Парки культуры и отдыха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 17:56, реферат

Краткое описание

При проведении исследований деятельности парков культуры и отдыха оказалось, что в первой половине дня в основном их посещают пожилые люди, причем половина из них с детьми дошкольного возраста. Живут они недалеко от парка: на расстоянии, преодолеваемом за 15—20 мин пешком или на транспорте. В парк ходят, чтобы подышать свежим воздухом, отдохнуть от городского шума, полюбоваться водной гладью, цветами, красивыми группами деревьев, кустарников, почитать, поиграть в шахматы, посмотреть выставку.

Вложенные файлы: 1 файл

Проект парка.docx

— 155.44 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Анализ природно-климатических  условий на участке, отведенном  для строительства парка

 

2.3 Обоснование дизайн - концепции  зон созерцательного отдыха, детских  игровых площадок в парке «Четыре  стихии»

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В целях создания комфортного  жизненного пространства для жителей  Белгородской области запущен областной  проект «Зеленая столица». В рамках программы выделено пять основных направлений: озеленение и ландшафтное обустройство жилых массивов и придорожных  территорий, рекультивация земель после  техногенного воздействия, создание и  обустройство рекреационных зон, облесение  меловых склонов, а также производство посадочного и посевного материала  для всех этих работ. Уже к 2014 году Белгород должен превратиться в один большой парк. 285 рекреационных зон  появятся в течение четырех лет.

 

Еще один грандиозный проект, который реализовывается в настоящее  время, - «500 парков Белогорья». Программа  должна стать своеобразным брендом  региона - его визитной карточкой, которая  будет работать как на культурную, так и на экономическую привлекательность  области. Проект должен превратить Белгород в центр европейского озеленения.

 

Говорят, что красивый сад  напоминает человеку об утерянном Рае… Белгород может стать его центром, поэтому актуальным для города сегодня является создание современного парка отдыха, олицетворяющего собой гармоничное сочетание человека и природы.

 

Данная научно-исследовательская  работа - это попытка глубже проникнуть в суть проблемы изучения ландшафтного проектирования, как средства духовного  и эстетического развития личности. Этим обусловлен выбор темы исследования и ее актуальность.

 

С учетом вышеизложенного  нами сформулирована проблема исследования: создание многофункционального парка  отдыха для различных групп населения.

 

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

 

Объект исследования: садово-парковое искусство различных культур  в контексте их исторического  развития.

 

Предмет исследования: зоны созерцательного отдыха, детские  игровые площадки в многофункциональном  парке «Четыре стихии».

 

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи:

 

1. Изучить специальную  литературу и другие научные  источники по теме дипломной  работы.

 

2. Проанализировать влияние  философских тенденций в современном  садово-парковом искусстве различных  культур на существующих примерах.

 

3. Проанализировать природно-климатические  условия на участке, предназначенном  для парка.

 

4. Разработать дизайн-концепцию  зон созерцательного отдыха, детских  игровых площадок парка отдыха  «Четыре стихии».

 

5. Подобрать перечень  растительного материала.

 

6. Выполнить в макете  основные элементы парка «Четыре  стихии» в г.Белгороде.

 

7. Предоставить графический  ряд с визуализированными видовыми  точками паркового комплекса.

 

Методологической основой  исследования:

 

являются научные труды  и исследования таких ученых как  Вергунов А.П., Денисов М.Ф., Ожегов С.С., Сычёва А.В, Тимофеев Д.А., Фролова М.Ю., Лихачёв Д.С., Самохвалова В.И., Николаев В.А., Богова И. О., Голованов А.И., Кохно Б.И., Кочережко О.И., Лепкович И.П., Павленко Л.Г., Устелимова С.В., Юрченко А.В., Чёрная З.Ю., Легеза Ю.А., Пендюрин Е.А. и другие.

 

Методы исследования: Решение  поставленных задач потребовало  использования исторического подхода  к изучению объекта в связи  с сутью самого ландшафтного проектирования и влиянием его на моделирование  окружающей городской агломерации  и для понимания всего многообразия его компонентов в динамике развития. Предполагается использование следующих методов: наблюдение, теоретический анализ, синтез, беседа, сбор аналогов, сравнение, обобщение, фотосъёмка объекта, подбор растительных материалов, использование СНИПов, экскурсия.

 

Структура дипломной работы включает в себя: пояснительную записку (содержание, введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение), графический ряд, макет.

