Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:08, курс лекций
1.Понятие культуры. Основные определения понятия «культура»
2.Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии
3.Культура как специфически человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура в жизни общества.
4.Становление развитие культурологического знания. Историческое развитие представлений о культуре.
Что
меняется с приходом христианства?
Меняется абсолютно все — представления
о Боге, мире и самом человеке.
Прежде всего, Бог обращен уже
к каждой личности, а не к народу,
как это было в язычестве. Бог
— это начало надмирное, то есть
неподвластное природным
Вместе
с этим представлением о мире продолжает
развиваться наука о
Именно такие глобальные перемены во взглядах человека на Бога, мир и самого произошли с приходом христианства, что требовало совершенно иного отношения и к себе, и к действительности. Важным двигателем культуры западноевропейского Средневековья стало учение о спасении души. Почему требовалось спасать человека? Потому что человек умирает, человек страдает. Человек потерян в мире вещей и законов, в мире собственных страстей и жестокости — от всего этого его необходимо спасти и спасает его Сам Господь. Идея о спасении души, обращенной к Богу с покаянием в собственном несовершенстве, стала главной в Средневековье, на ней строилась политика многих государств средневековой Западной Европы, политика западной Церкви.[с.117, 10] Термин «средние века» ввели в науку итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Он означает тысячелетие, хронологическими рамками которого являются V-XV вв., т. е. начало связано с временем» исторического завершения античной культуры, а конец - с ее возрождением в новое время. Культурологи подразделяют данную эпоху на три периода:
- раннее средневековье V-Х вв.;
- зрелое средневековье X-XIII вв.;
- позднее средневековье XIV-XV вв.
За этот небольшой исторический промежуток времени образовались все языки, народы и государства Европы, сложилась ее неповторимая христианская культура.
20.Средневековая наука
и система европейского
Становление современной науки - тема достаточно разработанная, но не утратившая своей актуальности и сегодня: для понимания природы науки, определившей характер индустриальной цивилизации, исследование ее генезиса имеет первостепенное значение. Несмотря на то, что многие аспекты этой темы достаточно хорошо изучены историками науки, философии и культуры, остается все же немало вопросов, касающихся, в частности, того периода, который можно было бы назвать предысторией становления новоевропейской науки и который сыграл весьма важную роль в пересмотре принципов античной онтологии и логики, подготовив тем самым переход к иному типу мышления и миропонимания, составивших предпосылку науки и философии Нового времени. Имеется в виду период позднего средневековья - XIV-XVI вв. Для этой эпохи характерна общая атмосфера скептицизма, которую до сих пор недостаточно принимали во внимание, но которая существенна для понимания тех интеллектуальных сдвигов, которые произошли в конце XVI-XVII вв. и которые именуют научной революцией.
Средневековая наука развивалась в больших городах, где впервые в Европе появляются высшие учебные заведения - университеты (Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский). Университеты способствовали развитию и распространению знаний, а также созданию новых отраслей знания, которые чуть позднее оформляются в различные науки - медицину, астрономию, математику, философию и т.д. Наука начинала воспроизводить самое себя, что ускорило ее прогресс.
Постепенно формируется совершенно новый слой общества - студенчество, который и поныне является двигателем образования и науки в современном обществе.
В
средневековых университетах
Преподавание
велось на латинском языке, равно
как и богослужение в католических
храмах. До XVIII в. латинский язык был
международным научным языком, на
нем писали Коперник, Ньютон и Ломоносов.
До сих пор в европейских
В эпоху Средневековья было сделано немало технических открытий, способствовавших развитию науки позднее, многими из этих достижений мы пользуемся по сей день. Около XI в. появляются первые часы с боем и колесами, а через два века - карманные часы. В это же время была создана современная конструкция рулевого управления, позволившая в XV в. пересечь океан и открыть Америку. Был создан компас. Величайшее значение имело изобретение печатного станка, книгопечатание сделало книгу доступной. Таким образом, время, которое считают периодом "тьмы и мракобесия" создавало предпосылки для появления науки. Чтобы сформировалось научное знание, нужно было интересоваться не тем, что необычно, а тем, что повторяется и является естественным законом, т.е. от опоры на обыденный опыт, основывающийся на показаниях органов чувств, перейти к опыту научному, что и произошло постепенно в эпоху Средневековья.
21.Возникновение христианства
и его распространение в
История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет, само христианство насчитывает наибольшее число сторонников в мире и является ныне едва ли не наиболее распространенной мировой религией, доминирующей в Европе и
Америке, имеющей весомые позиции в Африке и Океании (включая Австралию и Новую Зеландию), а также в ряде регионов Азии. [2, с.164]
Однако человечество перед тем,
История религиозных
представления
имели тенденцию к убыванию фантастичности
мифологических образови все более приобретали
человеческую, антропоморфную форму. Большойконкретности
и достаточной степени выразительности
антропоморфизм божествдостигает на политеистической
стадии развития религиозно-
Высший этап развития
Эта тенденция или этап в развитии религиозных верований и представленийназывается монотеизмом. Возникновение монотеистических представленийсреди верующих было одной из предпосылок появления христианства. Однако
данного явления в жизни человечества недостаточно, чтобы уяснить, хотя бы вобщих чертах, сущность и особенности христианства как мировой религии.
Христианство возникло в
территории установились достаточно сложные религиозные отношения междуносителями разных верований.
Это было вызвано рядом факторов: во-первых, шел процесс разложениянациональных религий, начавшийся еще в эллинистическую и завершившийся вримскую эпоху; во-вторых, происходил процесс стихийного взаимодействия
различных национальных и племенных верований и обычаев - синкретизм.Религиозный синкретизм сводился тогда прежде всего к проникновениюближневосточных представлений и образов, имеющих тысячелетнюю историю, всознание и религиозную жизнь античного общества.
На основе взаимопроникновения и слияния различных сторон вероучений и культовпроисходило образование религиозных общин, которые по своей сути не сводилисьни к одной из национальных религий в чистом виде, что ставило эти общины в тойили иной форме в оппозицию к официальной религии. Но наибольшее влияние настановление и развитие христианства оказала иудейская религиозная традиция счетко выраженным монотеизмом.
Христианство возникло на
Возникшее в Римской империи, христианство в средние века стало религией всей Европы. Ко времени распада Западной Римской империи большинство населявших ее народов уже были христианами. Постепенно христианство приняли и так называемые варвары, проживавшие как на территории империи, так и за ее пределами.
Германские племена — готы
и вандалы приняли
22.Социально-экономические
и культурно-исторические
Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры, где главными открытиями стали мир и человек: мир как сфера приложения человеческого разума и воли; человек как состоявшаяся и самодостаточная личность. Следует отметить, что культура Возрождения формируется в лоне средне-вековой, постепенно вырастая из нее. От предшествующей культуры Возрождение не отделяют те исторические катастрофы и катаклизмы, которые лежали между Античностью и Средними веками.
Поэтому изучение первого
Рассматривая культурно-
Анализ предпосылок приводит к мысли о том, что в основе культуры Возрождения лежат значительные изменения в экономической и общественной жизни стран Европы.
Характеризуя вторую часть
1) итальянская фаза (1300 – 1450 гг.), где ярко выражен интерес к античности;
2) общеевропейская фаза (1450 – 1620
гг.) связана с широким
Кроме различных временных