Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:12, шпаргалка
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.
Отличительные
черты древнегреческой
Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью.
Практицизм римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве.
Культура
Древнего Рима во многом определила культуру
последующих эпох в Западной Европе.
26.Европейская культура эпохи Средневековья.
Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрешения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институом.
Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства, веру во всеобщее счастье, равенство, добро. В сознании человека эпохи средневековья мир виделся как арена противоборства добра и зла.
Сознание человека эпохи средневековья было глубоко магическим.
Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий.
Значение слова записанного и особенно звучащего было чрезвычайно велико. История культуры Средневековья – история борьбы церкви и государства.
РАННИЙ ПЕРИОД. С конца 4 века началось великое переселение народов. Вандалы, готы вторгались в пределы Западной Римской империи.
Когда Западная римская империя распалась образовался ряд недолговечных государств. В Галлии и Западной Германии – франки, в Британии – англосаксы.
Везде, где господство Рима пустило более глубокие корни, романизация захватывала все области культуры: господствующим языком был латинский, господствующим правом – римское право, господствующей религией – христианство.
Однако следует отметить кризис культуры античного мира в период нашествия варваров, усугубившийся привнесением их наивного мифологического мышления, поклонением стихийным силам природы.
Все это отразилось на культурном процессе раннего средневековья. В 9-10 веках европейские народы боролись против набегов мавров, венгров, норманнов.
Эта
пора, прошедшая в феодальных междоусобицах,
характеризуется временным
Предметом
искусства классицизма
Иногда
специалисты различают
Представителем академического классицизма в живописи Франции является Никола Пуссен. Его заказчики принадлежали к кругу буржуазных интеллектуалов Парижа, увлекавшихся философией античных стоиков.
Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои Пуссена – люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга.
Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическим виде. Пейзаж Пуссена – это не реальная природа, а природа улучшенная, созданная художественным вымыслом живописца.
Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли замершими скульптурами. Образом для них послужила античная пластика и мир античных героев.
Клод
Лоррен, в торжественных композициях
которого идеальные пейзажи наполнены
лиризмом и мечтательностью, считается
одним из основоположников классицизма
в европейском искусстве 17 века.
27.Культура эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры.
Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот (перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны с изживанием антично- христианского мифологического мировидения.
Несмотря на происхождение термина "Ренессанс", строго говоря, возрождения древности не было и быть не могло.
Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества.
Он возвращал к жизни не все античные жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и культуры.
Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства.
Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры.
Основная цель исследования автора показать коренные изменения, произошедшие в мировоззрении людей, метод исследования – исторический.
Понятие "Возрождение" многогранно. Спорящие о нем так и не пришли к общему мнению.
Одни считают его "язычеством", "антихристианством", другие, наоборот, видят в нем христианско-католические элементы, отыскивая его корни в христианской культуре.
Если сгруппировать множество самых общих признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как:
— расцвет культуры;
— переворот в культуре;
— переходный культурный этап;
— восстановление античности.
Каждый
из этих признаков может проявляться
независимо от Ренессанса, но только их
комплекс образует качественно новую
ступень культуры.
28.Культура Европы Нового времени.
Впервые в истории культуры Новое время отбрасывает все и всяческие преграды на пути к одной цели - прибыли, наживы. Деньги превращаются в самоцель развития общества и культуры.
Прибыль становится наиболее глубокой мотивацией культурной деятельности.
Цель общества определяет и создание адекватной технической и технологической базы - производства машин с помощью машин, промышленной культуры с её механизированными процессами.
Механическое производство пронизывает и материальную, и духовную культуру, последняя сама становится на поток, подвергается технологической обработке.
Типичным примером просветительской культуры в литературном творчестве может служить творчество Сэмуэля Ричардсона (1689-1761), оказавшего значительное влияние и на последующие культурные эпохи.
Широкую известность получает творчество Жан-Жака Руссо (1712-1778). Он начинал свою литературную деятельность с сентиментализма, но быстро эволюционирует, обращаясь к философским и политическим проблемам.
Не меньший успех выпадает на долю науки, второй сферы культуры, в которой требования рационализма сказались столь отчётливо и однозначно.
В период Просвещения в науке сложилось четыре самостоятельных научных программы.
Продолжала
развиваться атомистическая программа,
сложившаяся ещё в Античности.
