Культурология как наука и учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:12, шпаргалка

Краткое описание

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

  Генезис культурных форм проходит несколько этапов: осознание необходимости появления нового (знаний, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации), создание новых культурных форм и их внедрение в социальную практику.

  К.-г. есть единый процесс обновления и преемственности. Сотворение новых культурных форм должно служить развитию человеческого в человеке.

  В противном случае возможно появление таких форм организации культурной жизни, которые служат не обновлению культуры, а прямо противоположны ей, как напр., китайский вариант “культурной революции”, когда представителей творческой и художественной интеллигенции отправили в поля на сельхозработы; изгнание творческой интеллигенции из России после 1917 г. (“философский пароход”); практика “Пролеткульта” и т. д. Все это проявления агрессивного антикультурного псевдогенеза.

  В настоящее время главное место в культурологии начинает занимать Д. к.: теория культурных изменений, переходных процессов, взаимовлияния культур, диагностики и предвидения кризисов и путей выхода из них. Д. к. — это ее самообновление, включая развитие, деградацию или десемантизацию отдельных ее черт или целых комплексов.

  Причинами Д. к. являются: 
адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ; необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий; творческая инициатива отдельных личностей.

  Преобладание статики над культурной динамикой неизбежно ведет к культурному застою — состоянию длительной неизменности культуры, при котором резко ограничиваются или запрещаются нововведения; нормы, ценности, способы деятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизменном виде.

  Общество “консервируется”, ограждаясь от внешних воздействий “китайской стеной” изоляционизма, а от внутренних изменений — при помощи жесткого контроля со стороны различных социальных институтов — государства, церкви, системы образования и т. д.

  В состоянии застоя культура может находиться на протяжении как короткого по историческим масштабам, так и длительного времени.

  Не всякие культурные изменения ведут к выходу из состояния культурного застоя. Д. к. — это целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер.

  Его не следует путать с понятием “культурные изменения”, которые предполагают любые трансформации в культуре.

  Д. к. может реализовываться в следующих основных видах: поступательно-линейном и циклическом.

  Циклические изменения отличаются, напр., от эволюционных тем, что они повторимы.

  Д. к. внутри общества включает возникновение культурных явлений, их распространение, функционирование. 
 

11.Язык  и символы культуры, культурные коды.

   Огромную  роль в культуре играют знаки и символы.

   Символы - выражение культуры. Через символы открываются бессознательные смыслы в глубинах души, которые объединяют людей и превращают их из “Я” в “Мы”.

   В то же время без символов теряется и индивидуальность.

   При этом “подлинный символ не просто «обозначает» смысл, но несет в себе всю полноту его действенной силы”.

   Так, например, у буддистов изображение  Будды является не просто картинкой  или скульптурой, а является необыкновенно  сильным духовным символом, оберегающим  и помогающим людям, идущим по пути духовного развития.

   Существует  даже отдельная наука, изучающая  символы - семиотика.

   В описании значимости символа достаточно будет отметить, что любая, как  реально данная в истории культуры, так и описывающая какой-либо значительный объект лингво-семиотическая система ощущает свою неполноту, если не дает своего определения символа.

   Культура  выражает себя через мир символических  форм, которые передаются от человека к человеку, от поколения к поколению.

   Но  сами по себе символические формы -- это внешняя сторона культуры.

   Язык позволяет нам “духовно и мысленно осваивать окружающий мир”.

   Все мы - люди - в отличие от животных мыслим словами, которые, в свою очередь, являются символами.

   Без слов, без имени вещей, человек  изолирован от мира, без слов он не развивается.

   Символ  существует как в написанном или  сказанном тексте так и вне  зависимости от него, “он попадает в память писателя из глубин памяти культуры и оживает в новом  тексте, как зерно, попавшее в новую  почву”.

   Для того, чтобы “мыслить, чувствовать, общаться по-человечески”, люди придумали так называемые “искусственные языки”.

   Наверно, самым ярким из них является письменность. Также искусственные языки - математика, государственные символы (к которым  относятся и деньги), искусственные  разговорные и письменные языки (типа эсперанто), музыка (и музыкальные символы), живопись, и т.д.

   Культурный  код – это информация, закодированная в определенной форме, позволяющая идентифицировать культуру. Основной трудностью в определении этого понятия является вероятность подмены этого термина другими составляющими семиотического плана. Поэтому следует оговориться, что культурный код – это «мета-уровень» для семиотического пространства (совокупность символов и знаков культуры).

   Например. Дресс-код (предписание надевать определенный вид одежды в определенной ситуации) существует в культурах большинства народов и может выступать в качестве культурного кода.

   С одной стороны, дресс-код автоматически  выделяет человека из общей среды  по культурному состоянию участия  в обрядовых, ситуативных действиях и присваивает ему определенный социальный статус. Так, появление женщины в вечернем платье в ресторане возводит её в ранг посетительницы (клиентки), а женщина в определенной форме уже имеет статус официантки и относится к обслуживающему персоналу.

