Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:13, курс лекций
Язык - удивительнейшее явление на Земле. Язык объединяет и разъединяет людей, дает возможность думать и фантазировать, позволяет помнить прошлое и заглядывать в будущее. Без языка невозможна ни одна наука.
Понятие «язык» является одним из самых сложных для того, чтобы дать ему определение. Для сравнения можно привести словарные статьи из разных словарей:
Язык – совокупность всех слов народа и верное их сочетанье для передачи мыслей своих (В.И. Даль).
Язык – всякая система знаков, пригодная для того, чтобы служить средством общения между индивидами (Ж. Марузо).
РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 3
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫКОВЕДЫ МИРА 144
РАЗДЕЛ 3. ХРОНОЛОГИЯ ПЕРСОНАЛИЙ 247
ЛИТЕРАТУРА 254
Научное
наследие Ф. де Соссюра
Соссюр
Фердинанд де - (1857-1913 гг.) - швейцарский
ученый, родился в дворянской
французской семье в Женеве.
Изучал древнейшие языки.
Обычно выделяют три самых важных антиномии Ф. Соссюра, базирующиеся на идее знаковой природы языка и системности языка:
1. противопоставление язык - речь;
2. противопоставление синхрония – диахрония;
3. противопоставление внешняя лингвистика – внутренняя лингвистика.
Соотношение (дихотомия) язык - речь проводится по следующим параметрам:
1. язык социален - речь индивидуальна
Язык
обслуживает всю нацию, он
2. язык потенциален - речь реальна
Язык,
обладая набором средств,
3. язык идеален - речь материальна
Язык как некая система знаков существует в нашем сознании. Речь существует реально в виде материальных знаков: звуков, букв, рисунков.
4. Язык богат и многообразен по средствам, он - сущность, которая проявляется в виде речи. Речь - явление.
Язык - это совокупность и система знаковых единиц общения и плюс правила игры с ними. Речь - это последовательность взятых из языка знаковых единиц. Язык един для всех.
5. язык синхроничен - речь диахронична
Язык включает в себя все факты как прошлые, так и современные. Язык статичен, постоянен, замкнут. Речь изменчива. Изменения происходят во времени: речь малыша и речь взрослого, архаизмы и неологизмы.
6. человек пассивен к языку - активен к речи
Человек не может изменить систему языка или какой-либо его элемент, он пассивен к языку. Но человек активен к своей речи: он выбирает те элементы языка, которые ему необходимы в данной ситуации. Сравните ситуации, когда вы отбираете слова для беседы с ребенком, для научного доклада, для непринужденной беседы с подругой, для нанесения обиды, для ссоры с кем-либо. А систему языка и даже одну какую-либо подсистему языка человек изменить, переделать не может.
По мнению Ф. Соссюра,
С именем Ф. де Соссюра связаны такие понятия в лингвистике как синхрония и диахрония, парадигма и синтагма.
СИНХРОНИЯ - это изучение языка в статике, независимо от его развития во времени.
Можно изучать язык XVIII века как статичную систему, без учета того, что было в нем до XVIII века или после XVIII века, т.е. в XIX веке. Можно изучать системы нескольких языков в сопоставлении их составляющих компонентов в определенный отрезок времени сосуществования, и т.д. С точки зрения Ф. де Соссюра, язык – явление, находящееся вне времени, он статичен, синхронен.
ДИАХРОНИЯ - изучение языка с учетом его развития, с учетом влияния времени на язык.
С точки зрения Ф. де Соссюра, речь – явление диахроническое, речь зависит от времени. И действительно, речь всегда соотнесена с моментом говорения как грамматическими (на это указывают формы глаголов), так и лексическими средствами (для каждого времени существует определенный набор слов, словарь, в котором устаревшие слова и неологизмы выполняют стилистическую функцию, чем отделяются от общеупотребительных для рассматриваемого периода слов).
ПАРАДИГМА - совокупность вариантных форм, система форм одного какого-либо языкового средства.
Парадигма может быть
СИНТАГМА - соединение языковых единиц по определенным законам конкретного языка.
Синтагмы зависят от правил, существующих в определенное время: "любить стихи" - "не любить стихов", "поднять стол" и "поднять книгу", "обоих мальчиков", "обоих окон", но "обеих сестер", "он идет", "она идет", "оно идет", но "она шла", "он шел", "оно шло".
