Культурология как наука и учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:12, шпаргалка

Краткое описание

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

    Чаадаев признавал своеобразие цив-ного развития России, но видел его в  том, что мы никогда не развивались вместе с др. народами, не принадлежали ни к одному из семейств чел. рода, ни к западу, ни к востоку.

    Западники связывали будущее России с ее развитием в русле европейских  традиций.

    Славянофилы связывали будущее России с развитием самобытной, самодостаточной русской культурой.

    Данилевский наиболее перспективным считал славянский тип кул-ры, наиболее полно выраженный в русской кул-ре

    Тойнби  рассматривал Россию как дочернюю зону православной Византии. Аналогичные  мысли высказывал Леонтьев.

    Большое внимание уделял этой проблеме Плеханов: в России идут 2 процесса параллельных друг другу, но направленные в различные  стороны. С одной стороны происходит европеизация высшего культурного  слоя, а с др. стороны происходит усиление азиат. способа производства и восстановления деспотии. Это порождает разрыв между народом и интеллигенцией. Россия не объединяет восток и зап., а противопоставляет, даже разрывает эти 2 мира.

    Н.А. Бердяев считал, что в Росси  соединяются вост. и зап. как 2 потока мировой истории, причем это соединение превращает Россию не в некий интеграц. вариант, а в арену столкновения и противоборство западных и вост. элементов. Промежуточное положение России между востоком и зап. порождает глубокую противоречивость в рус. кул-ре ее раздвоенность и внутренний раскол.

    Существует  евразийская концепция цивилизационного развития России. Представители: Трубецкой, Алексеев, Корсаев, Савицкий. Евразийцы  отстаивают мысль об исключительности рос. цивилизации, обусловленной спецификой ее место положения. Также как славянофилы они отрицательно относились к реформам Петра 1. Но в отличие от славянофилов они делали акцент на восточном элементе в рус. кул-ре, подчеркивали положительное значение татаро-монгольского периода для строительства гос-ва и сохранения устоев православия в условиях идеологической и военно-политической экспансии Запада. Гумилев считал себя последним евразийцем.

    Среди духовных факторов, определивших своеобразие  рус. кул-ры следует называть прежде всего православие. У древ. славян существовала языческая религия, основанная на вере в множество богов, кот. символизировали различные природные стихии и покровительствовали тем или иным сторонам деятельности чел-ка.

    В 988 г. Русь приняла христианство в  его византийском православном варианте. Пришедшее из вне христианство существенно изменилось под влиянием местных, языч. верований и культов. Христианские и языческие традиции, наслаиваясь друг на друга, образовали со временем некий синтез, получивший название русское православие.

    Принятие  христианства приобщила Русь к кул-ре Византии всего христ. мира. В кон.10 в. на Русь из Болгарии приходит письменность, а вместе с ней на Руси появляются рукописные книги. С 11в. начинается летописание. Русью была воспринята Византийская иконопись, фресковые росписи, искусство мозаики. В кон.10-нач.11в.в. на Руси появляется монументальная каменная архитектура. Из Византии приходит крестово-купольный вид храма. В правлении Ярослава Мудрого на Руси появляется монашество и монастыри, кот. становятся своего рода культ. центрами.

    В условиях феодальной раздробленности  и татаро-монгольского ига единство русской земли сохранялось благодаря  цельности русской кул-ры, сплоченная единством языка, славянской письменности, религиозными воззрениями и христианскими ценностями.

    В послемонгольский период правосл. церковь  сыграла важную роль централизации  и укреплении гос. единства.

    В начале 18в. Нестром1 была проведена  церковная реформа, кот. имела своей  целью стремление лишить церковь  самостоятельности. 

34.Культурологические  теории в России.

    Культурологическая  мысль в России развивалась с  опозданием и имеет ряд особенностей.

    Культурология в россии развивалась также как  и на западе она делала первые шаги в недрах философии, понимание сущности культуры в России теснейшим образом связано с видением мира.

