Парки культуры и отдыха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 17:56, реферат

Краткое описание

При проведении исследований деятельности парков культуры и отдыха оказалось, что в первой половине дня в основном их посещают пожилые люди, причем половина из них с детьми дошкольного возраста. Живут они недалеко от парка: на расстоянии, преодолеваемом за 15—20 мин пешком или на транспорте. В парк ходят, чтобы подышать свежим воздухом, отдохнуть от городского шума, полюбоваться водной гладью, цветами, красивыми группами деревьев, кустарников, почитать, поиграть в шахматы, посмотреть выставку.

Вложенные файлы: 1 файл

Проект парка.docx

— 155.44 Кб (Скачать файл)

Этот грандиозный стадион-холм органически сливается с парком. Парк начинается сразу с верхней  террасы и продолжается уже на горизонтальном участке, включая обширные береговые полосы, удобные для  пляжей, кольцевые прогулочные аллеи, луга и водоемы, тенистые рощи. Несколько  жесткая планировка центральной  части парка с двухкилометро-

вой аллеей, подводящей к  оси стадиона, и симметрично разбитыми  спортивными площадками смягчается свободным контуром прогулочных  дорожек и свободной посадкой насаждений.

В 30-е годы в нашей стране было начато одновременно строительство  многих парков; некоторые предполагали освоение непригодных под застройку  территорий (так, парк на Кировских  островах в Ленинграде в своих  пределах имел низкий затапливаемый  Крестовский остров). Другие, напротив, базировались на прекрасных лесных массивах — это парки культуры и отдыха «Измайлово» и «Сокольники» в  Москве, парки в Челябинске, Туле и ряде других городов.

Примером парка, который  был запроектирован и осуществлен  без решительного изменения каких-либо ландшафтных компонентов, может  быть парк в Туле; проект его был  разработан в 1934 г. архит. М. И. Прохоровой. Территория парка (около 150 га) не отличалась ярко выраженной индивидуальностью  ландшафта. Рельеф участка был довольно плоский, массив насаждений не отличался  ни разнообразием, ни особыми декоративными  качествами.

Проектная практика последних  десятилетий свидетельствует о  том, что для устройства парковых территорий все чаще используются поймы  рек. Об этом свидетельствует освоение поймы Москвы-реки для строительства  общегородских парков и зон отдыха, создание Днепровского гидропарка в Киеве и др. Характерным примером может служить парк Фили-Кунцево, являющийся составной частью северозападной зоны отдыха Москвы и размещающийся   на   территории   285   га.

Особенностью ландшафта  Филевского парка является расположение узкого зеленого массива длиной 8 км на высоком берегу Москвы-реки в двух уровнях. Довольно большую часть парка занимает крутой и высокий склон, соединяющий две террасы (170).

 Территория, включая террасы  и склоны, в основном покрыта  древесно-кустарниковой растительностью,  нелесные площадки занимают около  трети территории.

С различных точек на набережной открываются далекие перспективы  на Крылатское. Темные с густыми насаждениями участки сменяются открытыми полянами с красивыми опушками из дубов, вязов, лип, берез. Возраст дубов и сосен достигает 130 — 160 лет, лип 70—100 лет. Встречаются деревья, стволы которых в диаметре 80—100 см и более.

Для охраны памятников ландшафтного искусства необходимо введение особого  режима пользования на территории парка. Эта задача решается путем рациональной планировки, включающей создание системы  периметральных зон активного отдыха и буферных зон, примыкающих к окружающим жилым районам, и параллельно с этим выделение зон ограниченного посещения.

Главная цель работы — предоставить в распоряжение населения прилегающих  жилых районов максимально приближенную зону активного отдыха при сохранении глубинного озелененного пространства.

В каждой зоне активного  отдыха предусматривается организация  аттракционов и развлечений, детских  городков, культурно-просветительных  мероприятий, спортивных площадок, объектов питания. Система сооружений, размещаемых  в каждой активной зоне парка, пропорциональна  количеству посетителей зоны.

Периметральное расположение объектов обслуживания рационально и с точки зрения обеспечения их инженерными коммуникациями. Зоны активного отдыха формируются на участках, освобожденных после вывода учреждений непаркового профиля.

Для удобства обслуживания посетителей парка предлагается не компактное решение зон, а расчлененное на сек-

торы, тяготеющие к бульвару, создаваемому по периметру парка  вдоль Б.Филевской ул.

Секторы районного значения располагаются у главных входов в парк, вблизи транспортных остановок  и станций метрополитена. Кроме  того, намечено создание пяти специализированных секторов микрорайонного значения вдоль  Филевской ул. для младших школьников и дошкольников. Эти секторы обслуживают население, проживающее в радиусе 0,5 км.

