Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:08, курс лекций
1.Понятие культуры. Основные определения понятия «культура»
2.Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии
3.Культура как специфически человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура в жизни общества.
4.Становление развитие культурологического знания. Историческое развитие представлений о культуре.
При освещении первого вопроса
важно усвоить основные черты
Возрождения: антропоцентризм,
и дать им объяснение. Названные черты тесно связаны друг с другом, поэтому изучение одной в отрыве от другой грозит потерей объективности в оценке этого времени.
23.Творчество великих
мастеров эпохи Возрождения:
Необходимо отметить, что если в средние века искусство имело в основном прикладной характер, то в эпоху Ренессанса оно впервые приобретает самоценность, становится самостоятельной областью прекрасного, воспринимается как одно из самых мощных средств познания и даже уравнивается с наукой. Следует показать, как искусство воплощало эти принципы в архитектуре (Д. Браманте), литературе (Данте А., Ф. Петрарка), скульптуре (Донателло) и др.
Давая характеристику
Целесообразно в
24.Общая характеристика
культуры Нового времени.
Европейская
культура Нового времени охватывает
период к. 17—19 века. Хотя в истории
принято считать началом Нового
времени — французскую
Каждый период Нового времени отличается своеобразием:
· 17 век — становление капитализма.
· 18 век — Просвещение (выдвижение
проблемы полной свободы
· 19 век — (развитие крупной
буржуазии, развитие
Мироощущение эпохи Нового времени:
Ø научность (в основе которой гениальные творения Паскаля и Декарта);
Ø рационализм (обусловлен возникновением идей деизма);
Ø вера в прогресс; Миф о
прогрессе – главный миф
Ø абсолютизация значимости
воспитания (материалом для этого
стало «третье сословье»,
Ø понимание личности как
сложное и противоречивое
Ø Наследница бюргерства –
буржуазия. Но ее сущность не
в городской принадлежности, а
в добывании богатства. С 18
века буржуа уверенно заявляют
о себе и проявляют свое
господство в культуре. Вершина
– 19 век. Антагонистом буржуа
выступает дворянство. С 20 века
проявляется кризис буржуа. Но
Запада культура отличается
Ø Идеи буржуа сформулированы
Бенджаменом Франклином в «
17 век
17
век явил основные предпосылки
развития культуры Нового
· начало массового
· великие географические открытия (Выход европейской культуры за свои территориальные рамки, географические открытия и образование колониальной системы, развитие наций, национальных культур и национальных государств, к. 15 века португальцы открывают новый путь в Индию, испанцы во главе с Христофором Колумбом открывают Новый свет, затем португальцы захватывают территории в Азии, Африке и большую часть Бразилии. Европа оказывается зараженной поисками сказочного богатства страны Эльдорадо. В 16 и 17 веке морские плавания стали совершать англичане и голландцы, в затем и французы: французы основываются в Канаде, а голландцы—в Австралии и Новой Зеландии. Русские открывают Берингов пролив, осваивают пространства Сибири).
· развитие естествознания (все в мире можно подвергнуть сомнению, несомненен только сам факт сомнения, который является непосредственным свидетельством существования разума. Мир огромен и безграничен, Земля стала познаваемым объектом. Торричелли, Паскаль, Бойль, Мариотт получили начало научному изучению жидкостей и газов, Декарт и Ньютон делают первые шаги в объяснении света. Гарвей открывает законы кровообращения. Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей делают поистине космические открытия, были совершены открытия в области гидростатики, электромагнетизма, механики и физики, баллистики, оптике, в физиологии растений и животных наука становится коллективной, академической, выходит «из кабинетов»).
· промышленные открытия и
техническое развитие (возникает
убеждение, что все можно
· урбанизация (формируется
городская культура, для которой
характерны особый уклад и
образ жизни, разделение труда
и расслоение населения,
· формирование классов (
· становление светского
25.Развитие культуры Европы в эпоху Просвещения.
В
эпоху Просвещения завершился переход
к современной культуре. Складывался
новый образ жизни и мышления,
а значит, изменялось и художественное
самосознание нового типа культуры. Название
«Просвещение» хорошо характеризует
общий дух этого течения в
области культурной и духовной жизни,
ставящего себе целью заменить воззрения,
основанные на религиозных или политических
авторитетах, такими, которые вытекают
из требований человеческого разума.
Идеи общественного равенства и
личной свободы овладели прежде всего
третьим сословием, из среды которого
и вышла большая часть
жан батист симеон шарден (1699-1779) и жан батист грез (1725-1805)-художники. Выразителем классицизма в живописи стал жак луи давид (1748-1825). Замечательным подтверждением этому можно считать творчество величайшего художника Испании франсиско Гойи (1746-1828) Характерные особенности эпохи
В экономической и социально-политической сфере:
промышленный переворот;
рост экономического и политического значения буржуазии;
усиление антифеодального движения;
распространение просветительских идей общественного равенства и личной свободы.
В духовной сфере:
падение
авторитета и ценностей феодально-
революция в естествознании;
распространение рационалистического мышления и деизма;
расцвет просветительской материалистической философии;
изменение
соотношения видов и жанров искусства,
превращение литературы и музыки
в ведущие формы
ВЫСОКОЕ
ВОЗРОЖДЕНИЕ, период итальянского искусства
(кон. 15 1-я четв. 16 вв.) классическая фаза
художественной культуры Возрождения.
В архитектуре, живописи и скульптуре
Высокого Возрождения (Браманте, Леонардо
да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне,
Тициан) ренессансные реализм и гуманизм,
героические идеалы получили обобщенное,
полное титанической силы выражение; искусству
Высокого Возрождения присущи
26. Художественные традиции ХІХ в. и их эволюция в изобразительном искусстве рубежа ХІХ – нач. ХХ века
XIX
веке начинается новая эра
в художественной культуре
Как правило, каждое новое направление в искусстве XIX века рождается во Франции, и поэтому логичнее всего проследить их эволюцию на французской почве. С середины векав архитектуре воцаряется эклектика и историзм - подражание великим стилям прошлых жпох. В живописи и скуотптуре наряду с классицизмом, который всё более приобретает черты академической схемы, с1820-х годов рождается сильное романтическое течение, с 1840-х годов развивается реализм. В последней трети XIX века, в переломное для западноевропейского реализма время, вновь укрепляются позиции академизма, который становится официальным искусством, выражающим вскусы правительственных кругов Франции. Реакцией на академизм становится импрессионизм, который сменяется неоимпрессионизмом, а затем постимпрессионизмом.