Лекции по "Историb лингвистических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:13, курс лекций

Краткое описание

Язык - удивительнейшее явление на Земле. Язык объединяет и разъединяет людей, дает возможность думать и фантазировать, позволяет помнить прошлое и заглядывать в будущее. Без языка невозможна ни одна наука.
Понятие «язык» является одним из самых сложных для того, чтобы дать ему определение. Для сравнения можно привести словарные статьи из разных словарей:
Язык – совокупность всех слов народа и верное их сочетанье для передачи мыслей своих (В.И. Даль).
Язык – всякая система знаков, пригодная для того, чтобы служить средством общения между индивидами (Ж. Марузо).

Содержание

РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 3
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫКОВЕДЫ МИРА 144
РАЗДЕЛ 3. ХРОНОЛОГИЯ ПЕРСОНАЛИЙ 247
ЛИТЕРАТУРА 254

Вложенные файлы: 1 файл

Литература 254.doc

— 738.50 Кб (Скачать файл)

         В начале прошлого века в  Пражскую лингвистическую школу вошли Р. Якобсон,    Владимир Скаличка,    Павел Трост,   князь Н.С. Трубецкой, профессор Сергей Иосифович (Осипович)  Карцевский, Б. Трнка, Б. Гавранек, Я. Мукаржовский, Й. Вахек.  Взгляды ученых Пражской школы поддерживали   Л. Блумфилд,  Л. Ельмслев,  Г.О. Винокур,  Евгений Дмитриевич Поливанов.

     Основная  концепция    Пражской   школы   направлена   против младограмматиков. Базовые   положения   школы   являются   сильно переосмысленными  постулатами  Ф.  де  Соссюра.  Большое значение придается изучению функционирования языка в форме  речи.

      Школа получила  название  Пражская  школа функциональной лингвистики.  Понятие о функции языка (функция  - целевая установка речевого  высказывания)  - основное положение   Пражской  школы. В отличие от Ф. де Соссюра,  Вилем Матезиус на первое место ставит речь, а не язык. Речь изучается как выражение цели  говорящего.  Разработана методика изучения при помощи оппозиции. Пражане постоянно   подчеркивали   преимущество  синхронного анализа языка.  Поскольку изучается речь,  то  возникают  вопросы культуры речи и вопросы стилистики. Пражане считали,   что   изучать   нужно   языки  не  только родственные (сравнительное  языкознание),  но  и   разные   языки (типологическое языкознание).

     Разработанное лингвистами ПЛШ актуальное членение речи представляет собой исследование актуализации смысла высказывания, способов выражения того, что актуально для говорящего, т.е. ремы.

 

8. Датская  лингвистическая школа (Копенгагенская  школа структурализма, Копенгагенская школа глоссематики, Датская школа глоссематики, Датская школа структурализма)

 

   Основателем  школы считается Луи Ельмслев. Наиболее яркими представителями  школы были Виго Брендаль,  Хуго Ульдалль, Кнут Тогебю. Датская  лингвистическая школа, рассматривая языковые единицы  и их  структуру с позиций математики, видела смысл лексической единицы как элемент, создающийся комбинацией составных компонентов.

     В  начале  XX века, усилиями Датской школы намечен поворот в языкознании в сторону анализа формы языковых элементов: «На долю лингвистики  приходится анализ языковой формы» [цит. по:  В.М. Алпатов 2001, с. 173]. “Действительно, при последовательности и продуманности большинства построений Л. Ельмслева его теория имела один слишком явный недостаток: на ее основе нельзя было исследовать реальные языки” [В.М. Алпатов 2001, с. 176]. «Идеи глоссематики развивали ученики Л. Ельмслева Х.И. Ульдалль (1907-1957) и Кнут Тогебю (1918-1974)» [В.М. Алпатов 2001, с. 168].

     Термин "глоссематика" (глоссематика - общелингвистическая  теория,  задуманная как своего рода "алгебра"  языка,  ищущая  чисто  формальные  способы описания языка)  появился  в  1936  году. Этим термином  стали называть  направление   в   структурной    лингвистике. Основателем и теоретиком  Датской  лингвистической школы  был  Луи  Ельмслев (1889-1965 гг.),  который считал,  что язык - абстрактная система чистых отношений.

     Глоссематика  объединяет теорию  языка,  семиотику   и  теорию науки. Луи Ельмслев  отрицает Ф. де Соссюра в  постулате язык --- речь,  отрицает дихотомию, предлагает четырехчленное деление:  схема - норма - узус - акт, где СХЕМА -  это  язык  как  форма,  независимая  от социальной реализации и материального оформления; НОРМА -  это  материальная  форма,  связанная  с социальной реализацией; УЗУС - употребление, совокупность навыков, принятых в данном  обществе; АКТ -  сама  речь,  говорение. Датская школа,  подчеркивая абстрактность языка, изучает знаковую сущность языка, семиотику.

