Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:48, реферат
Типология культуры как научная деятельность предполагает формирования подходов к осмыслению феномена «культура» с учетом ее своеобразия как социального явления. Целесообразность выделения типичных черт заключается в качественно лучшем понимании социальной действительности, выявлении закономерностей и прогнозировании развития общества. Существует огромное количество оснований для классификации и в виду этого огромное количество различных типов культуры.
Введение
Типология культур
1) Основные направления в изучении типологии культур
2) Историческая типология культуры
3) Цивилизационный подход
4) Типологии культуры по способу восприятия и освоения мира.
5) Гендерный подход к типологизации культур
6) Современные социокультурные концепции
Заключение
Список используемой литературы
5) Гендерный подход к типологизации культур
Согласно исследованиям
Для матриархальной культуры естественно
равенство людей, поскольку все
они — дети матерей и дети Матери-Земли.
Безусловная материнская
Длительное течение истории
привело к смене этой ценностной
парадигмы: мужчины стали правящей
силой в семье и обществе. Установился патриархальный у
Для патриархального типа культуры, в отличие от матриархального, характерно деятельное начало: стремление человека прилагать усилия к изменению природного окружения, преобладание рационального мышления и приоритет подчинения законам. На смену равенству приходят принцип любимого (или старшего) сына в иерархии, важнейшей ценностью считается подчинение власти.
Бахофен писал: "Та связь, которая впервые поднимает человечество к цивилизации, которая служит исходной точкой в развитии всякой добродетели, формирования всякой благородной черты бытия, — это волшебство материнства; посреди жизни, исполненной насилия, оно выступает как действительно божественное начало любви, единения и мира. Пестуя свое дитя, плод своего тела, женщина раньше, чем мужчина, узнает, что ее любовь и забота могут простираться дальше границ собственного "Я" и переходить на другое существо и что вся изобретательность, на какую способен ее дух, может быть направлена на то, чтобы сохранить и сделать прекраснее его бытие. И теперь от нее исходит всякое возвышение культуры, всякое самоотречение, всякая забота и всякий плач по умершему.
Но любовь, рожденная материнством, не только более сердечная, но и более широкая и более всеобщая. Если в отцовском начале заложена ограниченность, то в материнском — всеобщность. В рождающем материнстве берет начало всеобщее братство всех людей, осознание и признание которого исчезает с возникновением патриархата. Семья, основанная на отцовском праве, замыкается в себе, становясь обособленным организмом, а семья, основанная на материнском праве, напротив, имеет тот всеобщий характер, из которого исходит все развитие и который отличает материальную жизнь от высшей духовной"6.
Немецкий этнограф Лео Фробениус
(1873—1938) также различал две первичные
культуры: матриархальную и патриархальную.
К первой относятся русские, немцы
и африканские народы, ко второй
— англосаксы, арабы-берберы, романские
народы и др. Патриархальным народам
присуще мировоззрение "из пещеры",
активность в покорении природы,
животное начало, рациональность и
магия. Для мировоззрения
Исследования позволяют
6) Современные социокультурные концепции
Российский культуролог и
Э.А. Орлова выделяла три блока жизнедеятельности человека, развивая ее идеи другой российский ученный А. Флиер разделил культуру на следующие компоненты: 1) культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, правовая, моральная и др.); 2) культура познания и рефлексии мира и человека 3) культура социальных коммуникаций, накопления, хранения и трансляции информации 4) культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека.
В основу своей концепции Флиер положил стадиальную типологизацию этапов эволюции норм и стандартов человеческой деятельности. По характеру доминирующих социальных целей эти стадиальные типы ученый классифицирует как эколого-генетические, историко-идеологические и экономико-социальные культуры.
Для эколого-генетических культур
объективной доминантой выступает
адаптация человека к природным
условиям, а субъективной – абсолютизация
генетического аспекта
На стадии историко-идеологических культур происходят значительные изменения в мировоззрении человека. Он становится все менее и менее зависим от природных условий. Объективной доминантой выступает адаптация к исторической действительности, а субъективно происходит абсолютизация общественного бытия. «Смысл существования обществ с историко-идеологическим типом культуры также связан с проблемами выживания, однако не биологического (популяционного), а социального. То есть речь идет об обществах не как популяциях, а как носителях комплексов идейно-ценностных установок сознания, ведущих борьбу за «место под солнцем» с другими обществами, преследующими аналогичные цели. Таким образом, предметом адаптации на этом этапе развития являются в первую очередь исторические условия существования, процессы взаимоотношений между различными обществами и, разумеется, процессы внутренней социальной стратификации в недрах каждого общества и связанное с ними перераспределение собственности и власти. Тип мировоззрения, преобладающий в подобных обществах, по преимуществу теоцентрический, основанный на абсолютизации религиозного начала в общественном бытии, что, по существу, сводится к сакральному обоснованию собственных приоритетов выживания в противовес конкурирующим обществам».8
Экономико-социальные культуры отличаются адаптацией общества к условиям, создаваемых инерцией экономического развития, происходит абсолютизация социального блага и расширение производства. На данном этапе снижается роль насилия и идеологии как средств для достижения целей, увеличивается роль стимулирующих механизмов. Очевидно, что далеко не каждая культура может достичь третьего уровня развития. А. Флиер выделяет два суперцивилизованных комплекса: атлантический (куда вошли западноевропейская, восточноевропейская, латиноамериканская и отпочковавшаяся североамериканская культуры) и азиатско-тихоокеанский (японская, корейская и трансформировавшиеся китайская и индокитайская локальные цивилизации).