 

ГЛАВА I. Отражение философских  тенденций в садово-парковом искусстве  различных культур в контексте  исторического развития

 

1.1 Отражение философских  тенденций в садово-парковом искусстве  Древнего мира

 

Садово-парковое искусство - один из наиболее сложных, многоаспектных видов искусства, своеобразное соединение садоводства, архитектуры, живописи, поэзии, религии и философии. Сады всеми  видами воздействия регулируют направление  и скорость нашего передвижения, программируют  содержание и смену впечатлений  и эмоций. Как произведения искусства, подчиняющиеся законам композиции, общим для всех видов искусства, они обладают ассоциативностью восприятия, пробуждающей музыкальные и поэтические  образы. Как одухотворенные создания человеческого разума, парки насыщены философско-символическим смыслом. Поэтому сады, изобилующие красивоцветущими, благоухающими, сладкоплодными деревьями  и кустарниками, заставляют резонировать все наши чувства и сами как  будто откликаются на наше настроение и состояние души.

 

Насаждение садов всегда было тесно связано с религией. Первые исторические упоминания о сказочных  садах, безусловно, восходят еще к  доисторическому прошлому, а именно к райскому саду «Эдем». Люди всегда верили в существование рая на Земле, блаженного уголка, где царит гармония и нет ни горестей, ни печали. Может быть, нам так и не суждено узнать, где был тот райский сад, но это нисколько не умаляет его притягательности.

 

О сотворении Адама и Евы, последующем грехопадении и изгнании из созданного для них Богом рая  повествуется в начале Книги Бытия, первой книги Священного Писания  иудеев и христиан. Эта история  райского сада - Эдема, описанная в  Библии, веками пленяла воображение  художников и поэтов, пытавшихся хотя бы на холсте и бумаге воссоздать образ  утраченного блаженства.

 

С древних времен сады и  растения посвящались богам. Сохранилось  множество красивых легенд, рассказывающих об отношении к растениям в  Древнем Египте, в античных Греции и Риме, в Средние века и объясняющих символику растений и религиозный подтекст самого сада.

 

На протяжении всей истории  человечества сады и парки ассоциировались  с лучшим, божественным, но, являясь  произведениями человека, в разные культурные эпохи всегда отражали отношения  человека к миру, природе и степень  ее освоения. В зависимости от мировосприятия человека, диктуемого эпохой, сады становились то замкнутыми, маленькими, аскетичными и утилитарными (Средневековье), то превращались в сады «наслаждений» (Возрождение), то вырастали в огромные садово-парковые ансамбли, объединявшие все виды искусства (классицизм, барокко).

 

Каждая эпоха выдвигала  свои художественные стили, иногда приемы. В садово-парковом искусстве набор  приемов и элементов с течением времени оставался почти неизменным, менялись лишь сочетания и расположение в пространстве, а их восприятие всегда соответствовало общественному  мировоззрению. «Мотивы садового искусства  в большинстве случаев повторяются, и если исчезают, то только на время, чтобы потом вновь появиться. Меняется же эстетическое значение отдельных форм и мотивов в соответствии с «эстетическим климатом» эпохи». Характеризуя специфичность произведений садово-паркового искусства, академик Д.С. Лихачев писал, что всегда существовало представление о том, что «истинный сад должен удовлетворять всем человеческим чувствам: не только зрению, но и вкусу... слуху... обонянию... ощущениям...». Кроме того, сады должны были отвечать культурным запросам и эстетическим представлениям, а также обеспечивать соответствующий времени «садовый быт». В разные времена он был разным. Сады создавались для ученых бесед, размышлений, поэтических мечтаний, молитвенного или философского уединения, романтических прогулок, официальных приемов и празднеств. Организация, а затем и «потребление» столь сложной среды требовали квалифицированных знаний, а также художественного воображения.

 

Поэтому садово-парковое искусство  было объектом пристального внимания художников, архитекторов, литераторов, музыкантов. Взаимосвязь садоводства  и живописи прослеживается на всем протяжении истории существования  этих видов искусства. Одна из традиционных связей выражалась в стремлении живописцев запечатлеть реально существующие сады и парки. Изучение истории садово-паркового  искусства в значительной степени  опирается на этот материал. Так  о древних садах Египта, Вавилона, Ассирии мы знаем по сохранившимся  изображениям. Многие замечательные  художники, скульпторы, архитекторы  принимали участие и в создании садов и парков. Рафаэль, работая  по заказу кардинала Джулиано Медичи, при разбивке парка виллы Мадама в Риме впервые применил прием «анфиладности», создав ансамбль зеленых кабинетов посредством разделения пространств стеной из стриженой зелени. Живописец Вильям Кент стал родоначальником пейзажного стиля в паркостроении Европы. В этих парках взаимосвязь между живописью и ландшафтным искусством обозначилась наиболее ярко: пейзажные парки «черпали» свои сюжеты из живописных полотен Буше, Пуссена, Фрагонара, иногда создаваемых для парков. Великолепным садоводом был Клод Оскар Моне. Он создал знаменитые импрессионистические сады в Живерни [12, с. 6].