    Русский народ отличался патриотизмом. Революционные  катаклизмы в России оказывали огромное влияние на развитие культуры, все  повороты в россии отразились на ее культуре.

    Соловьев (поэт, критик) он проповедовал утопический идеал всемирной теократии, оказал большое влияние на русский идеолизм и символизм.

    Данилевский-публицист  и естествоиспытатель - он выдвинул теорию обособленных культурно-исторических типах, которые развиваются подобно  биологическим организмам.

    Бердяев определил становление отечественной  идеологии.

    В условиях непремеримой вражды между  капитализмом и социализмом Бердяев  сделал попытку объективно оценить  на сколько и та и другая форма  сознания отвечает релегиозному культурному  идеалу человечества.

    Бердяев уделил огромное внимание разработке таких основополагающих тем для  нашей дисциплины как культура и  познания.

    Также огромный вклад в развитие Отечественной  культурологии внесли такие известные  люди как Федоров, Франк, Шестов и  другие.

    Основные культорологические школы 20 в.

    Основные  школы сложившиеся в течении 20в.

    Можно выделить 4 направления в культурологии.1Общественно  историческое. 2Натуралистическое 3Социологическое 4Структурно-символическое.

    Общественно-историческое направление--имеет наиболее давний классические традиции и восходит к Канту,Гумбольту группируя возле себя историков и философоф.Ее видными представителями в Зап.Европе были Шпенглер, а в России Донилецкий.

    Шпенглер-немецкий философ идеолист представитель  Философии жизни. Развил учение о культуре, как о множестве замкнутых органов. Концепция Шпенглера проникнута ирроционалистическим фактором судьбы.

    Тоенби--выдвинул идеологическую теорию круговорота  сменяющих друг друга локальных  цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии роста возникновения, развития.

    Натуралистическое направление. Ее главная черта это  стремление подчеркнуть биологическую  обусловленность культуры значительно  преувеличив ее. Это направление  объединяет медиков, психологов, биологов. Культура представляется им таким же приспособлением человека, как в окружающей среде, так и в животном мире. Наиболее яркие представители направления.

    Фрейд-австрийский  врач,психолог основатель психоанализма (научное направление стремящееся  применить психологические концепции) Фрейд и его последователи рассматривали культуру как проекцию индивидуальной психики. Исходя из учений Фейда,Фрейдизм стремится свести формы культуры и соц.жизни к проявлениям первичных влечений. Половой инстинкт Фрейда обозначил термином либидо--главная направляющая сила человеческого влечения. Юнг-психиатр, Философ, идиолист основатель аналитической психологии. Развил учение о количественном и бессзознательном(в образах которого видел источник общей человеческой символики в том числе мифов и сновидений) Цель психотерапии по Юнгу-это осуществление индивидуализации личности. Юнг оказал влияние на культурологию сравнительно елиговедению. Нюредс-австрийский зоолог вместе с Немецким и Голандским учеными ТИМБЕРГЕНОМ и ФРИШЕМ стали создателями левой науки ЭТОЛОГИИ изучающей поведение животных в естественных условиях. Перенеся наблюдения накопленные Этологией на человека ЛОРЕКС и его

    коллеги разработали теорию инстинктивных  основ человеческой культуры. К натуралистической  коле примыкает Аглийский ученый малиновский --основатель так называемого функционального направления в этнографии основная идея Малиновского состоит в том что культура первоначально зародилась как ответ на элемент биологической потребности человека.

    Социологическое оправление, представители Элеот-англо-американский поэт и критик модернизского направления автор книги "Заметки к определению культуры".Элеот считал что исчерпанность сознательной энергии чел-ва может быть преодолена лишь на путях поддержки культурных элит.

