Парки культуры и отдыха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 17:56, реферат

Краткое описание

При проведении исследований деятельности парков культуры и отдыха оказалось, что в первой половине дня в основном их посещают пожилые люди, причем половина из них с детьми дошкольного возраста. Живут они недалеко от парка: на расстоянии, преодолеваемом за 15—20 мин пешком или на транспорте. В парк ходят, чтобы подышать свежим воздухом, отдохнуть от городского шума, полюбоваться водной гладью, цветами, красивыми группами деревьев, кустарников, почитать, поиграть в шахматы, посмотреть выставку.

Вложенные файлы: 1 файл

Проект парка.docx

— 155.44 Кб (Скачать файл)

 

Пейзажные сады Китая. Китайские  исследователи считают, что история  садов Китая насчитывает более  трех тысячелетий. Это вполне вероятно, ведь начиная с середины II тысячелетия  до н. э. в Китае было развито строительство  пышных дворцов, храмов и гробниц, вокруг которых могли устраиваться первые сады. У древних китайцев был распространен  культ Неба, умерших предков и  духов природы. Считалось, что стихийные  бедствия (засуха, наводнение, голод, болезни) являлись отражением безнравственных  поступков человека и плохого  устройства государства [17, с. 100].

 

Поклонение силам природы  было свойственно большинству древних  религий. Однако лишь в Китае основой  гармоничного общества являлось подчинение законам вселенной. Изучение этих законов, их систематизация позднее были сформулированы как законы Фэн-шуй, популярность которых  в современном мире очень высока.

 

Начиная с V века до н.э. ведущей  религией Китая становится конфуцианство, задачей которого является построение гармоничного общества с помощью  добродетельного человека. Добродетельный человек, по Конфуцию, это благородный  рыцарь, обладающий высокими моральными качествами и чувством долга, готовый на все во имя истины, почитающий мудрость старших, в основе любого поступка которого лежит гуманность. Добродетельный человек должен жить в гармонии с законами вселенной, которые и определяют нормы нравственности.

 

 

Параллельно с конфуцианством в Китае возникает даосизм, в  основе которого лежит интуитивное  познание бытия. Учение даосов призывало слиться с природой, избегать всего искусственного. Уход от мира к природе связывался у даосов с возможностью обретения долгих лет жизни и даже бессмертия.

 

Именно даосы выделили и обоготворили пять основных природных элементов: металл, дерево, воду, огонь и землю; под влиянием буддийской философии, пришедшей из Индии, разработали идею инь-ян, сводившуюся к противопоставлению и постоянному благотворному взаимодействию мужского (ян) и женского (инь) начал, создали систему предсказаний[12, с. 80]. Независимо от того, какое учение преобладало в тот или иной исторический период в Китае, единым для них являлось осознание человека как части вселенной. Абсолютизация красоты природы, подчинение ее законам, легли в основу пейзажного стиля садоводства, развившегося в Китае.

 

Сады в Древнем Китае  традиционно устраивались при императорских  дворцах и храмах. Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными  композициями зданий. Здания вписаны  в искусно обработанный природный  ландшафт, включающий озера и возвышенности. Наиболее выразительные элементы ландшафта  отмечались характерными изогнутыми мостиками, беседками, пагодами, зигзагообразными лестницами, выкрашенными в яркие  цвета (красный, изумрудно-зеленый, желтый)[17, с. 105].

 

Кроме того, существовали также  сады естественных пейзажей(здесь человек не вмешивался в природу, а любовался ее красотой),сады ученых(сады, созданные для прогулок ученых и философов и призванные настраивать их мысли на спокойный и возвышенный лад) и домашние сады(небольшие садики около частных домов, окруженные сплошной стеной из камня или бамбука)[17, с. 105].

 

По эмоциональному воздействию  на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический. Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы, изломанные причудливые деревья, как бы сраженные бурей.

 

Традиционный китайский  сад отличается богатой и разнообразной  растительностью. Нередко он включал  плантации плодовых деревьев и цветники, которые засевались лекарственными травами. Едва ли можно найти китайский  сад, где не росли бы благородные  породы деревьев.

 

На первое место среди  них китайцы единодушно ставили  вечнозеленую сосну - символ постоянного  благородства.

 

Не меньшей популярностью  у китайских садоводов пользовался  бамбук - упругий, полый внутри и  потому служивший символом живительной  пустоты. Почти в каждом китайском  саду можно встретить «деревья счастья»- сливу и персик, плакучие ивы, стройные тополя, пышные магнолии и банановые  деревья. Как и в китайском  пейзаже, цвета садовой флоры  довольно сдержанные. Внимание привлечено главным образом к форме растений и игре света и тени[31, с. 194].

