Лекции по "Историb лингвистических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:13, курс лекций

Краткое описание

Язык - удивительнейшее явление на Земле. Язык объединяет и разъединяет людей, дает возможность думать и фантазировать, позволяет помнить прошлое и заглядывать в будущее. Без языка невозможна ни одна наука.
Понятие «язык» является одним из самых сложных для того, чтобы дать ему определение. Для сравнения можно привести словарные статьи из разных словарей:
Язык – совокупность всех слов народа и верное их сочетанье для передачи мыслей своих (В.И. Даль).
Язык – всякая система знаков, пригодная для того, чтобы служить средством общения между индивидами (Ж. Марузо).

Содержание

РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 3
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫКОВЕДЫ МИРА 144
РАЗДЕЛ 3. ХРОНОЛОГИЯ ПЕРСОНАЛИЙ 247
ЛИТЕРАТУРА 254

Вложенные файлы: 1 файл

Литература 254.doc

— 738.50 Кб (Скачать файл)

     Не  менее популярной была грамматика  ПРИСЦИАНА "Institutiones  grammаticae" ("Грамматическое учение"), созданная  в 6-м веке нашей эры. Присциан,  опираясь на грамматические учения греков,  создал самую значительную латинскую грамматику древности - "Курс грамматики", состоящую из 18 книг.

 

 Значение античного языкознания

 

     Трудно  переоценить значение античной  культуры в мировой истории.  Так  же  трудно переоценить значение работ античных ученых  в истории лингвистики.  Античный мир явился  колыбелью  европейской цивилизации. Грамматическое учение греков,  дополненное  римлянами,  было основой, базой, фундаментом для грамматических систем европейских языков.

      Лингвистические термины современных  языков - это либо заимствованные  из    латинского   языка   (verb,   verbum,   nomen, conconantes), либо  калькированные с греческого, например, в русском языке: наречие от AD- VERBUM, где VERBUM - речь; местоимение от  PRO NOMEN; предлог  от  PRAEPOSITIO (перед).

       Александрийцы сделали грамматику  самостоятельной  научной   и учебной дисциплиной.  Античные  языковеды-философы создали фундамент  для  отдельных разделов языкознания:  фонетики, морфологии, синтаксиса. В  античный период были сделаны попытки отделения слова и предложения, части речи и члена предложения.

     При  несомненных достижениях античное  языкознание не было лишено  недостатков,  к  которым   уже с высоты двадцать первого  века можно отнести следующее:

     1. Сильное влияние философии приводило  к смешению логических категорий  с грамматическими.

     2. Изучению  подверглись только  греческий и латинский языки,  все прочие считались варварскими.

     3. Обособление языков было настолько  сильным,  что  в то время  не было даже  попыток сравнить систему  греческого  языка  с системой латинского языка.

     4. Наивность античных лингвистов  проявлялась  и  в  том,  что они не  понимали  и   не принимали изменений в языке,  не учитывали влияние времени на язык.

 

 

 

 

Древнее арабское языкознание

 

        Рассмотренные классические лингвистические  традиции  -  индийская, европейская  (или греко-латинская) и китайская - продолжались достаточно длительное время и отложили свой  отпечаток  на более поздние исследования языка. К менее важным традициям  можно отнести традиции арабскую и японскую, о которых многие учебные пособия по истории лингвистики умалчивают.

     Арабская лингвистическая  традиция  появилась  намного   позже рассмотренных, а  именно - в конце первого тысячелетия нашей эры. Необходимость изучения арабского языка и обучения ему людей, принадлежащих другим  языковым  системам,  возникла в VII веке нашей эры во время образования Арабского халифата - арабо-мусульманского государства, возглавляемого халифами (калифами). Государственным языком халифата стал язык Корана.

     Первыми центрами  по изучению языка и методов  его преподавания были города  Басра, находящийся на берегу  Персидского залива,  и Куфа, находящийся   в  Месопотамии  (современный  Ирак). Филологи Басры оберегали чистоту и нормы классического языка Корана, а филологи Куфы, допуская отклонения от норм классического арабского языка, ориентировались на разговорный язык. Ученые Басры основной единицей для словообразования выбрали имя действия, т.е. отглагольное  существительное. А ученые Куфы предлагали базой для последующего образования слов форму прошедшего времени глагола. До VII века арабская письменность не знала графических знаков для обозначения гласных звуков. В VII веке басриец Абу-аль-Асуад ад-Дуали ввел графические знаки для гласных, служащих выражению изменения формы слова.

     Первой была  арабская грамматика,  появившаяся  в 735-736 годах, но наиболее известной  является грамматика перса Сибавейхи  (Сибаваихи, - представитель Басры), которая долгие годы считалась классическим, образцовым учебником и в которой детально описаны фонетика, морфология и синтаксис классического арабского языка. Свой труд Сибавейхи назвал «ал-Китаб» («Книга»). Все последующие многочисленные грамматики арабского языка, создаваемые в Басре и Куфе, строились  по образцу грамматики Сибавейхи. Здесь же создавались и словари.

