Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 17:56, реферат
При проведении исследований деятельности парков культуры и отдыха оказалось, что в первой половине дня в основном их посещают пожилые люди, причем половина из них с детьми дошкольного возраста. Живут они недалеко от парка: на расстоянии, преодолеваемом за 15—20 мин пешком или на транспорте. В парк ходят, чтобы подышать свежим воздухом, отдохнуть от городского шума, полюбоваться водной гладью, цветами, красивыми группами деревьев, кустарников, почитать, поиграть в шахматы, посмотреть выставку.
Эти настроения состоятельных людей Англии нашли свое воплощение в создании частных садов нового типа, которые в дальнейшем стали именоваться пейзажными.
Возникновение пейзажного стиля,
подобно возникновению
Хрестоматийный пример такого стиля - знаменитые сады в местечке Стоу (Stowe, Buckingham). Их создатель - Чарльз Бриджман (Charles Bridgeman), а впоследствии - другой известный мастер - Уильям Кент (William Kent).
Считается, что знакомство с пейзажными парками Китая способствовало окончательному формированию пейзажного стиля в Европе. Однако знакомство европейцев с культурой Китая началось еще в XIII веке и связано с именем Марко Поло, что не помешало развитию регулярного стиля. К тому же в пейзажных парках XVIII века идеи китайского садоводства мало использовались. Как дань моде в парках строились беседки, пагоды, мостики, павильоны в китайском стиле, т.е. воспринималась только внешняя сторона восточного садового искусства. Восприятие европейцами философских идей востока, основанных на глубоком символизме, лаконичности и кажущейся простоте, становится возможным гораздо позднее, к началу XX века, что нашло отражение в современной архитектуре и ландшафтном искусстве.
Можно выделить следующие характерные признаки пейзажных садов. Рельеф неровный: чередование плоских участков, возвышенностей, склонов, оврагов, природных водоемов - подражание природному ландшафту. Свободная планировка пространства, асимметричность, отсутствие прямых линий и осей. Архитектурные сооружения служат для обогащения пейзажа. Извилистые дорожки объединяют отдельные элементы сада. Дорожки выполняются из природных материалов: дикого камня, спилов стволов деревьев, газона, устойчивого к вытаптыванию. Существует продуманная система путей, следуя которым можно увидеть смену живописных пейзажей. Нет точки, из которой можно обозреть весь сад, перспектива открывается постепенно. Первостепенное значение имеют композиции из деревьев и кустарников, сочетание цвета и фактуры листьев, распределение света и тени в саду. Используются в основном породы деревьев и кустарников, растущие в данной местности. Садовые цветы высаживаются около дома, в саду же отдается предпочтение полевым и лесным многолетникам. Все водоемы, даже искусственного происхождения, должны носить ярко выраженный природный характер: неровная береговая линия, естественное обрамление (галька, песок, околоводные растения) [12, с. 199].
1.4 Отражение философских
тенденций в современном
Современное садово-парковое
искусство творчески развивает
и продолжает традиции философии
и искусства прошлого, представляя
собой своеобразное «зеркало культур»,
в котором отражаются религиозно-эстетические
взгляды различных народов, преломляясь
в зависимости от современных
духовных потребностей человека. Бездумное
и бездушное освоение природы
за последние столетие привело к
тому, что гармония между человеком
и природы была утрачена, более
того появилась угроза экологической
катастрофы. Исправить подобную ситуацию
помогут садово-парковые комплексы,
призванные уничтожить в людях потребительское
отношение к природе и
Парк Андре Ситроена (Париж, Франция). Парк Andre Citroen назван в честь человека, который создал и произвел автомобиль Citroen.
В 1985 году создание парка было поручено двум группам архитекторов. Ими стали Gilles Clement, Patrick Berger, Alain Provost, Jean Paul Viguier и Jean Francois Jodry. Alain Provost был назначен наблюдателем всего проекта.
В 1992 году парк Andre Citroen был открыт. В ходе строительства было привезено 43000 м? почвы, было высажено 2 500 деревьев, 70 000 кустов, 250 000 выносливых многолетних растений, выстроено 25 фонтанов и 8 оранжерей[37, с. 167].
Парк расположен на территории 15 гектаров, на участке, где с 1915 по 1970 г.г. стояли заводы, выпускающие автомобили. Проект парка основан на четырех темах: изобретение, архитектура, движение и природа. Каждый посетитель ощущает эти темы в прогрессии, по мере продвижения по парку. Авторы гениально смешивают старомодную геометрию, точно подрезанную, искусственные преграды, с яркими традициями французского сада -- дворца с современными модулями.
