Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 17:56, реферат
При проведении исследований деятельности парков культуры и отдыха оказалось, что в первой половине дня в основном их посещают пожилые люди, причем половина из них с детьми дошкольного возраста. Живут они недалеко от парка: на расстоянии, преодолеваемом за 15—20 мин пешком или на транспорте. В парк ходят, чтобы подышать свежим воздухом, отдохнуть от городского шума, полюбоваться водной гладью, цветами, красивыми группами деревьев, кустарников, почитать, поиграть в шахматы, посмотреть выставку.
Пейзажные сады Китая. Китайские исследователи считают, что история садов Китая насчитывает более трех тысячелетий. Это вполне вероятно, ведь начиная с середины II тысячелетия до н. э. в Китае было развито строительство пышных дворцов, храмов и гробниц, вокруг которых могли устраиваться первые сады. У древних китайцев был распространен культ Неба, умерших предков и духов природы. Считалось, что стихийные бедствия (засуха, наводнение, голод, болезни) являлись отражением безнравственных поступков человека и плохого устройства государства [17, с. 100].
Поклонение силам природы
было свойственно большинству
Начиная с V века до н.э. ведущей религией Китая становится конфуцианство, задачей которого является построение гармоничного общества с помощью добродетельного человека. Добродетельный человек, по Конфуцию, это благородный рыцарь, обладающий высокими моральными качествами и чувством долга, готовый на все во имя истины, почитающий мудрость старших, в основе любого поступка которого лежит гуманность. Добродетельный человек должен жить в гармонии с законами вселенной, которые и определяют нормы нравственности.
Параллельно с конфуцианством в Китае возникает даосизм, в основе которого лежит интуитивное познание бытия. Учение даосов призывало слиться с природой, избегать всего искусственного. Уход от мира к природе связывался у даосов с возможностью обретения долгих лет жизни и даже бессмертия.
Именно даосы выделили и обоготворили пять основных природных элементов: металл, дерево, воду, огонь и землю; под влиянием буддийской философии, пришедшей из Индии, разработали идею инь-ян, сводившуюся к противопоставлению и постоянному благотворному взаимодействию мужского (ян) и женского (инь) начал, создали систему предсказаний[12, с. 80]. Независимо от того, какое учение преобладало в тот или иной исторический период в Китае, единым для них являлось осознание человека как части вселенной. Абсолютизация красоты природы, подчинение ее законам, легли в основу пейзажного стиля садоводства, развившегося в Китае.
Сады в Древнем Китае традиционно устраивались при императорских дворцах и храмах. Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями зданий. Здания вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности. Наиболее выразительные элементы ландшафта отмечались характерными изогнутыми мостиками, беседками, пагодами, зигзагообразными лестницами, выкрашенными в яркие цвета (красный, изумрудно-зеленый, желтый)[17, с. 105].
Кроме того, существовали также сады естественных пейзажей(здесь человек не вмешивался в природу, а любовался ее красотой),сады ученых(сады, созданные для прогулок ученых и философов и призванные настраивать их мысли на спокойный и возвышенный лад) и домашние сады(небольшие садики около частных домов, окруженные сплошной стеной из камня или бамбука)[17, с. 105].
По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический. Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы, изломанные причудливые деревья, как бы сраженные бурей.
Традиционный китайский сад отличается богатой и разнообразной растительностью. Нередко он включал плантации плодовых деревьев и цветники, которые засевались лекарственными травами. Едва ли можно найти китайский сад, где не росли бы благородные породы деревьев.
На первое место среди них китайцы единодушно ставили вечнозеленую сосну - символ постоянного благородства.
Не меньшей популярностью
у китайских садоводов
Обширную область китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов. Наибольшим почтением пользовался пион, заслуживающий в Китае титул «царя цветов» Китайцы вывели более сотни сортов пиона, среди которых лучшим считался «танцующий львенок», лепестки пастельных тонов, листья «как яшмовые бабочки», а семена «как Золотой Павильон».