     Алгебра  языка - предельная формализация языка, выявление тех понятий, с помощью которых можно установить отношения языковых единиц. “Среди соссюровских положений Л. Ельмслев прежде всего воспринял представление о языке как о форме, а не субстанции, общий структурный подход к языку и стремление к автономии лингвистики, к рассмотрению ее в изоляции от других наук, за исключением семиотики и математики” [В.М. Алпатов 2001, с. 169]. На развитие взглядов Л. Ельмслева и его единомышленников оказали сильное влияние идеи неопозитивистов, которых, как известно, “интересовали формальные правила построения научной теории в отвлечении от того, как эта теория соотносится с действительностью” [В.М. Алпатов 2001, с. 168].

     Следовательно,  ДЛШ, подчеркивая знаковую сущность  языка, пыталась определить с помощью  математических  действий рождение смысла языковой единицы.

9. Лондонская лингвистическая школа

  Лондонская школа является одним из течений структурализма. Начало оформления относится к 30-м годам XX века, окончательно сложилась в 50-е годы XX века. На рубеже XIX и XX веков Англия заявила о себе трудами Английской фонетической школы, представителями которой были Генри Суит (1845-1912 гг.) и Даниел Джоунз (1881-1967 гг.).

    Л.Л. Нелюбин и Г.Т. Хухуни  указывают, что Суит послужил  прототипом профессора Генри Хиггинса в пьесе Б. Шоу «Пигмалион».

      Г. Суит изучал живые языки:  как все проявления (варианты)  английского языка, так и малоизученные  колониальные языки. 

      Основоположником Лондонской лингвистической  школы  считается Джон Руперт Ферс (1890-1960 гг), усилиями которого была создана кафедра общего языкознания в Лондонском университете.

      Основные положения Лондонской  лингвистической школы: 

1. При рассмотрении  языкового поведения необходимо  учитывать социальный аспект  речевой деятельности.

В центре внимания лингвистической  теории должна находиться задача раскрытия значения.

3. При анализе  языка следует различать понятие  системы и понятие структуры  языка. Понятия системы языка  устанавливаются на парадигматическом  уровне. Понятия структуры языка – на синтагматическом уровне.

       Деятельность Лондонской лингвистической школы способствовала развитию социолингвистики и лингвистики текста.

 

Языкознание в XX веке

 

     События  в России начала века коренным  образом изменили ход развития лингвистики, которая, как и другие отрасли науки, стала глубоко политически зависимой. Русская лингвистика потеряла А.А. Шахматова. Уехал в Польшу Бодуэн де Куртенэ. Эмигрировали князь Н.С. Трубецкой, Роман Якобсон. 

    Рассматривая  лингвистические  концепции Американской школы, мы говорили о том, что американский дескриптивизм появился по причине необходимости изучать национальные языки коренных народов Севера Америки. Подобная ситуация сложилась в молодом Советском Союзе. Активная деятельность по ликвидации безграмотности вызвала необходимость создания письменностей для большого количества народов, составлявших население Советской России.

    Отечественные  языковеды создали для 50 народов  литературные языки. В области  тюркских народов плодотворно трудился известных лингвист, ученик Бодуэна и Л.В. Щербы Евгений Дмитриевич  Поливанов (1890-1937). Особое  значение имеют его работы в области фонологии.

     Проблемами  арабистики занимались Игнатий  Юлианович Крачковский (1882-1951), Николай  Владимирович Юшманов (1896-1946).

     Первые  десятилетия XX века  характеризуются появлением ряда новых отраслей в языкознании.

 

 

Социолингвистика

 

     Социолингвистика (социальная лингвистика) - научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания,  социологии, социальной психологии и этнографии. Изучает проблемы, связанные с социальной природой языка: язык и общество, социальная дифференциация языка, язык и нация,  язык и культура,  билингвизм,  диглоссия, языковая политика. Одной из основных проблем, изучаемых социолингвистикой, является проблема социальной дифференциации языка на всех уровнях его структуры. Большое значение для развития социолингвистики имели работы Розалии Осиповны Шор (1894-1939), Бориса Александровича Ларина (1893-1964),  Виктора Максимовича Жирмунского (1891-1971).