Удивительная архитектура
начинает поражать уже при входе
в парк. Жесткие линии строгой
геометрии доминируют здесь. Это
прямоугольные области
Парк Andre Citroen разделен на несколько частей, основные из которых -- это Белый Садна восток (1га),Черный Садна западной стороне (2га) и Центральный Парк(11га).
Центральный Парксостоит из большого, прямоугольного пространства газона, с нарезанным по диагонали проходом. Лужайка обрамлена узким каналом воды. На 15-ти метровую высоту возвышаются две оранжереи. Если Парк Andre Citroen -- это современный сад, то оранжереи -- это дворцы.
Они ориентиры, которые служат, чтобы объявить о парке как о предназначении. В одной из них, Оранжерее Australian, высажены Средиземноморские растения, другая, оставлена для проведения выставок. Обе оранжереи разделены фонтаном с рядом расположенных на равном расстоянии отверстий.
Вода выстреливает из них в определенной последовательности, создавая каскады мерцающей воды. Обе оранжереи окружены множеством равно посаженных деревьев -- магнолий, некоторые из которых стоят на их собственных островах в водоеме.
Центральный газон -- это сердце парка, его прямоугольное пространство служит главной осью. Поле газона расположено под уклоном в сторону реки Сены, которая сама служит фоном парку.
Замысел архитекторов парка заключается в том, чтобы вовлечь, охватить все чувства посетителя, а также дни недели, времена года, планеты, металлы, объединив их в общую идею и цель -- поражать.
Первый раз эта цель достигается на пути кЧерному Саду(архитектор Alain Provost).
Черный Сад расположен в понижении рельефа и создан из темной, преимущественно хвойной, растительности на фоне ослепительно белого камня. Весной здесь цветут черные тюльпаны.
Этот сад заполнен растениями с темной листвой и цветами. Эта часть парка предназначена, для посетителей, которые желают спокойно отдохнуть.
Рядом с Черным Садом выстроен Белый сад(архитектор Gilles).Мягкий, Белый Сад -- это сад инь с множеством белых цветов и растений, цветущих белым цветом. Вернувшись немного назад, посетитель испытывает незабываемые ощущения, попав в тематические сады (архитектор Clement). Каждый сад соответствует одному из пяти человеческих чувств: аромат, вид, контакт, вкус и звук. Все пять садов размещены в равных пространствах -- комнатах, но каждая, имеет собственный неповторимый оригинальный дизайн и геометрический проект.
У Золотого Сада есть два узких прохода, которые вводят в него. Золотой Сад-- золото, Солнце, воскресенье, испарение, интуиция. Этот Сад наполнен такими растениями, как желтые розы, буковые деревья и золотые акации. Это сад метаморфоз, который олицетворяет алхимическое превращение свинца в золото.
Серебряный Сад: серебро, Луна, понедельник, река, созерцание, мудрость. Вход в Серебряный Сад-- это спуск, ограниченный стенами с обеих сторон. Эти стены увеличиваются в высоте, а поскольку Вы спускаетесь в Сад, то все более и более ограничивается ваш взгляд. В конце стен внезапно появляется сад. Сад заполнен ароматическими растениями, имеющими серебристый окрас листвы. Растения и кресла для отдыха имеют только правильное положение, в котором нос посетителя всегда может уловить восхитительные запахи окружающей природы.
Красный Сад: железо, Марс, вторник, каскады, вкус. Красный Сад-- это открытая лужайка с нисходящим наклоном, приводящим к его красному саду камней. С обеих сторон этого сада террасами высажены фруктовые деревья и цветы с красным цветом. Каждый сад отделен от следующего крошечным каналом воды, текущей вниз тонкими ручьями, которые приводят в Оранжевый Сад: ртуть, среда, ручьи, ощущение[37, с. 173].
Через центральный газон,
напротив Садов Темы выстроены большие
прямоугольные структуры, сделанные
из полированного гранита. Каждый размещен
через лужайку строго симметрично,
непосредственно напротив каждого
тематического сада. По замыслу автора,
эти башни выстроены как
В северном конце лужайки, около реки, канал заканчивается, и его вода стекает стремительными потоками вниз по рядам большой лестницы. Интересно и то, что эта область тщательно замаскирована, в результате посетитель открывает с удивлением вдруг неожиданно открывшиеся части парка.
Это -- Сад Движения, Зеленый Сад (олово, Юпитер, четверг, весна, звуки), он выстроен на контрасте с другими, более симметричными частями парка. Здесь растения растут в естественном природном виде, как они желают, нет никакой отдельной темы, и посетители могут передвигаться везде, где хотят. Сад Движения -- это окультуренная целина, где бересклеты и розовые кусты растут вперемешку с «сорной растительностью».