Синтагма
предполагает зависимость
ПАРАДИГМАТИКА - учение о парадигмах, исследование отношений выбора языковых средств. В школе - это изучение склонения имен существительных, прилагательных, местоимений, правила создания глагольных форм, правила образования форм числа.
СИНТАГМАТИКА - учение о построении синтагм, учение о правилах построения синтагм. В школе - это изучение правил создания словосочетаний, правила использования предлогов и союзов, правила построения всех видов предложений.
С точки зрения парадигматики и синтагматики, язык - парадигматичен, речь - синтагматична. Речь линейна, она направлена в одну сторону, перевернуть ее нельзя. Линейность речи связана с синтагмой. Правила синтагмы диктуют нам те способы соединения форм, которые существуют в данное время в конкретном языке. Нарушение последовательности звуков в слове или нарушение последовательности морфем приводит к деформированию слова или к его полному уничтожению.
Существуют
определенные правила построения
предложений. Попробуйте
Учение о внешней и внутренней лингвистике
К явлению внешней лингвистики Ф. Соссюр относит
все явления, связанные с отношениями
языка с другими видами человеческой деятельности.
Соссюр предлагает изучать во внешней
лингвистике все факторы, влияющие
на развитие языка, факторы, ставшие причинами
изменений языка. Следовательно, предметом
изучения внешней лингвистики являются
отношения: язык и история,
язык и география, язык и школа и т.д.
Внутренняя лингвистика изучает языковую систему, отношения языковых знаков. Ф. Соссюр подчеркивает, что изучать внутреннюю лингвистику необходимо с учетом системных связей и отношений.
Учение о языке как системе
Ф. де Соссюр рассматривал
Язык как система знаков
О знаковой природе языка
Если понятие «дым» является знаком костра для многих людей, говорящих на разных языках, то слово дым связывается по ассоциации с костром только для знающих русский язык.
Ф. Соссюр подчеркивает, что языковой знак (в нашем примере – слово дым) соединяет не вещь и имя, а понятие и акустический образ. Сама вещь - *дым – как знак костра имеет запах гари, серый цвет в отличие от прозрачного воздуха, протяженность – длинный и короткий столб дыма. А слово дым не обладает этими свойствами, не имеет запаха, цвета, формы и т.д.
Основным языковым знаком Ф.
Соссюр считает слово. У
Произвольность языкового знака, по Соссюру, - это и условность знака, и его немотивированность. Произвольность языкового знака определяется отсутствием жесткой связи между словом и называемой им вещью. Исключение составляют звукоподражательные слова.
Линейность знака проявляется в том, что знаки в речи следуют один за другим, т.е. линейность знака связана с диахронией речи.
Значение работ Ф. де Соссюра трудно преувеличить. Отдавая приоритет изучению внутренней лингвистики, т.е. структуры языка, Ф. Соссюр заложил основы структурализма, которые в XX веке было ведущим направлением в языкознании.
Все современное языкознание построено на трудах Ф. де Соссюра. Все современные направления в современном языкознании либо строят свои теории на основе теории Ф. де Соссюра, либо отрицают его учение, но, отрицая, все же отталкиваются от него.
Лингвистические школы
Наблюдающаяся
в настоящее время
«Лингвистическая
школа» - понятие многогранное, складывавшееся
на протяжении длительного
Первоначальное
употребление понятия «школа»
сложилось в античной
Сочетание слов «лингвистическая школа» используется для обозначения таких явлений античности, как Александрийская школа, в Средние Века – философские школы стоиков. В XX веке понятие «школа» приобретает все более явственно значение «*направление в лингвистике», о чем свидетельствуют, например, данные словаря О.С. Ахмановой, в котором в качестве синонимов рассматриваются «школа Копенгагенская» – то же, что структурализм», «школа неолингвистическая – то же, что неолингвистика», «школа младограмматическая – то же, что младограмматизм» [О.С. Ахманова 1969, с. 520]. Более того, в словаре О.С. Ахмановой определяется “школа Пражская” как “структурально-функциональное направление в лингвистике”, “школа Женевская” как “направление в языкознании” и т.д. [О.С. Ахманова 1969, с. 520]. Следовательно, в перечисленных и им подобных изданиях термины «школа» и «направление» рассматриваются как синонимы, способные взаимозаменять друг друга.
Информация о работе Лекции по "Историb лингвистических учений"