    Особое  место в советском языкознании  занимает деятельность Николая  Яковлевича Марра (1864-1934). Расцвет  научной деятельности Марра приходится  на советское время, когда зарубежную  науку объявили буржуазной и  лживой. Марр, изучив влияние кавказских языков на армянский, определил границы кавказского субстрата, назвав его яфетическим. Марр считает, что языки появляются путем скрещивания, что родство языков вызвано их взаимовлиянием, что в основе развития языков лежат явления скрещивания и смешения. Большое значение Марр придает яфетическим языкам, считая их особой стадией в развитии всех языков мира.

     Особой  критике подверглась классовая  теория Марра, согласно которой  языки появились в классовом  обществе и потому отражают классовую сущность. Общая лингвистическая концепция академика Марра главенствовала достаточно продолжительное время.

 

Терминоведение

 

     Истоки  терминоведческой работы хронологически  связаны с 30-40-ми годами, с развитием  в Советском Союзе  промышленности. Бурное развитие советской индустриализации потребовало наличие документов, оформляющих новые достижения. К «отцам» отечественного терминоведения относят Д.С. Лотте, Г.О. Винокура.  Проблемами терминов занимались А.А. Реформатский, О.С. Ахманова.

     Терминоведение  в качестве самостоятельной научно-прикладной  дисциплины выделилось в конце  20-го века. К теоретикам современного  терминоведения следует отнести,  кроме названных имен ученых, имена В.П. Даниленко,  В.М. Лейчика,  С.В. Гринева, В.А. Татаринова, Ю.Н. Марчука.

      Современное терминоведение - это  комплекс наук, изучающих термины,  терминосистемы, а также закономерности  их использования: теоретическое терминоведение занимается  анализом содержательной,  формальной и функциональной структуры отдельных терминов и их совокупностей;  практическое терминоведение занимается унификацией терминологий. В последнее время активно развивается когнитивное терминоведение.

 

Лексикография

 

    Лексикография  имеет давние традиции, но особого  подъема она достигла в советское время.

    Наиболее  популярным в России является  словарь С.И. Ожегова. Автор  осуществил свою идею: в каждом  доме должен быть  словарь русского  языка. Мечту стал воплощать  в 40-е годы, но помешала война.  Словарь стал выходить после  войны. Словарь переиздается постоянно, основной словник его обновляется: исключаются устаревшие слова (архаизмы) и вводятся слова, которые   перешли из разряда неологизмов в разряд общеупотребительных слов.

     Общая  лексикография в настоящее время  состоит из двух частей: практическая лексикография (изучает все имеющиеся словари и классифицирует их по группам: филологические словари и энциклопедии) и теоретическая лексикография  (изучает средства, способы и методы составления словарей). 

 

 

Психолингвистика

 

     Психолингвистика - область лингвистики,  изучающая язык как феномен психики. Это комплексная наука, вобравшая в себя и оперирующая сведениями как из лингвистики, так и из психологии.  Термин "психолингвистика" был предложен американскими психологами в конце  50-х  годов XX века с целью придания формального статуса уже существовавшему научному направлению.

     Психолингвистика - языковедческая наука, имеющая  специфический объект исследования  и методы.  В  психолингвистике  изучаются все особенности проявления и породившие  их причины в  цепочке "смысл - говорящий - слушающий - смысл".

     Психологическое  направление в мировом языкознании  возникло в недрах сравнительно-исторического  языкознания приблизительно в  50-х годах XIX века. Большое влияние на психологическое направление оказали работы В. фон Гумбольдта, в которых единство человеческого языка объяснялось единством законов человеческой психики,  а разнообразие языков - особенностями психологии различных народов.

     В  России психолингвистика оформилась как самостоятельная наука и заняла свое определенное место среди других наук  благодаря деятельности А.А. Леонтьева.  К наиболее  известным  фундаментальным работам А.А. Леонтьева относятся "Психолингвистические  единицы  и  порождение  речевого  высказывания" и "Психология общения". А.А. Леонтьев популяризирует сложные проблемы психолингвистики в работах "Возникновение и первоначальное развитие языка",  "Язык и разум человека", "Языкознание и  психология", адресованные массовому читателю.

 

 

Когнитивное языкознание

 

      Когнитивное языкознание (или когнитология) - новая область в языкознании, изучает операции человека со знаниями. Когнитивное языкознание  -  это наука,  исследующая процессы усвоения, накопления и использования информации человеком,  а так же исследующая структуры представления знания и способы концептуальной организации знания.

     В  настоящее  время является  одним из наиболее развивающихся  направлений. Значительная роль  в  развитии  когнитивной лингвистики   принадлежит  работам  Е.С. Кубряковой.

Информация о работе Лекции по "Историb лингвистических учений"