Парки культуры и отдыха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 17:56, реферат

Краткое описание

При проведении исследований деятельности парков культуры и отдыха оказалось, что в первой половине дня в основном их посещают пожилые люди, причем половина из них с детьми дошкольного возраста. Живут они недалеко от парка: на расстоянии, преодолеваемом за 15—20 мин пешком или на транспорте. В парк ходят, чтобы подышать свежим воздухом, отдохнуть от городского шума, полюбоваться водной гладью, цветами, красивыми группами деревьев, кустарников, почитать, поиграть в шахматы, посмотреть выставку.

Вложенные файлы: 1 файл

Проект парка.docx

— 155.44 Кб (Скачать файл)

 

Террасы поддерживались массивными столбами, на которых были уложены  каменные плиты, залитые свинцом, затем  слой тростника, пропитанный битумом, и, наконец, двойной слой кирпичей. Под сводами располагались царские покои. Все террасы соединялись между собой лестницами, располагавшимися по оси сада. С верхней площадки открывались виды на город и долину Евфрата.

 

Древний Египет. В IV тысячелетии  до н.э. Древний Египет был основан  как самостоятельное государство, во главе которого стоял фараон, считавшийся наместником бога на земле. Сады и дворцы, построенные  по приказу фараона, были призваны прославлять  его величие и божественную сущность.

 

Жаркий и засушливый климат с горячими ветрами, почти полным отсутствием осадков исключал возможность  существования древесно-кустарниковой  растительности на сколько-нибудь значительных площадях. Древними египтянами была создана  развитая ирригационная система  с каналами [18, с. 25].

 

За три тысячелетия  существования египетского государства  вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства  формировалось и садовое искусство, для которого было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных  и эстетических функций. Сады создавались  при храмах, дворцах и жилых  домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое  оформление городов, которые имели  прямолинейную сетку плана. Город  «...видимый с внешних валов  или стен, производил впечатление  цветущего оазиса, из зелени которого выступали обелиски и монументальные пилоны храмов». Валы и стены защищали город не только от вражеских нашествий, но и от наводнений во время разлива  Нила. В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась  за счет ритмического чередования открытых, освещенных солнцем внутренних помещений  с темными пространствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного  изменения их размеров при движении [17, с. 30].

 

Геометрическая сетка  планов городов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное использование  принципа симметрии определили характер египетского сада, который сформировался  как регулярный с четко выраженной главной осью. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки. Особое свойство садов - наполнять воздушную стихию удивительными запахами, ароматами стало самым ценным, основополагающим в садово-парковом искусстве.

 

В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство  с четкими композиционно-планировочными канонами: регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование  симметрии; формирование замкнутых  композиций; наличие водоемов как  неотъемлемой, а часто и главной  части сада; использование ритма  как композиционного приема; применение аллейных и рядовых посадок; использование  экзотов в ассортименте древесных  растений.

 

Древняя Греция. Древняя  Греция занимала южную часть Балканского  полуострова и многочисленные острова  Эгейского моря. Климат средиземноморский, довольно жаркий, засушливый.

 

Следует отметить, что греческое  садовое искусство в своем  развитии получило могучий импульс  благодаря завоевательным походам  Александра Македонского. Вся Азия с ее высокоразвитым садовым искусством была сразу включена в греческую  культуру. Еще прежде некоторые греки  с восхищением говорили о прекрасных парках восточных владык. Человек  в Древней Греции считался «мерой всех вещей». Что было положено впоследствии в основу демократии. Парковое искусство  становится более доступным для  различных слоев населения.

 

В античной Греции была разработана  система пропорций принципы золотого сечения и модуля как соотношения  частей и целого, а также принципы равновесия, ритма и симметрии.

 

Новое в садах Греции по сравнению с Египтом их террасообразное, уступчатое решение, более свободная композиция, декоративность, нагромождение зеленых масс, обилие украшений, витые лестницы. На террасах посадки больших деревьев, цветы и фонтаны, приводимые в действие сложными гидравлическими машинами [17, с. 40].