    Сорокин-русско-американский историк, социолог. Он выдвинул 3 возможных типа культуры.1Чувственный(преобладает истина чувства) 2Идециональный (где преобладают сверх чувственные ценности) 3Идеолистический ( представляет некий синтез чувств и идеоналистического, где чувства уравновешиваются верой, наукой, интеллектом,интуицией.

    Динамика  общества и культуры.

    Вебернем  экономист, социолог автор труда "Соц  история культуры".Он разрабатывал концепцию социальной истории и  культуры,на которой ход истории  определяется процессом дух.творчества осуществляемого интеллектуальной элитой.Парсонс-амер социолог.

    Его теория культуры сводится к тому что  все духовное-это материальное достижение людей, которое мы обьединяем понятием культура она является результатом  общественно-обусловенных действий на уровне двух систем социальной и культурной.

    Символическая концепция.-самая молодая самая  влиятельная из современных школ, которая сложилась в результате могучего развития средств массовой информации. Ученые пришли к мысли  что у истоков человеческой культыры лежит свойственная лишь человеку способность создавать знаки его реальности и передавать их во времени и пространстве. Представители напр-я

    Кисирет-нем  философ автор труда "Философия  символических форм". Он подходет к культуре с позиции семиотики.К.Леби-Строс-фран этнограф и социолог,создатель структурной антропологии.Мысль Леби-строса сводится к тому что все мы так или иначе живем условностями и мифами,все больше отделяющей нас от реальной жизни.Культурообразующая специфика мифа обьесняет в равной степени как прошлое так и настоящее и будущее.

    Науки получившие развитие в 19в.

    В последней трети 19в стали развиваться  многочисленные новые науки, такие  как Антропология, Этнография, Социология, Психология, Этнопсихология, Семиотика, Демография, Фрейдизм, Информатика. Антропология-наука о происхождении и эволюции человека. Этнография-эта наука научила с пониманием относится к материальным и духовным достижен иям чел-ка, как мыслящего и духовного существа.Не зависимо от того к какому этносу он принадлежит (большому или маленькому).Социология-наука об обществе как целостной системе помогает культуроведению правильно понять всю гамму духовных и материальных проявлений.Соц.психология-эта наука изучает закономерное поведение и деятельность людей принадлежащих к отдельным соц.группам.Этнопсихология-помогает обьяснить разнообразие той или иной национальной культурыы.Демография-также имеет прямое отн к развитию культуры.Фрейдизм-психологическое учение созданное выдающимся австрийским врачом,психиатором Фрейдом и его последователями.Семиотика-это наука занимающаяся исследованием знаков и знаковых систем.

    Место и функции культуры в обществе.

    Предначертанные культуре задачи-связывать людей  в единое целое.

    Функции культуры.1Функция приспособления людей  к среде.2Познавательная 3Комуникативная 4информационная 5Регулятивная 6Оценочная 7Разграничение и интеграции человеческих групп. 8 Человеко-творческая ф-я.

    1Мыслители  считают самой древней и общей  для человека и животного мира  функцией.

    2Позновательная  функция находит свое выражение в науке,научном поиске.

    3Функция  обеспечивает историческую приемственность  и передачу соц.опыта. У человека  нет другого пути сохранения, приумножения, накопления духовных  богатств как только через  культуру. Каналом передачи информации является духовное и материальное богатство.5Регулятивная функция проявляется как система норм и требований общ по всем своим членам, во всех областях их жизни и деятельности. Древнейшим соц.институтом формирующим и поддерживающим нормы морали-церковь,ее различные религии и конфессии. Основные заповеди крупнейших религий мира во многом совпадают т.е. носят обще-человеческий характер. Следующим уровнем на котором осуществляется регулятивная функция культуры яв-ся нормы права. Нормы права основываются на нормах морали, подробно излагаются в конституциях и законах. При этом они обретают не только нравственную, но и юр/силу. Неотьемлемой частью культуры где проявляется ее нормативная сторона,наряду с моралью и правом выступают обычаи и обряды.

Информация о работе Культурология как наука и учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса культурологии