Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:51, курс лекций
В европейской культуре, начиная с Х! века возникают отдельные явления, которые подготавливают возникновение нового видения мира и появление нового, ренессансного человека. К ним относится рыцарская и городская культура и литература.
Ранний период творчества. «Ганн-исландец». 1823. Поэзия. «Бюг Жаргаль», 1826.
Поэмы. Оды. Баллады.
Предисловие к драме «Кромвель» (1827) как манифест французского романтизма.
«Восточные мотивы» (1829)
Повесть «Последний день приговоренного к смерти» (1829)
Драма «Эрнани» (1830). Предисловие к драме.
«Собор Парижской Богоматери» (1830). Исторический роман в творчестве Виктора Гюго и его отличие от романа Вальтера Скотта. Образ собора. Исторические лица и образ народа. Образная система романа. Алхимический миф как основа «преображения»
«Клод Ге» (1834)
Революция 1848-49гг. Годы изгнания.
Памфлеты «Наполеон Малый» и «История одного преступления»
Сборник стихов «Возмездие» (1853)
«Легенда веков» (тома выходили в 1859, 1877, 1883)
Роман «Отверженные» (1861) Анализ
Роман «Человек, который смеется» (1867)
Сборник стихов «Грозный год» (1872)
Роман «Девяносто третий год» (1874) Анализ
Переход от поэзии к прозе
в творчестве Гюго связан в
первую очередь с расширением
его нравственного и
Виктор Гюго, обращаясь к историческому материалу для своего романа, следует примеру Вальтера Скотта и традиции романтиков различных стран Европы. Но он в то же время полемизирует со Скоттом, показывая в первую очередь не исторических деятелей, а обобщенный образ народа, который является носителем нравственности и великого Добра. Борьба Добра и Зла лежит в основе художественной системы многих его произведений, и прежде всего – его двух великих романов: «Собор Парижской богоматери» и «Отверженные».
Открытие истории и
Этот роман Гюго представляет сложное явление в мировой литературе и культуре. До сих пор идут споры о его жанровой природе и роли в эволюции европейского романа. Некоторые исследователи рассматривают его как своего рода итог развития европейского романтизма. Написанный в атмосфере накануне и во время революции 1830 года, на переходе от Реставрации к Июльской монархии, в разгар борьбы за демократизацию общества и за права народных низов. Все эти черты современности отразились в романе Гюго в сочетании с чертами Средневековья.
Гюго задумал свой роман
как эпическую картину
В отличие от Вальтера
Скотта Гюго не показывает
действительно произошедших
На первом
плане Гюго показывает
Каждый из героев – носитель рока и каждый приходит в конце к гибели. Рок –в романе это губительная страсть, подчинившая себе героя. Социальные и исторические мотивы включены в космос исторического и природного мира. Готический собор, подобный окаменевшему растительному организму, является воплощением философии народа – мира неграмотных людей. Клод Фролло показывает королю книгу и указывает на Собор. «Вот это убьет то!» Когда появилось книгопечатание, каменная философия соборов утрачивает свое значение. В образах героев романа проявляются мифологические и сказочные черты (алхимический миф о превращении металлов, наполеоновский миф, сказка о Красной шапочке – в истории Феба и Эсмеральды и т.д.)
В образе Квазимодо отражены несчастья, страдания и беды простого народа. Но он же наделен фантастической физической силой (потом те же черты будут в образе Жан Вальжана). Эсмеральда – образ, пришедший из 18 века – это воплощение доброй природы человека. Эсмеральда прекрасна, добра, целомудренна и талантлива, она любимица бедноты. Ее любовь к Фебу, недостойному ее пустому красавцу – еще один «просчет» мироздания и истории, который будет стоить Эсмеральде жизни.
Сцена у позорного столба, когда Эсмеральда дает напиться изнемогающему от жажды Квазимодо, полна глубокого смысла – вода это символ мудрости, опыта, жизни, превращения. Квазимодо проливает первую в своей жизни слезу и становится другим существом, происходит перерождение – как центральный мифологический мотив. Толпа, смеявшаяся над ним в сцене коронования короля Шутов, будет кричать ему «Слава!», когда он спасет Эсмеральду.
В этом крупнейшем романе Виктора Гюго продолжается развитие философской темы Добра и Зла. В структуре романа сочетаются черты различных жанров:исторического романа, романа-притчи и мифа, философского романа, романа о правосудии. В «Отверженных» охвачен период истории Франции с начала века до событий 1830 и 40-х годов, центральная тема – борьба за права низших слоев общества – «отверженных». Судьба отверженных дается в трех ипостясях – мужчины(это Жан Вальжан, осужденный из-за кражи хлеба на 20 лет каторги), женщины (это Фантина – чтобы прокормить своего ребенка она вынуждена стать падшей женщиной и продать свои волосы и зубы) и детей (это Гаврош и Козетта – дети, лишенные детства и материнской ласки, но их судьбы складываются по-разному).
Отдельную сюжетную линию представляет история Мариуса, в которой появляются сходные черты с жизнью самого Гюго, и его друзей –«Общества Друзей азбуки», Анжольраса и других, которые героически погибнут во время восстания 1830 года. Отец Мариуса – полковник наполеоновской армии, разлученный с сыном и умирающий вдали от него,- списан с отца Виктора Гюго. Роман пронизан историческими реминисценциями и ассоциациями, каждая часть начинается с «исторического запева».
Коллизия «человек и
Епископ Мириэль выступает
как носитель Идеи Добра. Когда
озлобленный и всеми
Особое значение имеют
образы четы Тенардье –
Сам Гюго определил свою книгу как «драму, в которой главное действующее лицо Бесконечность, а человек «лицо второстепенное». Но роман завершается апофеозом Жана Вальжана.
Творчество Жорж Санд (1804-1846)
Общая характеристика
Ранний период творчества. Романы «Индиана» (1832), «Валентина» (1832), «Лелия» (1833). Тема женщины в романах Жлож Санд.
Роман «Мопра» (1837)
Роман «Странствующий подмастерье» (1840)
Роман «Орас» (1841)
Роман «Мельник из Анжибо» (1844) Роман «Грех господина Антуана» (1845)
Сказки Жорж Санд как этап развития французской литературной сказки.
1В.-Г.Вакенродер. Сердечные излияния отшельника–любителя искусств. В кн.В.-Г.Вакенродер. Фантазии об искусстве. М., 1977, с.58.
2 А.В.Карельский. От героя к человеку. Вступление. М., 1990, с.22.
3 Л.Г.Андреев. Чем же закончилась история второго тысячелетия? (Художественный синтез и постмодернизм). В кн. Зарубежная литература второго тысячелетия. М., 2001, с.304-5.
4 Н.Т.Пахсарьян. Введение. Литература ХУП века. В кн. История зарубежной литературы ХУП века. М., 2005,с.16.
5 Мастера искусства об искусстве, т.Ш, М., 1967, с.171-2.
6 И.А.Тертерян. Барокко и романтизм: к изучению мотивной структуры. В кн. Кальдерон и мировая культура. Л., 1986.