Н.Удалов, Н.С.Чекменёв. Впоследствии неко торые из них стали известными писателями: Н.С.Чекменёв (1905-64), Н.Н.Удалов (1910-86), В.П.Горячих (1916—72). В годы войны в Кыргызстане жили и работали многие русские писа тели, эвакуированные из России и Украины (Л.П.Пасынков, А.Н.Степанов, Я.В.Апушкин, Г.А.Шенгели, А. Е.Адалис, В. В. Винников, А.Ф.Кравцов, Е.Зоря и др.). Некоторые из них остались в Кыргызстане и пополнили отряд рус ских писателей республики: Е.Н.Ковский (1899— 1977), Я.Б.Земляк (Зиссельман, 1906—79), М.П.Меньшиков (1913—72) и др. Вскоре после войны к ним присоединились писатели, к-рые также избрали Кыргызстан своей второй родиной: В.А. Швембергер (1892—1970), С.А.Фик син (1907-78), А. К. Борцов (1917-79), Ф.И.Самохин (1918—92) и др.
Второе поколение
входило в литературу в 50— 60-е
годы. Оно формировалось в
Последующие генерации русских писателей Кыргызстана также дали ряд известных имён. В их числе: Н.А. Пустынников, С.А.Луговая, А.Г.Зарифьян, В.И.Шаповалов, А.И.Никитенко, С.Г.Токомбаева (Суслова), А.Х.Булатов и др.
Наиболее значительные достижения русской литературы Кыргызстана связаны с прозой, в первую очередь — с очерково-документальной литературой. Лидирующее положение очерка обусловлено рядом обстоятельств: традиционным интересом русской литературы к художественно му освоению инонациональной действительности; поисками нац. корней, исторических связей между кыргызским и русским народами; актив ным участием русских литераторов в журналист ской работе. Очерковые книги есть в творче ском активе практически у каждого русского пи сателя Кыргызстана. Известными писателя ми-очеркистами являются Л. Б.Дядюченко, В.Е.Светличный (Березин), В. М. Бобылев, А.В. Жирков, МП. Меньшиков, В.П. Горячих и др.
Особого внимания заслуживает целенаправ ленная творческая деятельность писателя-доку менталиста Л.Б.Дядюченко. Он автор очерковых книг «Проводник из Чарвака» (1967), «Без нуж ды в Зардалю» (1970) и др., документальных повестей «Фамильное серебро» (1974), «Киргиз ский мотив» (1976), «Серебряный глобус» (1978) и др., романа-хроники «Жемчужина в стене ка зармы» (1986). Героями названных произведе ний являются выдающиеся личности, с к-рыми связана история и культура Кыргызстана: врач- подвижник и краевед В.Ф.Поярков, всемирно известный художник С.А.Чуйков, знаменитые учёные-путешественники Н.М.Пржевальский и П.П.Семёнов-Тян-Шанский. Личность знамени того земляка М.В.Фрунзе привлекла внимание А.В.Жиркова — автора документально-художе ственных книг «Десять шагов до Рубикона» (1971), «Крылатая юность» (1977), «Дорогой отцов» (1985), а также Г.В.Петрухина — автора романа «Господин чрезвычайный посол» (1983). В жан ре литературного портрета зарекомендовал себя Н.Н.Удалов — автор мемуарных книг «Среди дру зей» (1975) и «В кругу друзей» (1981), героями к-рых являются его собратья по перу — писатели Кыргызстана.
В «магнитном поле»
документально-художест венной прозы
находится историческая проза. Её вершинные
достижения связываются с рома нами
«Семиречье» Н.С.Чекменёва и «
Военная проза представлена, в основном, произведениями писателей-фронтовиков: очер ками В.П.Горячих, рассказами Н.С.Чекменёва, повестями Ф.И.Самохина. Широкую известность получила повесть Ф.И.Самохина «Чолпонбай» (1958) — о бессмертном подвиге Героя Совет ского Союза Чолпонбая Тулебердиева. Жизнь кыргызского села в годы войны отражена в романе Н.Н.Удалова «Горные просторы» (1955). Писатель послевоенного поколения Г.В.Петрухин создал о войне оригинальные повести «Один на песке» (1977) и «Полонез Огинского» (1980).