Основная часть территории покрыта ценными насаждениями и  отводится для прогулочной зоны и зоны тихого отдыха. К таким  участкам относятся липовая роща в восточной части парка, естественная дубрава в средней части парка и полоса насаждений, тянущихся по нижней террасе вдоль Москвы-реки.

В западной части парка, граничащей с проектируемым жилым массивом «Крылатское-2», на территории, высвободившейся  после сноса жилых строений, организовывается видовой парк. Отсюда открывается  панорама на спортивный комплекс гребного канала и пойму Москвы-реки.

Зона тихого отдыха включает детские секторы отдыха, площадки отдыха взрослого населения, кафе, буфеты, пункты проката. Зона тихого отдыха формируется  вокруг прогулочных кольцевых аллей, включающих все элемен-

ты тихого отдыха и проходящих через секторы активного отдыха.

Основные строения и площадки хозяйственной зоны предполагается разместить на месте пустыря у  Новозаводской ул.

По генплану реконструкции  и развития Москвы историческая часть  парка является объектом городского значения и выделяется в особую музейную зону, которая включает все основные элементы сохранившейся планировки памятников архитектуры усадьбы  Нарышкиных.

Проектные предложения по музейной зоне основываются на исторических планах, датированных 1804 и 1821 гг., а также 1838—1839 гг.

В соответствии с историческими  материалами намечаются реставрация  дворца и планировки верхнего и нижнего  парков.

Планировка перед домом  до наших дней сохранила черты  регулярности, мало изменились и нижняя часть парка, и партерный спуск  к Москве-реке.

На нижней террасе на территории раскопок проектируется археологическая зона, включающая один из самых интересных археологических памятников Москвы — «Кунцевское городище».

На месте городища будет  организо-

ван музей под открытым небом, представляющий частично восстановленные системы укреплений, остатки наземных жилых построек и полуземлянок с предметами обихода и остатками древнего оружия VI—VIII вв., а также остатки сооружений периода великокняжеской Москвы XIV—XV вв., и находки, связанные со славянами XI— XIII вв.

Одной из главных задач  по формированию планировочной структуры  является упорядочение дорожно-тропи-ночной сети с организацией продоль-

ных, поперечных и кольцевых маршрутов.

Поперечные аллеи служат для связи шести главных входов с прогулочным парком и рекой. Каждое направление проходит через  соответствующий сектор активного  отдыха в прогулочном парке.

Транзитные прогулочные  связи проложены вдоль транспортной магистрали, они проходят через все  входы в парк и являются, с одной  стороны, парковыми распределителями, а с другой, используются как пешеходные бульвары.

Проектная емкость территории парка и его сооружений составит 25 тыс. чел. За год парк культуры смогут посетить до 2,5 млн. отдыхающих.

В дальнейшем намечена разработка рабочих проектов на реконструкцию  и комплексное благоустройство  отдельных территорий Фили-Кунцевского парка культуры и отдыха, включая решение архитектурно-планировочных вопросов, сохранение экологического режима территории, формирование структуры зеленых насаждений.

Парки культуры и отдыха должны соответствовать задачам  отдыха и досуга населения прилегающих  городских жилых районов. Однако учитывая, что под парки культуры и отдыха приспосабливают существующие зеленые массивы, в целях бережного  отношения к ним, функциональная организация и планировочная  структура должны учитывать особенности  этих массивов. Примером такого подхода является проект Измайловского парка в Москве (авторы: В.Ф.Гостев, Н.П.Перцова, О.Л.Жибуртович) 

Объем и ассортимент растений на участках детских учреждений, школ и лечебных объектов могут значительно  варьироваться с учетом районов  с экстремальным климатом, размеров и плотности застройки городов  и населенных мест.

Норма площадок участка на одно место в учреждениях для  детей — 35— 40 м1. Планировка и озеленение участков при детских яслях-садах определяются в основном режимом детей и графиком их пребывания на воздухе. Специальными исследованиями установлено, что, находясь в таком учреждении, дети проводят на воздухе зимой 33% времени, весной и осенью — 49, летом — 90 %.

Многочисленные исследования позволили установить следующий  примерный перечень площадок и сооружений, которые должны быть размещены на участке учреждений для детей: площадки для игр отдельных детских  групп, беседка, навес для сна  и игр в тени, уголок для животных и птиц, огород, плодово-ягодный сад, бассейн, хозяйственный двор.

Целевое назначение зеленых  насаждений на этой территории определяется функциями площадок и сооружений, размещаемых на ней, а также характером использования участка в педагогических целях. При помощи насаждений на участке детского сада-яс-лей создаются наиболее благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия. Ряды растений изолируют различные площадки и сооружения друг от друга. Кроме того, насаждения используются в качестве наглядного материала для ознакомления детей с растительным миром.

