Лекции по "Историb лингвистических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:13, курс лекций

Краткое описание

Язык - удивительнейшее явление на Земле. Язык объединяет и разъединяет людей, дает возможность думать и фантазировать, позволяет помнить прошлое и заглядывать в будущее. Без языка невозможна ни одна наука.
Понятие «язык» является одним из самых сложных для того, чтобы дать ему определение. Для сравнения можно привести словарные статьи из разных словарей:
Язык – совокупность всех слов народа и верное их сочетанье для передачи мыслей своих (В.И. Даль).
Язык – всякая система знаков, пригодная для того, чтобы служить средством общения между индивидами (Ж. Марузо).

Содержание

РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 3
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫКОВЕДЫ МИРА 144
РАЗДЕЛ 3. ХРОНОЛОГИЯ ПЕРСОНАЛИЙ 247
ЛИТЕРАТУРА 254

Вложенные файлы: 1 файл

Литература 254.doc

— 738.50 Кб (Скачать файл)

       Платон устами Сократа пытается  передать символику некоторых   звуков,  например, звук Р (R) выражает движение, поэтому все слова с этим звуком являются глаголами;  звук Л (L)  является  выражением чего-то мягкого и гладкого. И действительно, в лексике, например, современного русского  языка слова со значением "действия" содержат вибрант "Р":  "громить",  "разделать",  "рубить". В звуке "Р" имеется некий  компонент  грубости,  противопоставленный мягкости звука "Л",  что можно проиллюстрировать словами "грубый " - "ласковый", "милый",  "ругать", "бранить" - "любить", "ласкать", "разорвать" -  "слепить".

     Вторая  теория утверждала,  что слова  обозначают вещи по обычаю,  по установлению, эта точка зрения  названа термином "тезей". Согласно  этой теории слова выбираются, избираются, устанавливаются людьми.  К таким философам относят  Демокрита  (460-370  гг. до н.э.). Демокрит из Абдеры утверждал, что слова - это создание человеческое, а не божественное,  что слова не совершенны, как совершенна природа.  И доказывал это тем, что слов не хватает, поэтому одним словом  могут быть названы разные предметы;  многие понятия не имеют названий-слов; многие вещи могут иметь по нескольку названий и т.д.

     Дискуссия  "о природе слов и вещей"  не привела спорящих к одному  результату,  но она имела большое  теоретическое значение для развития  языкознания.

     Согласно  умозаключениям Платона,  слова  делятся на 2 группы: имя - это слова, которыми что-либо утверждается и глагол - слова, которые что-либо утверждают об имени. Согласно выделению имени и глагола,  выделены 2 главных члена высказывания: имя - это подлежащее, глагол - это предикат, сказуемое.

    Известнейший  философ античности,  Аристотель,  живший в  4-м веке до нашей  эры (384-322 гг. до н.э.), в своих  философских трудах касается  и проблем языкознания ("Поэтика").  Он выделяет  восемь частей речи:  элемент (звук),  слог,  союз,  член (артикль), имя, глагол, падеж, предложение. Аристотель определил функции падежей, подчеркнул  главенствующую роль именительного падежа.  Дал описание членораздельной речи,  т.е. описание работы речевого аппарата. В фонетике Аристотель выделяет гласные и полугласные, различает звуки по  форме рта,  места образования,  выделяет долгие и краткие звуки. В морфологии - Аристотель основными частями речи считает имя и глагол.  Имя имеет главную форму - исходную - это именительный падеж. Имена  делятся  на женские и мужские и лежащие между ними, то есть, средние.

    Третий  век  до нашей эры характеризуется  расцветом философских  школ: скептическая школа, эпикурейская школа, стоическая школа. Наиболее интересным для языкознания является направление  - стоицизм. Термин стоицизм  появился от названия портика Stoa в Афинах, где учил философ Зенон. К стоической школе относились философы:  основатель школы Зенон (336-264 гг. до н.э.), Хрисипп (281-200  гг. до н.э.  или 280-206 гг. до н.э.), Диоген Вавилонский (240-150 гг. до н.э.). К сожалению, труды стоиков не дошли до наших дней в целостном виде. Мы можем судить об их взглядов на язык только по сохранившимся отдельным цитатам, использованным более поздними учеными.

      Основными источниками сведений о взглядах стоиков на язык являются труды римского ученого первого века до нашей эры Марка Теренция  Варрона «О латинском языке», греческого писателя третьего века нашей эры  Диогена Лаэрция «Жизнь и учения знаменитых философов», христианского богослова 4-5 веков нашей эры Августина «О диалектике».