Производственная проза прочно связана с именем А.А.Сальникова. Нефтяник по профессии, он является автором цикла производствен ных романов о нефтяниках Кыргызстана: «Золо тые глубины» (1956—58), «Стойкость» (1962), «Новые горизонты» (1968), «Изыскатели» (1980). В жанре производственной повести проявили себя Л.Б.Дядюченко («Скарабей», 1974) и А.И.Иванов («Снег в сентябре», 1983).
Деревенская проза создавалась усилиями писа телей разных поколений (Н.Н.Удалов, Ф.И.Самохин, М.Г.Аксаков, Е.Г.Колесников, А.М.Со рокин и др.). Значительным достижением в этой области признан роман А.М.Сорокина «Твердь земная» (1985).
Проза русских писателей Кыргызстана разно образна не только в тематическом, но и в жан- рово-стилевом плане. Художественные поиски привели писателей к проявлению оригинальных произведений, таких как повесть в новеллах А.А.Сальникова «Юнусовы» (1973), роман-хро ника Л.Б.Дядюченко «Жемчужина в стене казармы» (1986), роман-диалог Г.В.Петрухина «Взгляд с порога» (1987). В широком стилевом русле прозы хорошо различимы такие течения, как лирическая прозы (Е.Г.Колесников, Л.Б.Дядюченко и др.), психологическая проза (Г.В.Петрухин, А.И.Иванов и др.), публицистическая проза (В.М.Бобылев, А.М.Сорокин и др.).
Русская проза Кыргызстана также имеет зна чительный художественный потенциал, аккуму лированный в творчестве поэтов нескольких по колений. История русской поэзии неразрывно связана с именем С.А.Фиксина — российского поэта смоленской школы, для к-рого Кыргыз стан стал не только второй родиной, но темой и воздухом творчества. Именно здесь он реализовал себя как поэт, издав около 20 сборников и создав поэтическую школу. Широкую известность получили его книги «Слово о Киргизии» (1958), «Ракита и арча» (1961), «Край синего и золото го» (1974). В творчестве М.М.Ронкина органи чески слились лирика и сатира, давшие «чудесный сплав» — гражданскую поэзию. Об этом свидетельствуют лучшие его сборники: «Я живу на земле» (1968), «Годы и вёрсты» (1982), «Вто рая память» (1987). Л.М.Аксельруд — яркий пред ставитель философской поэзии. Художественным открытием поэта признаны две книги пятистиший: «Перекрёстки» (1976) и «Голоса» (1980). Ю.М.Смышляев зарекомендовал себя как тон кий лирик и пламенный публицист, первооткрыватель жанра драматической поэмы. Особен но ярко его творческая индивидуальность про явилась в сборниках «Моё окно» (1974) и «Несу цветы» (1983). А.Н.Зайцев — поэт-рабочий, про должатель традиций рабочей поэзии. Последняя по времени его книга — «Огненные комья» (1994) — издана на средства родного для него сельмашзавода имени М.В.Фрунзе. Названия пре дыдущих сборников говорят сами за себя: «Рабо та», «Сплав», «Рождение огня» и др. В.И.Ша повалов осуществил смелый художественный эксперимент: привил к древу русской поэзии кыргызскую поэтическую культуру, обновив тем самым традиции ориентального направления в русской литературе. Его поэма «Рождение манасчы», изданная отдельной книгой (1995), от крыла новую страницу в истории русской поэзии Кыргызстана. А.Г.Зарифьян, в свою оче редь, обогатил её песенной поэзией. Лучшие песни барда вошли в сборники «Нет дороге конца» (1987) и «Неотболевшее» (1990). С.Г.Токомбае ва (Суслова) — самая талантливая поэтесса в сов ременной поэзии. Её лирический диапазон так же широк, как и поэтическая культура, впитав шая традиции русской, кыргызской и мировой литературы. Наиболее известные сборники С.Г.Токомбаевой: «Пятое время года» (1980), «Охота на эхо» (1990), «Возвращение к себе» (1997).