Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:12, шпаргалка
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.
Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия.
Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений.
Сторонники
третьего подхода резко
17.Восточный и западный типы культуры.
В Ведах содержатся первые представления людей о реальности.
Веды (от санскритского слова "веда" - "знание") - это знание о человеке и мире, о добре и зле, представление о душе.
Здесь впервые сказано о законе кармы, т.е. о зависимости жизни человека от его поступков.
Ведическая литература древнейшая в истории человечества.
Самая древняя из книг - Вед - это Ригведа. Ее гимны предвосхищают Библию.
Мир людей, согласно Ведам, был подчинен строгой космической иерархии.
Такую же роль, как в индийской культуре играли буддизм и индуизм, в китайской культуре играло конфуцианство.
Эта
религиозно-философская
Основное содержание книг Конфуция связано с нравственными поучениями и обоснованием этических норм.
В
рамках конфуцианства была выработана
система государственно-
Основное содержание книг Конфуция связано с нравственными поучениями и обоснованием этических норм.
В
рамках конфуцианства была выработана
система государственно-
Важнейшими
изобретениями европейской
С
учетом других критериев, и, прежде всего
представленности в европейской культуре
христианства, эта простейшая периодизация
усложняется: обычно в этом случае говорят
об эпохах античной, греческой и римской,
культуры, о культуре эпохи средневековья
и о культуре Возрождения
18.Специфические и «серединные» культуры.
КУЛЬТУРА СПЕЦИФИЧЕСКАЯ
Это понятие фиксирует обстоятельство, что любая культура обладает своими особенностями, которые сохраняются и в типологически однородном сообществе.
Эта специфичность означает особенность данной культуры, ее отличие от всех иных, и проявляется по-разному.
Во-первых, в качестве специфической может выступать т. н. “маргинальная культура”, которую иногда называют периферийной, пограничной, отличной от доминирующей в обществе культуры, образа жизни большинства людей.
Такая культура возникает, как правило, при отказе людей по каким-то причинам от традиционной (срединной) культуры; в частности, в связи с резким изменением образа, условий жизни, (в связи с переездом из деревни в город, в другую страну, иную культурную сферу).
Во-вторых, К. с. может выступать как субкультура — особая форма организации жизни людей (социальных групп), стремящихся обустроить внутри господствующей, срединной культуры свое собственное, относительно автономное культурное существование.
В-третьих, К. с. выступает как контркулътура, если субкультурные ценности стремятся проникнуть в “ядро” срединной, доминирующей культуры, заменить ее фундаментальные ценности своими, претендуют на “срединный” характер.
КУЛЬТУРА СРЕДИННАЯ
понятие, обозначающее устойчивую совокупность ценностных ориентации в обществе, обусловливающую единство и целостность его жизни.
Такое “ядро культуры” не позволяет специфическим крайностям разрушать данный способ жизнедеятельности, предотвращает опасность раскола общества на “субкультуры”, возникновения “контр-культуры”.
К. с. формирует систему общепринятых идеалов и ценностей, выражающих интересы и потребности большинства населения и обеспечивающих передачу необходимого для выживания и развития данной культуры социального опыта.
К. с. воплощает доминирующий в данном обществе и в данное время тип культуры, обеспечивает стабильность и своеобразие культурной жизни.
Разрушение
К. с. несет огромную опасность для сохранения
и развития данного культурного организма,
поэтому любое нормальное общество (государство)
и укрепляет свою К. с. — основу жизни и
самоидентификации данного социального
организма.
19.»Восток», «Запад» и «Россия»: общее и особенное в культуре.
В зависимости от региональной принадлежности в культурологии принято выделять 3 крупных типа культуры: 1.Западный; 2.Восточный; 3.западно-восточный, евразийский;
Отличия
Западной и Восточной культуры: они
различаются динамикой
Зап. кул-ра развивается динамично, скачкообразно, прошла разные этапы в своем развитии.
Вост. кул-ра развивается эволюционно, долгое время оставалась замкнутой, лаконичной, традиционной.
