Культурология как наука и учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:12, шпаргалка

Краткое описание

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

   Особенности межкультурной коммуникации изучаются  на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых использует свои подходы к их изучению.

   Первоначально для описания межкультурной коммуникации использовалось т. н. классическое понимание культуры как более или менее стабильной системы осознанных и бессознательных правил, норм, ценностей, структур, артефактов — национальная или этническая культура.

   В настоящее время всё чаще доминирует т. н. динамическое понимание культуры как образа жизни и система поведения, норм, ценностей и т. д. любой социальной группы (например, городская культура, культура поколений, культура организации).

   Динамическое  понятие культуры не предполагает строгой  стабильности культурной системы, она  до определённой степени может меняться и модифицироваться в зависимости от социальной ситуации.

   Как научная дисциплина, межкультурная  коммуникация находится в стадии формирования и отличается двумя  характерными особенностями: прикладным характером (цель — облегчение коммуникации между представителями различных культур, снижение конфликтного потенциала) и междисциплинарностью.

   Исследования  по межкультурной коммуникации в  последнее время приобретают  всё большее значение в связи  с процессами глобализации и интенсивной миграции. 

13.Культурная  картина мира. Культурная  самоидентичность. Культурная  модернизация.

    КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА — конкретно-историческая система миропредставлений и мироощущений, включающая совокупность как рационально-понятийных, так и чувственно-образных способов восприятия и постижения мира.

    К. к. м. — это целостный образ  мира, который формируется в рамках исходных мировоззренческих установок (мифологических, религиозных, философских, художественных, научных и т. д.).

    К. к. м. оформляется в процессе практической деятельности людей, на основе их собственного опыта и традиции, унаследованной от предшествующих поколений.

    Определенной  ступени развития производства, общественных отношений, “выделенности” человека из природного окружения соответствуют свои формы переживания им мира, которые фиксируются соответствующей К. к. м.

    Важнейшие ее компоненты — пространство, время, причина, судьба, отношение части  и целого, чувственного и трансцендентного и т. д.

    В совокупности эти концепты образуют своего рода “сетку координат”, при посредстве крой носители определенной культуры воспринимают и осознают мир, рисуют его образ.

    К. к. м. реализуется в различных  семиотических воплощениях, скоординированных  между собой в единую универсальную знаково-символическую систему.

    КУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

    1) процесс развития культуры, соответствующий  современным требованиям; 

    2) концепция, согласно которой фиксируются  пути и способы совершенствования  “опаздывающих” культур, вхождения их в мировое сообщество.

    Идея  К. м. основана на представлении о  фундаментальном членении культур  на традиционные (сельскохозяйственные) и современные {индустриальные).

    Первые  стабильны, мало изменчивы, ориентированы  на повтор, традицию; вторые — динамичны, характеризуются высокой социокультурной мобильностью, “гонкой за новизной” во всех сферах жизни.

    Выделяются  два вида К. м.: органическая и неорганическая.

    Органическая  К. м. осуществляется “естественным” образом, в ходе исторической эволюции страны (например, Англии).

    Здесь процесс К. м. начинается с культуры, с изменения системы ценностей, образа жизни, идеалов, а затем происходят “подвижки” в сфере экономики.

    Неорганическая  К. м. представляет собой навязывание (собственным правительством или  метрополией) идей, образа жизни, ценностей, чуждых данной культуре.

    В результате происходит разрушение традиционных систем ценностей, этических норм, социальных институтов. Модернизационный процесс превращается в культурную колонизацию.

    КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ — осознание особенностей своей культуры, ее оценка в истории и в сравнении с другими культурами, понимание ее отличительности и целостности в условиях глобализации и распространения массовой унифицирующей культуры в посттрадиционном мире.

    К. с. — это оформленное в виде истории, мифов, религии, духовной жизни  народа стремление сохранить и защитить культурные достояния. К. с. не просто “защитная оболочка”, а постоянно пересматриваемый и оцениваемый проект жизни индивида или народа, направленный в будущее. Можно сравнивать К. с. с автобиографией. 

