Культура КР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:15, реферат

Краткое описание

Кыргызы являются древним народом Центральной Азии истоки зарождения художественной культуры которого уходят в глубину веков. На протяжении своей многовековой истории кыргызы вынуждены были вести самоотверженную борьбу с иноземными и местными поработителями. В этих условиях они сумели не только сохранить свой язык, свою самобытную культуру, но и внести вклад в сокровищницу мировой художественной культуры.
Археологические, этнографические и искусствоведческие исследования свидетельствуют о том, что еще в культуре первобытного общества на территории Кыргызстана сформировались материальные и духовные предпосылки создания изобразительного искусства (комплекс петроглифов урочища Саймалуу-Таш, росписи пещеры Ак-Чункур в бассейне р. Сары-Жаз и др.).

Вложенные файлы: 1 файл

Кыргызы яв ляются древним народом Центральной Азии истоки зарождения художественной культуры к.docx

— 220.04 Кб (Скачать файл)

Приезд в 1946 в  Кыргызстан выдающегося художника  В. А. Фаворского, его деятельность оказали  огромное влияние на рост общей культуры станковой графики. Становление  видов и жанров кыргызской графики  связано, преж де всего, с деятельностью Л. А. Ильиной и А.Н. Михалёва. Проникнувшись национально-эстетическим духом народа, изучая его историю и культуру, они создали своеобразные графические серии и листы. Таковы работы, посвя щенные героям эпоса «Манас» (1947), а также работы «Родной край» (1957) «Слово о кыргыз ской женщине» (1958), «Обновлённый Ыссык- Куль» (1949).

1960—80-е отмечены  плодотворным развити ем различных видов и жанров нац. искусства. Значительно возросло кол-во членов Союза художников Кыргызстана, увеличилось число вы ставок, поездок художников, в т. ч. молодых, на творческие базы Союза художников СССР («Сенеж», «Гурзуф», «Юрмала», и др.).

Происходило активное взаимовлияние и вза имообогащение в процессе жанров живописи, изменилось и их соотношение. Если в предыдущий период ведущим жанром был пейзаж, то в данное время на первый план выдвинулась сюжетно-тематическая картина. Её харак теризует возрастающая глубина исследования избираемых тем. Поиски в этой области характеризовались стремлением выйти за преде лы изображения конкретного исторического события, оценить минувшее в неразрывной связи с настоящим. Это стремление реализова лось, например, в полотнах Т. Койчиева «Женщины Киргизии. 20-е годы» (1968), С. Ише нова «Красные волы, синие плуги» (1969), С. Ай тиева «Поэты. Посвящение» (1973), Ж. Жу мабаева «Вести» (1969), где внешняя описатель-ность уступает внутренней эмоциональной силе образов.

Портретная живопись в рассматриваемое время становилась  психологически глубже и разнообразнее. Художники нашли такие художественные выразительные средства, к-рые помогли  раскрыть характер отдельной личности, её особую неповторимость, новые черты  духовного склада со временника. В полотнах «Портрет Чингиза Айт матова» (1967), «Портрет академика К. Кара кеева» (1969), «Портрет К. Баялинова» (1970) А. Усубалиева, «Портрет поэта Аалы Токомбае ва» (1972) Г. Айтиева неповторимо-индивидуальное раскрывается в живой динамике непосредственного бытия. Актуальность тем, бережное отношение к натуре наблюдаются в работах А. Каменского «Кумбат» (1975), С. Чокморова «Портрет Саякбая Каралаева» (1971), А. Асран кулова «Портрет Героя Социалистического Тру да С. Тешеева» (1975), Д. Флекмана «Портрет народной мастерицы» (1977), Н. Евдокимова «Портрет К. Джусуповой» (1969).

Ведущей в пейзажной  живописи является лирическая линия, направленность творчества на раскрытие красоты  родного края. Это характер но для  полотен С. А. Чуйкова «Прикосновение к вечности» (1974), Г. Айтиева «Голубой Ис сык-Куль» (1977), А. И. Игнатьева «Табуны идут на Суусамыр» (1974).

