Культурология как наука и учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:12, шпаргалка

Краткое описание

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

    Обычай-устойчивая система поведения чел-ка в разных сферах жизни и в разных ситуациях,ставшая нормой передающегося из поколения в поколение.

    Обычай-весьма устойчивый и консервативный-он сопровождает народы в течении веков несмотря ни накакие общ потрясения.Обычаи в гораздо большей степени национально-окрашены, сохраняют неповторимую самобытность, выражают душу народов.Помимо норм морали,права обычаев и обрядов регулятивная функция культуры проявляется и в нормах поведения на работе в быту,в общении,в отн к природе,к этому уровню относятся правила воспитанности, этикета, личной гигиены, культура общения с людьми и т.д.  
 
 
 
 

   Тема  культуры в русской мысли, пожалуй, впервые получает серьезное теоретическое  осмысление начиная с «Философских писем» Чаадаева.

   В 40 годах для многих русских мыслителей проблема национальной культуры становится их личной проблемой.

   Они ставят себе задачу понять и осознать роль и место России, говоря словами  Чаадаева, «в общем порядке мира». Или же, говоря словами Соловьева  – как «вопрос о смысле существования России во всемирной истории».

   Полагая, что народы – существа нравственные, Чаадаев определял культуру, прежде всего, как духовное образование  общественно-исторической жизни.

   Материальный  характер цивилизации являлся для  него признаком либо еще не родившейся культуры, либо начавшей вырождаться.

   Истинная  культура носит духовный характер, что нашло свое выражение в  мире христианском.

   Специфика культуры в Западной Европе определялась тем, что христианская церковь была здесь предельно-деятельной и сухо-практической.

   Обратившись к рационализму, «она создала мир прекрасный, соблазнительный, но обреченный на гибель, мир католицизма и реформаторства».

   Восточная церковь сумела одержать победу и  над разумом, взволнованным «гордостью философии эллинской» и над мистицизмом Египта и Сирии, успокоившись в правоте веры.

   И все же во взглядах основателей славянофильского учения на русскую культуру и ее место в истории имелись существенный расхождения.

   Для Киреевского – считает Керимов  – древняя Россия была обществом  вполне и всецело христианским, тогда как Хомякову переустройство общества на христианских началах любви представлялось лишь той сверхзадачей, которая еще только стоит перед Россией. 

 35.Своеобразие отечественной культуры советской эпохи       Культура XX века представляет собой очень сложное и противоречивое явление. Социальные потрясения в России (революция 1905-1907 гг., Октябрьская революция, гражданская война, построение социалистического государства. Великая Отечественная война, укрепление тоталитарного режима в стране, хрущевская «оттепель», «заморозки» брежневского неосталинизма, три волны русской эмиграции, развал Советского Союза, процессы демократизации), острые противоречия передовых и реакционных течений, напряженная внутренняя борьба в сознании людей, стремящихся разобраться в происходящих событиях, нашли свое отражение в творчестве талантливых деятелей культуры.            Больших успехов Россия добилась в области образования После Октябрьской революции проводилась огромная работа по ликвидации неграмотности среди населения. открываются многочисленные культурно-просветительские учреждения - библиотеки, музеи, дворцы и дома культуры.              Высокого уровня в XX веке достигла русская наука. Ученые России внесли существенный вклад в развитие различных отраслей науки и техники.       Мировую известность получили работы многих выдающихся ученых (А.С. Попов, П.Н. Лебедев, Н.П. Павлов, С.И. Вавилов, П.Л. Капица, О.Ю. Шмидт, В.И. Вернадский, , М.В. Келдыш, , К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, А.Ф. Иоффе, , И.в. Курчатов, А.Д. Сахаров, Д.С. Лихачев и др.).            Не просто складывалась литературная жизнь России: В начале XX века продолжали работать классики русского реализма -Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко. В русле демократического движения развивалось творчество А.И. Куприна, И.А. Бунина, Л.Н, Андреева, В.В. Вересаева, А.С. Серафимовича: В расцвете таланта находились А.М. Горький, А.А. Блок, В.В. Маяковский, В.Я. Брюсов, печатают свои произведения А.Н. Толстой, М.М. Пришвин.       В литературе этого периода появляются новые направления - символизм, акмеизм, футуризм. Символисты проповедовали индивидуализм, разрыв с гражданственно-социальными традициями русской литературы. Они объединились вокруг таких печатных органов, как «Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь», «Золотое руно». К «старшему» поколению русского символизма принадлежали Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д, Бальмонт, Ф.К. Сологуб, к «младшему» - А. А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов, С.М. Соловьев.    Акмеисты провозглашали освобождение поэзии от символистских образов, возвращали ее к материальному миру, к реальной жизни, единству человека и земли. На акмеистической почве выросло целое соцветие талантов, поэтов «Серебряного века» - А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, М.А. Кузьмин, Г.В. Иванов, 0.3. Мандельштам. Трибуной акмеизма стали журналы «Аполлон», «Цех поэтов».           Представители футуризма призывали к анархическому бунту против мещанской обыденности, к радикальной переделке поэтического языка (Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, А.Е. Крученых, В.В. Маяковский).