   В данном случае дресс-код выступает  элементом сложившихся культурных представлений, именуемых пространством  культуры, т.е. первое свойство дресс-кода как культурного кода, а именно свойство «подсистемности» – выполняется.

   С другой стороны, дресс-код сам выступает в качестве системы, состоящей из элементов. Детали одежды (вечернее платье, фартук), прическа, поведение – являются составляющими дресс-кода, выступая общим информационно-семиотическим полем, следовательно, позволяют говорить о нем, как о культурном коде.

   Данная  модель культурного кода может быть применена к любому явлению культуры, при соблюдении двух указанных условий.

   Рассмотрение  культурного кода как элемента пространства культуры дает возможность нового осмысления проблем философии культуры, в частности исследования культурного пространства. 

12.Культурные  ценности и нормы.  Культурные традиции. Межкультурные коммуникации.

   Я думаю, что такие понятия как  жизненные ценности и нормы являются основой культуры и имеют большое значение в жизни каждого человека.

   Хоть  ценности и имеют общее основание  с нормами, но эти понятия все-таки разные. А различие между ними выражается таким образом: нормы – это  правила поведения, а ценности –  это абстрактные представления  о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное.

   Ценности — это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Например, жизнь человека — ценность, а ее охрана — норма.

  Без ценностей  не может обходиться ни одно общество.

  Но  это вовсе не значит, что они  у каждого человека одинаковые.

  Кто считает  наивысшей ценностью искусство, честность и порядочность, для  другого на первом месте стоят  деньги и его карьера.

  Вместе  с тем, в каждом обществе существует некоторая обобщенная, достаточно устойчивая система ценностей.

  Я бы назвала ее основой. К таким ценностям можно отнести семью, брак и прочее.

  Мы  живем в XXI веке. Сейчас все стремительно меняется. Это касается и системы  ценностей. Взять хотя бы семью, любовь.

  Раньше  к этому относились более серьезно. Сейчас же мало кого волнует любовь. Намного проще и быстрее свободные отношения.

   Нормы показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях.

   Нормы поведения также отражаются в  понятиях мораль и нравственность. 

  Американский  социолог Уильям Грехэм Самнер (1840—1910)выделял следующие виды норм: обычаи, нравы, законы. Но типология норм постоянно меняется и расширяется.

  Все социальные нормы можно классифицировать в  зависимости от строгости их соблюдения.

  Так за нарушение одних норм следует  мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд, а за нарушение других норм жесткие санкции — тюремное заключение, даже смертная казнь.

  А нормы  соблюдаются далеко не всегда. Нарушение  этикета, ритуала беседы, бракосочетания, правил дорожного движения и даже убийство.

  Культурная  норма соблюдается тогда, когда  человек заинтересован это сделать.

  Нет внутренней заинтересованности — и нет исполнения нормы.

  Например, сотрудник хочет получить повышение  и он будет соблюдать дресс  код, нормы общения с начальством. Также и со студентами. Нужен зачет – ходишь на пары, лекции, выполняешь домашние задания.

  Подводя черту, хочу отметить, что нормы и  ценности в каждой стране, культуре разные. То есть, разные культуры могут  отдавать предпочтение разным ценностям, а каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет.

  Культурные  традиции. В Древнем Риме в III - I вв. до н.э. проводились римские гражданские праздники, которые представляли собой игры.

  По  традиции игры длились от 14 - 15 дней до 6 - 7 дней. Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр достигала 76 дней в году.

  Каждый  праздник состоял из нескольких отделений:

  1)торжественное  шествие во главе с магистратом  - устроителем игр, которое называлось  помпой;

  2)непосредственно  состязания в цирке, конские скачки и т.д.;

  3) сценические  представления в театре пьес  греческих и римских авторов.

   У восточных славян в VIII - IX вв. традиции были совсем другие. Они в основном были связаны с праздниками.

   Одним из этих праздников является праздник Коляды. По представлениям восточных славян в день этого праздника начиналась новая жизнь солнца.

   Традиции  празднования этого праздника были связаны с огнем.

   В домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.

   Традиционным  был праздник весеннего равноденствия. В этот день по традиции славяне  сжигали чучело зимы, холода, смерти.

   Одной из традиций у славян было призывание дождя для того, чтобы быстрее поспевал урожай. Это призывание проходило 23 июня, когда отмечался всенародный праздник Купалы, так же традиционными у славян были дни рождения, свадьбы, похороны.

     В настоящее время традиции  не только народные, национальные, но и семейные. Эти традиции бывают ежегодными, ежемесячными и ежедневными.

   Например, вся семья собирается целиком, чтобы  вместе встретить Новый год, - это  ежегодная традиция, т.е. каждый член семьи должен соблюдать эту или  другую традицию.

   Межкультурная коммуникация — общение между представителями различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже — опосредованные формы коммуникации (такие, как письмо) и массовая коммуникация).

Информация о работе Культурология как наука и учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса культурологии