Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:08, курс лекций
1.Понятие культуры. Основные определения понятия «культура»
2.Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии
3.Культура как специфически человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура в жизни общества.
4.Становление развитие культурологического знания. Историческое развитие представлений о культуре.
На смену цельным художественным течениям в искусство приходят крупные творческие индивидуальности, каждая из которых утверждает свои законы творчества, имеет свою художественную систему.
В прикладном искусстве в связи с промышленным переворотом, начинающейся индустриализацией производства предметов общественного потребления идут сложные процессы выработки новых подходов и принципов организации жизненного пространства в новых условиях.
Искусство ХХ в. – это бесчисленное множество направлений, стилей, течений, школ. Существует даже общее мнение: сколько художников – столько и направлений.
Рассматривая предпосылки
Отрицательное воздействие на
искусство оказывала и
Необходимо отметить, что наука в ХІХ в. занимает центральное место в духовной жизни общества, оттесняя искусство, что приводит к отстаиванию последним своего права на чувственное понимание действительности, человека и общества. И поэтому язык искусства на протяжении конца ХІХ – ХХ вв. весьма трансформировался, культура становится все более техногенной, а художественные стили варь-ируются от натурализма до абстракционизма.
«Ключ» к пониманию искусства ХХ в. лежит в таком направлении 70-х годов ХІХ в. как импрессионизм. Импрессионизм порвал с тысячелетними традициями живописи. Он сделал первый шаг по пути к абстракционизму, отказавшись от воспроизведения реальных форм и красок, ограничившись передачей впечатления. Становится главным принцип: не «что», а «как» изображать. С одной стороны, этот принцип связан с реализмом: что я вижу, как я чувствую, это и есть реальность.
Импрессионизм положил начало полному отказу от предметного искусства. А поиски нового, современного искусства были связаны
с кризисом старых ценностей, поиском выхода из духовного тупика, страхом перед будущим, трагическим мировосприятием. Целесообразно на примерах творчества импрессионистов (К. Моне,
Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар и др.) проанализировать основные принципы импрессионизма и экспрессионизма.
27.Основные тенденции развития культуры 20 века.
В прошлом веке культура европейского типа распространилась и на другие континенты — в страны Азии и Америки, а также в Австралию и Новую Зеландию В течение XX в. сформировались общие черты, тенденции, типичные для западной культуры в целом, проявляющиеся в различных сферах жизни всех стран мира, охваченных ею. В.И. Вернадский писал в своей программной работе «Научная мысль как планетное явление» (1938): «В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности Человечество своей жизнью стало единым целым» (Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991.С.240).
Действительно, человеческая деятельность, опирающаяся на сферу разума, сформировала в уходящем столетии единую общечеловеческую культуру, которая включила в себя
— индустриализацию производства и массовое потребление;
— единые средства
— интернациональную науку и
доступное практически всем
— стилевое и жанровое
Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги Их поведение отличало индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению Вместе с тем западная культура XX в. была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой.
28.Художественные стили
и направления в
20
век- век острых противоречий,
глубоких социальных
Никогда раньше живопись, скульптура и графика не были столь тесно и непосредственно связаны с реальной жизнью, никогда раньше не проявлялась в них так ясно критическая направленность, отрицание всего и вся. Бурно развивающееся искусство утрачивало свою прежнюю стилевую цельность, его развитие становилось все более неравномерным, скачкообразным, творческое взаимодействие отдельных видов искусства нарушалось, возрастали индивидуалистические тенденции. Как в прежние времена, так и в 20 веке художественные стили тесно связуются со смыслами эпохи, с ее мифологией. Очевидно, что место мифа в искусстве новейшего времени занимает научно-технический прогресс, заставивший художников отказаться от привычного взгляда на мир.
Наука
пересмотрела большую часть «непреходящих
истин» Нового времени, а также изменила
отношение к гуманистическим
ценностям эпох Возрождения и
Просвещения. Каждый стал искать свой
выход: одни в продолжение культурной
традиции прошлого, вторые, третьи –
в обретении утраченных связей с
природой, в научно-технической
Поиски
новых путей, экспериментирование
и революционное
Но основным течением первой половины 20 столетия становится абстракционизм, полностью отошедший от передачи реального мира, предметной достоверности, отрицающий объективное существование мира и утверждающий стихийно- импульсивное самовыражение художника. Абстрактное искусство – это искусство без распознаваемых образов, сочетания чистых красок и линий. Оно появилось в Европе около 1910 года и разрушило идею классической красоты в искусстве. Его тенденцию продолжил дадаизм, культивировавший идею изобразительности безобразного.
