Литература эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:51, курс лекций

Краткое описание

В европейской культуре, начиная с Х! века возникают отдельные явления, которые подготавливают возникновение нового видения мира и появление нового, ренессансного человека. К ним относится рыцарская и городская культура и литература.

Вложенные файлы: 1 файл

-docs-Grakanagitutyun-zarubejnaja literatura-ROLF-3k.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

Ранний период творчества. «Ганн-исландец». 1823. Поэзия. «Бюг Жаргаль», 1826.

Поэмы. Оды. Баллады.

Предисловие к драме «Кромвель» (1827) как манифест французского романтизма.

«Восточные мотивы» (1829)

Повесть «Последний день приговоренного к смерти» (1829)

Драма «Эрнани» (1830). Предисловие к драме.

«Собор Парижской Богоматери» (1830). Исторический роман в творчестве Виктора Гюго и его отличие от романа Вальтера Скотта. Образ собора. Исторические лица и образ народа. Образная система романа. Алхимический миф как основа «преображения»

«Клод Ге» (1834)

Революция 1848-49гг. Годы изгнания.

Памфлеты «Наполеон Малый» и «История одного преступления»

Сборник стихов «Возмездие» (1853)

«Легенда веков» (тома выходили в 1859, 1877, 1883)

Роман «Отверженные» (1861) Анализ

Роман «Человек, который смеется» (1867)

Сборник стихов «Грозный год» (1872)

Роман «Девяносто третий год» (1874) Анализ

 

 

 

                                    Твопчество Виктора Гюго

 

  Переход от поэзии к прозе  в творчестве Гюго связан в  первую очередь с расширением  его нравственного и творческого  горизонта – от личного восприятия  природы и человеческой души он  переходит в романе «Собор Парижской богоматери» к широкому эпическому отражению жизни.

  Виктор Гюго, обращаясь к  историческому материалу для  своего романа, следует примеру  Вальтера Скотта и традиции  романтиков различных стран Европы. Но он в то же время полемизирует со Скоттом, показывая в первую очередь не исторических деятелей, а обобщенный образ народа, который является носителем нравственности и великого Добра. Борьба Добра и Зла лежит в основе художественной системы многих его произведений, и прежде всего – его двух великих романов: «Собор Парижской богоматери» и «Отверженные».

  Открытие истории и зависимости  от нее каждого человека в  литературе романтизма было связано  в первую очередь с открытием  Средневековья. – но уже не только как эпохи феодального варварства,  а как своеобразного культурно-исторического периода, когда создавались высокие художественные и духовные ценности.

   Этот роман Гюго представляет  сложное явление в мировой  литературе и культуре. До сих  пор идут споры о его жанровой природе и роли в эволюции европейского романа. Некоторые исследователи рассматривают его как своего рода итог развития европейского романтизма. Написанный в атмосфере накануне и во время революции 1830 года, на переходе от Реставрации к Июльской монархии, в разгар борьбы за демократизацию общества и за права народных низов. Все эти черты современности отразились в романе Гюго в сочетании с чертами Средневековья.

  Гюго задумал свой роман  как эпическую картину средневекового  Парижа, причем во всех подробностях должны быть показаны нравы, верования, законы, искусства, т.е. вся цивилизация ХУ века в целом. Готовясь к  работе над романом, Гюго собрал большое количество исторических трудов, хроник, хартий, описей и самых разных документов. Особый интерес представляют наблюдения писателя , его изучение собора, исследование всех деталей готики.

 В отличие от Вальтера  Скотта Гюго не показывает  действительно произошедших исторических  событий – он начинает с  вымышленной даты – 6 января 1482 года, связанной с приездом послов из Гента по поводу бракосочетания дофина с Маргаритой Фландрской. Толчком к возникновению замысла романа служит слово «ананкэ»-рок, начертанное кем-то на стене Собора. И весь роман строится как антитеза рока и Провидения, Добра и Зла, на контрасте Красоты и Уродства. Важную роль играет гротеск и смеховая стихия. Средневековье выступает в период своей «осени» (См. работу И.Хейзинги «Осень Средневековья») Еще сильны жестокость и суеверие, но уже изобретен Гуттенбергом книгопечатный станок.