 

Для садово-паркового искусства  Древней Греции характерно осознание  того, что каждый человек должен развивать себя гармонично: физически  и духовно. Калокагатия(отдр.-греч.«прекрасный и хороший», «красивый и добрый») в древнегреческой культуре-- гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека. Этот идеал, введенный Сократом, повлиял на развитие в садово-парковом искусстве определенных функциональных зон. Священные рощи герооны. Они посвящались героям и носили мемориальный характер. Это лесные массивы с источниками, скульптурами и архитектурными сооружениями. В них стали устраивать памятные спортивные состязания, а в дальнейшем, оснащенные дорожками, площадками, ипподромами, они превратились в спортивные парки. Дороги и площадки были обсажены рядами платанов, тополей и др. Философские сады предназначались для ученых бесед и занятий. Зеленое оформление агор (городские площади, улицы) складывалось из рядовых посадок вдоль дорог и у сооружений. В 146г.дон.э. Греция стала римской провинцией. Однако греческая культура была воспринята античным Римом и стала фундаментом для его дальнейшего развития. Древний Рим. Римское государство, начав свою историю на Апеннинском полуострове, в последующие века превратилось в огромную рабовладельческую державу, простиравшуюся от персидского залива на востоке до Атлантического океана на западе.

 

Развитие монархического правления в Древнем Риме дало толчок к зарождению новых форм садово-паркового  искусства более величественных и глобальных.

 

Наибольшего расцвета имперские  тенденции в садово-парковом искусстве  достигли в период с I в.дон.э. до Iв.н.э. К этому времени сформировались следующие типы садов. Священные рощи были связаны с религиозным культом. Так же как у греков, они имели источник, небольшой храм, часовню или алтарь. Городские общественные сады устраивались при общественных сооружениях (театрах, термах) на площадях и были различных размеров. Сады с источниками или бассейнами имели аллеи и оформлялись рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурой. Элементы сада размещались случайно. На примере этих объектов можно сделать вывод, что в садах Древнего Рима сформировались как отдельные приемы перголы, аллеи, фигурная стрижка, так и целые садовые композиции сад-ксист и сад-ипподром.

 

Сад-ксист(плоский сад) имел вид партера и был связан с портиком дома. Сад-ипподром заимствован из Греции. В Риме он утратил свое значение как место спортивных состязаний, но сохранил форму прямоугольника с одним закругленным концом. Сад-ипподром представляет собой плоское открытое пространство газона с цветами, обрамленное регулярными аллеями и стриженным кустарником. Это были первые эксперименты топиарного искусства, так актуального сегодня в садово-парковой культуре [18, с. 50].

 

Открытое пространство в  центре давало возможность для их обзора. Здесь имелись водоемы  с гротами (нимфеи), бассейны, рощи-Академия, Ликей, сад Перикла и сад «Каноп» с водоемом и каналом.

 

В целом для садово-паркового  искусства Древнего Рима характерны следующие черты: совершенствование  приемов античной Греции и создание своих (фигурная стрижка, использование  скульптуры в убранстве садов, пергол, аллей); создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады при виллах, сады-ипподромы); отсутствие композиционного единства в садах [18, с. 54].

 

После падения Римской  империи началось строительство  новых вилл по типу галло-римских, но они уже не передавали того величия, которым славились римские виллы. Новые сады частично напоминали собой римский тип доимперской эпохи и в то же время отдаленно походили на сады Древнего Востока. Традиции римского садово-паркового искусства нашли свое дальнейшее развитие в итальянских садах эпохи Возрождения, а затем и в регулярных парках Европы.

 

1.2 Отражение философских  тенденций в садово-парковом искусстве  Востока

 

В отличие от европейских  садов, в которых нашли отражение  социальное устройство общества, идеи и настроения правящей элиты, в садах  Востока, в первую очередь, проявляется  религиозное и философское восприятие мира. В садах на ограниченном участке  пространства создавалась модель мира. Глубокий символизм, характерный для  садов Востока, являлся способом передачи знаний от поколения к поколению.

 

Мусульманские сады. Человек, попадая в такой сад, чувствует  себя как в раю. Сады в мусульманских  странах, действительно, ассоциировались  с раем. И, несмотря, на всё их разнообразие, устройство садов строго регламентировалось законами ислама.

 

Основу мусульманского сада, как правило, составляет так называемый «чор-багх» (в переводе на русский «четыре сада»). План формируется из одного или нескольких квадратов. Больший квадрат делится на четыре меньших. Строгая геометричность планировки подчеркивается с помощью дорожек, растений и канальцев с водой[24, с. 71].

 

Сад оказывается разделенным  на четыре части. Возможно также, что  прообразом такой планировки мусульманских  садов стала древнейшая святыня, расположенная в Мекке. Она представляет собой черный камень, встроенный в  стену здания кубической формы. Это  здание считалось «божьим домом» и в нем еще до возникновения  ислама поклонялись Аллаху. Таким  образом, квадраты мусульманского сада должны были символизировать присутствие  Аллаха и его благословение. Такая  форма сада видимо является отражением легенды о райском саде, из которого в четырех направлениях вытекают четыре реки.