    Другим арабским  лингвистическим  центром была  арабская Испания, в которой  в конце X - в начале XI века трудился арабский языковед сын  грека-раба  Ибн  Джинни,  изучавший язык и языковую норму, этимологию и семантику.

     В результате  монгольских и турецких завоеваний  Халифат распался, научные центры  были уничтожены,  но арабская  лингвистическая традиция, восходящая  к Сибавейхи, и в настоящее время существует.

 

Древнее  японское языкознание

 

    В  настоящее время мнения лингвистов-историков  относительно японской лингвистической  традиции достаточно сильно расходятся. Так, одни утверждают, что японская  лингвистическая традиция существует лишь с XVII века, во многом базируется на китайской традиции изучения языка. Просуществовав  чуть больше двух столетий (до 1854 года - года открытия Японии),  японская традиция в XIX веке  поддалась сильному  влиянию европейской традиции.

    Другие пытаются выделить в истории развития японской традиции два этапа:  первый охватывает своим началом VIII-X века н.э. и продолжается до середины XIX века. Этот период ознаменовался созданием национальной японской письменности (кана); второй период начинается во второй половине XIX века и продолжается в настоящее время.

     В книге  "История лингвистических учений" В.М. Алпатов называет еще несколько  традиций, к настоящему времени  еще слабо изученных: еврейская, тибетская, тибето-монгольская.

 

Языкознание в Средние века и эпоху Возрождения

 

     Античная  цивилизация погибла  в 476 году, когда варвары сожгли  Рим   и  разграбили Римскую империю.  С 476  года  (или  с  V века нашей эры) начинается эпоха Средневековья, которая условно заканчивается в 1492  году,  когда была открыта Колумбом Америка. Средние века - это 10 веков или тысячелетие.

     Эпоха  Средневековья  характеризуется   застоем во всех сферах жизни,  в том числе и в науке,  в частности, в языкознании. Основной причиной этого явилось господство религии во всех сферах жизни общества. Обрядовым языком религии был латинский язык, и через господство религии латынь стала языком науки, религии, внешних связей.

     Латинский язык  в это время был языком мертвым, т.е. не обслуживал живые, непосредственные общения, не функционировал в устной речи. Поэтому фонетика  не  изучалась,  звуки смешивались с буквами (подмена звука буквой). Возможно,  поэтому фонетика не изучалась вплоть до XIX века. Влияние латинского языка было таким, что все другие языки изучались только как латинский язык:  все явления в языке оценивались с точки зрения латинского.  Правила латинского языка переносились на другие языки. В качестве пособий использовались грамматики Доната и Присциана. Греческий и латинский языки были  обязательным  компонентом средневекового образования. Для славянских народов Средние века ознаменовались созданием славянской письменности. В 862 (863) году братья-болгары по роду занятий – монахи – по приказу римского папы создали систему письменных знаков для передачи  текстов греческих богослужебных книг.

 

Продолжение дискуссии  о природе слов и  вещей

 

     Средневековые  философы продолжают споры о  природе  названия, т.е. слова: номиналисты   утверждали,  что реальны вещи, а слова возникают после вещей как их названия. Предметы существуют реально, а понятия о предметах выводятся нашим умом. Наиболее ярким представителем  номиналистов  является  Пьер Абеляр (1079-1142) - средневековый  философ, возглавивший умеренных номиналистов, утверждал, что  реально  существуют только отдельные предметы. Эти предметы  и  являются базой общих понятий.  Общие понятия отдельно не существуют,  а  выводятся  нашим умом из  реально  существующих предметов и отражают их свойства. Церковь ожесточенно преследовала номиналистов.

      Представители  второго направления, получившие  название реалисты,  утверждали, что слово, идея имени появляются раньше вещи, понятия. Слова реальны, понятия реальны, а предметы являются их отображением, копией. Выразителем идей этого направления явился Ансельм (1033-1109 гг.) - епископ Кентерберийский - средневековой философ, возглавивший реалистов, утверждавших реальное  существование общих понятий,  а предметы и явления - это лишь их слабые копии.

      Эпоха  Средневековья постепенно сменяется зародившейся в XIV веке в Италии и распространившейся затем по всей Европе эпохой Ренессанса, или Возрождения, которая принесла новое жизнеутверждающее мировоззрение. Эпоха Возрождения ознаменовалась великими открытиями и изобретениями, дала миру такие имена, как Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо, Николай Коперник, Джордано Бруно, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи.

      Эстетика  и философия эпохи Возрождения  высвобождаются из теологического плена, в котором они находились около тысячи лет, и становятся мирскими, светскими, полностью отделенными от религии и богословия. Главным предметом внимания становится человек.