  1. Особенности российской культуры в постсоветский период.      В постсоветский период, начавшийся с распада СССР (1991 г.), ╚шоковых╩ реформ и радикального переустройства общества и государства на путях становления либеральной демократии, были утеряны многие социальные нормы и ценности социалистического прошлого, в том числе глубоко положительного характера: уважение к труду, неприятие эксплуататорства и стремления к наживе, дух коллективизма и взаимовыручки, социальная справедливость. Русская культура вновь пережила революционные преобразования в самом корне. Среди основных происшедших изменений можно выделить следующие.        Государство освободило себя от роли цензора в культуре, исчез идеологический контроль и ушла в прошлое централизованная культурная политика. Вместе с тем исчез и единый духовно-идейный стержень культуры, возникла полная свобода как для созидательного творчества, так и деградации культуры. Переход к рыночным отношениям усилил опасность коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе её дальнейшего развития, американизации многих сфер культуры (в первую очередь музыкальной индустрии и кинемато╜графа).    К духовному состоянию культуры современной России вполне применимо понятие постмодерн, фиксирующее новые тенденции в недрах западной культуры со второй половины XX века. В основе постмодерна лежит особый тип мировоззрения, направленный на отказ от всех норм и традиций, признания каких-либо абсолютных истин и ориентированный на признание равноценными любых культурных проявлений. Главная идея постмодерна √ плюрализм, равноправность ценностей, идей и традиций любых культур и эпох. Отсюда в современном западном искусстве господствует стремление к эклектике, соединению несоединимого. Подобные тенденции в последние десятилетия проявились в культуре и нашей страны. В глазах многих россиян культурный плюрализм воспринимается как вполне естественная норма цивилизованного общества. Тогда как другой лагерь общественности расценивает все выше перечисленные тенденции в качестве глубокого кризиса, ратуя за создание объединительной социокультурной идеи современной России. В любом случае вполне очевиден переходный характер постсоветского периода в культуре России, будущие итоги которого сложно прогнозировать.

37.  Место и роль России в мировой культуре.

     МИРОВАЯ КУЛЬТУРА — общее название всех культурноисторических типов и традиций человечества. К. Р. входит в славяновизантийский культурноисторический тип, основанный на православии. К. Р. изначально была открыта также влияниям Запада и Востока. Славянофилы усматривали связь К. Р. с К. Византии и южных славян, западники — с К. Европы, евразийцы — с К. кочевников Евразии. Открытость К. Р. различным влияниям дала повод Н. А. Бердяеву усматривать в ней основу синтеза традиций Востока и Запада, основанного на евангельских христианских идеалах. Апологеты имперского типа государственности усматривают в этих особенностях К. Р. также основание исторической миссии России как гаранта континентального равновесия. Именно такое состояние страны способствует всем ее культурным традициям успешно передавать свои ценности новым поколениям и участвовать в диалоге культур.      ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ. Учитывая культурное многообразие Росси®, необходимо рассмотреть 'вклад, внесенный в М. к. Начиная с Крещения Руси в течение всех допетровских времен русские внесли огромный вклад в развитие иконописи, зодчества, средневековой христианской литературы и исторического летописания. В дальнейшем деятели К. Р. внесли вклад в развитие науки и техники, а также создали величайшее наследие литературы, философии, классической музыки и изобразительного искусства. Причем литература и философская мысль до сих пор привлекают многих мыслящих людей Востока и Запада (высокий эстетизм и человеколюбие в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. С. Соловьева и др.). Миссионерская деятельность Церкви мирно распространила православие среди финноугорских народов, многих коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, отчасти индейцев Северной Америки (на Аляске), а вместе с этим письменность и просвещение.  