При архитектурно-планировочной  организации участка для каждой группы детей предусматривают отдельную  площадку размером 130 м2, изолированную от  остальной территории деревьями и кустарниками и расположенную вблизи входов в помещение данной группы, а на каждой площадке,— затененный участок (размером 30 м2, если площадка предназначена для детей ясельного возраста, и 50 м2— для дошкольников). Затенение может быть • обеспечено тентами, деревьями с раскидистой плотной кроной или устройством перголы, увитой вьющимися растениями. Кроме того, здесь оборудуют площадки для занятий физкультурой (из расчета__3__л!^-на-одного ребенка) размером не более 250 м2, вблизи которых целесообразно устроить плеска-тельные бассейны. Площадку размером 20 м2 для животных и птиц обычно размещают в глубине участка недалеко от хозяйственного двора.

На участке детского сада (яслей) рекомендуется прокладывать кольцевую или полукольцевую  дорожку для езды на велосипеде с  таким расчетом, чтобы   она   не   пересекала   площадок,

предназначаемых для пребывания детей во время прогулок. По внешним  границам участка создают защитные полосы из двух рядов деревьев и  двух рядов кустарника. Расстояние ох.зда-. ния до деревьев должно быть не менее 5 м. В южных городах это расстояние можно уменьшить. Очень важно, чтобы в ассортименте растений не было деревьев, кустарников и цветов с ядовитыми плодами или листьями, а также растений с колючками. ПЛОЩОСТЬ посадки деревьев и кустарников ориентировочно следующая:

150—180 деревьев и 2,5—3  тыс. кустарников на 1 га площади  участка.

Площадь участков для школ соответствует вместимости последних: если вместимость школы 640 мест, ей выделяется участок площадью 2 га, 960 мест —2,8, 1280—3, 1600—3,4 га.

В большинстве случаев  насаждения с дорожками, площадками для отдыха и игр занимают свыше 70 % общей площади (175). Поскольку в  новом строительстве будут преобладать  более крупные школы и, следовательно, участки будут большего размера, то обоснованным следует признать удельный вес насаждений, равный 75 % общей  площади участка.

На участке школы помимо основного здания обычно размещают  учебную и спортивную зоны с соответствующим  оборудованием.

Помимо перечисленных  элементов учебной и спортивной зон на пришкольном участке среди  декоративных растений размещают уголки отдыха. В отдельных случаях при  недостаточных размерах участка  школы некоторые элементы зон  приходится исключать.

Здание школы размещают  на участке с таким расчетом, чтобы  окна классов не были обращены на север, а в южных районах и на запад, а само здание школы отодвинуто от границы участка на 15 м.

Оптимальное количество деревьев и кустарников на 1 га пришкольного участка, как показывает практика проектирования, составляет 100—200 деревьев и 1200—1500 кустарников. При выборе пород растений, а также  при их размещении необходимо обращать внимание на улучшение микроклиматических условий.

Кроме того, при помощи насаждений создаются затененные участки для  отдыха и спокойных занятий. Посадки  позволяют изолировать друг от друга  различные по назначению территории и отгораживают пришкольный участок  от прилегающих улиц. В городе со сложившейся плотной застройкой возможно более комплексное решение планировки школьных участков (176). Большого внимания требует благоустройство участка — организация отвода ливневых вод, мощение дорожек, правильное устройство спортивных площадок.

К детским учреждениям  относятся и Дома пионеров. Планировка и озеленение их территории определяется прежде всего размерами участка и назначением размещаемых на нем сооружений и площадок.

дизайн-концепция нового парка «Четыре стихии» г. Белгорода (зоны созерцательного отдыха).

 

Студентки Чуб Анны Владимировны

 

Научный руководитель: Легеза Ю.А. - заслуженный работник культуры, доцент

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА I. Отражение философских  тенденций в садово-парковом искусстве  различных культур в контексте  исторического развития

 

1.1 Отражение философских  тенденций в садово-парковом искусстве  Древнего мира

 

1.2 Отражение философских  тенденций в садово-парковом искусстве  Востока

 

1.3 Отражение философских  тенденций в садово-парковом искусстве  Средневековья и Нового Времени

 

1.4 Отражение философских  тенденций в современном садово-парковом  искусстве

 

ГЛАВА II. Художественно-композиционные аспекты проектирования зон созерцательного  отдыха в многофункциональном парке  для разновозрастных групп населения  «Четыре стихии» г. Белгорода

 

2.1 Основные требования, предъявляемые  к зонам тихого отдыха и  созерцания, детским игровым площадкам

Информация о работе Парки культуры и отдыха