          На первом  плане Гюго показывает вымышленных  героев, а не исторических деятелей, но при этом он очень правдиво  воспроизводит исторический колорит. Собор и площадь около него  – центр повествования. В романе  нет мотива путешествия, как это было бы у Вальтера Скотта, но есть движение истории. Романтический конфликт личности и государства выражается у Гюго в тех ошибках и просчетах в развитии человечества и общества, которые и приводят к трагедии. «Просчет» возможен в действии самой природы (чудовище Квазимодо), в человеческой судьбе (Гудула слишком поздно узнает в Эсмеральде, ненавистной цыганке, свою похищенную дочь и не может спасти ее от казни),  в познании истины (Клод Фролло – ученый, умный и мужественный человек оказывается пленником своей страсти и превращается в романтического злодея в духе героев Байрона), король Людовик !! думает, что народ штурмует дом судьи, который ему неугоден, но потом узнает правду и посылает против него войска. Король Двора Чудес и его подданные – парижская голытьба- хотят спасти Эсмеральду, взяв штурмом Собор, а Квазимодо тоже хочет ее спасти и защищает от них Собор.)

Каждый из героев – носитель рока и каждый приходит в конце к гибели. Рок –в романе это губительная страсть, подчинившая себе героя. Социальные и исторические мотивы включены в космос исторического и природного мира. Готический собор, подобный окаменевшему растительному организму, является воплощением философии народа – мира неграмотных людей. Клод Фролло показывает королю книгу и указывает на Собор. «Вот это убьет то!» Когда появилось книгопечатание, каменная философия соборов утрачивает свое значение. В образах героев романа проявляются мифологические и сказочные черты (алхимический миф о превращении металлов, наполеоновский миф, сказка о Красной шапочке – в истории Феба и Эсмеральды и т.д.)

В образе Квазимодо отражены несчастья, страдания и беды простого народа. Но он же наделен фантастической физической силой (потом те же черты будут в образе Жан Вальжана). Эсмеральда – образ, пришедший из 18 века – это воплощение доброй природы человека. Эсмеральда прекрасна, добра, целомудренна и талантлива, она любимица бедноты. Ее любовь к Фебу, недостойному ее пустому красавцу – еще один «просчет» мироздания и истории, который будет стоить Эсмеральде жизни.

     Сцена у позорного столба, когда Эсмеральда дает напиться изнемогающему от жажды Квазимодо, полна глубокого смысла – вода это символ мудрости, опыта, жизни, превращения. Квазимодо проливает первую в своей жизни слезу и становится другим существом, происходит перерождение – как центральный мифологический мотив. Толпа, смеявшаяся над ним в сцене коронования короля Шутов, будет кричать ему «Слава!», когда он спасет Эсмеральду.

 

                                         «Отверженные»

  В этом крупнейшем романе Виктора Гюго продолжается развитие философской темы Добра и Зла. В структуре романа сочетаются черты различных жанров:исторического романа, романа-притчи и мифа, философского романа, романа о правосудии. В «Отверженных» охвачен период истории Франции с начала века до событий 1830 и 40-х годов, центральная тема – борьба за права низших слоев общества – «отверженных». Судьба отверженных дается в трех ипостясях – мужчины(это Жан Вальжан, осужденный из-за кражи хлеба на 20 лет каторги), женщины (это Фантина – чтобы прокормить своего ребенка она вынуждена стать падшей женщиной и продать свои волосы и зубы) и детей (это Гаврош и Козетта – дети, лишенные детства и материнской ласки, но их судьбы складываются по-разному).

   Отдельную сюжетную линию  представляет история Мариуса, в которой появляются сходные черты с жизнью самого Гюго, и его друзей –«Общества Друзей азбуки», Анжольраса и других, которые героически погибнут во время восстания 1830 года. Отец Мариуса – полковник наполеоновской армии, разлученный с сыном и умирающий вдали от него,- списан с отца Виктора Гюго. Роман пронизан историческими  реминисценциями и ассоциациями, каждая часть начинается с «исторического запева».