   

Эпоха Возрождения

 

       Эпоха Возрождения, охватывающая XV-XVII века,  отличается от эпохи Средних веков тем, что в Средние века  языкознание стремилось к логическому осмыслению лингвистических фактов,  а в эпоху Возрождения языкознание стремится к рационализму. Эпоха Возрождения дала миру таких ученых,  как Христофор Колумб, Галилео Галилей,  Рене Декарт, Исаак Ньютон, Готфрид Вильгельм  Лейбниц.

     В XV-XVI веках в Европе большое внимание стало уделяться изучению не отдельных фактов языка,  а целых текстов.  Так начала складываться  филология.  Появляются грамматики армянского,  венгерского,  персидского, японского, английского, французского, польского языков.

      Языкознание России этого времени  связано с научной деятельностью  византийского ученого, переселившегося   в Москву,  Максима ГРЕКА (1480-1556 гг.)   - византийского ученого, переселившегося в Москву  и занимавшегося исправлением церковных книг. Максим Грек по воле великого князя Василия Иоанновича поехал в 1516 году из Афонского монастыря в Россию,  чтобы переводить на  русский язык и исправлять греческие рукописи богослужебных текстов. Дорогой изучал русский язык. В  богослужебных книгах Максим  нашел  множество ошибок и вычищал эти плевелы усердными руками. Максим  Грек - автор  многочисленных работ, обосновывающих     правильность предлагаемого перевода. В 1524 году великий князь Василий решил развестись с добродетельной женой Соломонией Сабуровой  и  жениться  на  Елене Глинской. Максим Грек осудил князя за это.  Максима Грека по  воле великого князя бросили в темницу Симонова  монастыря  и судили неправедным судом. Максим Грек в тюрьме обмирал от дыма, побоев, но ему являлся ангел, укреплявший его словами: "Терпи, старец!". Через сто лет над его могилой стали совершаться чудеса,  а к концу XVIII века имя его написали в святцах.    

       В XVII веке  языкознание развивается достаточно быстро: открываются новые языки,  появляется  книгопечатание,  создаются глоссарии (азбуковники) -  словари иностранных слов,  возникает проблема  всеобщей  рациональной  грамматики.

 

 

Языкознание Нового времени

 

      Бурное развитие науки в XVII веке, рост требований, предъявляемых наукой  к языку,  содействовали возникновению философии языка, ставящей своей задачей изучение  основных  (гносеологических) свойств языка.

     Языкознание XVII века шло в области теории двумя путями:  дедуктивным и индуктивным. Дедуктивный путь предполагает анализ от общего к частному. В XVII веке  он выразился попытками построения искусственных языков. Индуктивный путь предполагает направление анализа от единичного, частного, - к целому, общему.  В XVII веке он выразился в попытках создания грамматик реально существующих языков. Необходимо сказать о таких лингвистах данного периода,  как Френсис Бэкон и Рене Декарт.

      Френсис Бэкон - 1561-1626 гг.  –  английский  философ, родоначальник  английского материализма. Автор многих философских работ, в том числе таких, как "Новый Органон", "О достоинстве и усовершенствовании наук". Френсис Бэкон в основу своей философской грамматики  положил    разработанный им  эмпирический метод,  согласно которому источником всякого знания является чувственный опыт, основывающийся на предметах материальной природы.     Ф. Бэкон является автором идеи создания искусственного  философского языка, в котором произвольно составленные знаки будут обозначать ясные и точные понятия.     Ф. Бэкон предложил создать сравнительную грамматику всех языков, чтобы на ее основе можно было выработать некий и единый язык, который мог бы стать совершенным средством общения.

       Френсис  Бэкон считал,  что  язык – часть материальной  культуры и над ним можно  экспериментировать,  наблюдать,  изучать,  ставить опыты как  над любым фактом природы. Как  и любой другой продукт природы,  язык можно создать на базе  уже  существующих языков,  взяв словарь и необходимые грамматические категории и правила.  Вновь созданный язык, по мнению  Ф. Бэкона, будет совершеннее и красивее.  Ф. Бэкон говорил,  что создание языка – это искусство. Ф. Бэкон первым выдвинул идею опытного или  эмпирического изучения языка.

        Рене Декарт - 1596-1650 гг.  - французский   философ, автор таких идей,  как идея создания философского  языка. Согласно  Рене Декарту,  философский язык должен обладать  такой  исходной суммой понятий  и отношений между ними, которые позволяли бы в результате формальных операций по определенному алгоритму получать выводное знание. Предполагалось, что вся сложная система человеческих  понятий может быть сведена к сравнительно незначительному числу элементарных единиц. Рене Декарт предложил идею создания легко заучиваемого международного языка на основе математических символов, математических приемов, то есть, символического языка.

Информация о работе Лекции по "Историb лингвистических учений"