Таким образом, по мнению А.Я. Флиера, «в основе механизма стадиальной эволюции культуры лежат процессы адаптации общества к объективным внешним условиям существования, поначалу преимущественно к природным, а затем — ко все более нарастающему объему и значимости исторических обстоятельств, т. е. порожденных взаимоотношениями между людьми внутри того или иного общества, а также между различными локальными обществами как целостностями. На определенном этапе постепенно набирающая силу инерция собственного социально-экономического развития превращается в доминирующий фактор общественного бытия, более значимый, чем объективные природные и исторические условия существования. И в обществе развивается адаптирующая эту новую
ситуацию культура экономико-социального
типа, ориентированная на массовое
потребление лавинообразно
Российский ученый социолог Л.Г. Ионин
предложил разделить
Заключение
Подведем краткие выводы данной работы:
Типология культуры как научная деятельность предполагает формирования подходов к осмыслению феномена «культура» с учетом ее своеобразия как социального явления. Целесообразность выделения типичных черт заключается в качественно лучшем понимании социальной действительности, выявлении закономерностей и прогнозировании развития общества.
Тип культуры – это обобщенные по принципу сходства культурные единицы. Как метод научного познания позволяет упорядочить и классифицировать многообразие культурных форм.
Для типологии культур характерно: во-первых, перечисление в этом виде связей обычно исчерпывает себя. Иначе говоря, в определенном направлении количество признаков культурной системы или каких-то факторов оказывается строго определенным. Скажем, М.Вебер предлагает типологию управления — традиционный, научный и харизматический типы. В данном концептуальном контексте вряд ли можно добавить здесь еще один определитель. Многообразие типов социального управления действительно в известном смысле выглядит самодостаточным. Во-вторых, типология имеет всегда единое базовое основание. Иначе говоря, у признаков должен быть обнаружен единый фундамент.
Типологизация всегда предполагает некоторую схематизацию, упрощение реальности. Выделение типов культуры – это не просто описание реальных культур и "сортировка" их по определенному признаку. Типологизация – это скорее конструирование "идеальных объектов", "идеальных типов" (естественно, на основе осмысления эмпирического материала), сочетающих в себе типологически важные черты. Ученый описывает реальность, соотнося ее с этими идеальными моделями. Поэтому в реальности, как правило, выделенные учеными типы явлений не встречаются "в чистом виде".
Неоднозначность критериев и познавательных
целей, на базе которых осуществляется
типологизация культур, свидетельствует
о том, что построить и дать одну единственную
типологию культуры нельзя. Этим и объясняется
то, что современное культурологическое
знание представлено различными типологиями
культур. Знакомясь с различными типологическими
моделями, важно осмыслить и выделить
четко, какие познавательно-
Список используемой литературы
Аберкомби Н. Хилл С, Тернет Б.С. Социологический словарь. М. «экономика» 2004
Данилевский Н.Я «Россия и Европа», М., «Книга», 1997
Козлова О.Н. «Социология». М. «Омега-Л», 2004
Культурология. ХХ век. Энциклопедия в 2 томах, СПб., «Университетская книга», 1998
Культурология: учебник для студентов
технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян.
М.: Высшая школа, 2002/ www.engineer.bmstu/res/
Матецкая А.В. Социология культуры. Уч. пособие. Ростов. РГПУ, 2006
Окладникова Е.А. Социология культуры: Учеб. Пособие. - СПб: СПбГИЭУ, 2006
Флиер А.Я. «Культурогенез в истории культуры»/ «Общественные науки и современность», №3, 1995
Приложение 1.
Пример типологий культур по разным основаниям.
Приложение 2.
Разрядность культурной деятельности по Н.Я.Данилевскому
№ |
Разряд культурной деятельности |
Характеристика |
Религия |
Отношение человека к Богу, восприятие народного как части неделимого целого человека с Богом. «...народное мировоззрение <…> как твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности»11 | |
Культура |
Отношение человека к внешнему миру. Подразделяется на три вида: теоретическое – научное, эстетическое – художественное и техническое – промышленное. Человек рассматривается как объект изучения | |
Политика |
Отношения людей между собой в рамках народности и отношение народов между собой | |
Общество, экономика |
«Отношение людей между собой не непосредственно как личностей, а посредственно – применительно к условиям пользования предметами внешнего мира»12 |