14.Социальные  институты культуры.

  Назначение  социальных институтов заключается в том, что они организуют и координируют деятельность людей в каждой сфере, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер.

  Институт  всегда включает ряд компонентов:

  1. систему  функций, закрепленную предписаниями (нормами, уставами);

  2. материальные  средства (здания, финансы, оборудование), обеспечивающие деятельность данного  института;

  3. кадры,  набираемые в соответствии с  принципами и целями данного  института.

  Социальные  институты культуры принято классифицировать по функциональному признаку, в соответствии с которым выделяют:

  1) социальные  институты, осуществляющие духовное  производство (издательства, киностудии, кружки, любительские творческие объединения);

  2) институты,  распространяющие культурные ценности (кинотеатры, лектории, концертные объединения,  школы, университеты, библиотеки, музеи);

  3) учреждения, осуществляющие планирование и управление культурными процессами (правительственные организации культуры, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения). 

15.Типология  культур: этническая  и национальная, элитарная  и массовая культуры. Подходы к культуре  и ее истории.

   Важным для построения культурной типологии является определение понятий "этническая" и "национальная" культура. Эти понятия нередко употребляются как синонимы. Однако в культурологии они имеют разное содержание.

   Этническая (народная) культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью.

   В этнической культуре господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающихся от поколения к поколению на семейном или соседском уровне.

   Определяющим  механизмом культурной коммуникации здесь  является непосредственное общение  между поколениями живущих рядом  людей.

   Элементы  народной культуры - обряды, обычаи, мифы, поверья, легенды, фольклор - сохраняются  и передаются в границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека - его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального уха, органической пластики.

   Национальная культура лишена, как правило, культового характера и является продуктом преимущественно индивидуального творчества. Национальная культура создается не этносом в целом, а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными.

   Внутренняя  организация и структура национальной культуры гораздо сложнее, чем у этнической культуры.

   Национальная  культура включает в себя наряду с  традиционно-бытовой и профессиональную культуру, наряду с обыденными имеет  и специализированные области культуры ( литература, философия, наука, право и др.).

    Элитарная культура- это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Её ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства.

    Массовая  культура- это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Наибольший её размах начинается с середины XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется. подвержена моде и реагирует на любое новое событие.

    Подходы к культуре и ее истории.

    1. Материальная культура.

    Она имеет вечную субстрацию. Эта та культура, которая отстаивается в предметном мире (часы, стол, стул).

    К ней относится только то, что создано  человеком, что можно потрогать.

    Она создает уровень жизни общества, характер его материальных запросов и возможности их удовлетворения.

    Однако  к этой культуре относится не сам предмет, а связанный с ним образ.

    Если  сделать неустойчивый стол, то этим будет разрушен образ стола.

    2. Духовная культура.

    К ней относятся различные идеи и песни (с точки зрения идейного содержания), легенды, мифы.

    Все, что связано с образом, относится к ней.

    Духовная культура определяет связи людей.

    В духовной культуре содержатся мораль, эстетика и позитивные знания.

    3. Физическая культура.

    Благодаря физической культуре социальный человек  развивает свои двигательные возможности.

    Она подготавливает человека к любому виду деятельности и потому является источником и основой педагогики. К ней относится культура тела, которое приспосабливается к реализации 1 и 2 форм культуры.  

16.Соотношение  понятий «культура»  и «цивилизация».

  Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные.

  Они действительно  имеют много общего, но вместе с  тем, между ними существуют и заметные различия.

  По  времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVIII веке.

  Его автором, по одной версии, считается шотландский  философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в  виду под последней высшую ступень  общественного развития.

  Согласно  другой версии, термин "цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах -широком и узком.

  Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете  можно свести к трем основным.

  В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия.

  В качестве примера можно указать на концепцию  авторитетного английского историка А. Тойнби, который рассматривал цивилизацию  в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом.

Информация о работе Культурология как наука и учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса культурологии