Искусство все больше становится своеобразным знаком, оно не сводится больше к декоративности. Одна из особенностей 20 века – гипертрофированный индивидуализм. Психоаналитические копания в глубинах индивидуального наиболее ярко проявились в сюрреализме, который более полувека доминировал в мировой художественной жизни. Его концепция утверждала загадочность и непознаваемость мира, в котором исчезают время и история, а человек живет подсознанием и оказывается беспомощным перед трудностями.
Со
второй половины 20 века, особенно в 1960-1970-е
гг., на художественную арену выходят
абсолютно новые в
Совершив
виток в абстрактно-
29.Модернизм и авангардизм как культурная стратегия
Культурологический модернизм подразумевает целую эпоху в развитии западноевропейской и русской культуры. При этом имеется в виду не только художественно – эстетическая система, объединяющая множество самостоятельных идейно – художественных направлений и течений (экспрессионизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт и т. д.), но и современный этап развития западной культуры. По мнению американского политолога, социолога Даниела Белла, модернизм – это этап развития культуры, который противопоставляется раннебуржуазному, протестантскому периоду. Д. Белл считает, что произошло движение от протестантизма, толкуемого фундаменталистски, к модернизму. Старые духовные опоры общества уже не существуют, а новые, основанные на вере в исторический прогресс, в рациональность, утратили свою утопичность. Культурный кризис лишает общество жизненной силы, дезорганизует индивидуальную мотивацию, насаждает культ сиюминутного удовольствия, ослабляет гражданские чувства и волю
В модернизме культура обретает роль инициатора изменений. Она осуществляет поиск новых способов чувственного восприятия и новых стилей поведения. Современное общество, безраздельно преданное идее обновления, институционализировало культурный авангард и признало основной стратегией в процессе социальных изменений.
Таким образом, модернизм явился своеобразной реакцией, во-первых, на изменения в чувственном восприятии социальной среды и дезориентацию чувства пространства и времени, связанные с революцией в области коммуникаций и транспорта, во-вторых, на кризис самосознания, обусловленный, утратой религиозной веры.
Высшей ценностью в модернизме провозглашается эстетический эксперимент, ничем не ограниченный поиск самовыражения и чувственного восприятия; здесь воля и необузданные желания торжествуют над разумом и моралью.
В
более узком смысле слова типологический
термин “модернизм” используется
для обозначения
В плане отрицания традиций в искусстве и принятия формального эксперимента за основу творческого метода модернизм можно считать авангардизмом. Но в более строгом историческом смысле – в ранних стилистических тенденциях модернизма, таких как импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн, разрыв с традицией не был резким и принципиальным, как позднее.
Таким
образом, можно полагать, что модернизм
является не столько синонимом
Прослеживая историческую эволюцию модернизма, следует отметить, что в своих “классических”, традиционных формах модернизм настаивал на замене религии и морали эстетическим восприятием жизни, рассматривал художественное творчество как единственно возможный способ самовосприятия и самопознания. В современном же постмодернизме изначально заложенная в модернистском движении тенденция к освобождению подсознательных инстинктов достигла крайнего выражения. Значение модернистской доктрины в современной общественной жизни определяется прежде всего поворотом от элитарно-эстетических к более массовым формам человеческой жизнедеятельности.
Как мы уже говорили ранее, модернизм является предварением или ранним этапом авангарда. Авангард гораздо более радикален и его отношения с традиционализмом особенно резкие и полемичные.
В широком смысле авангард – термин, обозначающий совокупность пёстрых и многообразных новаторских, революционных, бунтарских движений и направлений в художественной культуре ХХ в.
Авангардные
направления были характерны для
всех переходных этапов в истории
художественной культуры. Однако именно
в ХХ в. авангард приобрёл глобальное
значение мощного феномена культуры,
охватившего все её более или
менее значимые стороны и явления
и знаменовавший собой
Авангард
есть, прежде всего, реакция художественно-
В сфере научной мысли косвенными побудителями авангарда явились достижения во всех сферах научного знания с конца ХIХ в.; в философии – основные учения постклассической философии от А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора до А. Бергсона, М. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра; в психологии- психиатрии, прежде всего фрейдизм. В гуманитарных науках – выведение лингвистики на уровень философско-культурологической дисциплины; отход от европоцентризма и как его следствие – возросший интерес к восточным культурам, религиям, культам; возникновение теософии, антропософии, новых эзотерических учений. В социальных науках – социалистические, коммунистические, анархические теории.
Сегодня,
говоря об авангарде, принято выделять
ряд общих характерных черт этого
феномена культуры: экспериментальный
характер, чаще всего осознанный; революционно-разрушительный
пафос относительно традиционного
новоевропейского искусства, а также
традиционных ценностей культуры; резкий
протест против всего, что представлялось
авангардистам ретроградным, консервативным,
обывательским, “академическим”; в
визуальных искусствах и литературе
– демонстративный отказ от утвердившегося
в ХIХ в. реалистически-