 

Обширную область китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов. Наибольшим почтением  пользовался пион, заслуживающий  в Китае титул «царя цветов»  Китайцы вывели более сотни сортов пиона, среди которых лучшим считался «танцующий львенок», лепестки пастельных тонов, листья «как яшмовые бабочки», а семена «как Золотой Павильон».

 

Хризантема - символ покоя  и долголетия. Среди хризантем  самыми красивыми считались те, у  которых лепестки «были подобны  разноцветным перьям цапли»[12, с. 89].

 

Повсюду в Китае разводили  розы, гортензии, нарциссы, гиацинты, гранаты, а на юге - орхидеи. Лотос, тянущийся  к солнцу из темной глубины вод, как  бы пронизывает все уровни мироздания и являет неудержимую силу жизненного роста. Его нежные цветы, распускающиеся над самой водой, представляют собой  символ чистоты, неуязвимой для «грязи и тины» суетного мира.

 

Цветы в китайских садах  высаживали и в партерах, и на клумбах, и в виде беспорядочных  зарослей у воды, и в отдельных  горшках.

 

Китайский сад не знает  чистых травяных газонов.

 

Разнообразие цветов и  способов их выращивания связано  с пронизывающим китайское садоводство  духом эксперимента, со стремлением  испытать свойства растений и выявить  возможности их роста и развития. Знакомство с великой культурой  Китая повлияло на развитие пейзажного стиля садоводства в Европе и  легло в основу идеологии создания японских садов. Японские сады. Традиционной религией Японии был синтоизм, в  основе которого лежит культ божеств природы и предков. Камни и горы были в центре пантеона древних японцев, чему способствовал ландшафт этой страны. В садах многих монастырей хранились священные камни, а символом Японии стала священная гора Фудзи[17, с. 127].

 

Начиная с VI века китайское  влияние на островах стало ощущаться  сильнее. Сначала это влияние шло вместе с буддизмом, распространившимся в Японии из Китая через Корею и впитавшим в себя многое из традиционной китайской культуры. Чуть позже, когда возникла необходимость в устройстве сильного централизованного государства, широко изучались и использовались идеи конфуцианства. Словом, японцы быстрыми темпами преодолевали свое отставание от великого соседа, заимствуя много нового из разных областей жизни[31, с. 199].

 

С приходом и расширением  влияния дзен-буддизма (духовный рост личности через созерцание) и конфуцианства (сильное централизованное государство  под руководством благородных людей), японцы не отреклись от религии своих  предков - синто (одухотворенность природы). До середины XX века государственной  религией Японии считался синтоизм. Такое  слияние культур дало сильный  толчок развитию древнеяпонской литературы, мифологии, искусства, в том числе и садово-паркового.

 

В Японии парки сначала  устраивались по подобию китайских  парков с их искусственными холмами, павильонами и типичной пейзажной  трактовкой всей композиции. Однако постепенно, переняв основные идеи, японцы создали  свое направление развития садово-паркового  искусства и сформулировали целый  ряд теоретических правил[17, с. 134].

 

Наиболее ярко сущность японского  сада выразил японский архитектор Макото-Накамура: «Красота японского сада связана с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом. Эти качества развивались в Японии на протяжении многих веков». Желание японцев воссоздать картину мира с помощью ландшафта на небольшом участке земли привела к тому, что в садах использовались преимущественно низкорослые формы растений, а из сильнорослых растений формировался так называемый «садовый бонсай». Каждое дерево, камень, движение воды воспринимались японцами как нечто большее, обладали своей историей, душой и влиянием на людей, и начинали служить символами. Поэтому расположение отдельных элементов в ландшафте не могло быть произвольным, а подчинялось строгим правилам. В японской ландшафтной архитектуре широко используются символы, взятые из древней языческой религии и связанные с более поздним дзен-буддизмом. Однако воспринимать эти символы мог лишь подготовленный человек, знакомый с историей, поэзией и искусством своего времени[12, с. 94].

 

Вот лишь некоторые символы, используемые в японских садах, которые  помогают подготовленному человеку познать душу этого места и  сердце его владельца: мост через  воду - восходящее или заходящее  солнце; изогнутая черепица - облака; пагода - храм; дракон - вода; золотые карпы в водоеме - дети дракона; бамбук - стойкость, терпение; сосна - долголетие; лотос - мудрость (символ Будды); сакура - стойкость, духовная красота; камелия - осторожность[17, с. 139].