Активные поиски велись и в графике. В произведениях  художников раскрывалась широкая картина  общественной и личной жизни современника, событий исторического прошлого. Среди лучших работ следует назвать  серии «Мой совре менник» (1977), «Ритмы» (1976) Л. Ильиной, листы из цикла «Первый учитель» (1977) А. Осташева, серию «На земле моей колхозной» (1971) Т. Герцена, триптих «Молодые» (1975), «Яблоки 1941» (1974) Е. Кузовкина и др.

В среде творцов, работавших в декоративно-прикладном искусстве, выдвинулся талантливый  художник Ж. Уметов. Его плодотворная дея тельность по созданию ворсовых и войлочных из делий, декоративных и монументальных панно с использованием богатых традиций народа получило широкое признание в нашей стране и за рубежом.

Если в кыргызской живописи в 1930—60 ве дущее место пейзажного жанра было связано с именами С. А. Чуйкова и Г. Айтиева, то стан ковая монументальная скульптура республики в 1960—80 связана с неустанной творческой и организаторской деятельностью Т. Садыкова. С его именем неразрывно связано формирование нац. пластической школы. Богатый и разнообразный мир образов раскрывают его станковые компо зиции «Пастушок», «Дирижёр», «Табунщик», пор треты С. Каралаева, М. Рыскулова, Г. Айтиева, Ч. Айтматова, А. Токомбаева, М. Адыше- ва, С. Даниярова и др.

В 1960—80 стали создаваться  памятники, фрески, мозаики, панно, портретные бюсты, парковая скульптура и др. произведения мону ментального и монументально-декоративного искусства. В сооружении многих работ приня ли участие художники и зодчие др. союзных рес публик. Так, в создании бюстов Аллеи героев в Бишкеке участвовал казахский скульптор Т. Дос магамбетов, над памятником В. И. Ленину на столичной площади Ала-Тоо, в творческом со дружестве с Т. Садыковым и А. Исаевым, рабо тали известный ваятель А. П. Кибальников и архитектор Е. И. Кутырёв (Москва). Монумен тальный комплекс «Манас», посвященный героям и сказителям героического народного эпоса, был создан Т. Садыковым в соавторстве с мос ковским архитектором А, И. Печёнкиным. В раз работке скульптурного ансамбля «Победа» совме стно с Т. Садыковым и архитектором В. Лызен- ко приняли участие выдающийся скульптор, Ге рой Социалистического труда, академик Российской Академии художеств М. А. Аникушин и ар хитектор В. Б. Бухаев (Санкт-Петербург). Эти факты свидетельствуют о том, что интернацио нализирующие процессы всё шире охватывали развитие нац. пластики.

Особое значение для дальнейшего развития искусства  кыргызского народа имело проведение в Бишкеке, начиная с 1984, всесоюзных, меж дународных и республиканских симпозиумов по скульптуре. Важным результатом первого сим позиума, в к-ром приняли участие скульпторы Москвы, Санкт-Петербурга, Армении, Украины, Болгарии, Румынии, стало открытие музея скульптуры под открытым небом в Дубовом парке сто лицы республики, призванного внести суще ственный вклад в формирование духовно-нрав ственного мира подрастающего поколения. Твор ческая практика симпозиумов скульптуры дала новый творческий импульс кыргызским ваятелем и способствовала развитию в республике многообразных пластических форм.

Существенные сдвиги в развитии кыргызского искусства  связаны с появлением на рубе же 1970—80 отряда молодых художников, вы пускников творческих вузов страны, обладав ших высокой профессиональной подготовкой. Среди них А. Адашканова, С. Ажиев, М. Ак маткулов, А. Байтереков, К. Беков, А. Бий- мырзаев, Р. Бухарметов, К. Давлетов, Р. Жан-гарачева, Д. Жолчуев, Н. Иманалиева, Ж. Ма тураимов, Г. Мусабай, Т. Курманов, Д. Лы согоров, Д. Цырендоржиева, Ю. Шыгаев и дру гие. Следуя сложившимся в нац. искусстве принципам глубокого изучения и поэтическо го видения натур, они, вместе с тем, встали на путь поиска новых пластических идей, попол нения художественного арсенала новыми выра зительными средствами, освоения всего мно гообразия видов и жанров, материалов, тех ники.