Хризантема - символ покоя и долголетия. Среди хризантем самыми красивыми считались те, у которых лепестки «были подобны разноцветным перьям цапли»[12, с. 89].
Повсюду в Китае разводили розы, гортензии, нарциссы, гиацинты, гранаты, а на юге - орхидеи. Лотос, тянущийся к солнцу из темной глубины вод, как бы пронизывает все уровни мироздания и являет неудержимую силу жизненного роста. Его нежные цветы, распускающиеся над самой водой, представляют собой символ чистоты, неуязвимой для «грязи и тины» суетного мира.
Цветы в китайских садах высаживали и в партерах, и на клумбах, и в виде беспорядочных зарослей у воды, и в отдельных горшках.
Китайский сад не знает чистых травяных газонов.
Разнообразие цветов и
способов их выращивания связано
с пронизывающим китайское
Начиная с VI века китайское влияние на островах стало ощущаться сильнее. Сначала это влияние шло вместе с буддизмом, распространившимся в Японии из Китая через Корею и впитавшим в себя многое из традиционной китайской культуры. Чуть позже, когда возникла необходимость в устройстве сильного централизованного государства, широко изучались и использовались идеи конфуцианства. Словом, японцы быстрыми темпами преодолевали свое отставание от великого соседа, заимствуя много нового из разных областей жизни[31, с. 199].
С приходом и расширением влияния дзен-буддизма (духовный рост личности через созерцание) и конфуцианства (сильное централизованное государство под руководством благородных людей), японцы не отреклись от религии своих предков - синто (одухотворенность природы). До середины XX века государственной религией Японии считался синтоизм. Такое слияние культур дало сильный толчок развитию древнеяпонской литературы, мифологии, искусства, в том числе и садово-паркового.
В Японии парки сначала устраивались по подобию китайских парков с их искусственными холмами, павильонами и типичной пейзажной трактовкой всей композиции. Однако постепенно, переняв основные идеи, японцы создали свое направление развития садово-паркового искусства и сформулировали целый ряд теоретических правил[17, с. 134].
Наиболее ярко сущность японского сада выразил японский архитектор Макото-Накамура: «Красота японского сада связана с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом. Эти качества развивались в Японии на протяжении многих веков». Желание японцев воссоздать картину мира с помощью ландшафта на небольшом участке земли привела к тому, что в садах использовались преимущественно низкорослые формы растений, а из сильнорослых растений формировался так называемый «садовый бонсай». Каждое дерево, камень, движение воды воспринимались японцами как нечто большее, обладали своей историей, душой и влиянием на людей, и начинали служить символами. Поэтому расположение отдельных элементов в ландшафте не могло быть произвольным, а подчинялось строгим правилам. В японской ландшафтной архитектуре широко используются символы, взятые из древней языческой религии и связанные с более поздним дзен-буддизмом. Однако воспринимать эти символы мог лишь подготовленный человек, знакомый с историей, поэзией и искусством своего времени[12, с. 94].
Вот лишь некоторые символы, используемые в японских садах, которые помогают подготовленному человеку познать душу этого места и сердце его владельца: мост через воду - восходящее или заходящее солнце; изогнутая черепица - облака; пагода - храм; дракон - вода; золотые карпы в водоеме - дети дракона; бамбук - стойкость, терпение; сосна - долголетие; лотос - мудрость (символ Будды); сакура - стойкость, духовная красота; камелия - осторожность[17, с. 139].
Японский сад проектировался так, чтобы смена красивых пейзажей шла постепенно и непрерывно по мере продвижения человека по саду. Основа любого японского сада - камни и вода, что диктуется идеей инь-ян, одной из центральных в буддизме. Камни символизируют мужское (светлое, активное начало) ян, вода - женское (темное, тягучее, пассивное) инь. Выбор и расположение растений также подчинялось определенным закономерностям. Так дуб, символизирующий силу, находился в центре и подчеркивал главную композицию, клён краснолистный - на западе, чтобы солнце на заходе освещало его листья.