 

Японский сад проектировался так, чтобы смена красивых пейзажей шла постепенно и непрерывно по мере продвижения человека по саду. Основа любого японского сада - камни и  вода, что диктуется идеей инь-ян, одной из центральных в буддизме. Камни символизируют мужское (светлое, активное начало) ян, вода - женское (темное, тягучее, пассивное) инь. Выбор и расположение растений также подчинялось определенным закономерностям. Так дуб, символизирующий силу, находился в центре и подчеркивал главную композицию, клён краснолистный - на западе, чтобы солнце на заходе освещало его листья.

 

Первоначально появился так  называемый холмистый сад. Он имел достаточно большую площадь и состоял  из пяти холмов, один из которых был  центральный и символизировал гору Фудзияма. Обязательным условием этого  сада является наличие десяти главных  камней и водоема с несколькими  островами. Холмистый сад был  пейзажным и воспроизводил ландшафт той или иной местности[31, с. 207].

 

Следующим этапом развития японских садов является плоский  или каменистый сад. Отражая символику  дзен-буддизма, он создавался для созерцания и достижения состояния просветления. В каменистых садах вода отсутствует, её имитирует галька, мелкий белый  гравий или песок, на котором с  помощью бамбуковых грабель производят узоры, изображающие волны. Гармоничное  расположение камней разного размера  создает картины глади воды или  морского прибоя, неспешно журчащего  ручья или бурного водопада, а  каменные мостики дополняют эту  иллюзию[31, с. 207].

 

Сады чайных церемоний, возникшие  в XVI веке, сочетают элементы двух предыдущих типов садов. Философский смысл  чайной церемонии заключается в  постижении и переживании красоты. Основу этого сада составляет дорожка  из каменных плит, несколько приподнятых  над уровнем земли. Двигаться по такой дорожке можно лишь неторопливо, с камня на камень, останавливаясь и «впитывая» красоту сада.

 

Кроме того, существуют сады, подчиненные одной идее, например сады камней, воды, мхов, времен года. В  них главным «действующим лицом» становятся соответствующим образом  расставленные группы камней или  водопад, или различные по цвету  и фактуре мхи, или одинокое дерево на невысоком пригорке[17, с. 141].

 

Европейский человек, с его  культом индивидуальности, вглядываясь  в красоту природы, пытался разглядеть в ней себя, найти оправдание своей  жизни. Человек же, воспитанный в  восточных традициях, пытается духовно  дорасти до восприятия природы, познать  её душу. Восточные сады не поддаются  быстрому и легкому пониманию. Мы всматриваемся в них с неотступным  ощущением, что могли бы видеть и  понимать больше…

 

1.3 Отражение философских  тенденций в садово-парковом искусстве  Средневековья и Нового времени

 

садовый парковый композиционный созерцательный

 

Сады средневековья. Конец IV в. - блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое существование, уступив  место новой эпохе феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие  между падением Рима (конец IVв.) и эпохой Возрождения в Италии (XIVв.), называется средними веками или эпохой средневековья. Это было время формирования европейских государств, постоянных междоусобных войн и восстаний, время утверждения христианства [18, с. 167].

 

В истории архитектуры  средневековье делят на три периода: раннесредневековый (IV-IXвв.), романский (X-XIIвв.), готический (конец XII-XIVвв.). Смена архитектурных стилей существенно не отражается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т.е. на территориях, относительно защищенных от разрушения [31, с. 235].

 

Эпоха мрачного средневековья  с ее суровым аскетизмом и воинствующей религиозностью не могла не оказать  влияние на развитие садово-паркового  искусства. Сады того времени были преимущественно  утилитарного назначения. В них выращивали лекарственные растения и плодово-ягодные  культуры. В известной мере сад  можно считать прообразом ботанических садов. В планировке появляется новая  деталь - лабиринты - сеть извилистых и  переплетающихся дорожек. Этот планировочный  мотив нашел применение не только в садах Средневековья, но и в  садах более поздних времен. Монастырские сады. В них выращивали травянистые  лекарственные и декоративные растения. Планировка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на четыре части; в центре этого пересечения, в  память о мученической смерти Христа, устанавливался крест или высаживался  куст роз. Основной чертой монастырского  типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность [18, с. 169]. Некоторые  монастырские сады оформлялись трельяжными  беседками, невысокими стенами для  отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский сад в Швейцарии.

 

Феодальный тип садов. Сады при замках устраивали внутри их территории. Они были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивали цветы, имелся источник колодец, иногда миниатюрный  бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого  дерном, прием, получивший широкое распространение  в парках. В садах устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые в клумбы по специальным  рисункам. Большой известностью пользовались сады императора Карла Великого (768-814гг.), они делились на утилитарные и  «потешные». «Потешные» сады украшались газонами, цветами, невысокими деревьями, птицами и зверинцем [31, с. 239].

Информация о работе Парки культуры и отдыха