Произведения художников Кыргызстана экспонировались на выставках — республиканских, всесоюзных и международных. С середины 90-х  художники активнее принимают участие  на выставках как в республике, так и в странах ближне го и дальнего зарубежья. В число наиболее значимых выставок входят следующие: всесоюзные «Наш современник» (Москва, 1982) и «Выстав ка акварели» (Москва, 1984); выставки кыргызского искусства в Марокко (1995), Индии (1987), на Кубе (1989). Среди международных выставок последнего времени выделяются: «Экология — женщина» (Бишкек, 1995), «Диалог» (Санкт-Пе тербург, 1995), «Художники — номады 21 века» (Алматы, 1996), биеннале в Бангладеше (Дакка, 1997, 1999) и в США — «Женщины мира» (Нью- Йорк, 2000), а также международные выставки в Москве «ЦДХ — 2000» и в Кыргызстане «Ген дер в искусстве» (2001).

Заметная активизация  в художественной жизни Кыргызстана  связана и с открытием, как  в столице, так и в областных  центрах республики, частных картинных  галерей, салонов искусства. Такие  как «Галерея М», «Арт-салон», «Азия-арт», а также Летний выставочный салон, пережив период становления, сумели справиться с орга низационными и материальными трудностями.

Содействие развитию художественной культуры, наряду с  Союзом художников и гос. учреждениями республики, оказывают общественные неправительственные организации и движения: «Лига женщин творческой инициативы Кыргызстан» (1995); Центр развития традиционной и современной культуры «Кыргызский стиль» (1996); экологическое движение «Табият» (1997); «Ассоциация по поддержке женщин-художников и искусствоведов Кыргызстана» (1998). Эти орга низации при поддержке госструктур и фондов «Сорос — Кыргызстан», «Каунтерпарт — Кон сорциум» ( USAID ), «Представительство ПРООН в Кыргызстане», Швейцарского координацион ного бюро по финансовому и техническому со трудничеству, содействуют развитию и укрепле нию связей с творческими организациями цент ральноазиатского региона, стран СНГ и миро вого сообщества (США, Англии, Франции, Гер мании, Нидерландов) в сборе и обмене информации, банка данных по международным программам в области искусства.

Творчество художников в последнее десятилетие отличается необыкновенной активностью. В своих  поисках одни из них ориентируются  на самобытное наследие кыргызского  искусства, др. тянутся к кругу  европейских авангардистских направлений, третьи стремятся использовать традиции мировой художественной культуры, в  частности декоративные принципы росписей Древнего Востока и Центральной  Азии, пытаясь сочетать их с современной  тематикой.

Для творчества Д. Адашкановой, А. Байтерекова, Р. Бухарметова, Ж. Кадралиева, Т. Кур манова, С. Осмоналиева и др. характерны интерес к духовно-психологическому содержанию человека, склонность к обобщённым решениям живописной формы. Созданные ими образы — это мир тонких душевных переживаний, духовной сосредоточенности, каждый из к-рых обладает своеобразием пластической трактовки мотива, чётко выраженной образной доминантой. Таковы произведения «Портрет Бурул» (1980) С. Осмоналиева, «Портрет Р. Мусабаевой» (1984) Д. Цырендоржиевой, «Воспоминания» (1987) Ж. Кадралиева, «Женский портрет» (1989) Т. Курманова, «Автопортрет» (1991) Д. Адаш кановой, «Портрет мальчика» (1999) У. Ому рова.

В обращении к  отвлечённым, философски насыщенным образам, к фантастическим сюжетам с неоднозначной  трактовкой, к аллегории и мифу проявляется тенденция, общая для  различ ных видов современного искусства. Но в твор честве отдельных художников она находит свое образное претворение: с усилением рационализ ма нарастает живописная стихия их работ, логи ка построения подкрепляется ярким чувством. Особый образный строй лёг в основу произвед ений «Легенда» (1996) А. Биймырзаева, «На охоту» (1998) К. Давлетова, «Кочевница» (1996) Ю. Шы гаева, где внимание к точным деталям нередко сочетается с экспрессивной манерой рисунка и живописного письма.