Первоначально появился так
называемый холмистый сад. Он имел достаточно
большую площадь и состоял
из пяти холмов, один из которых был
центральный и символизировал гору
Фудзияма. Обязательным условием этого
сада является наличие десяти главных
камней и водоема с несколькими
островами. Холмистый сад был
пейзажным и воспроизводил
Следующим этапом развития японских садов является плоский или каменистый сад. Отражая символику дзен-буддизма, он создавался для созерцания и достижения состояния просветления. В каменистых садах вода отсутствует, её имитирует галька, мелкий белый гравий или песок, на котором с помощью бамбуковых грабель производят узоры, изображающие волны. Гармоничное расположение камней разного размера создает картины глади воды или морского прибоя, неспешно журчащего ручья или бурного водопада, а каменные мостики дополняют эту иллюзию[31, с. 207].
Сады чайных церемоний, возникшие в XVI веке, сочетают элементы двух предыдущих типов садов. Философский смысл чайной церемонии заключается в постижении и переживании красоты. Основу этого сада составляет дорожка из каменных плит, несколько приподнятых над уровнем земли. Двигаться по такой дорожке можно лишь неторопливо, с камня на камень, останавливаясь и «впитывая» красоту сада.
Кроме того, существуют сады, подчиненные одной идее, например сады камней, воды, мхов, времен года. В них главным «действующим лицом» становятся соответствующим образом расставленные группы камней или водопад, или различные по цвету и фактуре мхи, или одинокое дерево на невысоком пригорке[17, с. 141].
Европейский человек, с его
культом индивидуальности, вглядываясь
в красоту природы, пытался разглядеть
в ней себя, найти оправдание своей
жизни. Человек же, воспитанный в
восточных традициях, пытается духовно
дорасти до восприятия природы, познать
её душу. Восточные сады не поддаются
быстрому и легкому пониманию. Мы
всматриваемся в них с
1.3 Отражение философских
тенденций в садово-парковом
садовый парковый композиционный созерцательный
Сады средневековья. Конец IV в. - блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое существование, уступив место новой эпохе феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие между падением Рима (конец IVв.) и эпохой Возрождения в Италии (XIVв.), называется средними веками или эпохой средневековья. Это было время формирования европейских государств, постоянных междоусобных войн и восстаний, время утверждения христианства [18, с. 167].
В истории архитектуры средневековье делят на три периода: раннесредневековый (IV-IXвв.), романский (X-XIIвв.), готический (конец XII-XIVвв.). Смена архитектурных стилей существенно не отражается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т.е. на территориях, относительно защищенных от разрушения [31, с. 235].
Эпоха мрачного средневековья
с ее суровым аскетизмом и воинствующей
религиозностью не могла не оказать
влияние на развитие садово-паркового
искусства. Сады того времени были преимущественно
утилитарного назначения. В них выращивали
лекарственные растения и плодово-ягодные
культуры. В известной мере сад
можно считать прообразом ботанических
садов. В планировке появляется новая
деталь - лабиринты - сеть извилистых и
переплетающихся дорожек. Этот планировочный
мотив нашел применение не только
в садах Средневековья, но и в
садах более поздних времен. Монастырские
сады. В них выращивали травянистые
лекарственные и декоративные растения.
Планировка была простая, геометрическая,
с бассейном и фонтаном в центре.
Часто две крестообразно
Феодальный тип садов. Сады при замках устраивали внутри их территории. Они были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивали цветы, имелся источник колодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном, прием, получивший широкое распространение в парках. В садах устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Большой известностью пользовались сады императора Карла Великого (768-814гг.), они делились на утилитарные и «потешные». «Потешные» сады украшались газонами, цветами, невысокими деревьями, птицами и зверинцем [31, с. 239].