 

О связи с театральным  искусством свидетельствуют употребляемые  в садоводстве термины, такие  как: сцена, кулисы, зеленый театр, сюжет, сценарий. Сады содержали пространства, устроенные специально для театральных спектаклей. Философия формировала мировоззрение, насыщала парки философско-символическим смыслом; литература, как и живопись, обостряла восприятие, подсказывая поэтические образы. Список поэтов, оказавших решительное влияние на садово-парковое искусство, может быть открыт Петраркой, который не только представил в своих произведениях программу садоводства, но и был садовником-практиком. Он писал другу: «Я создал два сада, которые мне нравятся чрезвычайно. Я не думаю, чтобы им были равные в мире». Продолжают список Джозеф Аддисон, Гете - создатель Герцогского сада в Веймаре, Н.В. Гоголь, устроивший свой сад в Васильевке. А Ван Гог на полотне «Сад поэтов» выразил свое представление об идеальном месте, «где человек освобождается от забот, и свет дня будит его воображение» [12, с. 6].

 

Давней была и связь  садоводства с музыкой. В средневековых  садах обязательным было музицирование, ценились инструментальная музыка и человеческое пение. В эпоху барокко и классицизма сочинялась специальная «садовая музыка», строились павильоны для садовых концертов. Сады были любимой темой музыкальной живописи и живописной музыки импрессионистов К. Дебюсси, В.Э. Борисова-Мусатова и др. Шелли писал: «В трепете весенних листьев, в синем воздухе мы находим... тайные созвучия своему сердцу. В безъязыком ветре есть красноречие, в шуме ручья и окаймляющих его тростников есть мелодия... Человек - это инструмент, подверженный действию различных внешних и внутренних сил, подобно тому, как переменчивый ветер играет на эоловой арфе, извлекая из нее непрестанно меняющуюся мелодию».

 

Уильям Лоусон в 1618 году в своей книге «Новый фруктовый сад» упоминал еще об одном «украшении» садов: «... это стаи соловьев, которые, оперируя несколькими нотами и тональностями, сильными, восхитительными голосами, исходящими из слабых телец, будут делить с вами компанию и ночью, и днем». Если именно таким образом представить себе длительную и интереснейшую эволюцию отношения человека к природе, то сады и Парки превращаются в ее вехи. И даже перышки и цветы на женских шляпках обретают историческую осмысленность и обнаруживают древние корни. История садово-паркового искусства насчитывает более восьми тысячелетий. Стили садов, сформировавшиеся за столь длительное время, подобно другим видам искусства (архитектуре, живописи, литературе) являлись отражением эпохи. Сады большей частью создавались для знати и служили «визитной карточкой» правящей элиты. Именно поэтому в садах с такой силой и выразительностью проявились национальные и религиозные особенности.

 

Ассиро-вавилония. Государства Двуречья находились на территории долины рек Тигр и Евфрат, впадающих в Персидский залив. Города Двуречья имели округлую в плане, позднее прямоугольную форму и были окружены кольцом крепостных стен, иногда двойным или тройным. По занимаемой площади города были меньше, чем в Египте, застройка плотнее. В архитектурных комплексах развитие композиции происходило не по продольной оси, применялось поперечное развертывание пространства. Характерно также строительство на террасах, точнее, на искусственных насыпных платформах, возвышающихся над поверхностью улиц. По этому принципу сооружались храмы-зиккураты в виде ступенчатых башен, представляющих собой ряд убывающих, как бы поставленных одна на другую платформ, квадратных или прямоугольных в плане. Верхняя платформа завершалась архитектурным сооружением, собственно храмом. Выступающие части нижних платформ иногда озеленяли: по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, наполненные растительной землей [18, с. 14].

 

Такой архитектурный принцип  лег в основу «висячих садов» Семирамиды, созданных во дворе Южного дворца (605-562гг.дон.э.). Неожиданное соединение стихии земли и стихии воздуха дало уникальное прекрасное архитектурное решение. На основании археологических материалов учеными представлены гипотетические варианты садов Семирамиды. Согласно этим данным, сады представляли собой ряд возвышающихся террас отсюда, вероятно, и множественное число «садов», принятое в древних описаниях. Он был устроен в виде четырех ступенчатых, сужающихся кверху террас (по некоторым исследованиям, число террас было больше) Нижняя размером 45х40м имела высоту 8м, вторая 40х30х13м, размеры двух других террас неизвестны. Это садовое сооружение достигало уровня городской стены. Слой земли на первых двух террасах составлял 2м, на следующих 1м. На нижних террасах росли деревья, на верхних кустарники и цветы [12, с. 22].

Информация о работе Парки культуры и отдыха