Художников декоративного  направления К. Давлетова, У. Жалиева, Р. Жангарачеву, Т. Забидинова, О. Идрисова, Г. Мусабай — при всём различии объединяет стремление открыть красоту  в традиционном строе окружающей жизни. Их увлекает разноцветье нац. одежды и бы товой обстановки, позволяющее создавать деко ративные красочные сочетания, подчеркивать контуры фигур и предметов, строить композиции на ритме цветовых пятен.

Среди живописцев декоративного  направления видное место занимает творчество художницы Г. Мусабай (одновременно работающей и в графике). Её полотна  отличаются мажорной красочной гаммой, построенной на контрастном сочетании  синих, оранжевых, светло-голубых, красных, розовых, охристых, тёмно-зелёных тонов. В своих произведениях «Чабанские будни» (1995), «Дворик» (1996), «Домашний натюрморт» (1997) Г. Мусабай выражает восторг перед кра сотой природы, людей и их труда.

В 90-е годы наблюдается  подъём монументальной и станковой  пластики Кыргызстана. Это стало  результатом творческих поисков  ваятелей разных поколений, внёсших  и вносящих вклад в развитие нац. скульптуры, обретающей свои не повторимые черты.

Тематическое разнообразие, обращение к разным сторонам действительности, проведение симпозиумов по скульптуре в столице и отдалённых районах  республики (ведущая роль в этом принадлежит Академии художеств  Кыргызстана), говорит о том, что  художники не замыка ются в решении профессиональных задач, откликаются на многие проблемы современно сти. Идёт общий процесс поисков обобщённой формы, гибкой зависимости целого и деталей. Важно при этом не утерять живого ощущения жизни, его поэзии, ибо, как показы вает практика, плодотворны не отвлечённая знаковость и механическое единообразие, а бо гатство творческих поисков, освещенных прин ципиальным отношением к пластике. В под тверждение этому можно привести удачное образно-пластическое решение памятников Б. Бей шеналиевой (1996) и «Эркиндик» (1999), украсившие площади Бишкека. Авторы данных произведений (скульптор Т. Садыков, архитек тор Е. Писарской) создают выразительные композиции, где замысел, пластика, звенья окружающей архитектурной среды воплощены в единый художественный образ.

Стремление к  монументальной разработке выявлено и  в пластической трактовке обликов  народного поэта Кыргызстана  Т. Уметалиева (1998, авторы Д. Жолчуев, О. Байкожоев), вы дающегося поэта-лирика А. Осмонова (1996, автор У. Садыков, Е. Писарской) и великого русского поэта  А.С.Пушкина (2000, авторы В. Шес- топал, М. Муксинов).

Важным событием культурной жизни республики стало  создание разнообразных по композиционному  и образно-пластическому строю  па мятников-бюстов выдающихся гос. деятелей кыр гызского народа — Т. Кулатова, Б. Исакеева, И. Раззакова, Ю. Абдрахманова, А. Сыдыкова, А. Орозбекова, Б. Мамбетова, С. Ибраи- мова (1998—2000). Все они установлены на ме мориальной аллее возле здания Исторического музея (автор памятников-бюстов Т. Садыков, С. Ажиев, А. Усукеев, У. Садыков, В. Шесто пал, Т. Медеров, Е. Писарской).

Тенденция к широте охвата жизненных явлений, чуткое отношение  к пластической разработке образа характерна для станковых работ «Мечта» (1997) С. Ажиева, «Манасчи» (1990) Б. Батырбаева, «Портрет С. Чокморова» (1985) Д. Жолчуева, «Птицелов» (1998) М. Огобаева, «Птица счастья» (1998) А. Турумбекова, «Рож дество» (1994) М. Джумалиева.

В последние годы кыргызское изобразительное искусство, испытав немало серьёзных трудностей, связанных с распадом единой советской  художественной культуры, становится искусством больших мыслей и чувств, несущим в себе значительную энергию  художественного воздействия. В  основе творчества художников Кыргызстана  лежит углубленная работа над  выразительностью пластической формы, интерес к актуальным сторонам жизни, стремление всеми средствами искусства  создать яркую, образную и поэтическую  летопись духовного возрождения  народа.

Информация о работе Культура КР