         Стоицизм - направление в философии  античного общества, колебавшееся  между материализмом и  идеализмом;  согласно  стоицизму, задача мудреца  - освободиться от страстей и  влечений и жить,  повинуясь разуму;  римский стоицизм, в котором преобладали идеалистические и  религиозные  воззрения и призывы к покорности судьбе, оказал большое влияние на раннее христианство.  Стоицизм воспитывал в человеке стойкость и мужество  в  жизненных испытаниях. В языкознании стоики оставили достаточно  заметный  след.  В споре о  природе слов и вещей стоики придерживались точки зрения, согласно которой истинными являются слова и вскрывая природу слова, подвергая анализу слово,  можно понять истинную природу вещи, сущность вещи. Стоики считали,  что слова - это те звуки,  которые издаются вещами. Слово - это впечатление, отпечаток, след предмета, оставленный предметом в душе человека. Стоики утверждали  неразрывную  связь  звуков,  составляющих слово-название, с сущностью называемого предмета. Будучи философами, стоики перенесли из философии, а точнее - из логики  -  в лингвистику большое количество терминов,  которые позднее переводились (калькировались) многими грамматиками  конкретных языков. К таким терминам можно отнести: "часть речи", "имя нарицательное", "имя собственное", "падеж" ("отклонение", "наклонение").

     Стоики  дали названия падежам:  "именительный падеж",  "родительный" ("форма,  означающая род, вид"), "дательный" ("падеж давания"), "винительный" ("падеж,  обозначающий то, что подверглось действию", "причинный падеж"), "звательный падеж". Стоики выделили 24 звука, но они отождествляли звук и букву, поэтому у них 24 буквы,  из них гласных - 10 букв,  14  согласных букв.     Стоики выделяли 5 частей  речи:  глагол,  союз-связка,  член (местоимение и наречие), имя собственное и имя нарицательное.

     Лидером  школы стоиков был философ  Хрисипп  (280-206  год  до нашей  эры, по другим данным –  281-200 гг. до н.э.).

      Стоики убеждены в том, что в этом мире существуют все условия для достойной и счастливой  жизни. Мир устроен разумно. Все существующее на земле разумно. В мире нет ничего случайного. Все события связаны неразрывной  цепью причинности. Из этого следует, что каждое явление можно объяснить посредством других явлений. «Этимология» – наука о происхождении слов – занимает важное место в научной деятельности Хрисиппа. И сам термин «этимология» впервые был введен в научных обиход Хрисиппом.

      Стоики полагали, что первые слова  подражали вещам: мед приятен на вкус и слово mel (мед) приятно на слух; слово crux (крест) грубое – означает орудие пыток и казни; латинское слово vos (вы)   требует указания на собеседников (при произнесении местоимения губы вытягиваются в сторону собеседника), а при произнесении  местоимения nos (мы) язык прижимается к собственным зубам.

     В  истории  Древней Греции выделяется  эпоха,  отрезок времени длиною  более трех веков, связанная  с расцветом греческой культуры  на окраинах  греческой империи,  во многих учебниках называющаяся эпохой эллинизма. В ней выделяются периоды  раннего,  среднего  и позднего эллинизма. Эпоха эллинизма отразилась и в языкознании своеобразным  явлением, получившим название  Александрийская грамматика.

     В  античной истории особое место отдается описанию  Александрии, которая в силу географической отдаленности от центра империи сохранила многие классические традиции греческой культуры. Александрия - один из городов Египта,  север Африки, более трехсот лет была греческой колонией. Греческие колонисты,  находясь  вдали  от греческого центра, старались сохранить греческий язык и греческую культуру в чистоте и правильности.

     Во  втором веке до нашей эры  в  городе Александрия благодаря  деятельности Александра Македонского  была создана крупнейшая для тех времен библиотека, в которой было  собрано  около  800 тысяч томов книг, написанных на разных языках. Данные тексты необходимо было правильно читать, понимать их  содержание,  изучать.  Вокруг этой библиотеки создалось объединение ученых, владеющих различными языками,  умеющими расшифровывать древние письмена, способными трактовать тексты на разных языках. Это объединение получило название Александрийской школы.

    Александрийская  школа была  своеобразным учебным  (просветительским)  и научным (исследовательским) центром, в котором трудились ведущие ученые той эпохи.  Для истории языкознания  наиболее  интересным является созданная в стенах Александрийской школы  грамматика  греческого  языка,  получившая название - Александрийская грамматика.

     Наиболее  значительных успехов в создании  грамматики добились ученые Аристарх  Самофракийский (215-143 годы до нашей  эры, по другим данным –  217-145  годы до н.э.) и его ученик  Дионисий Фракийский (170-90  годы  до нашей эры),  Аполлон Дискол (2-й век до нашей эры).  Аристарх Самофракийский - крупнейший александрийский филолог второго века до нашей эры, исследовал Гомера, занимался вопросами орфографии, ударения, флексии. Свои мысли о языке изложил в трактате  о восьми частях речи,  который, к сожалению, не сохранился.