Только в 19-20 вв. в вост. странах начались процессы модернизации.
В вост. и зап. кул-рах по-разному решались мировоззренческие вопросы: различным было отношение к миру.
В зап. кул-ре подчеркивалось активное отношение чел-ка к миру. Для зап. кул-ры характерен ускоренный прогресс науки и техники, быстрое изменение предметного мира.
Зап. стратегия - это изменение среды обитания чел-ка.
Вост. же кул-ра более ориентирована на самостоятельность чел-ка, его дух. совершенствование, изучение возможности регуляции чел-го организма. В вост. кул-ре возникла идея нирваны, концепция недеяния, получила признание теория непротивления злу насилием.
Различным было отношение к природе. На Зап. сформировалось утилитарное прагматическое потребительское отношение к природе.
На Вост. отношение к природе было более созерцательным, трепетным, более мудрым.
Считалось, что человек должен координировать свои действия с законами космоса, природы, жить в гармонии с ней.
Такое отношение к природе оказало большое влияние на характер вост. искусства.
На Вост. впервые возникли пейзажная живопись, садово-парковое искусство, экибана.
Различным было понимание чел-ка, его отношение к обществу, гос-ву.
На Зап. чел-к рассматривался как автономная, самостоятельная, свободная личность, обладающая естественными правами, которые должно гарантировать гос-во.
На Вост. всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, гос-ва; воспитывалось преклонение перед гос. властью.
Для Вост. были характерны коллективистские традиции и значительная роль гос-ва в общественной жизни.
Различное отношение к возможностям человеческого разума.
На Зап. сформировалась сильная рационалистич. традиция, которая проявлялась во всех видах кул-ры.
Рационализм - учение, которое в познании и творчестве отдает приоритет разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению.
Восток более тяготен к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию.
Этим и объясняется и традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу.
Главными факторами худ. творчества считались воображение, интуиция, озарение просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном.
Различным было соотношение разных видов кул-ры.
Важная черта вост. кул-ры - это жесткое переплетение религиозных, философских и научных идей.
На Зап. разные виды кул-ры существовали самостоятельно и более конфликтно, чем на Вост.
На Зап. еще со времен Античности сформировалась сильная материальная традиция. Исследователи отдавали предпочтение миру физических явлений, а наука рассматривалась как средство физического прогресса развития производства.
В рамках Вост. культуры выделяются 4 основных культурно-исторических типа: 1.индо-буддийский, 2.китайско-конфуцианский, 3.арабо-мусульманский, 4.японский. В рамках Зап. кул-ры выделяются: европейская, американская, австралийская
20. Историческая типология культур: глобальные и локальные. В современной культурологии сложились два основных подхода к пониманию культурно-исторического развития и многообразия. Первый называют линейно-прогрессистским. Он тесно связан с философскими концепциями истории, а также с наличием исторического и эмпирического материала. Существенной проблемой для всякого исторически масштабного исследования является установление неких дискретных временных отрезков - периодов. Периодизация - база дальнейших типологических исследований культуры, необходимый инструмент в работе с непрерывно текущим реальным временем. Членение времени, представление его линейно направленным от прошлого через настоящее в будущее. (Геродот, И.Г. Гердер, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс). "Линейная" схема в понимании исторического развития культуры утвердилась во второй половине 19 века в исторической науке, этнографии и археологии. Древний мир - Средние века - Новое время (Новейшее). Археологи выделяют Каменный век (палеолит - мезолит - неолит) и века металлов (медный век - бронзовый век - железный век). Другой подход связан с выделением локальных культур. Формирование этой типологии связано с одной стороны, укоренившиеся в науке представления о культурной самобытности разных народов, а с другой - явное влияние со стороны биологических наук, обусловили идею представлять в культурологии и в истории социальные процессы по типу биологических. Предполагалось, что общество можно мыслить как организм с процессами рождения - развития - смерти. (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Ф Ницше, А.Тойнби, П.А. Сорокин)