Сад можно назвать пейзажем кульминационного момента, здесь достигнуто равновесие между отдельными видами растений, которые перемешались в процессе произрастания, но в естественном равновесии, где каждый вид вносит и берет нужную часть света, воздуха и воды, а процессы прорастания и роста, смерти и распада уравновешивают друг друга. Там также нет четкого пути для движения, каждый выбирает свой. Создателям парка удалось гениально соединить все человеческие чувства и эмоции, посетители постоянно находятся в ожидании необыкновенных открытий на пути следования.
Парк "Марцан" (Берлин, Германия). Парк расположен в восточной части Берлина, районе Марцан. Парк «Сады мира» был задуман как место, где посетители смогут ознакомиться с парковой культурой разных народов, и включает в себя законченные сады шести стран. Все они были подарены правительством этих стран народу Германии как символ объединения народов и их культур[37, с. 100].
Первым был открыт Китайский сад. Это самый большой китайский сад в Европе. Его созданием, правительства двух государств - Китая и Германии положили начало прекрасной традиции - дарить сады, демонстрируя свои дружественные намерения.
Основа китайской садовой философии--единение человека с природой и связанные с этим эмоции и переживания. Каждый уголок этого сада задумывался и выполнялся для созерцания -- во время прогулки по нему и из особых мест. В Китайском саду есть все элементы классического китайского сада, это -- водоемы, мосты, галереи, павильоны, растения. Создатели дали саду название --«Сад возродившейся луны». В названии любого китайского сада заключено имя создателя или его судьба -- в «Саду возродившейся луны»-- это объединение Германии, соединение семей, ранее, по воле правителей, разделенных стеной -- этот смысл заложен архитекторами в сад[37, с. 102].
Внутри сада, в самом центре, расположено озеро --зеркало небес. В озере отражаются постройки--это символ единства природы и человека, озеро объединяет весь цикл живой природы -- рыб, птиц, растения и камни. Здесь нужно отметить, что для точного отражения философии и смысла, важны самые мелкие детали.
Камни--олицетворение гор, символ силы и твердости, они должны быть морщинистыми, хранящими тайну веков -- их доставляли из Китая, из района озера Тайху. При императорском дворе Китая была традиция -- принимать камни для императорских садов из всех провинций страны, и если какой-то из камней особенно нравился Императору, то он освобождал от налогов провинцию, откуда доставлялся камень.
Над зеркалом озера возвышается каменная лодка, защищенная зарослями камышей, место носит название «Павильон для приглашения Луны». Павильон был задуман как место для переживаний, связанных с видами природы в разное время года и, говорят, приносит счастье.
Для китайской ландшафтной архитектуры характерны постройки в виде галерей, белых каменных стен, беседок с изогнутой крышей. Галереи -- переходы разделяют пространство и связывают воедино все элементы сада, а ослепительно белые каменные стены служат основой для ажурных решеток и окруженных резными рамами окон[37, с. 104].
На самом красивом месте сада, откуда открывается изумительный вид на озеро и острова, находится беседка--чайный дом. Здесь всегда множество людей проводят время в общении друг с другом и в созерцании природы. В любое время года здесь очень красиво, каждое растение подобрано таким образом, чтобы давать силу и раскрывать сердце у каждого, здесь находящегося.
Через некоторое время
после открытия Китайского сада, в 2003
году, посетители смогли увидеть Японский
сад. Он также был подарен
Японский сад в парке «Марцан» состоит из трех частей, дополняющих друг друга и, одновременно, имеющих разный характер.
Три части сада связаны между собой осью времени--прошлым и будущим, которое одно и не имеет времени, есть только гармония, тишина и созерцание в этот конкретный отрезок времени. Ось времени--это извилистые дорожки, они то поднимаются вверх, то опускаются вниз и всегда, открывают посетителю новые уголки природы.
Дзен сад, Сад дружно текущих вод, Центральный сад--соединены водой. Вода везде разная, в одном месте --это водопад--источник жизни, начало истории, далее ручей с характерным звучанием воды--это ход немецкой истории, открытое пространство пруда--это зеркало, в котором отражаются события настоящего времени. Магнолии, декоративные вишни, сливы--это женская чистота и интуиция. Бамбук--символ несгибаемой воли и приспосабливаемости, он гнется, но не ломается. Множество видов сосен, высаженных в саду--это долголетие и мудрость жизни. Хризантемы--это долголетие и счастливая жизнь в любом возрасте[37, с. 108].