     Дионисий  Фракийский (Дионисий Фракиец)  -  ученик  Аристарха Самофракийского,  жил  на  рубеже первого и  второго веков до нашей эры.  Сохранилась его "Грамматика",  в которой он изложил основные  сведения грамматического  учения своего учителя.

      Аполлон Дискол (Аполлоний  Дискол)  -  известнейший  филолог первой  половины  второго  века нашей  эры.  Написал более тридцати  произведений, в которых рассматривает  вопросы, связанные с морфологией  и синтаксисом греческого языка,  изучает греческие диалекты.

     Александрийцы  сделали  грамматику  самостоятельной  дисциплиной,  они накопили грамматический  материал и установили  основные  категории имени и глагола.  Александрийские ученые  пытались  дать  описание  греческого языка,  отметив в нем и регулярные систематические явления и  отклонения, т.е. исключения, аномалии. Александрийские ученые большое  внимание  уделяли  фонетике. Звуки отождествлялись с буквами.  У букв-звуков отмечалась долгота-краткость, способность одного звука быть то долгим,  то  кратким. Выделялись дифтонги, т.е. сложные звуки.

     Единицей  речи признается слово,  а речь (или предложение)  - это соединение  слов, выражающее законченную мысль.

     В  Александрийской  грамматике  выделяется восемь частей речи: имя, глагол, причастие, член (артикль, междометие), местоимение, предлог, наречие,  союз. При описании имен александрийцы отмечают  то, что имена могут обозначать тела (например,  "камень") и вещи (например, "воспитание"),  т.е.,  говоря современным языком,  имена  делятся на конкретные и абстрактные. Имена могут называть общее и частное ("человек" - общее, "Сократ" - частное). Имена изменяются по числам и падежам. Глагол имеет формы наклонения,  времени, числа, лица. Глагол - это слово,  называющее действие или страдание.  Выделяется пять наклонений: изъявительное,  повелительное,  желательное, подчинительное, неопределенное. Выделяются три залога: действие, страдание и середина (средний залог).

    Выделяются  четыре вида глагола: законченный, замыслительный, начинательный, участительный. Глагол имеет три числа:  единственное, множественное, двойственное. У глагола три лица: первое  лицо означает от кого речь, второе лицо  – к кому речь, третье  лицо  - о ком речь.  Причастием называются слова,  причастные  к особенностям  и глаголов, и имен.

     Александрийцы  называют основные функции   члена  (артикля)  - быть носителем  признаков рода, числа, падежа  имени. Местоимение - есть слово,  употребляемое вместо имени, показывающее  определенные лица.

     Александрийская библиотека была разгромлена варварами-арабами в 642 году нашей эры,  следовательно,  библиотека существовала более тысячи лет.  И более тысячи лет при библиотеке  существовал научный центр,  сотрудники которого пытались комментировать древние тексты, переводить на греческий  язык (эллинский язык)  иностранные тексты.

     Значение  александрийской грамматики заключается  в  том,  что она была эталоном  грамматик других языков вплоть  до XIX века. Почти две тысячи лет языки изучались при помощи основных понятий  и основных терминов, введенных александрийцами.

 

 

 

 

 Языкознание в Древнем Риме

 

     Древний  Рим  во  многом повторял  обычаи и законы жизни эллинов  (греков). Во втором веке до  нашей эры римские философы  перенесли,  перевели, использовали  для латинского языка Александрийскую грамматику, внеся в нее некоторые изменения. Римляне продолжили дискуссию о происхождении языка. Римляне отстаивали условность связи между словом и предметом. Римляне усилили стилистику,  добавив некоторые  законы  ораторского искусства.  В грамматике,  благодаря римлянам, появилось междометие как часть речи. Юлий Цезарь ввел аблативус, т.е. отложительный падеж. Значительное место занимают труды Марка Теренция Варрона «О латинском языке».

     Римские  грамматики латинского языка  более  тысячи  лет  были классическими учебными пособиями.  Наиболее  известными  являются грамматики Элия  Доната - "Ars grammatica" (полная) и "Ars minor" (краткая), созданные в IV веке нашей эры. Позднее эти два труда, объединенные вместе,  получили название "Грамматическое руководство" или "Грамматика Доната".

      Грамматика Доната состоит из  двух  частей:  "Меньшее  руководство" (Ars  minor)  и  "Большое руководство" (Ars maior).  Она стала одной из  знаменитейших работ в истории  языкознания,  послужившей основным  учебником  латинского  языка  в школах Европы на протяжении более тысячи лет - до начала XV века.

Информация о работе Лекции по "Историb лингвистических учений"