Кроме того, конституировались
Но все они обладали общим убеждением в том, что все природные явления подчинены закону.
Наука Просвещения начинает длительный процесс очищения истинного знания от "ложного", "достоверного" от "гипотетического".
Истинное знание стало отождествляться с законом, объективной, существенной, повторяющейся, необходимой связью между явлениями. Закону подчиняются природа, общество, а значит, человек и культура, в том числе - идеология, религия, бог.
Изменилось и представление о материи. Для Античности, материя - что-то неопределённое, изменчивое, неупорядоченное.
Ей противостоит сознание, "дух", - закон, "нус", порядок. Следовательно, закон, порядок - свойство сознания, но не материи.
Для Возрождения, материя - что-то неизменное, постоянное, телесное. Просвещение в этом постоянстве усматривает движение, закон.
Отсюда проистекает кардинальное отличие культуры Просвещения от культуры предшествующих эпох.
Из неё выпадает целый пласт представителей. Дело в том, что в культуре Античной, Средневековой, да и Возрождения, природа - целесообразна. Эта цель вносится Творцом, Демиургом, Богом, Перводвигателем.
В культуре Просвещения происходит разделение: выделяется наука, система знаний, опирающаяся на закон.
Она лишена элемента целесообразности, поскольку цели в природе нет. Но в данном случае просветители не учитывали, что наука сама стремится к определённой цели - адекватному отражению природы, и поэтому наука - также и культура.
Вторым
разделом является метафизика, то есть
философия, богословие, в которых присутствует
элемент целесообразности. Таким образом,
Просвещение по сути разделило культуру
на естественнонаучную и гуманитарную
области знания, и это разделение сохраняется
и в современности.
29.Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
КУЛЬТУРА РОССИИ В ЕЕ СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ(универсализация) аспект исторической динамики русской культуры, охватывающий период примерно с VIII в. и по настоящее время.
Складывание — становление русской культуры (примерно до XI—XIII вв.) происходило в условиях консолидации, объединения восточнославянских племен перед лицом внешней опасности (Хазарский каганат, норманны-викинги), внутренних распрей-беспорядков, что вело к образованию государства (Киевская Русь), а с другой стороны, благодаря духовно-культурному воздействию на язычников-славян со стороны христианского мира, прежде всего Византии — самого развитого в культурном отношении государства в мире.
Христианизация Руси в конце Хв. (при Владимире I Святом) стала решающим рубежом в оформлении древнерусской культуры — с ее письменностью, книжностью, образованностью, с выдающимися памятниками архитектуры и живописи, богословской, исторической и художественной литературы.
После XIII в. древнерусская культура развивается по трем основным руслам (Украина, Белоруссия, Великороссия), сохранив первоначальный “византийский след”, но одновременно оказавшись в постоянном и долгом контакте-взаимодействии со степным Востоком (Золотая орда) и католическим Западом (Ливонский орден, Польша, позднее Литва).
Расцвет российской культуры XIV-XVI вв. (эпоха Московского царства) прерывается “смутой”, знаменовавшей, однако, резкий подъем духовно-религиозного, национально-государственного и общекультурного самосознания.
С XVII в. и до наших дней продолжается “новый период” в развитии русской культуры — период “европеизации” и одновременно “универсализации”, неуклонного нарастания секуляризма (вплоть до “атеизации” культуры в советское время) и возврата к христианству и православной духовности.
КУЛЬТУРА РОССИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ актуалистический и прогностический аспект рассмотрения культуры вообще с акцентуацией внимания на русской ее составляющей, на роли и месте России именно в современной культуре.
Допустимы два хода рассуждения: от мировой культуры к российской и наоборот; на границе — пересечении получаем определенный ответ.
Две важнейшие особенности характерны для современной культуры: культурная экспансия Запада — в ситуации предельного обмирщения и одновременно универсализации собственной культуры и, с другой стороны, борьба за культурную автономию и самобытничество в незападных цивилизациях перед лицом “модернизации” и “вестернизации”.
Российская
культура в новое время и особенно в советскую
и постсоветскую эпохи испытала на себе
подобное же воздействие, обнаружив значительное
стремление к принятию стандартов “западничества”
и “модернизма”, что уже дважды привело
к краху исторически сложившейся государственности
и к историческому разрыву между православием
и культурой.