 

В центрах квадратов часто  стоят небольшие фонтаны или  бассейны, облицованные мрамором, разноцветными  керамическими плитками и стеклом, которые являются главным украшением всего сада. Ислам наделяет особой, священной ролью воду. Вода - источник жизни, она питает жизнь и дает очищение. Вода у мусульман символизирует  рай, и без нее немыслим райский  сад. Стихия воды во все времена, во всех религиях символизировала очищение, умиротворение. Присутствие ее подталкивает человека к самоанализу, философии, размышлениям о вечном и бренном…

 

В Испании, находившейся в  течение семи веков (с VIII по XIV век) под  влиянием арабов, на основе мусульманских  канонов сформировался новый  тип сада, который позднее стал называться мавританским.

 

Относительно небольшие  по площади внутренние дворики (патио) представляли собой своеобразные комнаты  на открытом воздухе. Часто обрамлением  такого сада служили галереи, увитые виноградом или плетистыми розами. Подобно мусульманским, в мавританских садах главным украшением сада становилась вода, заключенная в самые разные формы. Деревья и кустарники не подвергались стрижке и высаживались свободно. Большое количество цветов и пряных трав являлось особенностью мавританских садов. Широко использовалось декоративное мощение свободных от посадок пространств, что придавало садам особое изящество и изысканность[18, с. 80].

 

Индийский сад. «Мой сад - моя  жизнь», - пожалуй, это древнее индийское  изречение не могло принадлежать представителям ни одного другого народа. Индийский сад - это философия  пустоты и безмолвия. Именно в  Индии - огромной стране с многообразными природными ресурсами - отношение к  цветку, дереву, а значит, и саду отличается особенной трепетностью и любовью. При этом, даже находясь на перекрестке  цивилизаций - а долгое время именно здесь Запад в прямом смысле встречался с Востоком, Индии удалось сохранить  аутентичность своих садов и  парков, избежав существенного влияния  других культур. Вот почему и по сей  день индийская ландшафтная архитектура остается совершенно оригинальным явлением, нигде не повторенным и неповторимым.

 

Садово-парковое искусство  для индусов - это важнейшая часть  духовной жизни, символическое выражение  их онтологических представлений и  верований. Один из древнейших индийских  культов - культ дерева, которое считалось  сакральным знаком мудрости и долголетия и воспевалось в народном эпосе  и манускриптах индуизма. Позднее  особое почтение к деревьям не только не было утрачено, но и вошло в  буддийскую мифологию как важнейшая  составляющая - каждый период жизни  Будды связывается с определенным деревом. Более того, зарождение буддизма в прямом смысле происходит на фоне древнейшего индийского парка: по преданию, Будда родился в саду Лумбини, представлявшем собой по одной версии саловую, а по другой - ашоковую рощу и предназначавшемся для прогулок жителей города Сакья. Легенда также гласит, что мать Будды, Махамайя, во время родов держалась за ветки дерева. Таким образом, садово-парковое искусство неразрывно связано с основным жизнеобразующим принципом индусов - с буддизмом [24, с. 113]. История индийского сада насчитывает как минимум три тысячелетия. «Индийский сад» - это не термин, обозначающий определенное направление, а лишь объединенное название всех садов страны без определенного их стиля.

 

При всей неоднородности смыслового наполнения понятия «индийский сад» имеет ряд стилеобразующих признаков, присутствующих практически во всех его конкретных реализациях: строгая  геометричность композиции; единство дома и сада, которое было неизбежно в силу того, что в Индии дома долгое время строились без использования стекла, и сад, таким образом, был прямым продолжением дома; открытые пространства; минимализм в деталях; игра на контрастах (формы кроны деревьев или окраски листьев); организация сада как единой среды, не подразделяющейся на отдельные парки.

 

Важнейшим отличительным  признаком индийских садов, который  присутствует на протяжении всей их истории, является широкое использование  водных элементов. Каналы, создающие  геометрию сада, фонтаны, оживляющие незанятое пространство, строгие  бассейны или натуралистичные пруды, заросшие лотосами или населенные птицами, - все это рождает настроение созерцательного спокойствия в каждом, кто входит в индийский сад. Однако вода - это не только важнейший концептуальный элемент сада, формирующий его философский смысл, который можно обозначить как воспроизведение бесконечной пустоты и тишины [24, с. 115]. Своего максимума использование воды в паркостроительстве достигает в так называемых садах на воде, которые предполагали не строительство водоемов, а, наоборот, организацию участков суши посреди естественных прудов и озер.

 

Вся история Индии тесно  переплетена с историей развития садоводства. Мудрые индусы говорят: «Мой сад - моя жизнь». Всё в садах  Индии направлено на то, чтобы создать  среду созерцательного спокойствия  и гармонии.

Информация о работе Парки культуры и отдыха