38. Культура и природа.  Культура природопользования

     Общеизвестно, что само слово «cultura» возникло как оппозиция понятию «natura» – природа. Однако такое противопоставление не вполне корректно. Ибо человек не только создает вторую природу, он меняет и облик и первой. Природа земли все в большей степени окультурена, а сама культура неизбежно включает в себя природное. Природа и культура едины и неразрывны, они отрицают и взаимно обогащают и дополняют друг друга.       Понятие «природы» употребляется в русском языке в различных смыслах. Природой подчас именуют сущность какого-либо явления. Природой мы называем непосредственно окружающую нас естественную среду. Наконец, в самом общем смысле слова «природа» - синоним понятия «материальный мир», точнее весь материальный мир не созданный человеком.   Рассматривая вопрос культуры и природы, под природой следует понимать совокупность естественных условий существования человеческого общества. Природа имеет свою историю, неотделимую от истории человеческого общества. Это освоенная человеком, вовлеченная в орбиту его жизнедеятельности часть мира. В ходе истории человечества все новые и новые пласты окружающего мира входят в эту сферу, становятся природой. Культура выступает своеобразным посредником между природой, с одной стороны, и обществом с другой. Влияние общества на природу, равно как и влияние природной среды на общество, опосредуется культурой.   Природа и культура неразрывны. Они связаны генетически, ибо человек – высший цвет развития природы, а культура – величайшее из творений человека. Природа – материал и почва культуры. В конечном счете, все естествознание – изучение, «испытание природы». Природа – древнейший и наиболее постоянный объект эстетического и художественного освоения.   Человек ощущает себя частью большого мира – Природы, и в то же время он отделяет, отличает себя от природы – этап ее самосознания.         На заре человечества слитность человека и природы еще не была так сильно нарушена. Основой первобытной культуры являлся культ природы – человек жил природой и чувствовал себя ее неотъемлемой частицей. Природа была близкой, ибо она поила и кормила человека, но и далекой – грозной, неизвестной, таинственной. В ходе предметно-практической деятельности возникло «человеческое чувство» природы: не только ее эстетическое приятие, но и наделение ее человеческими качествами – очеловечивание. Она стала одновременно мастерской и храмом. Для первобытного человека природа ограничивалась сравнительно узкой территорией, на которой жило его племя.              Затем возникло противопоставление человека природы. Скорее всего, это произошло тогда, когда были противопоставлены телесное и духовное, с пониманием природного как чего-то низшего, неполноценного. К этому добавилось отношение к природе естествоиспытателей Нового времени: природа – мастерская, ее надо подчинить человеку, «преобразовать» согласно его интересам. Утилитарное отношение к природе привело к тому, что по отношению к ней все стало дозволенным. Здесь не действовали запретительные нормы права, религии и морали. Исчезло восхищение природой. Природа стала восприниматься как антитеза духа и культуры. В философии марксизма природа рассматривалась как объект производственной деятельности человека. До сих пор в качестве образца «творческого марксизма» приводят фразу И.В. Мичурина, которая, кстати, никогда не рассматривалась им как некий философский принцип: «Нам нечего ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача». Так подход противоположен коренным принципам народной культуры, для которой всегда земля была «родной матушкой», священным именем отца назывались реки. Без такого любовного отношения к природе невозможна высокая культура сельскохозяйственного труда. Сегодня люди привыкли жить на взятые у природы в кредиты, вернуть которые уже невозможно.            Ныне все человечество стоит пред новым витком спирали – единством природы и культуры, когда все богатство культуры должно быть поставлено на службу защиты природы. Единство человека и природы было верно понято еще И. Кантом, для которого человек – «последняя цель природы», а природа, в свою очередь «материя всех его целей». В этом и заключается единство природы и культуры.            Миссия человека состоит в непрерывном сближении с природой, все более глубоко познавать ее законы и вносить в природную стихию разумное сознательное начало.   Одной из важнейших, глобальных проблем, от которых буквально зависит жизнь или смерть всего человечества, стала сегодня экологическая проблема – разумное природопользование и природоохранение. Экологический кризис может быть преодолен только в том случае, если нам удастся сформировать у каждого имеющего дело с человеческими процессами человеческое чувство природы, объединяющее рациональное и эмоциональное, эстетическое и этическое отношение к ней.              Из некоторых психофизиологических экспериментов следует, что реакции человека на некоторые, существенно важные раздражители замедлены по сравнению с аналогичными реакция животного примерно на одну секунду. Судя по всему, причиной этой задержки является скрытая речевая деятельность. 

39.Общество  и культура. Культура  социальной сферы. Журналистика как часть культуры. Роль СМИ в формировании общества.

КУЛЬТУРА  И ОБЩЕСТВО

   Человеческое  общество – это реальная и конкретная среда функционирования и развития культуры.

   Общество  и культура активно взаимодействуют  друг с другом.

   Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития, их взаимоотношения строились так, что общество выступало доминирующей стороной.

   Многие  исследователи считают, что культура возникла прежде всего под воздействием общественных потребностей.

   Именно  общество создает возможности для  использования ценностей культуры, способствует процессам воспроизводства  культуры.

   В XX в. соотношение сил двух сторон социокультурной сферы радикально изменилось: теперь общественные отношения стали зависеть от состояния материальной и духовной культуры.

   Общество  – это система отношений и способов объективного воздействия на человека.

   Внутренняя  жизнь человека не заполняется социальными  требованиями.

   Формы социальной регуляции принимаются  как определенные правила, необходимые  для существования в обществе.

   Но  для того чтобы соответствовать  социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека.

   Во  взаимодействии общества и культуры возможна также следующая ситуация: общество может быть менее динамичным и открытым, чем культура.

   Тогда общество может отторгать ценности, предлагаемые культурой.

   Возможна  и обратная ситуация, когда общественные изменения могут опережать культурное развитие. Но наиболее оптимально сбалансированное изменение общества и культуры.

Культура  социальной сферы  жизнедеятельности  общества.

    Когда характеризуется культура в различных  формах общественной жизни, то говорится о культуре эстетической, нравственной, профессиональной, политико-правовой, экономической, экологической, бытовой, физической.

    Художественная  культура представлена как совокупность созданных обществом художественных ценностей, а также сам процесс  создания, распространения, усвоения обществом и каждым отдельным человеком.

Информация о работе Культурология как наука и учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса культурологии