  Коллизия «человек и государство»  выражается в образах бывшего  каторжника Жана Вальжана и полицейского Жавера. И Жан Вальжан, и Жавер претерпевают преображение – переходят от Зла к Добру, идет цепная реакция Добра. Но Жан Вальжан действительно преображается, а Жавер не выдерживает этого мучительного внутреннего перерождения и кончает жизнь самоубийством. Но оба они – и Жан Вальжан, и Жавер,- обрисованы крупно и впечатляюще. Их характеры развиваются как бы «скачками» - с резкими и непредсказуемыми поворотами, которые ведут к преображению.Жавер , не привыкший рассуждать, приходит к страшной мысли, что каторжник Жан Вальжан  «оказался сильнее всего общественного порядка» и он вынужден признать «нравственное благородство» отверженного, хотя это для него нестерпимо. Добро – по концепции Гюго- выше закона, установленного обществом собственников, и Жавер в какой-то момент вынужден признать, что «закон может обмануться» - начинается отступление сил зла перед добром, которое несет в себе Жан Вальжан.

    Епископ Мириэль выступает  как носитель Идеи Добра. Когда  озлобленный и всеми преследуемый  Жан Вальжан, обкрадывает Мириэля, единственного человека, оказавшего ему гостеприимство, то Мириэль прощает его и спасает от жандармов. А чтобы они поверили в невиновность Жана Вальжана, Мириэль дарит ему свои серебряные подсвечники. (В романе очень много символики – образы четырех стихий, мрака, холода, леса, дороги и т.д. Символ свечи с давних времен означает Милосердие, с которым Господь относится к человеку, раскаивающемуся в своих грехах).

   Особое значение имеют  образы четы Тенардье – владельцев  трактира, а затем членов разбойничьей шайки. Тенардье – воплощенное Зло, алчный и жестокий человек. Но именно его донос Мариусу в финале романа дает возможность молодому адвокату раскрыть тайну Жана Вальжана и попытаться загладить свою вину.  Эпонина, дочь Тенардье, в детстве мучившая маленькую Козетту, став взрослой девушкой, полюбила Мариуса и спасла его в сражении на баррикаде Сен-Мерри, заслонив его своим телом от пули национального гвардейца.

   Сам Гюго определил свою  книгу как «драму, в которой  главное действующее лицо Бесконечность, а человек «лицо второстепенное». Но роман завершается апофеозом Жана Вальжана.          

 

 

 

 

 

 Творчество Жорж Санд (1804-1846)

 Общая характеристика творчества. Основные периоды.

Ранний период творчества. Романы «Индиана» (1832), «Валентина» (1832), «Лелия» (1833). Тема женщины в романах Жлож Санд.

Роман «Мопра» (1837)

Роман «Странствующий подмастерье» (1840)

Роман «Орас» (1841)

Роман «Мельник из Анжибо» (1844) Роман «Грех господина Антуана» (1845)

Сказки Жорж Санд как этап развития французской литературной сказки.

1В.-Г.Вакенродер. Сердечные излияния отшельника–любителя искусств. В кн.В.-Г.Вакенродер. Фантазии об искусстве. М., 1977, с.58.

2 А.В.Карельский. От героя к человеку. Вступление. М., 1990, с.22.

 

3 Л.Г.Андреев. Чем же закончилась история второго тысячелетия? (Художественный синтез и постмодернизм). В кн. Зарубежная литература второго тысячелетия. М., 2001, с.304-5.

4 Н.Т.Пахсарьян. Введение. Литература ХУП века. В кн. История зарубежной литературы ХУП века. М., 2005,с.16.

 

5 Мастера искусства об искусстве, т.Ш, М., 1967, с.171-2.

 

6 И.А.Тертерян. Барокко и романтизм: к изучению мотивной структуры. В кн. Кальдерон и мировая культура. Л., 1986.

 


Информация о работе Литература эпохи Возрождения